Файл: Особенности заключения трудовых договоров со спортсменами, с тренерами (Источники российского спортивного права, регулирующие труд спортсменов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ранее в данной работе было отмечено, что указание в ст. 348.1 ТК РФ на наличие у физических лиц статуса индивидуального предпринимателя для заключения трудового договора со спортсменом является обязательным. Соответственно, физическое лицо, не обладающее таким статусом, не может заключить трудовой договор со спортсменом для целей личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйств[62]: профессиональная деятельность спортсмена и её цель четко определены и неразрывно связаны с участием в спортивных соревнованиях[63]. Участие в таких соревнованиях является возмездным, и получение вознаграждения спортсменами обеспечивается с помощью коммерциализации профессиональных спортивных мероприятий. Физическое лицо, не занятое в предпринимательской деятельности, не соответствует статусу такого работодателя, который мог бы обеспечить устойчивое профессиональное развитие спортсмена.

2.3 Особенности содержания трудовых договоров со спортсменами

Ст. 348.2 ТК РФ дополняет положения ч. 2 ст. 57 ТК РФ следующими условиями, которые должны быть обязательно включены в трудовой договор со спортсменами для того, чтобы учесть специфику их трудовой деятельности:

1. обязанность работодателя обеспечить проведение тренировочных мероприятий и участие спортсмена в спортивных соревнованиях под руководством тренера;

2. обязанность спортсмена соблюдать спортивный режим, выполнять планы подготовки к спортивным соревнованиям;

3. обязанность спортсмена принимать участие в спортивных соревнованиях только по указанию работодателя;

4. обязанность спортсмена соблюдать антидопинговые правила и проходить допинг-контроль;

5. обязанность спортсмена предоставлять информацию о своем местонахождении в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами в целях проведения допинг-контроля;

6. обеспечение работодателем страхования жизни и здоровья спортсмена, в т.ч. необходимого дополнительного медицинского страхования[64].

В настоящее время соблюдению данных положений трудового законодательства приковано внимание спортивной общественности ввиду недавних нарушений российскими спортсменами антидопингового законодательства и последующая дисквалификация сборной команды России с XXIII Зимних Олимпийских игр в Пхёнчхане, оформленная решением Исполнительного комитета МОК.


Пункт 2.1.1 Общероссийских антидопинговых правил устанавливает персональную обязанность каждого спортсмена по недопущению попадания запрещённой субстанции в свой организм[65], далее пункты содержат перечисление возможных нарушений антидопинговых Правил. Из них некоторые тесно связаны с положениями об обязанностях спортсменов (согласно особенностям их трудового договора по ст. 348.2 ТК РФ): уклонение, отказ или неявка спортсмена на процедуру сдачи проб[66]; нарушение порядка предоставления информации о местонахождении[67]; соучастие (любой вид намеренного соучастия в нарушении антидопинговых правил)[68], а также запрещенное сотрудничество (а именно содействие в целях распространения практики применения допинга)[69]. Возложению на профессиональных спортсменов обязанностей в области антидопингового регулирования сопутствует закрепление в ст. 348.11 ТК РФ дополнительных оснований прекращения трудовых договоров: наличие принятого общероссийской федерацией по определенному виду спорта по поводу спортсмена решения о спортивной дисквалификации на срок 6 месяцев и более, а также нарушение спортсменом указанных выше антидопинговых правил. Применение к спортсмену такой санкции за нарушение указанных норм как увольнение обусловлено тяжестью соответствующего деяния в системе деликтов спортивного права: в каждом российском нормативно-правовом акте, определяющим пути развития отечественной физкультуры и спорта есть положения о строгом запрете практики использования запрещённых препаратов для получения физического преимущества в профессиональной деятельности, независимо от того, была ли эта практика успешной с точки зрения его профессиональных показателей, или же не принесла результата.

Также ст. 348.2 ТК РФ предусматривает специальный перечень дополнительных условий в содержании трудового договора со спортсменом, которые могут предусматриваться помимо иных, не ухудшающих положение профессионального спортсмена, условий:

1. согласие спортсмена на передачу и обработку своих персональных данных общероссийской спортивной федерацией (в случае попадания в сборную команду России – Минспорта РФ);

2. обязанность спортсмена по использованию специальной экипировки в процессе выполнения своей трудовой функции;

3. обязанность спортсмена соблюдать требования положений (регламентов) соревнований, которые непосредственно связаны с трудовой деятельностью спортсмена;


Также в списке возможных дополнительных условий содержатся 2 нормы, касающиеся реализации положений ст. 348.12 ТК РФ:

4. обязанность предупреждения работодателя об инициативном расторжении трудового договора в установленный договором срок;

5. условие о порядке и размере осуществляемой спортсменом денежной выплате работодателю в случае расторжения трудового договора по собственной инициативе[70].

Данные положения, относящиеся к особенностям расторжения трудового договора со спортсменом, призваны нормативно закрепить возможность работодателя защитить свои интересы, обезопасив себя от неожиданных убытков ввиду прекращения исполнения профессиональным спортсменом своей трудовой функции. Специфика спортивной сферы обусловливает клубную мобильность спортсменов, при этом баланс интересов при отсутствии гарантий работодателю в случае ухода спортсмена нарушается.

В то же время, ни одна другая категория работников не обладает предусмотренной для неё обязанностью денежной выплаты работодателю, связанную с расторжением трудового договора по инициативе работника в отсутствие уважительных причин либо иных оснований. Данный вопрос является дискуссионным среди ученых-юристов, и существует несколько подходов к пониманию нормы ст. 348.12:

1. данная норма является дискриминационной, безосновательно нарушает права участников трудовых отношений[71];

2. установление выплаты является компенсацией работодателю за период обучения ушедшего спортсмена, а потому является правомерной выплатой[72];

3. необходимость в подобной норме есть, однако её содержание не соответствует трудовому праву РФ, а в случае определения периода обучения спортсмена как части его профессиональной деятельности, то есть подготовки к спортивным соревнованиям, то это не может быть "платой за обучение" спортсмена[73].

Спор, который может возникнуть по поводу размера "выходной" платы спортсмена, легче всего представить в реалиях функционирования футбольного клуба. Регламент РФС по статусу и переходам (трансферу) футболистов в сфере регулирования трудовых отношений футболистов-профессионалов устанавливает норму о стабильности трудовых договоров[74]. Положения Регламента позволяют расторжение трудового договора со спортсменом без применения спортивных санкций, без компенсации работодателю в том случае, если договор был расторгнут по истечении срока действия, по соглашению сторон, либо ввиду не зависящих от воли сторон трудового договора обстоятельств. Уважительными причинами в данном случае могут являться:


1. нарушения трудового договора и/или положений локальных нормативных актов футбольным клубом;

2. утрата профессионального статуса футбольного клуба;

3. восстановление футболистом-профессионалом своего любительского статуса.

При отсутствии же уважительных причин у спортсмена, расторгающего договор по собственной инициативе, у него появляется обязанность по выплате предусмотренной компенсации, закреплённая непосредственно за определённым спортсменом. Таким образом, если спортсмен, получая предложение от другого клуба, без уважительных причин расторгнет договор, будет обязан выплатить определённую компенсацию. Учитывая объём средств, которые клубы тратят на оплату межклубных трансферов профессиональных игроков[75], работодатель в лице профессионального футбольного клуба лишается того вклада, который игрок мог бы внести для улучшения результатов клуба в спортивных соревнованиях. Данная категория рассматривается более с позиции гражданского права, так как предусмотренные компенсации ввиду понесённых убытков и система штрафных выплат являются характерными санкциями гражданско-правового регулирования. При этом структура нормы Трудового кодекса РФ, фактически, делает возможной такую систему возмещения убытков для "смягчения" денежных потерь работодателей.

Согласно ст. 3 ТК РФ, к дискриминации нельзя отнести установление особых мер регулирования, которые определены свойственному данному виду труда требованиями. При анализе положений нормы ст. 348.12 ТК РФ о денежной выплате работника работодателю складывается мнение, что данная норма не содержит ограничения трудовых прав профессиональных спортсменов по дискриминирующим параметрам. При этом сложно спорить с тем фактом, что список уважительных причин, содержащийся в Регламенте РФС по трансферам[76], не содержит достаточного количества пунктов, по которым, с точки зрения соблюдения баланса интересов в трудовом праве, профессионального роста спортсмена, удовлетворённости спортсменом ситуацией в клубе и др., футболист мог бы инициативно расторгнуть трудовой договор.

Если признать существование данной нормы именно в таком виде как необходимой части регулирования специфических трудовых отношений, возникающих в сфере профессионального спорта и порядка проведения спортивных трансферов, то в данном случае необходимо устранить её противоречивость духу трудового права, в полной мере обеспечив названные выше права профессиональных спортсменов. Так, Зайцев Ю.В.[77], в целях предотвращения злоупотребления правом со стороны профессиональных спортивных организаций, предлагает дополнить список уважительных причин, которые позволили бы спортсмену расторгнуть договор со своим работодателем без выплаты компенсации. Данное предложение представляется наиболее целесообразным для одновременно сохранения регулирующей функции нормы и для гарантии прав профессиональных спортсменов.


Спортивная уважительная причина – такая причина, которая не позволяет обеспечить профессиональное развитие спортсмена при добросовестном выполнении трудовой функции у данного работодателя. Частными примерами данной причины могут служить систематическое оставление игрока на "скамейке" запасных игроков, неучастие спортсмена в спортивных соревнованиях ввиду ограничений, установленных работодателем. В случае с командными видами спорта, снижение уровня престижа клуба до низшего возможного в рамках существующей системы соревнования команд в определённом виде спорта (например, "вылет" клуба в низшую лигу) представляется возможной уважительной причиной для инициативного расторжения трудового договора спортсменами, так как вместе с падением престижа клуба ожидаемым последствием является уменьшение размера получаемой прибыли от участия в профессиональных спортивных соревнованиях, и, как следствие, вероятность невыполнения работодателем своих обязательств перед спортсменами. Данный вопрос также осложняется тем, что в российском трудовом законодательстве предусмотрена только личная ответственность спортсмена перед спортивной организацией по уплате компенсации. Соответственно, отсутствует практика применения норм о солидарной материальной ответственности между спортсменами и их новыми работодателями перед той спортивной организацией, которая требует от спортсмена выплаты ввиду расторжения трудового договора без уважительной причины.

Трудовой кодекс РФ позволяет указывать в качестве дополнительного включения в договор со спортсменов любого срока уведомления, однако если данного условия включено не было, то стандартный срок уведомления работодателя о расторжении трудового договора по собственному желанию не может составлять менее 1 месяца. Изъятием из данной нормы является расторжение договора в том случае, если он был заключен на срок менее 4 месяцев. В отличие от профессионального спорта, по общему правилу, работник должен уведомить работодателя не позднее чем за две недели до расторжения трудового договора. Также в нормативных положениях, касающихся общих трудовых договоров, отсутствует упоминание о возможности включения дополнительного условия о денежной выплате работодателю в такой ситуации[78].

Нормативные положения о сроках заключения трудовых договоров со спортсменами позволяют заключение срочных трудовых договоров и договоров с неопределённым сроком. В отличие от общих условий заключения срочных трудовых договоров, закреплённых в ст. 59 ТК РФ, при заключении срочного трудового договора со спортсменами, характер выполняемой работы и условия её выполнения не обусловливают заключение срочного трудового договора: это определяется соглашением сторон[79].