Файл: Процедуры несостоятельности (банкротства) (Процедура наблюдения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Неплатежеспособность должника абсолютного характера, то есть неспособность удовлетворить кредиторские требования и исполнить обязательства по обязательным платежам (сборы, налоги, обязательные платежи в бюджет и др.), которая подтверждается арбитражным судом, принято именовать неплатежеспособностью (банкротством).

Принято выделять несколько признаков банкротства:

1)сущностные, т.е. случаи, когда должник не в состоянии полностью удовлетворить кредиторские требования и не может исполнить платежи обязательного характера, когда сумма его долгов превышает фактическую стоимость имущества, которое ему принадлежит;

2)внешние, когда должник приостанавливает платежи в течение трех месяцев с начала даты их наступления и когда общая сумма долгов к юридическому лицу составляет не менее пятисот минимальных размеров трудовой оплаты.

Внешние признаки банкротства еще не предполагают самого факта банкротства, а только признаются основанием для исследования дела в арбитражном суде.[7]

Должник признается банкротом лишь после признания его таковым в судебном порядке либо после того, как должник самостоятельно объявит о собственной несостоятельности.

Для того, чтобы установить наличие особенностей несостоятельности должника, следует принять во внимание:

1)размер обязательств в денежном выражении, включая размер долгов за переданные товары, оказанные услуги и исполненные работы;

2)суммы займа, учитывая проценты, которые подлежат уплате должником;

3)размер долгов, который возник из-за неосновательного обогащения, а также размер долгов, который возник из-за нанесения вреда кредиторскому имуществу, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми гражданин несет ответственность за нанесение вреда здоровью либо жизни;

4)обязательств, связанных с выплатой выходных пособий и трудовой оплате лиц, трудящихся на основании трудового соглашения, обязательств, связанных с выплатой вознаграждения по авторским соглашениям;

5)обязательств перед участниками (учредителями) должника, которые вытекают из подобного участия;

6)размер платежей обязательного характера без учета регламентированных законодательством РФ штрафов (пеней) и других санкций финансового характера.

Подлежащие использованию за неисполнение либо исполнение в ненадлежащем порядке обязательства неустойки (пени, штрафы), проценты за просрочку платежа, убытки, которые подлежат возмещению за невыполнение обязательства, включая другие имущественные и (либо) финансовые санкции, в т. ч. за невыполнение обязанности, связанной с уплатой платежей обязательного характера, не принимаются во внимание при установлении наличия признаков несостоятельности должника.[8]


Таким образом, анализ действующего законодательства о несостоятельности дает возможность установить следующие особенности банкротства субъекта деятельности в сфере предпринимательских отношений:

1)наличие денежного, долгового обязательства;

2)неспособность юридического лица удовлетворить кредиторские требования по обязательствам в денежной форме и (либо) выполнить обязанность, связанную с уплатой обязательных платежей в течение трех месяцев с момента наступления периода их исполнения;

3)наличие задолженности юридического лица – не меньше 300 тыс. руб.;

4)признание банкротства в официальном порядке арбитражным судом.

1.3.Санация как досудебная стадия банкротства

Досудебной санацией признаются меры, связанные с восстановлением платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника – организации, учредителями (участниками) должника, кредиторами и другими лицами с целью предупреждения банкротства.

Меры, связанные с восстановлением платежеспособности, недопущением несостоятельности считаются общей обязанностью каждого добросовестного предпринимателя.

При формировании характерных признаков несостоятельности, руководитель должника обязан отправить учредителям должника, собственнику имущества должника-организации информацию о наличии отличительных особенностей несостоятельности (банкротства).

Учредители (участники) должника, собственник имущества должника-организации, органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления в случаях, определенных федеральным законодательством, должны предпринимать своевременные меры, связанные с предупреждением несостоятельности (банкротства) организаций.

  Осуществляемые в пределах досудебной стадии мероприятия могут иметь совершенно различный характер - они могут быть экономическими (повышение уровня квалификации персонала, модернизация, преобразование политики управления, перепрофилирование производства и т.д.), так и правовыми (заключение договоров о новации, отступном или прекращении обязательств другим способом, получение кредитов, упразднение обособленных подразделений, заключение выгодных договоров, истребование собственного имущества из чужого неправомерного владения, взыскание задолженности дебиторского характера и т.д.). Главное, чтобы данные мероприятия увеличивали платежеспособность должника и обеспеченность его ресурсами в экономической сфере, что впоследствии даст возможность или избежать формирования признаков банкротства, или (при их формировании и возбуждении конкурсного производства) сделать все возможное для того, чтобы ввести восстановительные процедуры.[9]


В качестве основания для санации выступает наличие действительной возможности восстановления платежеспособности организации-должника для того, чтобы продолжить его деятельность при помощи оказания финансовой помощи собственником и другими лицами.

Главные способы и методы санации:

1)снижение акционерного капитала при помощи сокращения выпуска новых акций и их обмена на большое количество старых акций;

2)уменьшение номинальной стоимости акций, в конечном счете прибыль подлежит распределению на меньший капитал, который далее выступает в качестве основы для получения иных, новых кредитов;

3)предоставление субсидий Правительством РФ и новых банковских льготных займов, кредитов, льгот по налогам, продление погашения платежей или их отсрочки;

4)упразднение санируемой организации и формирование на его основе нового юридического лица; слияние (поглощение) санируемой организации с иным юридическим лицом;

5)полная либо частичная национализация и т.д.

Финансовая санация также подлежит осуществлению при помощи привлечения средств владельцев юридического лица; при непосредственной помощи базовых кредиторов; персонала организации. В правовой литературе по вопросам, связанным с финансовым оздоровлением юридических лиц, зачастую встречается такое понятие, как «чистая санация», которая состоит в том, что убытки должны быть покрыты исключительно за счет образованных в организации страховых (резервных) фондов.

Применение внутренних резервов в финансовой сфере дает возможность не только значительно снизить угрозу несостоятельности (банкротства), но и в существенной мере снизить потребность в привлечении капитала со стороны внешних источников.

В том случае, если ресурсов финансового характера из децентрализованных источников недостаточно для осуществления санации, то в определенных случаях может приниматься решение, связанное с предоставлением организации финансовой поддержки со стороны государства. При убыточной деятельности юридического лица государство, в случае признания их продукции социально необходимой, может предоставить им дотации и иные разновидности поддержки финансового характера.

В случае принятия решения о содействии определенной организации исполнительная власть должна исходить из принципа поддержки, в первую очередь, жизнеспособных структур производства, способных ее применять с максимальной отдачей и обеспечить повышение производства и практической реализации продукции, что повышает доходную часть бюджета. Подобное решение базируется на некоторых критериях, среди которых следует отметить:


1)внедрение принципиально новых, более экологически безопасных и экономичных технологий;

2)экспорт продукции, конкурентоспособной на рынке;

3)замена импорта сырья, продукции, запчастей, материалов и др.;

4)решение проблемы, связанной с обеспечением энергией народного хозяйства;

5)сохранение научно-технического потенциала (разработок и исследований, имеющих приоритетное значение для государственной экономики);

6)наличие внешних и внутренних рынков сбыта продукции организации;

7)высокий уровень менеджмента организации.[10]

Таким образом, можно прийти к выводу, что досудебной санацией признаются меры, связанные с восстановлением платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника – организации, учредителями (участниками) должника, кредиторами и другими лицами с целью предупреждения банкротства.

Глава 2.Основные стадии несостоятельности (банкротства)

2.1.Процедура наблюдения

Процедура наблюдения должна быть введена с момента принятия судом заявления о признании должника несостоятельным, что считается новеллой для отечественного законодательстве. На необходимость введения этой процедуры показала практика использования утратившего юридическую силу Закона Российской Федерации 1992 года «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»: пока суды принимали решение, вводить процедуру внешнего управления либо назначить конкурсное производство, администрация должника организации не без успеха стремилась уклониться от расчетов со своими кредиторами, передавая имущество организации в иные структуры.

По этой причине цель процесса наблюдения заключается в том, чтобы поставить заслон сложившейся практике, чтобы сохранить максимум имущества должника. Однако законодательство определяет, что наблюдение не может использоваться в отношении должника, который находится в процессе упразднения; в отношении отсутствующего должника; должнику, являющемуся индивидуальным предпринимателем.

Введение процедуры наблюдения предполагает следующее:

1)невозможность предъявления требований имущественного характера к должнику без отправления их временному управляющему (при условии, что кредиторские требования считаются установленными) либо в арбитражный суд (если размер требований не определен);


2)подлежит приостановлению по ходатайству кредитора производство по делам, которые связаны со взысканием с должника денежных средств и другого имущества должника;

3)подлежит приостановлению исполнение соответствующих исполнительных документов по взысканиям имущественного характера, за исключением исполнения решений суда о взыскании задолженности по зарплате, выплате вознаграждений по авторским соглашениям, алиментов, включая возмещение вреда, нанесенного вреда здоровью и жизни, а также морального вреда, вступивших в юридическую силу до момента принятия судом заявления о признании должника несостоятельным (банкротом);

4)запрещено удовлетворение требований участника должника-организации о выделении доли в имуществе должника по причине выхода из состава его участников.[11]

Так должник после введения наблюдения ограничивается в распоряжении собственным имуществом, определение суда о принятия заявления по поводу признания должника несостоятельным отправляется в кредитные учреждения, с которыми должник имеет соответствующий договор банковского счете, в суд, главному судебному приставу по месту расположения должника, в налоговые и другие компетентные органы.

Для проведения процедуры наблюдения суд определяет временного управляющего из кандидатур, которые предлагаются кредиторами, а в случае отсутствия предложений – из категории лиц, которые зарегистрированы в арбитражном суде как арбитражные управляющие.

Введение процедуры наблюдения не считается основанием для того, чтобы отстранить руководителя и другие управленческие органы от исполнения собственных функций. Однако, для того, чтобы исключить некомпетентные решения со стороны управленческих органов, которые ведут к дальнейшему ухудшению положения должника, и для того, чтобы обеспечить сохранность имущества последнего, законодательство ограничивает их компетенцию. Помимо ограничений, исследованных нами выше, управленческие органы должника не имеют права принимать решения, связанные:

1)с реорганизацией и упразднением должника;

2)с образованием организаций либо об участии в других организациях;

3)об образовании филиалов и представительств;

4)о выплате соответствующих дивидендов;

5)о размещении должников облигаций и других ценных бумаг эмиссионного характера;

6) о выходе из структуры участников должника-организации, приобретении ранее выпущенных акций у акционеров.

После окончания процедуры наблюдения временный управляющий представляет в суд отчет о собственной деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и предложения, связанные с возможностью либо невозможностью восстановления его платежеспособности. В том случае, если временный управляющий считает возможным восстановление платежеспособности должника, он устанавливает мероприятия, которые должны привести к этой цели, все суммы и затраты, которые, в конечном счете, кредиторы смогут получить.