Файл: Правовые основы оперативно-розыскной деятельности (Методы оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Полагаем, что правовой механизм понимания и разрешения этих правоотношений в случае столкновения точек зрения надзирающего органа и поднадзорного ему органа должен быть, как и в первом аспекте, предоставлен Верховному Суду Российской Федерации, а аргументация обращения в суд у соответствующего руководителя министерства или ведомства может быть следующей:

– при надзоре за ОРД у прокурора нет таких полномочий, которые он использует в сфере надзора за органами предварительного следствия и дознания по правилам УПК РФ;

– согласно положениям ч.2 ст.3 Федерального закона от 17 января 1992 г. №2201-I «О прокуратуре Российской Федерации»[27] указания Генерального прокурора Российской Федерации являются обязательными для исполнения только по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования.

Следует заметить, что в органах военной прокуратуры нормативные правовые акты Генеральной прокуратуры Российской Федерации при осуществлении прокурорского надзора за органами ФСБ России не применяются, поскольку и надзирающий военный прокурор, и поднадзорный ему орган понимают неправомерность названных выше нормативных правовых актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации. А по второму аспекту поднятого выше вопроса о том, что задержанный человек все-таки должен быть привлечен к уголовной ответственности, мы солидарны с позицией М.А. Корнеевой. По её мнению, следует понимать, что наличие в деле оперативного учета или материалах проверки информации, свидетельствующей о признаках подготавливаемого или совершенного преступления (например, сбыта наркотического средства), не должно трактоваться как его укрытие или невыполнение задач ОРД. Дело в том, что привлечение сбытчика к установленной законом ответственности – с точки зрения задач ОРД факт не существенный. Кстати, надо еще будет доказать, что единственный задокументированный сбыт – не провокация со стороны органа, осуществляющего ОРД, о чем так часто заявляют задержанные и представители защиты. Практика показывает, что в освободившейся в связи с привлечением сбытчика к уголовной ответственности нише незамедлительно появится новый сбытчик[28].

Таким образом, цели ОРД по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан достигнуты не будут. Основная тактическая задача этой разработки – задокументировать деятельность организованной группы (сообщества) наркопреступников, чему явно может помешать инициация прокурором решения вопроса об уголовном преследовании конкретного фигуранта по делу. Кроме того, такое решение прокурора вступает в противоречие с совместными указаниями Генеральной прокуратуры Российской Федерации и других министерств и ведомств о том, что «организация и тактика оперативно-розыскной деятельности, ее средства и методы не входят в предмет прокурорского надзора» (см., например: указание Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ФСБ России от 18 апреля 2002 г. №20-27/10)[29].


Вполне логично, что в случае попытки надзирающего прокурора потребовать от уполномоченного органа передачи результатов ОРД в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании конкретного лица руководитель органа, уполномоченного на осуществление ОРД, должен разъяснить прокурору тлетворность и контрпродуктивность принятия такого решения. При выборе надзирающим лицом между интересами общества и государства в борьбе с наркопреступностью и желанием сделать очередной отчетный показатель, представляется, должна возобладать потребность в реализации первого варианта действий. Вместе с тем следует понимать, что каждый такой выявленный в ходе надзора факт требует от руководителя органа, уполномоченного на осуществление ОРД, четкой аргументации необходимости сохранения существующей ситуации.

В названном выше аспекте, на наш взгляд, целесообразно привести судебную практику Верховного Суда Российской Федерации в сфере уголовно-процессуальных и административных правоотношений, где фабула была такова: начальник следственного отдела по Тихорецкому району следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Краснодарскому краю Г. постановлением мирового судьи была привлечена к административной ответственности по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, за невыполнение законных требований прокурора. Согласно фабуле этого административного дела, Г. не представила прокурору в установленный срок материалы доследственной проверки, которые на тот момент времени у нее находились в производстве и по которым в рамках процессуальных сроков только проводилась дополнительная проверка, однако еще не было принято итоговое процессуальное решении.

Верховный Суд Российской Федерации, анализируя нормы УПК РФ о процессуальной самостоятельности следователя (ч. 2 ст. 38), о полномочиях прокурора в уголовном судопроизводстве (п. 51 ч.2 ст.37) и ст.29–30 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», пришел к выводу о том, что прокурор вправе истребовать материалы проверок или уголовные дела только в следующих случаях:

– когда по материалам доследственной проверки вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела;

– когда уголовное дело приостановлено производством;

– когда уголовное дело прекращено производством, что нашло отражение в его постановлении[30].

Итак, если руководитель соответствующего министерства или ведомства, в котором имеется оперативная служба, согласно предлагаемым нами нововведениям в КАС РФ[31], получит право обращаться в Верховный Суд Российской Федерации за признанием незаконными нормативных правовых актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, то по рассматриваемым аналогичным правоотношениям, только уже в сфере ОРД, Верховным Судом Российской Федерации также может быть сформирована соответствующая правовая позиция, которая будет способствовать соблюдению принципа законности в сфере прокурорского надзора за ОРД и исключит из правоприменительной практики нормативные правовые акты Генеральной прокуратуры Российской Федерации подобного рода.


На основании приведенных примеров судебной практики можно прийти к выводу о том, что отношения в сфере контроля за совершением оперативно-розыскной деятельности не всегда однозначны и содержат достаточное количество коллизий, свидетельствующих о неурегулированности указанных отношений особенности в части осуществления прокурорского надзора за данным направлением.

Заключение

Подводя итог проделанной работе можно отметить, что роль оперативной деятельности в уголовном судопроизводстве крайне высока, а потому порядок соблюдения установленных процессуальных параметров в части определения оснований и причин для проведения оперативных мероприятий такого типа крайне значителен.

Мы уже отметили, что основным недостатком в соблюдении установленного процессуального порядка, наряду с несовершенством законодательства, является личная ангажированность участников процесса, особенно это видно по тому каким образом представители стороны обвинения реализуют свое право в данном вопросе. Также причиной к неясности использования данного института является нечеткость в формулировках, затрагивающих непосредственно возможность использования при проведении ряда оперативных действий.

В том же числе находятся проблематика определения того, какую именно силу имеет результаты ОРД, если его исполнителем нарушены требования закона «Об ОРД», а также когда суд или следователь, пеняя на недостаточную компетентность того ли иного оперативника, исключает своим решением из доказательств результаты ОРД.

Названные случаи, по нашему мнению, являются нарушением прав и законных интересов участников процесса, а, следовательно, они должны быть учтены в будущем при реализации вышеуказанных законодательных инициатив, чем внесут необходимые поправки в вопросы проведения ОРМ как на стадии предварительного следствия, так и судебного разбирательства.

Список использованной литературы

Нормативные правовые акты:

    1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 52 (ч.I). ст. 4921.
    2. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) // Собрание законодательства РФ. 2015. N 10. ст. 1391
    3. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об оперативно-розыскной деятельности" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 33. ст. 3349.
    4. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 26.07.2019) "О прокуратуре Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 47. ст. 4472.
    5. Приказ Генпрокуратуры России от 26.01.2017 N 33 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания" // Законность. N 5. 2017.
    6. Приказ Генпрокуратуры России от 15.02.2011 N 33 (ред. от 20.01.2017) "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности" // Законность. N 5. 2011 (Приказ).
    7. Письмо Генеральной прокуратуры РФ от 4 марта 2016 г. N 69-09-2016 "О недостатках прокурорского надзора за исполнением в органах наркоконтроля законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях" // Документ опубликован не был.
    8. Письмо №64-14-2009 «О практике реализации полномочий, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Документ опубликован не был.
    9. Указание Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ФСБ России от 18 апреля 2002 г. №20-27/10 «О порядке осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” // Документ опубликован не был.

Научная и учебная литература:

    1. Асташина Т.В., Омелин В.Н. «К вопросу о методах оперативно-розыскной деятельности» // [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-metodah-operativno-rozysknoydeyatelnosti. (дата орбращения:04.01.2020).
    2. Асташина Т.В., Омелин В.Н. «К вопросу о методах оперативнорозыскной деятельности» // [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-metodah-operativno-rozysknoydeyatelnosti. (дата обращения: 04.01.2020).
    3. Винник А.Д. Ретроспективный анализ становления оперативно-розыскной деятельности в России с древнейших времен. В сборнике: Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей XXVII Международной научно-практической конференции. 2019. С. 143-146.
    4. Волынский А.Ф. Оперативно-розыскная деятельность и организация расследования преступлений. В сборнике: Процессуальные и организационно-правовые особенности взаимодействия органов предварительного расследования с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность: проблемы и пути их решения Материалы Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Багмета Анатолия Михайловича. 2019. С. 54-61.
    5. Горяинов К.К. Оперативно-розыскная деятельность в современном правовом представлении. Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. 2019. № 3 (21). С. 86-90.
    6. Демин В.А. От Ивана Грозного до Владимира Путина. Деятельность российских спецслужб по обеспечению экономической безопасности страны // Безопасность. Достоверность. Информация. 2013. № 5-6 (51). С. 121-127.
    7. Елинский В.И. История уголовного сыска в России (X – начало XX в.). М., 2004 С.27-39.
    8. Захарцев С.И. Оперативно-розыскная деятельность в XXI: монография / С.И. Захарцев, Ю.Ю. Игнащенков, В.П. Сальников. М.: Норма, 2015.
    9. Захарцев С.И., Кирюшкина Н.О. Краткий экскурс в историю возникновения и развития оперативно-розыскной деятельности // Библиотека криминалиста. 2014. № 6. С.35-39.
    10. Корнева М.А. Ошибки, допускаемые оперативными сотрудниками при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Юридический факт. 2019. № 66. С. 13-18.
    11. Латынин Е.В. Некоторые особенности осуществления оперативно-розыскной деятельности. Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. 2019. № 3 (21). С. 120-122.
    12. Малиновская А.Г. О некоторых проблемах легализации информации, полученной оперативным путем. В сборнике: Курсантские исследования Сборник научных работ. Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Могилев, 2017. С. 57-58.
    13. Оперативно-розыскная деятельность: учебник/А.Н. Халиков. 2-е изд. М.: ИНФРА-М. 2018. 322 с.
    14. Основы оперативно-розыскной деятельности: учебное пособие. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. А. Е. Чечетина. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2017. С. 35-37.
    15. Петракова Л.В. Проблемы становления и развития оперативно-розыскной деятельности в России // Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ. 2017. № 1 (3).
    16. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности: учеб. пособие / В.Ю. Алферов, А.И. Гришин, Н.И. Ильин; под общ. ред. В.В. Степанова. 3-е изд., испр. и доп. Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. 221 с.
    17. Саратова О.В. Возможные ограничения конституционных прав граждан сотрудниками оперативно-розыскной деятельности. В сборнике: Теория и практика инновационных технологий в АПК Материалы научной и учебно-методической конференции научно-педагогических работников и аспирантов ВГАУ. Под общей редакцией В.Н. Плаксина. 2019. С. 360-364.
    18. Соколов Е.С., Кононенко Д.Б. Понятие, принципы, правовая основа и целевое назначение оперативно-розыскной деятельности. Ростовский научный журнал. 2018. № 1. С. 234-240.
    19. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. Горяинова К.К. 3-е изд., перераб. и доп. М: НИЦ ИНФРА-М. 2016. 325 с.

Судебная практика:

    1. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2015 N 22-П "По делу о проверке конституционности положения статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Республики Казахстан О.Е. Недашковского и С.П. Яковлева" // Собрание законодательства РФ. 2015. N 30. ст. 4659.
    2. Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. по делу №53-011-67 // Документ опубликован не был.
    3. Постановление Верховного суда РФ от 7 октября 2013 г. по делу №18-АД13-21 // Документ опубликован не был.
  1. Петракова Л.В. Проблемы становления и развития оперативно-розыскной деятельности в России // Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ. 2017. № 1 (3).

  2. Захарцев С.И., Кирюшкина Н.О. Краткий экскурс в историю возникновения и развития оперативно-розыскной деятельности // Библиотека криминалиста. 2014. № 6. С.35-39.

  3. Оперативно-розыскная деятельность: учебник/А.Н. Халиков. 2-е изд. М.: ИНФРА-М. 2018. 322 с.

  4. Волынский А.Ф. Оперативно-розыскная деятельность и организация расследования преступлений. В сборнике: Процессуальные и организационно-правовые особенности взаимодействия органов предварительного расследования с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность: проблемы и пути их решения Материалы Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Багмета Анатолия Михайловича. 2019. С. 54-61.

  5. Елинский В.И. История уголовного сыска в России (X – начало XX в.). М., 2004 С.27-39.

  6. Демин В.А. От Ивана Грозного до Владимира Путина. Деятельность российских спецслужб по обеспечению экономической безопасности страны // Безопасность. Достоверность. Информация. 2013. № 5-6 (51). С. 121-127.

  7. Винник А.Д. Ретроспективный анализ становления оперативно-розыскной деятельности в России с древнейших времен. В сборнике: Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей XXVII Международной научно-практической конференции. 2019. С. 143-146.

  8. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об оперативно-розыскной деятельности" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 33. ст. 3349.

  9. Соколов Е.С., Кононенко Д.Б. Понятие, принципы, правовая основа и целевое назначение оперативно-розыскной деятельности. Ростовский научный журнал. 2018. № 1. С. 234-240.

  10. Асташина Т.В., Омелин В.Н. «К вопросу о методах оперативно-розыскной деятельности» // [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-metodah-operativno-rozysknoydeyatelnosti. (дата орбращения:04.01.2020).

  11. Захарцев С.И. Оперативно-розыскная деятельность в XXI: монография / С.И. Захарцев, Ю.Ю. Игнащенков, В.П. Сальников. М.: Норма, 2015.

  12. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. Горяинова К.К. 3-е изд., перераб. и доп. М: НИЦ ИНФРА-М. 2016. 325 с.

  13. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности: учеб. пособие / В.Ю. Алферов, А.И. Гришин, Н.И. Ильин; под общ. ред. В.В. Степанова. 3-е изд., испр. и доп. Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. 221 с.

  14. Основы оперативно-розыскной деятельности: учебное пособие. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. А. Е. Чечетина. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2017. С. 35-37.

  15. Асташина Т.В., Омелин В.Н. «К вопросу о методах оперативнорозыскной деятельности» // [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-metodah-operativno-rozysknoydeyatelnosti. (дата обращения: 04.01.2020).

  16. Горяинов К.К. Оперативно-розыскная деятельность в современном правовом представлении. Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. 2019. № 3 (21). С. 86-90.

  17. Латынин Е.В. Некоторые особенности осуществления оперативно-розыскной деятельности. Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. 2019. № 3 (21). С. 120-122.

  18. Саратова О.В. Возможные ограничения конституционных прав граждан сотрудниками оперативно-розыскной деятельности. В сборнике: Теория и практика инновационных технологий в АПК Материалы научной и учебно-методической конференции научно-педагогических работников и аспирантов ВГАУ. Под общей редакцией В.Н. Плаксина. 2019. С. 360-364.

  19. Малиновская А.Г. О некоторых проблемах легализации информации, полученной оперативным путем. В сборнике: Курсантские исследования Сборник научных работ. Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Могилев, 2017. С. 57-58.

  20. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2015 N 22-П "По делу о проверке конституционности положения статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Республики Казахстан О.Е. Недашковского и С.П. Яковлева" // Собрание законодательства РФ. 2015. N 30. ст. 4659.

  21. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 52 (ч.I). ст. 4921.

  22. Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. по делу №53-011-67 // Документ опубликован не был.

  23. Приказ Генпрокуратуры России от 26.01.2017 N 33 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания" // Законность. N 5. 2017.

  24. Письмо Генеральной прокуратуры РФ от 4 марта 2016 г. N 69-09-2016 "О недостатках прокурорского надзора за исполнением в органах наркоконтроля законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях" // Документ опубликован не был.

  25. Письмо №64-14-2009 «О практике реализации полномочий, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Документ опубликован не был.

  26. Приказ Генпрокуратуры России от 15.02.2011 N 33 (ред. от 20.01.2017) "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности" // Законность. N 5. 2011 (Приказ).

  27. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 26.07.2019) "О прокуратуре Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 47. ст. 4472.

  28. Корнева М.А. Ошибки, допускаемые оперативными сотрудниками при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Юридический факт. 2019. № 66. С. 13-18.

  29. Указание Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ФСБ России от 18 апреля 2002 г. №20-27/10 «О порядке осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” // Документ опубликован не был.

  30. Постановление Верховного суда РФ от 7 октября 2013 г. по делу №18-АД13-21 // Документ опубликован не был.

  31. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) // Собрание законодательства РФ. 2015. N 10. ст. 1391.