Файл: Особенности заключения трудовых договоров со спортсменами, с тренерами (Источники российского спортивного права, регулирующие труд спортсменов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации является составной частью программы реализации социальной функции государства. Для реализации государственной политики в области оздоровления граждан и увеличения продолжительности жизни необходимо формировать интерес населения к физической активности и стимулировать профессиональное развитие спортивной отрасли. Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации, вопросы организации и развития физической культуры и спорта находятся в совместном ведении РФ и её субъектов. Это положение высшего нормативного правового акта конкретизируется в процессе принятия федеральных правовых актов, регулирующих сферу физической культуры и спорта, в которых устанавливаются основы государственной политики в данной области. В субъектах РФ, в свою очередь, принимаются и реализуются местные законодательные инициативы, разрабатываемые во исполнение положений федеральных законов и программ развития физической культуры и спорта. Основные направления развития физической культуры и спорта установлены Федеральным законом от 4 декабря 2007 г № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", государственной программой Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" и Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года.

Осознавая важность поддержки массовой физической культуры и профессионального спорта в стране, государственные органы часто отмечают высокую значимость развития спортивной сферы в текстах федеральных целевых программ, прогнозах социально-экономического развития и других правовых актах. Хотя в Конституции Российской Федерации не содержится прямого упоминания о праве граждан на занятие спортом, федеральным законодательством оно чётко закреплено. Так, согласно ст. 3 Федерального закона о "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", одним из основополагающих принципов российского законодательства о физической культуре и спорте является "обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения"[1]. Данная норма во многом определяет степень внимания государственных органов к спортивной сфере: наиболее важные правовые акты, принятые для реализации Российской Федерацией своей функции как социального государства, содержат положения, закрепляющие государственную поддержку развития физкультуры и спорта.


Актуальность данной темы обусловлена нынешними приоритетами развития Российской Федерации. Настоящий период характеризуется повышенным вниманием граждан Российской Федерации к исполнению государством своей социальной функции. Ввиду периода экономической нестабильности, связанной с международной политической напряжённостью и падением цен на энергоносители, население все больше интересуют вопросы об исполнении социальных гарантий государством и планах нормализации социально-экономической ситуации в целом. На первый взгляд, связь между развитием физкультуры и спорта с другими сферами жизни общества может быть неочевидной, но на практике от состояния данной сферы в той или иной мере зависит множество направлений государственной политики, а от того, какой статус профессиональных спортсменов поддерживается государством, зависит привлекательность и успешность не только спорта высших достижений как профессиональной сферы деятельности, но и массовая поддержка здорового образа жизни.

Самые прочные связи физкультура и спорт имеют с демографической политикой государства. Укрепление здоровья населения, а особенно младших поколений, напрямую зависит от наличия в государстве условий для формирования мотивации граждан к ведению здорового образа жизни. Здоровый образ жизни граждан снижает уровень заболеваемости в стране, способствует снижению распространения таких негативных явлений, как табакокурение, алкоголизм и наркомания. В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года высокий уровень смертности напрямую связывается, в частности, с отсутствием условий для организации активного досуга граждан, для свободного занятия физической культурой и спортом[2]. Данное обстоятельство препятствует формированию культуры бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Политика государства в сфере образования также связана с развитием массовой физкультуры и профессионального спорта. На образовательные организации государством возлагается задача по совершенствованию системы пропаганды здорового образа жизни и занятия спортом, развитию и эффективному использованию инфраструктуры для физического развития молодых поколений. Особое внимание уделяется укреплению и расширению связей общеобразовательных организаций со спортивными учреждениями, в частности, спортивными федерациями. В частности, положения Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы предусматривают увеличение доли образовательных организаций, разрабатывающих и внедряющих различные способы и модели развития физкультурной и спортивной инфраструктуры[3]. Результатом развития этой инфраструктуры должно стать повышение качества и международной конкурентоспособности российского образования.


В прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019-2020 годов, разработанном Правительством Российской Федерации в сентябре 2017 года, среди отраслей социальной сферы также указано обеспечение устойчивого развития физкультуры и спорта. В частности, для обеспечения положительной динамики развития сферы, планируется сохранение темпов строительства и реконструкции спортивных объектов и инфраструктуры, отмечается важность модернизации системы доступа к физкультуре и спорту лиц с ограниченными возможностями, создания условий для формирования спортивного резерва, внедрения эффективных федеральных стандартов спортивной подготовки[4]. Все эти меры в совокупности с улучшением системы оплаты труда и соцзащиты спортсменов призваны повысить привлекательность физкультуры и спорта в России как сферы профессиональной деятельности.

В федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы", помимо социального значения развития спорта, отмечается и его влияние как политического фактора. Текст программы напрямую связывает массовость и широкое распространение спортивной активности среди населения с успехами в спорте высших достижений, что должно доказать жизнеспособность и спортивный дух нации[5]. Согласно отчету о ходе реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утверждённому 1 марта 2018 г. Министром спорта РФ Новиковым П.В., в 2017 году на реализацию положений Госпрограммы было предусмотрено 88721649,7 тыс. рублей[6], при этом оценка эффективности её реализации составила 81,4 %[7]. Большое внимание к реализации спортивных программ обусловлено интенсивной подготовкой России к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года, в частности приведением в жизнь масштабных проектов по усовершенствованию инфраструктуры для занятия физкультурой и спортом, развитием спортивных и физкультурных объектов, находящихся в шаговой доступности для населения. Всё это должно способствовать стабильной подготовке спортсменов в России в целом и для сборных команд в частности, обеспечивая положительный международный имидж России и выполнение государством своей социальной функции по поддержанию здоровья населения.

Развитие физкультуры и спорта напрямую связано с другими сферами деятельности государства, а обеспечение устойчивого и эффективного развития этой сферы на законодательном и практическом уровнях позволит приблизить решение многих социальных проблем, с которыми сталкивается Россия в данный период. С учетом данных обстоятельств, эффективное правовое регулирование труда спортсменов становится особенно важным, так как именно от их труда, физической подготовки и самоотдачи зависит привлекательность выбора населением здорового образа жизни, а также спорта как профессиональной сферы деятельности.


Целью данной работы является выявление и научная характеристика ключевых особенностей правового регулирования, которые содержатся в трудовом законодательстве о профессиональном статусе спортсменов в России, касаются содержания трудовых договоров со спортсменами в целом и их отдельными категориями в частности. Для реализации данной цели в рамках научной работы решаются следующие задачи:

1. Проанализировать основные нормативные правовые акты, регулирующие труд спортсменов в России;

2. Определить статус профессиональных спортсменов как стороны трудового договора;

3. Выявить особенности, касающиеся содержания трудовых договоров со спортсменами;

4. Выявить и изучить особенности регулирования трудовых отношений с отдельными категориями спортсменов;

Объект данной исследовательской работы составляют общественные отношения в сфере правового регулирования труда спортсменов.

Предмет данной исследовательской работы составляют нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения в трудовой сфере с участием спортсменов, а также опыт практической реализации положений российского законодательства в сфере физкультуры и спорта.

Методологическую основу данной исследовательской работы составляет совокупность использованных общенаучных и частно-научных методов: формально-логический, системно-структурный, сравнительно-правовой. При толковании нормативных положений законодательства были использованы филологический, систематический и логический способы.

Теоретическую основу данной исследовательской работы составляют учебные пособия, монографии, статьи, диссертации и другие научные работы, посвященные изучению, анализу и характеристике правового регулирования труда спортсменов в России. Данная проблема изучалась в работах Алексеева С.В., Братановского С. Н., Захаровой Л.И., Говорова П.С., Лебедевой М.А., Рогачёва Д.И., Шевченко О.А. и других авторов.

Нормативную основу данной исследовательской работы составляют нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере труда спортсменов. К ним относятся международные нормативные правовые акты, Конституция Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные акты РФ, законы субъектов РФ, нормативные акты спортивных федераций, локальные нормативные акты спортивных организаций.

Структура данной исследовательской работы обусловлена её целью и поставленными задачами, состоит из введения, двух глав, заключения. В первой главе рассматриваются система спортивного права РФ, ключевые нормативные правовые акты законодательства, регулирующие трудовые отношения со спортсменами. Во второй главе изучаются и анализируются особенности правового статуса профессионального спортсмена в Российской Федерации, особенности содержания трудового договора со спортсменом. Также в предмет изучения данной главы входят особенности регулирования труда отдельных категорий спортсменов, система гарантий, компенсаций и охраны труда спортсменов, которая предусмотрена российским законодательством.


ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА СПОРТСМЕНОВ В РФ

1.1. Спортивное право РФ: место в системе отраслей права

Нормативно-правовое регулирование физической культуры и спорта в России осуществляется нормативными актами, принадлежащими к различным традиционным отраслям российского права, которые в своем взаимодействии формируют систему регулирования общественных отношений в сфере спорта. В российской юридической науке вопрос об определении отраслевой принадлежности спортивного права является дискуссионным, что обусловливает значительное количество научных работ по данной проблематике.

Основной проблемой при определении отраслевой принадлежности спортивного права является решение вопроса о том, нужно ли выделять его как самостоятельную отрасль, как комплексную отрасль, или же считать его подотраслью основной отрасли права, с которой спортивное право наиболее тесно связано в той или иной части регулирования, а также о целесообразности такого определения. Традиционно разделение отраслей права проводят по наличию у них собственных предмета и метода регулирования общественных отношений. Они являются тесно взаимосвязанными между собой, так как метод регулирования характеризует способы и средства, которые используются отраслью для правового воздействия на определенную сферу общественных отношений. В зависимости от характеристики предмета и метода регулирования спортивного права, можно прийти к различным по фактическому результату, но одинаково логичным выводам касательно его отраслевой принадлежности.

Мнение о том, что выделение спортивного права в качестве самостоятельной отрасли было бы преждевременным, высказывала в своей работе О.А. Шевченко. Учитывая общую неоднозначность подходов различных учёных к решению вопроса об отраслевой принадлежности спортивного права, а также сложность в выделении однородного отраслевого предмета регулирования, вопрос о самостоятельном предмете спортивного права не может считаться окончательно решённым, что означает и сложность решения вопроса о выделении спортивного права в самостоятельную отрасль[8].