Файл: Особенности заключения трудовых договоров со спортсменами, с тренерами (Источники российского спортивного права, регулирующие труд спортсменов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Другими учёными, например, А.А. Соловьёвым[9], А.Д. Мельником[10], С.В. Алексеевым, спортивное право рассматривается как комплексная отрасль российского права, предмет регулирования которой составляют спортивные, трудовые и другие, тесно связанные с ними отношения.

Так, по мнению С.В. Алексеева, спортивное право обладает всеми признаками, которые присущи комплексной отрасли права, а именно:

1) отсутствие четкого предметного единства общественных отношений, составляющих предмет спортивного права;

2) наличие комплексного метода регулирования, который сочетает в себе методы основных отраслей права;

3) удвоенная структура спортивного права, нормы которого входят в состав основных отраслей права[11].

Многообразие общественных отношений, регулируемым спортивным правом, также часто отмечается как одна из проблем на пути его отраслевой принадлежности. В.П. Васькевич, разделяя предмет спортивного права на физическую культуру и профессиональный спорт[12], предложил следующий подход к пониманию отрасли спортивного права. Профессиональный спорт, в обособленности от физической культуры, можно определить как подотрасль предпринимательского права, так как он обладает следующими особенностями:

1) спорт представляет собой предпринимательскую деятельность, направленную на систематическое получение прибыли;

2) предмет спортивного права составляют спортивные отношения, а также сопутствующие им корпоративные и организационные отношения;

3) наличие специальных источников правового регулирования профессионального спорта;

4) особый правовой статус субъектов профессионального спорта.

При этом "физическую культуру и спорт можно представить и как отдельные подотрасли спортивного права, представляющего собой отдельную комплексную отрасль права". В отличие от профессионального спорта, который характеризуется выплатами вознаграждений и/или заработной платы спортсменам – участникам соревнований, физическая культура направлена на саморазвитие личности, совершенствование физической подготовки человека. Несмотря на то, что обе составляющих спортивного права обладают схожей природой, их структурные и институциональные различия обусловливают их разделение.

В целом, основные подходы к разрешению проблемы определения отраслевой принадлежности спортивного права объединяет то, что целесообразность такого обособления в том или ином виде признаётся всеми участниками дискуссии. Это позволяет обеспечить эффективное управление сферой физкультуры и спорта, придать ей необходимую юридическую чёткость и систематизировать хозяйственную деятельность субъектов спортивного права[13]. Несмотря на то, что основные нормы спортивного права содержатся в нормативно-правовых актах административного, трудового, гражданского и других основных отраслей, спортивное право, ввиду специфики его предмета и многообразия регулируемых им общественных отношений, невозможно полностью уместить в рамки какой-либо иной сформировавшейся отрасли[14].


1.2 Источники российского спортивного права, регулирующие труд спортсменов

Помимо связи спортивного права с основными отраслями российского права, оно также включает в себя нормы, закреплённые в законодательстве об образовании, медицине, предпринимательской деятельности. Весь массив нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере спорта и физкультуры, путём законодательного закрепления обеспечивает гарантию прав граждан на занятия спортом, физической культурой, собственное физическое и духовное развитие. В данной работе будут исследованы те акты, которые наиболее всего определяют трудо-правовой статус спортсмена в РФ. В общем виде структура источников российского спортивного права, регулирующих труд спортсменов, включает в себя:

1. Конституцию Российской Федерации;

2. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ в сфере трудового законодательства и регулирования международного спорта;

3. федеральные законы и кодексы, устанавливающие основы организации физкультуры и спорта в РФ;

4. подзаконные нормативные акты, издаваемые по вопросам организации физической культуры и спорта;

5. нормативные акты российских общественных физкультурно-спортивных объединений и организаций, федераций, союзов, ассоциаций по различным видам спорта;

6. акты международных спортивных организаций.

В Конституции РФ организации физкультуры и спорта в государстве посвящены положения статей 41 и 72. Согласно п. 2 ст. 41 Конституции, в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, а также поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта. Согласно подп. "е" п. 1 ст. 72, общие вопросы физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов[15].

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Также данной нормой устанавливается приоритет положений таких международных актов по отношению к внутреннему законодательству РФ. Наиболее значимыми международно-правовыми актами, устанавливающие трудовые права граждан, являются: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина 1966 г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. и др. Трудовое законодательство РФ основывается на базовых принципах и общепринятых нормах, закреплённых в положениях данных важнейших международных актов.


Международно-правовое регулирование спорта как отдельной сферы представлено комплексом нормативных положений, регулирующих международное сотрудничество в области спорта[16]. Они, хотя и не образуют собственной отрасли международного права, регулируют наиболее важные аспекты профессиональной деятельности спортсменов. Наиболее важными специальными международно-правовыми актами в сфере спорта являются Международная хартия физического воспитания и спорта 1978 г., Конвенция ООН против апартеида в спорте 1985 г., Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с допингом в спорте 2005 г.

Следует сделать упоминание о статусе Олимпийского движения при рассмотрении правовых вопросов трудовой деятельности спортсменов. Олимпийская хартия (действ. ред. от 15.09.2017) устанавливает понятие олимпизма – "философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума. Олимпизм, соединяющий спорт с культурой и образованием, стремится к созданию образа жизни, основывающегося на радости от усилия, воспитательной ценности хорошего примера, социальной ответственности и на уважении к всеобщим основным этическим принципам"[17]. Безусловно, Олимпийское движение играет значимую роль в развитии физкультуры и спорта, продвижению здорового образа жизни и соревновательного духа по всему миру. Данный документ устанавливает основополагающие принципы международного Олимпийского движения, но при этом Олимпийская хартия источником международного права не является, а представляет собой составную часть "lex sportiva" [18] – "децентрализованной системы внеправовых материальных и процессуальных нормативных установлений"[19], комплекса корпоративных норм, выработанных неправительственными организациями Олимпийского движения.

Основным отраслевым федеральным законом, регулирующим организацию спортивной сферы в Российской Федерации, является Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее – ФЗ "О спорте"). Данный нормативно-правовой акт закрепляет основные положения о принципах спортивного права (ст. 3), о правовых гарантиях граждан, участвующих в спортивной и физкультурной деятельности (нормы ст. 3, 6, 8, 9, нормы глав 3, 6 и др.), устанавливает социально-экономические, организационные и профессиональные основы развития спорта в России (глава 2, 3, 4, 5 и др.)[20]. Положения данного закона существенно расширили и уточнили формулировки, использовавшиеся до его принятия, что позволило ускорить развитие профессионального спорта в РФ и привести в порядок спортивное законодательство перед крупными международными событиями в России[21]. Ст. 4 ФЗ "О спорте" закрепляет приоритет данного нормативно-правового акта в сфере регулирования спортивных общественных отношений, что позволяет считать его главным отраслевым, а с учетом объёма правового регулирования его положений – наиболее глубоким специальным нормативно-правовым актом в системе спортивного права РФ[22].


В сфере регулирования труда спортсменов наиболее важную роль играют положения Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ). В ТК РФ, помимо норм главы 54.1 "Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров", содержатся и иные общие нормы регулирования труда, также применяемые к спортсменам, но не обладающие особым критерием субъектного состава правоотношения. Сама же глава 54.1 состоит из 13 статей, которые определяют правовую сущность трудовых отношений именно в сфере спорта. Так как положения ТК РФ являются основными для изучения и характеристики правового регулирования труда спортсменов, далее будет дана краткая характеристика каждой из них для создания целостного представления об источниках нормативного регулирования этой сферы.

В ст. 348.1 ТК РФ даны общие положения, касающиеся регулирования труда спортсменов и тренеров. Данная статья устанавливает субъектный состав трудовых отношений в сфере спорта, а также определяет нормативно-правовую базу для их регулирования. В частности, данная статья признаёт различные акты, в которых регламентированы условия труда спортсменов: трудовое законодательство РФ, коллективные договоры, соглашения, локальные нормативные акты, принимаемые с учетом норм, утверждённых общероссийскими спортивными федерациями. Спортсмены в данной статье определяются как работники, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и участии в спортивных соревнованиях по определенным виду или видам спорта. При этом работодателем спортсмена не может являться физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, что подчеркивает коммерческую природу трудовых отношений в области профессионального спорта[23].

В ст. 348.2 ТК РФ рассматриваются вопросы заключения трудовых договоров со спортсменами и тренерами[24].

В ст. 348.3 ТК РФ закреплена обязательность медицинских обследований спортсменов с момента заключения трудового договора. Также установлена обязанность работодателя по организации медосмотров за счёт собственных средств[25]. В ст. 348.4 ТК РФ урегулированы те вопросы, которые возникают при временном переводе спортсмена к другому работодателю, в частности порядок действия положений трудового договора при временном переводе спортсмена, порядок течения сроков такого перевода[26].

Важнейшими для профессиональной деятельности спортсменов являются положения ст. 348.5 ТК РФ, устанавливающие специальные основания для отстранения спортсмена от участия в спортивных соревнованиях, которыми являются спортивная дисквалификация и требование общероссийской спортивной федерации по соответствующему виду спорта, которое предъявлено спортсмену ввиду какого-либо нарушения им норм федерации. Также данная статья устанавливает обязанности работодателя по обеспечению его тренировок и иных видов деятельности по спортивной подготовке в случае отстранения спортсмена[27].


В ст. 348.6 ТК РФ содержатся положения об обязанности работодателей направлять спортсменов и тренеров, с учетом их письменного согласия, для участия в сборных спортивных командах РФ, а также гарантии компенсации расходов, понесенных в результате таких направлений[28].

Право спортсменов и тренеров работать по совместительству устанавливается ст. 348.7 ТК РФ, с оговоркой наличия разрешения с основного места работы[29].

Особенности правового регулирования детей-спортсменов[30] и женщин-спортсменов[31], которым посвящены нормы ст. 348.8, 348.9 ТК РФ, а также положения ст. 348.10 ТК РФ о предусмотренных гарантиях и компенсациях для спортсменов, будут подробно рассмотрены во второй главе данной исследовательской работы[32]. Выделение данных положений ТК РФ для отдельного изучение обусловлено их исключительной важностью в процессе развития российского трудового права в соответствии с международно-правовыми актами о гарантиях прав человека и ребенка, о предотвращении всех форм дискриминации в трудовой деятельности.

Обычные основания прекращения трудового договора, предусмотренные в ТК РФ, для спортсменов дополняются положениями ст. 348.11, содержащей указания на два дополнительных основания, которые являются специфическими для области регулирования профессионального спорта[33], а особенности расторжения трудового договора со спортсменом установлены в ст. 348.12 ТК РФ, устанавливающей возможность включения в трудовой договор условия о денежной компенсации работодателю в связи с расторжением спортсменом трудового договора без уважительных причин[34]. Этим аспектам трудовых отношений спортсменов посвящена глава 2 данной исследовательской работы, и положениям данных статей далее будет дана подробная характеристика.

В целях единообразной и эффективной реализации положений федерального законодательства РФ в области физкультуры и спорта, одним из принципов спортивного права в п. 2 ст. 3 ФЗ "О спорте" установлен принцип единства нормативной правовой базы на территории РФ[35]. Соответственно, акты, уступающие по юридической силе федеральным законам в сфере спорта, должны быть приведены в полное соответствие с ними. Это положение является особо важным, так как подзаконные нормативные акты также играют большую роль в выработке, регулировании и реализации государственной политики в сфере культуры и спорта. В сфере подзаконного нормотворчества особую роль играют указы Президента РФ и постановления Правительства РФ по вопросам, связанным с регулированием общественных отношений в сфере спорта. Примерами значимых подзаконных актов в данной сфере являются Указ Президента РФ от 28 июля 2012 г. N 1058 "О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта", Указ Президента РФ от 21 мая 2012 N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 607 "О Министерстве спорта Российской Федерации", Постановление Правительства РФ от 21 января 2015 г. N 30 "О федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы". Конкретизируя положения ФЗ "О спорте", указы Президента и постановления Правительства создают более подробную нормативную базу, утверждают план действий для обеспечения устойчивого развития спортивной отрасли в РФ. Полномочия субъектов РФ в области регулирования спортивной сферы установлены в ст. 8 Закона "О спорте", являются достаточно широкими по содержанию в плане установления обязанностей органов государственной власти субъектов по реализации и исполнению положений норм федерального законодательства[36]. Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют исполнительно-распорядительное воздействие на процесс развития спортивной сферы в регионах, таким образом стремясь выполнить социальную функцию государства в обеспечении прав граждан на физкультуру и спорт[37]. В целом, деятельность субъектов РФ характеризуется разработкой и исполнением государственных региональных программ развития физкультуры и спорта, которые создаются на основе положений федеральных НПА.