Файл: Процедуры несостоятельности (банкротства) (Процедура наблюдения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Перед государством стоит задача создания эффективной системы правового регулирования банкротства хозяйствующих субъектов, отвечающей потребностям современного экономического развития общества.

Такая система должна обладать свойством сбалансированности в отношении правового обеспечения, как частных интересов юридических лиц и граждан, выступающих при банкротстве в качестве кредиторов, должника, его (учредителей) участников, так и публичных интересов, касающихся, прежде всего, взыскания задолженности по налогам и сборам, управления государственной и муниципальной собственностью. Превалирование тех или иных интересов негативно влияет на стабильность гражданского оборота в России.

Решение вопроса о ликвидации юридического лица, как правило, является общественно важным обстоятельством и предполагает соблюдение определенных требований. Поэтому процесс ликвидации юридического лица, в частности, его банкротства, постоянно находится под контролем уполномоченных на то организаций.

На сегодняшний момент существует более чем обширная практика применения законодательства о несостоятельности. Несмотря на это, при рассмотрении конкретных дел возникают многочисленные теоретические проблемы, связанные с применением действующего законодательства.

Актуальность курсовой работы обуславливается необходимостью детального изучения оснований и порядка банкротства юридических лиц, с целью недопущения искусственного банкротства, как со стороны самих юридических лиц, так и их конкурентов.

Объект исследования – общественные отношения, связанные с процедурой несостоятельности (банкротства).

Предмет исследования – правовое регулирование процедуры несостоятельности (банкротства).

Цель данной работы – комплексное исследование несостоятельности (банкротства).

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1)изучить историю развития законодательства о несостоятельности (банкротстве);

2)рассмотреть понятие и признаки банкротства;

3)исследовать санацию как досудебную стадию банкротства;

4)рассмотреть процедуру наблюдения;

5)провести исследование процесса внешнего управления;

6)рассмотреть конкурсное производство;

7)изучить порядок заключения мирового соглашения.

Во время разрешения поставленных задач для того, чтобы достигнуть поставленной цели исследования применялись следующие методы научного познания: формально-правовой метод, метод системного анализа, сравнительного правоведения и комплексного изучения.


Структура данной работы весьма традиционна. Она включает в себя введения, две главы основной части, заключение и список использованных источников и литературы.

Глава 1.Общая характеристика несостоятельности (банкротства)

1.1.История развития законодательства о несостоятельности (банкротстве)

В историческом развитии института несостоятельности (банкротства) можно определить три основных, содержательных этапа. Первый этап – «имперский», он непосредственным образом связан с зарождением цивилизационных положений о несостоятельности, второй этап – «советский» - связан с их упразднением. Третий этап относится к современному периоду развития, который олицетворяет собой возрождение и дальнейшее совершенствование регулирования на законодательном уровне несостоятельности (банкротства) в Российской Федерации.

Зарождение цивилизационных положений, которые направлены на урегулирование несостоятельности, ученые связывают с проведенными реформами в экономической сфере Петром Великим. Формируются торговые отношения, образуются зарубежные участники. Создающиеся отношения диктуют необходимость наличия точных правил «наказания» недобросовестных должников. Несомненно, определенные положения посвященные «наказанию» несостоятельных кредиторов, можно было найти и ранее в законодательстве, к примеру, в таком историческом памятнике, как «Русская Правда», Судебники 16-17 веков. Однако, именно в период правления Петра Великого, с развитием зарубежной торговли, положения начали приобретать целевой характер и предназначения – не просто покарать должника, но самое главное – возвратить собственность кредиторов.

В 18 веке положения о несостоятельности (банкротстве) включаются в Вексельный устав 1729 года; в Устав благочиния 1782 года и т.д.

Однако все эти нормы нельзя отнести к кодифицированным актам о банкротстве, они являются только отдельными разрозненными положениями. В 1740 году было создано несколько уставов, которые, однако, не получили правовую силу, несмотря на то, что в некоторых случаях и применялись в практической деятельности. Проекты создавались также в 1753, 1756 и 1768 годах.


Первый Устав о банкротстве был сформирован на территории Российского государства 18 декабря 1800 года. В целом, 19 век можно определить как период бурного законотворчества в области урегулирования банкротства. В 1832 году принимается Устав под наименованием «О торговой несостоятельности», действовавший вплоть до 1917 года, несмотря на то, что конкурсное законодательство в течение данного периода времени претерпело определенные преобразования.

Большинство исследователей придерживаются мнения, что институт банкротства перестал существовать после того, как к власти пришли Советы. Однако не соответствует действительности. До 1922 года критерии и юридические последствия банкротства не были урегулированы. Законодательство имперского периода о несостоятельности было упразднено.

Государство переживало кризис, большинство предприятий было на грани банкротства. Для периода советского права вопрос о банкротстве стал очень актуальным в период осеннего кризиса 1923 года. То немногое, что существовало в действующем законодательстве по данному вопросу относительно отдельных разновидностей организаций, касается по большей части процедуры их упразднения.[1]

Базовую директиву действующего права по отношению к распределению имущества банкрота отражает статья 266 Гражданского процессуального кодекса РСФСР 1923 года, в соответствии с которой в том случае, если поступившие к исполнителю суда суммы признаются недостаточными для удовлетворения всех взысканий, то таковые подлежат распределению в следующем порядке: в первую очередь, подлежат удовлетворению требования по заработной плате, к которой следует отнести алименты, страховые взносы, социальное страхование; оставшиеся суммы подлежат распределению в пропорциональном порядке претензиям других кредиторов. Расчет причитающихся каждому из взыскателей сумм формируется судебным исполнителем в течение нескольких дней с момента получения денежных средств.

Однако, в дальнейшем, в советский период Российского государства институт о несостоятельности утерял собственное значение и был упразднен. Новое возрождение института о несостоятельности можно связать с образованием в Российском государстве основ рыночной системы экономики в конце 80-х – начале 90-х годов 20 века.

Первым актом законодательства стал Закон Российской Федерации от 19 ноября 1992 года № 3929-I «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». Закон действовал целых шесть лет. За период его использования были принято большое количество разнообразных актов, разработана большая правоприменительная практика, которая показало существенное число недостатков данного акта; параллельно вела работа по созданию нового акта законодательства.


Один из самых негативных моментов данного Закона, который был отмечен большинством исследователей, - это использование в качестве критерия банкротства принцип неоплатности. Действовавшие законные понятие и особенности банкротства охраняли недобросовестных должников, тем самым разрушая базовые принципы имущественных правоотношений.[2]

В 1998 году был принят ФЗ № 6 «О несостоятельности (банкротстве)». Он принес значительное преобразование в подходе к установлению критериев банкротства организаций, внес новые процессы банкротства. Однако и данный Закон считался не отвечающим требованиям как должников, так и кредиторов. Процесс признания несостоятельным (банкротом) был существенно упрощен, теперь почти любую организацию можно было признать несостоятельной.

Всем этим в активной форме стали пользоваться конкуренты и иные недобросовестные, заинтересованные лица. За период с 1998 по 2002 годы банкротами признали более 140 тысяч организаций, включая примерно четыре тысячи муниципальных и государственных предприятий на унитарной основе.

Уже в 1999 году начали возникать высказывания о необходимости проведения реформ в законодательстве в сфере несостоятельности (банкротства).

Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» принес новые положения, процедуру и правила банкротства.

Новейшее законодательство о несостоятельности исследует понятие «несостоятельность» и «банкротство» в качестве синонимов. Между тем первоначально данные понятие предполагали разные явления. В отечественном законодательстве на дореволюционном этапе развития, так же, как и в законодательстве государств с развитыми правопорядками, банкротство признавалось частным случаем несостоятельности, о банкротстве должника было сказано, что причиной несостоятельности признавалось совершенное конкретными лицами преступление. В определенной мере можно сказать о том, что определение «банкротство» содержал уголовно-правовую сторону несостоятельности.

Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»[3] определил следующее законное понятие несостоятельности (банкротства) – это признанная арбитражным судом неспособность должника полностью удовлетворить кредиторские требования по денежным обязательствам и (либо) выполнить обязанность по уплате платежей обязательного характера. Однако, реальное понятие банкротства не охватывается данным понятие.


Как отмечает Р. Бурганов, «в качестве основания для признания должника несостоятельным (банкротом) выступает не просто определенная судом неспособность должника полностью удовлетворить кредиторские требования, а комплекс определенных условий. Вместе с тем данная неспособность должника определяется в отношении не всех кредиторов, а только кредитов по обязательным платежам и денежным обязательствам, и учитывая не всю сумму задолженности, а исчисляющуюся согласно законодательству»[4].

Кроме того, что понятие не включает в себя категорию «несостоятельность», предоставленное в статье 2 определение прямо противоречит пункту 3 статьи 65 Гражданского кодекса РФ[5], где сказано не только о судебном банкротстве, но и банкротстве в добровольном порядке, которое возможно при подобном желании должника и воле кредиторов. Закон не содержит процесса добровольного банкротства. Это не единственное противоречие законодательства, то есть можно сделать вывод, что реформирование института банкротства идет непоследовательно.[6]

Таким образом, можно прийти к выводу, что история правового регулирования банкротства (несостоятельности), как и подавляющего большинства других правовых институтов, а также история развития понятий о несостоятельности (банкротстве) непосредственно связаны с историческими особенностями развития права и государства в России.

1.2.Понятие и признаки банкротства

Несостоятельность (банкротство) — это признанная арбитражным судом неспособность должника полностью удовлетворить кредиторские требования по денежным обязательствам и (либо) исполнить обязанность, связанную с уплатой платежей обязательного характера.

Должником признается гражданин, в т. ч. индивидуальный предприниматель либо организация, которые оказались неспособными удовлетворить кредиторские требования по денежным обязательствам и (либо) исполнить обязанность, связанную с уплатой обязательных платежей в течение данного срока.

Юридическая лицо признается неспособным удовлетворить кредиторские требования по денежных обязательствам и (либо) выполнить обязанность, связанную с уплатой платежей обязательного характера, если соответствующие обязательства и (либо) обязанность не выполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они подлежали выполнению.