Файл: Правовые отношения юридических лиц (Правоотношения, возникающие при образовании юридических лиц).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Общие положения правовых отношений юридических лиц
1.1. Правовое регулирование юридических лиц как участников гражданских правоотношений
1.2. Правоотношения, возникающие при образовании юридических лиц
Особенности некоторых видов правовых отношений юридических лиц
2.1 Правоотношения, возникающие при реорганизации и ликвидации юридических лиц
2.2. Правоотношения, связанные с ответственностью юридических лиц
Содержание:
Введение
Актуальность ㅤ проблемы ㅤ исследования. ㅤ Становление ㅤ и ㅤ развитие ㅤ рыночных ㅤ отношений ㅤ в ㅤ экономике ㅤ России, ㅤ создание ㅤ инфраструктуры ㅤ рынка ㅤ и ㅤ новых ㅤ организационно-правовых ㅤ форм ㅤ хозяйствующих ㅤ субъектов ㅤ создают ㅤ условия ㅤ для ㅤ переосмысления ㅤ теории ㅤ и ㅤ практики ㅤ юридических ㅤ лиц, ㅤ их ㅤ поведения ㅤ и ㅤ ответственности ㅤ в ㅤ системе ㅤ товарно-денежных ㅤ отношений.
В ㅤ связи ㅤ с ㅤ этим, ㅤ возрос ㅤ интерес ㅤ к ㅤ теоретическим ㅤ и ㅤ правовым ㅤ аспектам ㅤ деятельности ㅤ юридических ㅤ лиц. ㅤ Данные ㅤ вопросы ㅤ приобретают ㅤ особую ㅤ значимость ㅤ в ㅤ условиях ㅤ современного ㅤ мирового ㅤ экономического ㅤ и ㅤ финансового ㅤ кризиса, ㅤ когда ㅤ во ㅤ всем ㅤ мире ㅤ происходит ㅤ борьба ㅤ юридических ㅤ лиц ㅤ за ㅤ свое ㅤ выживание ㅤ и ㅤ когда ㅤ неизмеримо ㅤ возрастает ㅤ роль ㅤ государства ㅤ в ㅤ регулировании ㅤ экономических ㅤ отношений.
Таким ㅤ образом, ㅤ можно ㅤ сказать, ㅤ что ㅤ актуальность ㅤ темы ㅤ исследования ㅤ в ㅤ современном ㅤ понимании ㅤ связана ㅤ с ㅤ ее ㅤ комплексностью ㅤ и ㅤ системностью ㅤ в ㅤ «интегрирующей» ㅤ роли ㅤ юридического ㅤ лица ㅤ в ㅤ развитии ㅤ экономики ㅤ России.
Объектом ㅤ исследования ㅤ является ㅤ комплекс ㅤ общественных ㅤ отношений, ㅤ в ㅤ рамках ㅤ которых ㅤ осуществляется ㅤ участие ㅤ юридических ㅤ лиц ㅤ как ㅤ участников ㅤ гражданских ㅤ правоотношений.
Предметом ㅤ исследования ㅤ является ㅤ нормативно ㅤ правовые ㅤ акты, ㅤ учебно-методическая ㅤ литература ㅤ о ㅤ юридических ㅤ лицах ㅤ как ㅤ участников ㅤ гражданских ㅤ правоотношений.
Целью ㅤ исследования ㅤ является ㅤ изучение ㅤ правовых ㅤ отношений ㅤ юридических ㅤ лиц ㅤ в ㅤ Российской ㅤ Федерации. ㅤ
исследование ㅤ правовых ㅤ отношений, ㅤ возникающих ㅤ при ㅤ образовании ㅤ юридических ㅤ лиц, ㅤ при ㅤ реорганизации ㅤ и ㅤ ликвидации ㅤ юридических ㅤ лиц, ㅤ а ㅤ также ㅤ исследование ㅤ института ㅤ ответственности ㅤ юридических ㅤ лиц. ㅤ
Поставленная всех ㅤ цель ㅤ исследования было ㅤ предопределила себя ㅤ решение иных ㅤ следующих задач:
- ㅤ анализ ㅤ правового ㅤ базы ㅤ в ㅤ сфере ㅤ регулирования ㅤ правоотношений ㅤ юридических ㅤ лиц;
- ㅤ исследование ㅤ правовых ㅤ отношений, ㅤ возникающих ㅤ при ㅤ образовании ㅤ юридических ㅤ лиц;
- ㅤ исследование ㅤ правовых ㅤ отношений, ㅤ возникающих ㅤ при ㅤ реорганизации ㅤ юридических ㅤ лиц;
- ㅤ исследование ㅤ правовых ㅤ отношений, ㅤ возникающих ㅤ при ㅤ ликвидации ㅤ юридических ㅤ лиц;
- ㅤ исследование ㅤ института ㅤ ответственности ㅤ юридических ㅤ лиц. ㅤ
Теоретической ㅤ базой ㅤ исследования ㅤ являются ㅤ труды ㅤ исследователей: ㅤ Ю.М. ㅤ Аристакова, ㅤ С.И. ㅤ Аскназия, ㅤ Р.П. ㅤ Суликова ㅤ , ㅤ М.И. ㅤ Брагинского, ㅤ С.Н. ㅤ Братуся, ㅤ А.В. ㅤ Бенедиктова, ㅤ В.П. ㅤ Грибанова, ㅤ О.Н. ㅤ Садикова, ㅤ О.А. ㅤ Красавчикова, ㅤ М.И. ㅤ Кулагина, ㅤ Д.В. ㅤ Новака, ㅤ С.В. ㅤ Пахмана, ㅤ И.А. ㅤ Покровского, ㅤ Е. ㅤ Суханова, ㅤ Д.А. ㅤ Сумской, ㅤ И.Т. ㅤ Тарасова, ㅤ Ю.К. ㅤ Толстого, ㅤ Д.В. ㅤ Ломакина, ㅤ Г.Ф. ㅤ Шершеневича ㅤ и ㅤ других ㅤ авторов.
Методологическую ㅤ базу ㅤ исследования ㅤ составляют ㅤ общие ㅤ и ㅤ частные ㅤ методы ㅤ исследования, ㅤ в ㅤ том ㅤ числе: ㅤ сравнительно-правовой, ㅤ системный, ㅤ социологической. ㅤ Исследование ㅤ основывается ㅤ на ㅤ действующем ㅤ федеральном ㅤ законодательстве, ㅤ законодательстве ㅤ субъектов ㅤ РФ ㅤ и ㅤ иных ㅤ нормативно-правовых ㅤ актах.
Теоретическая ㅤ и ㅤ практическая ㅤ значимость ㅤ работы ㅤ связана ㅤ с ㅤ проблемами ㅤ совершенствования ㅤ нормативно ㅤ - ㅤ правовой ㅤ базы, ㅤ позволяющей ㅤ эффективно ㅤ функционировать ㅤ различным ㅤ формам ㅤ юридического ㅤ лица ㅤ в ㅤ экономических ㅤ отношениях, ㅤ необходимостью ㅤ детального ㅤ анализа ㅤ деятельности ㅤ юридических ㅤ лиц ㅤ в ㅤ гражданских ㅤ правоотношениях, ㅤ повышением ㅤ их ㅤ конкурентоспособности ㅤ и ㅤ выживаемости.
Структура ㅤ работы ㅤ обусловлена ㅤ поставленными ㅤ задачами ㅤ и ㅤ состоит ㅤ из ㅤ введения, ㅤ двух ㅤ глав ㅤ и ㅤ заключения.
ГЛАВА 1.
Общие положения правовых отношений юридических лиц
1.1. Правовое регулирование юридических лиц как участников гражданских правоотношений
В настоящее время существует огромный массив нормативно-правовых актов, регулирующий все сферы жизнедеятельности юридического лица, который систематически дополняется, изменяется, перерабатывается. Гражданско-правовое регулирование юридических лиц характеризуется множественностью действующих законодательных актов, не во всем соответствующих как друг другу, так и базовому закону – Гражданскому кодексу Российской Федерации.
Статья ㅤ 34 ㅤ Конституции ㅤ РФ ㅤ закрепляет, ㅤ что ㅤ каждый ㅤ имеет ㅤ право ㅤ на ㅤ занятие ㅤ экономической ㅤ деятельностью, ㅤ а ㅤ статья ㅤ 30 ㅤ закрепляет, ㅤ что ㅤ каждый ㅤ имеет ㅤ право ㅤ на ㅤ объединение. ㅤ Таким ㅤ образом, ㅤ Основной ㅤ закон ㅤ страны ㅤ закрепляет ㅤ возможность ㅤ объединения ㅤ граждан ㅤ для ㅤ занятия ㅤ экономической ㅤ деятельность ㅤ – ㅤ т.е. ㅤ создания ㅤ юридического ㅤ лица.
Постановления ㅤ Конституционного ㅤ Суда ㅤ РФ ㅤ от ㅤ 4 ㅤ октября ㅤ 1996 ㅤ г ㅤ закрепляет, ㅤ что ㅤ некоторые ㅤ юридические ㅤ лица ㅤ являются ㅤ субъектами ㅤ обращения ㅤ в ㅤ Конституционный ㅤ Суд ㅤ РФ, ㅤ и ㅤ так ㅤ же ㅤ на ㅤ них ㅤ распространяется ㅤ ряд ㅤ требований ㅤ главы ㅤ 2 ㅤ Конституции ㅤ РФ. ㅤ По ㅤ смыслу ㅤ указанной ㅤ нормы ㅤ граждане ㅤ и ㅤ созданные ㅤ ими ㅤ объединения ㅤ вправе ㅤ обратиться ㅤ с ㅤ конституционной ㅤ жалобой ㅤ на ㅤ нарушение ㅤ прав, ㅤ в ㅤ частности, ㅤ самого ㅤ объединения, ㅤ в ㅤ тех ㅤ случаях, ㅤ когда ㅤ его ㅤ деятельность ㅤ связана ㅤ с ㅤ реализацией ㅤ конституционных ㅤ прав ㅤ граждан, ㅤ являющихся ㅤ его ㅤ членами ㅤ (участниками, ㅤ учредителями). ㅤ В ㅤ данном ㅤ случае, ㅤ акционерное ㅤ общество, ㅤ товарищества ㅤ и ㅤ общество ㅤ с ㅤ ограниченной ㅤ ответственностью, ㅤ обратившиеся ㅤ в ㅤ Конституционный ㅤ Суд ㅤ Российской ㅤ Федерации, ㅤ по ㅤ своей ㅤ сути ㅤ являются ㅤ объединениями ㅤ - ㅤ юридическими ㅤ лицами, ㅤ которые ㅤ созданы ㅤ гражданами ㅤ для ㅤ совместной ㅤ реализации ㅤ таких ㅤ конституционных ㅤ прав, ㅤ как ㅤ право ㅤ свободно ㅤ использовать ㅤ свои ㅤ способности ㅤ и ㅤ имущество ㅤ для ㅤ предпринимательской ㅤ и ㅤ иной ㅤ не ㅤ запрещенной ㅤ законом ㅤ экономической ㅤ деятельности ㅤ (ч.1 ㅤ ст. ㅤ 34 ㅤ Конституции ㅤ Российской ㅤ Федерации) ㅤ и ㅤ право ㅤ иметь ㅤ в ㅤ собственности, ㅤ владеть, ㅤ пользоваться ㅤ и ㅤ распоряжаться ㅤ имуществом ㅤ как ㅤ единолично, ㅤ так ㅤ и ㅤ совместно ㅤ с ㅤ другими ㅤ лицами ㅤ (ч.2 ㅤ ст.35 ㅤ Конституции ㅤ Российской ㅤ Федерации).
Гражданский ㅤ кодекс ㅤ РФ ㅤ (глава ㅤ 4) ㅤ формирует ㅤ ключевые ㅤ основополагающие ㅤ моменты ㅤ получающие ㅤ конкретизацию ㅤ в ㅤ специализированных ㅤ законах. ㅤ В ㅤ частности, ㅤ в ㅤ ФЗ ㅤ №129 ㅤ «О ㅤ государственной ㅤ регистрации ㅤ юридических ㅤ лиц ㅤ и ㅤ индивидуальных ㅤ предпринимателей» ㅤ от ㅤ 08.08.2001. ㅤ
Также, ㅤ следует ㅤ отметить ㅤ законы, ㅤ регламентирующие ㅤ статус ㅤ отдельных ㅤ видов ㅤ юридических ㅤ лиц), ㅤ а ㅤ именно: ㅤ федеральные ㅤ законы ㅤ «Об ㅤ акционерных ㅤ обществах», ㅤ «Об ㅤ обществах ㅤ с ㅤ ограниченной ㅤ ответственностью», ㅤ «О ㅤгосударственных ㅤ и ㅤ муниципальных ㅤ унитарных ㅤ предприятиях», ㅤ «О ㅤпроизводственных ㅤ кооперативах», ㅤ «О ㅤ сельскохозяйственной ㅤ кооперации», ㅤ «О ㅤнекоммерческих ㅤ организациях», ㅤ «Об ㅤ автономных ㅤ учреждениях», ㅤ «О ㅤсадоводческих, ㅤ огороднических ㅤ и ㅤ дачных ㅤ некоммерческих ㅤ объединениях ㅤграждан» ㅤ и ㅤ т.д.
Следующим ㅤ уровнем ㅤ правового ㅤ регулирования ㅤ юридических ㅤ лиц ㅤ являются ㅤ подзаконные ㅤ нормативно-правовые ㅤ акты. ㅤ Наибольшую ㅤ актуальность ㅤ представляют ㅤ Постановления ㅤ Правительства ㅤ РФ ㅤ – ㅤПостановление ㅤ № ㅤ 584 ㅤ от ㅤ 16 ㅤ июля ㅤ 2009 ㅤ г. ㅤ «Правила ㅤ представления ㅤуведомлений ㅤ о ㅤ начале ㅤ осуществления ㅤ отдельных ㅤ видов ㅤ предпринимательской ㅤ деятельности ㅤ и ㅤ учета ㅤ указанных ㅤ уведомлений», ㅤ Постановление ㅤ от ㅤ 16 ㅤ июля ㅤ 2009 ㅤ г. ㅤ № ㅤ 584 ㅤ «Об ㅤ уведомительном ㅤ порядке ㅤ начала ㅤ осуществления ㅤ отдельных ㅤ видов ㅤ предпринимательской ㅤ деятельности».
В ㅤ области ㅤ регулирования ㅤ отдельных ㅤ аспектов ㅤ деятельности ㅤ юридических ㅤ лиц, ㅤ нам ㅤ представляются ㅤ актуальными ㅤ акты ㅤ Федеральной ㅤ антимонопольной ㅤ службы ㅤ (например, ㅤ Постановление ㅤФАС ㅤ Волго-Вятского ㅤ округа ㅤ от ㅤ 20.05.2004 ㅤ № ㅤ А79 ㅤ «О ㅤ защите ㅤ деловой ㅤ репутации ㅤ юридическими ㅤ лицами»).
Акты ㅤ Центрального ㅤ Банка ㅤ РФ ㅤ детализируют ㅤ финансово-кредитную ㅤ деятельность ㅤ юридических ㅤ лиц. ㅤ Например, ㅤ Инструкция ㅤ ЦБ ㅤ РФ ㅤ №27-и ㅤ от ㅤ 14.09.2006 ㅤ «Об ㅤ открытии ㅤ и ㅤ закрытии ㅤ счетов ㅤ юридическими ㅤ лицами» ㅤ регламентирует ㅤ порядок ㅤ и ㅤ основания ㅤ формирования ㅤ расчетно-денежной ㅤ политики ㅤ юридического ㅤ лица.
На ㅤ уровне ㅤ регионального ㅤ и ㅤ муниципального ㅤ законодательства ㅤ происходит ㅤ закрепление ㅤ отдельных ㅤ специфических ㅤ моментов ㅤ жизнедеятельности ㅤ юридического ㅤ лица. ㅤ Следует ㅤ обратить ㅤ внимание ㅤ на ㅤ Постановление ㅤ Кабинета ㅤ Министров ㅤ Чувашской ㅤ Республики ㅤ № ㅤ 61 ㅤ от ㅤ 27 ㅤ июля ㅤ 2006 ㅤ г. ㅤ «О ㅤ дополнительных ㅤ мерах ㅤ по ㅤ стимулированию ㅤ деятельности ㅤ крупных ㅤ и ㅤ средних ㅤ сельскохозяйственных ㅤ организаций», ㅤ Постановление ㅤ Кабинета ㅤ Министров ㅤ Чувашской ㅤ Республики ㅤ № ㅤ 419 ㅤ от ㅤ 09.12.2010 ㅤ «О ㅤ мерах ㅤ по ㅤ регулированию ㅤ оборота ㅤ алкогольной ㅤ продукции ㅤ на ㅤ территории ㅤ Чувашской ㅤ Республики», ㅤ Постановление ㅤ Администрации ㅤ г. Чебоксары ㅤ Чувашской ㅤ Республики ㅤ № 195 ㅤ от ㅤ 8 ㅤ октября ㅤ 2010 г. ㅤ «Об ㅤ установлении ㅤ размера ㅤ базовой ㅤ ставки ㅤ арендной ㅤ платы ㅤ за ㅤ нежилые ㅤ помещения ㅤ для ㅤ юридических ㅤ лиц».
Но, ㅤ не ㅤ смотря ㅤ на ㅤ столь ㅤ большое ㅤ количество ㅤ нормативно-правовых ㅤ актов, ㅤ можно ㅤ констатировать ㅤ недостаток ㅤ законов ㅤ общего ㅤ характера, ㅤ например, ㅤ о ㅤ реорганизации ㅤ юридических ㅤ лиц, ㅤ об ㅤ особом ㅤ статусе ㅤ «юридических ㅤ лиц ㅤ публичного ㅤ права» ㅤ и ㅤ т.д.
По ㅤ мнению ㅤ Е.А. ㅤ Суханова, ㅤ неоправданно ㅤ велико ㅤ количество ㅤ законов, ㅤ регулирующих ㅤ статус ㅤ некоммерческих ㅤ организаций ㅤ [35, с.169]. ㅤ При ㅤ этом ㅤ они, ㅤ с ㅤ одной ㅤ стороны, ㅤ устанавливают ㅤ множество ㅤ организационно-правовых ㅤ форм ㅤ некоммерческих ㅤ организаций, ㅤ в ㅤ действительности ㅤ не ㅤ обладающих ㅤ принципиальными ㅤ различиями ㅤ гражданско-правового ㅤ характера, ㅤ а ㅤ с ㅤ другой ㅤ пытаются ㅤ противоречивым ㅤ образом ㅤ урегулировать ㅤ общие ㅤ вопросы ㅤ их ㅤ правового ㅤ статуса. ㅤ Так, ㅤ не ㅤ соответствуют ㅤ друг ㅤ другу ㅤ многие ㅤ общие ㅤ нормы ㅤ федеральных ㅤ законов ㅤ «О ㅤ некоммерческих ㅤ организациях» ㅤ и ㅤ «О ㅤ благотворительной ㅤ деятельности ㅤ и ㅤ благотворительных ㅤ организациях», ㅤ призванные ㅤ быть ㅤ «рамочными» ㅤ для ㅤ соответствующих ㅤ видов ㅤ юридических ㅤ лиц.
Также ㅤ наблюдается ㅤ несоответствие ㅤ норм ㅤ отдельных ㅤ (специальных) ㅤ законов ㅤ положениям ㅤ ГК, ㅤ регламентирующим ㅤ статус ㅤ юридических ㅤ лиц, ㅤ в ㅤ том ㅤ числе ㅤ коммерческих ㅤ организаций[1]. ㅤ Так, ㅤ противоречия ㅤ некоторым ㅤ общим ㅤ нормам ㅤ ГК ㅤ можно ㅤ обнаружить ㅤ в ㅤ федеральных ㅤ законах ㅤ «Об ㅤ акционерных ㅤ обществах», ㅤ «О ㅤ государственных ㅤ и ㅤ муниципальных ㅤ унитарных ㅤ предприятиях», ㅤ «О ㅤ сельскохозяйственной ㅤ кооперации», ㅤ «О ㅤ садоводческих, ㅤ огороднических ㅤ и ㅤ дачных ㅤ некоммерческих ㅤ объединениях ㅤ граждан» ㅤ и ㅤ др.