Файл: Руководство, стили руководства (Понятие стиля руководства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития рыночной среды в Российской Федерации становится очевидно, что многие предприятия борются с неопределенностью внешней среды, ее своеобразной динамичностью и не совсем приятной непредсказуемостью. Любая отрасль характеризуется определенным уровнем конкуренции, в соответствие с которым организации просто необходимо быстро реагировать на все изменения и быстро подстраиваться к изменяющимся условиям, для того чтобы продолжать свою эффективное функционирование и избегать банкротства предприятия.

В связи с этим, особенно важно, чтобы на предприятии был благоприятный психологический климат в коллективе, который может быть достигнут через реализацию наиболее оптимального для фирмы стиля руководства.

Актуальность выбора темы данной выпускной квалификационной работы также заключается в том, что очень важно грамотно выбрать эффективный стиль управления в любой организации, так как оптимально выбранный стиль руководства определяет уровень высокой адаптации работника в коллективе и повышает уровень психологического климата в организации.

Достаточно сложно выбрать наиболее подходящий стиль управления в какой-либо организации в среде динамично меняющихся условий, в которых работает современное предприятие, к тому же классификация стилей руководства показывает, что нет универсальной модели поведения руководителей. Особенно важно, что для каждой организации с учетом влияния фактором макросреды и микросреды необходимо разрабатывать свой уникальный стиль руководства, являющейся комбинацией известных в научной литературе стилей, который будет способствовать повышению эффективности деятельности персонала организации и, как следствие, улучшению психологического климата в трудовом коллективе фирмы.

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических аспектов стиля руководства и стили руководства.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть понятие стиля руководства;
  • изучить основные виды стилей руководства;
  • оценить роль стиля руководства в процессе формирования психологического климата в коллективе.

Проблемы поведения руководителя в организации были рассмотрены в работах Дейвиса К., Зайцева Л.Г., Кочетковой А.И., Красовского Ю.Д., Ньюстома Дж.В., Осборна Р., Соколовой М.И., Ханта Дж., Шермерорна Дж.и многих других.


  1. Сущность и понятие стиля руководства

    1. Понятие стиля руководства

Под руководством в менеджменте принято понимать определенный процесс, входе которого оказывается влияние со стороны управляющего звена в отношении подчиненных, с целью координации их деятельности и ее направления на достижение конкретных целей развития предприятия. Важно, что именно руководство является серьезной составляющей эффективной системы управления организации, при этом хороший руководитель компании, являющийся лидером, не всегда осуществляет эффективное управление. Эффективность деятельности руководителя в большей степени определяется степенью оказываемого им влияния.

Важно, что управляющий организации исполняет свои обязанности на основе намеренного делегирования ему полномочий со стороны формальной организации, в то время как лидером можно стать не только по желанию со стороны высшего руководства фирмы, хотя и официальное делегирование полномочий может помочь лидеру увеличить сферу своего влияния на персонал компании. Иногда формальный руководитель не является лидером по признанию высшего руководств и коллектива предприятия, но в некоторых ситуациях руководитель обладает профессиональными компетенциями и личными качествами, позволяющими ему по праву считаться лидером организации [47, с. 239].

Иначе говоря, можно сделать вывод о том, что под руководителем предприятия понимается человек, являющийся лидером, а также осуществляющим эффективное управление людьми, находящимися у него в подчинении. Основной целью деятельности руководителя является распространения влияния таким образом, чтобы они стремились к наиболее полному и эффективному исполнению своих должностных обязанностей.

В научной литературе процесс управления персоналом определяется как целенаправленная деятельность со стороны высшего руководства предприятия, а также реализуемая руководителями и ведущими специалистами функциональных подразделений, сотрудниками кадровых служб, включающая разработку и реализацию кадровой стратегии и различный методов управления персоналом организации [14, с. 36].

Современная теория менеджмента характеризует поведение субъектов в организационной системе с помощью таких понятий, как «стиль управления» или «стиль руководства». Важно, что в большинстве случаев данные понятия используются в качестве синонимов, однако это не является корректным. При проведении анализа стилей руководства, как правило, более детально рассматриваются характерные для руководителя особенности поведения, которые проявляются при общении с подчиненными. В то время как стиль управления является определенной манерой поведения субъекта управления, которая основывается на присутствии взаимосвязи между положительным (оптимистическим) или отрицательным (пессимистическим) восприятием имеющих рисков среды функционирования организации и осторожным или рискованным мнением о соответствие рыночной позиции организации и имеющегося у нее внутреннего потенциала. Иначе говоря, понятие стиля управления является наиболее широким понятием в сравнение со стилем руководства в организации [8, с. 98].


Особенно важным является использование ходе реализации руководящей деятельности различных методов руководства. Стиль руководства и методы руководства неразрывно связаны, под стилем понимается форма реализации различных методов руководства, которая принимается руководителем, исходя из его личных социально – психологических характеристик.

Таким образом, стиль руководства – это индивидуально – типически свойства определенной сложившейся совокупности методов, приемов и способов, с помощью которых осуществляется воздействие со стороны руководителя в адрес коллектива, которое необходимо для реализации различных организационных задач и необходимых управленческих функций. В качестве стиля руководства рассматривается привычная схема поведения управляющего по отношению к персоналу, с целью оказания на них определенного влияния и побуждения сотрудников к достижению поставленных организацией целей [25, с. 41].

1.2 Сущность понятия «стиль руководства»

В отечественном менеджменте исследователи выделяют некоторые подходы к раскрытию сущности понятия «стиль руководства».

В рамках первого подхода такие исследователи, как В.В. Люкин и А.Г. Ковалев считают, что определяющей ролью в процессе формирования стиля руководства играют личностные характеристики, с помощью которых проявляются индивидуально – психологические свойства руководителя в рамках осуществляемой им деятельности. Представители данного подхода стиль руководства определяют в качестве частного в рамках отношения к понятию «индивидуальный (личностный) стиль деятельности», которое разработано такими отечественными психологами, как Е.А. Климов и В.С. Мерлин [33, с. 104].

В рамках второго подхода отечественные исследователи, к которым можно отнести В.Ф. Рубахина, А.Л. Журавлева и А.Л. Свеницкого, подразумевают под стилем руководства совокупную характеристику взаимодействия руководства с персоналом. Данное понимание этого понятия подразумевает, что индивидуальные психологические черты руководителя играют важную, но не определяющую роль в процессе формирования стиля руководства трудовым коллективом. Основное воздействие на стиль в данном случае оказывает система различных факторов [56, с. 17].

Среди зарубежных исследователей также сформировались различные подходы к определению понятия «стиль руководства». Одним из первых в научной литературе появился подход с позиции личностных качеств, сторонниками которого являются Р. Манн, К. Бэрд и У. Беннис. Данный подход основывается на теории черт, лидер в рамках данной теории – это человек, обладающий определенной совокупностью личностных качеств и набор своеобразных психологических черт.


Еще одним распространенным подходом к рассмотрению сущности стиля руководства является поведенческий подход, сформировавшийся в результате исследований ученых Мичиганского университета, работ К. Левина и концепции Р. Лайкера. Основой данного подхода является положение о том, что главная зависимость поведения руководителя заключается не в зависимости от личностных качеств руководителя, а зависимость от манеры поведения управляющих по отношению к его подчиненным. Исследования в рамках поведенческого подхода фокусируются на изучении особенностей поведения руководителей [18, с. 131].

Процесс создания и виды стиля руководства

Процесс создания стиля руководства

Процесс создания стиля руководства зависит от различных объективных и субъективных факторов. Объективные факторы не обусловлены качествами и деятельностью руководителя, руководитель принимает их во внимание и учитывает их при принятии различных управленческих решений. К объективным факторам следует относить стиль руководства вышестоящего начальства, различные характеристики коллектива компании половозрастные, образовательные и т.д.

Субъективные факторы, влияющие на процесс формирования стиля руководства, включают себя факторы, находящиеся в зависимости от личностных характеристик руководителя. Среди данных характеристик выделяются человеческие и деловые качества руководителя, его профессиональные знания и навыки управления [11, с. 47].

Многие исследователи отмечают, что универсального стиля руководства, подходящего все организациям одного типа, нет. Динамичное развитие внешней среды организации, а также низкая прогнозируемость характера устанавливающихся взаимосвязей в обществе, подразумевают у руководителя эффективную оценку ситуации, а также его готовность к преобразованиям, готовность к умеренному необходимому риску, умение эффективного прогнозирования результатов собственных решений.

В зависимости от того, какой стиль руководства реализуется в организации, изменяется и экономическая эффективность трудовой деятельности. Выбранный стиль руководства также оказывает влияние на уровень удовлетворенности персонала своим трудом, а также на характер складывающихся межличностных отношений в рамках организации как системы [2, с. 51].

Можно утверждать, что руководитель, который желает работать эффективно, не может позволить себе применять какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры. Руководитель должен научиться пользоваться различными стилями, методами и типами влияния, которые наиболее подходят для конкретной ситуации, для конкретного коллектива и задач, стоящих перед ним. Более эффективным будет тот стиль руководства, который ориентирован на реальность. Эффективным руководителем является тот, который может приспособить принципы руководства к текущим нуждам производства, с учетом непредвиденных ситуаций, функциональная составляющая (имея в виду ее содержание) адекватна специфике решаемых коллективом задач, его основным целям. Следствием продуктивного целостного вклада руководителя явится, в конечном счете, рост эффективности групповой деятельности [16, с. 309].


Каждый руководитель отличается собственным индивидуальным стилем, индивидуальность стилей управления проявляется, прежде всего, в процессе общения руководителя с подчинёнными.

Характеристика видов стиля руководства

Изучение стиля руководства и само возникновение этого понятия связаны с именем известного психолога К. Левина. В 30-е годы он вместе со своими сотрудниками провел эксперименты и определил три ставших классическими стили руководства:

  • авторитарный стиль подразумевает единоначалие, чрезмерную требовательность, строгий контроль за выполнением поставленных задач.
  • демократический стиль характеризуется коллегиальностью, поощрениями, одобрением проявления инициативы подчиненного.
  • либеральный стиль предполагает пассивное отношение руководителя, отсутствие четко поставленных задач и требовательного контроля их выполнения [3, с. 87].

Позднее предпринимались попытки терминологических изменений, и те же самые стили руководства обозначаются как директивный, коллегиальный и попустительский (либеральный).

Американские авторы определяют две разновидности в стиле управления. К ним относятся:

  • стиль «озабоченность», также известный как «человеко - центрированный» - особенностью стиля является доверие и внимание к подчиненным;
  • стиль «структура» или «забота о проблеме» -внимание, которое уделяет лидер группы, ставит своей целью координацию и реализацию задач [26, с. 211].

Согласно теории Р. Лайкерта, различают четыре стиля руководства:

  1. эксплуататорско – авторитарный - руководитель имеет четкие характеристики автократа, не доверяет подчиненным, редко привлекает их к принятию решений, а задачи формирует сам. Основной стимул - страх и угроза наказания, вознаграждения случайны, взаимодействие строится на взаимном недоверии. Формальная и неформальная организация находятся в противоборстве;
  2. патерналистски – авторитарный - руководитель благосклонно позволяет подчиненным принимать ограниченное участие в принятии решений. Вознаграждение действительное, а наказание - потенциальное, и то, и другое используется для мотивации работников. Неформальная организация отчасти противостоит формальной структуре;
  3. консультативный - руководитель принимает стратегические решения и, проявляя доверие, тактические решения делегирует подчиненным. Ограниченное включение работников в процесс принятия решений используется для мотивации. Неформальная организация не совпадает с формальной структурой лишь частично;
  4. демократический стиль руководства характеризуется полным доверием, основан на широком привлечении персонала к управлению организацией. Процесс принятия решений рассредоточен по всем уровням, хотя и интегрирован. Поток коммуникаций идет не только в вертикальных направлениях, но и по горизонтали. Формальная и неформальная организации взаимодействуют конструктивно [49, с. 51].