Файл: Правовые отношения юридических лиц (Правоотношения, возникающие при образовании юридических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При нормативно-явочном порядке для образования юридического лица согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы, не требуется. Регистрирующий орган лишь проверяет, соответствуют ли закону учредительные документы организации и соблюден ли установленный порядок ее образования, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо. Такой порядок образования юридических лиц наиболее распространен в России. Однако принятие закона «О государственной регистрации юридических лиц» заставляет серьезно скорректировать это положение. Дело в том, что Федеральный закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» допускает отказ в государственной регистрации лишь в двух случаях: если на регистрацию представлен неполный комплект требуемых документов, либо если эти документы представлены в ненадлежащий регистрирующий орган.

Таким образом, регистрирующий орган лишен права проверять соответствие учредительных документов закону. Но, с одной стороны, государственная регистрация юридического лица, которая не сопровождается проверкой соответствия закону его учредительных документов, во многом превращаются в простую формальность, своего рода уведомительную процедуру. С другой стороны, закон все же не отказывается в принципе от необходимости государственной регистрации юридических лиц. В результате создается такая система образования юридических лиц, которую нельзя однозначно отнести ни к нормативно-явочной, ни к явочной (в чистом виде). В каком направлении она будет эволюционировать дальше, покажет время, однако неизбежность изменения этой системы очевидна уже сегодня[6].

Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной регистрации организации не требуется[7].

Гражданский кодекс не предусматривает никаких исключений из общего правила о необходимости государственной регистрации юридических лиц, поэтому можно полагать, что распорядительный, а также явочный способы образования организаций в настоящее время в России не применяются[8].

Правовой основой деятельности любого юридического лица наряду с законодательством являются его учредительные документы. Именно в них учредители конкретизируют общие нормы права применительно к своим интересам. Состав учредительных документов для разных видов юридических лиц различен. Правовой базой деятельности хозяйственных товариществ (полных и на вере) является учредительный договор. Для остальных юридических лиц единственным учредительным документом считается их устав.


Государственная регистрация является завершающим этапом образования юридического лица этому посвящена статья 51 ГК и Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

ГЛАВА 2

Особенности некоторых видов правовых отношений юридических лиц

2.1 Правоотношения, возникающие при реорганизации и ликвидации юридических лиц

правоотношение гражданское право юридический

Юридическое лицо прекращает свое существование путем реорганизации или ликвидации. При реорганизации юридического лица (ст. 57 ГК) его дела и имущество переходят к другому юридическому лицу в порядке общего правопреемства.

Реорганизация может осуществляться следующими способами (п. 1 ст. 57 и ст. 58 ГК):

- преобразование - заключается в изменении организационно-правовой формы юридического лица;

- слияние - это прекращение двух или нескольких юридических лиц и образование на их основе нового юридического лица;

- присоединение - это прекращение двух или нескольких юридических лиц и переход их прав и обязанностей к иному существующему юридическому лицу;

- выделение - это создание одного или нескольких юридических лиц, к которым переходит часть прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица без его прекращения;

- разделение - это прекращение юридического лица, при котором все его права и обязанности переходят к вновь созданным юридическим лицам.

Законодательство Российской Федерации содержит ряд правовых норм, регулирующих процесс преобразования юридического лица.

Согласно п. 1 ст. 57 ГК реорганизация юридического лица может быть осуществлена добровольно по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Таким органом является высший орган управления. При этом, если высший орган управления является коллегиальным, то для принятия решения о реорганизации юридического лица требуется, как правило, квалифицированное большинство голосов или единогласие. Так, например, в соответствии с п. 4 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» решение о реорганизации некоммерческой организации принимается квалифицированным большинством или единогласно, а решение о реорганизации акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью (п. 1 ст. 92 ГК), производственного кооператива (п. 2 ст. 112 ГК), некоммерческого партнерства и объединения юридических лиц (ассоциаций, союзов) принимается единогласно.


В соответствии с п. 2 и 3 ст. 57 ГК в случаях, предусмотренных специальными законами Российской Федерации, разрешается принудительная реорганизация юридических лиц в виде разделения или выделения, которая проводится по решению уполномоченных государственных органов. Допускается также принудительная реорганизация в виде присоединения, слияния и преобразования, которая осуществляется с согласия уполномоченных государственных органов. Антимонопольный орган вправе выдать предписание о принудительном разделении коммерческой организации или осуществляющей предпринимательскую деятельность некоммерческой организации, занимающих доминирующее положение, либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций в случае систематического осуществления ими монополистической деятельности[9].

Реорганизация считается завершенной с момента государственной регистрации вновь созданных юридических лиц.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу новой организации не создается. В связи с этим реорганизация считается завершенной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица[10].

Реорганизация юридического лица связана с переходом всех прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица в порядке универсального правопреемства к существующему юридическому лицу (при присоединении) или к вновь созданным юридическим лицам (при слиянии, выделении, разделении и преобразовании).

При этом законодатель предусматривает составление передаточного акта или разделительного баланса. Передаточный акт составляется при присоединении, слиянии или преобразовании, а при выделении или разделении - разделительный баланс. В передаточном акте и разделительном балансе должны содержаться положения о правопреемстве по всем правам и обязанностям реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и оспариваемые сторонами обязательства (п. 1 ст. 59 ГК).

Сроки ‏ㅤ уведомления ‏ㅤ определяются ‏ㅤ законами ‏ㅤ об ‏ㅤ отдельных ‏ㅤ видах ‏ㅤ юридических ‏ㅤ лиц. ‏ㅤ Так, ‏ㅤ например, ‏ㅤ согласно ‏ㅤ п. ‏ㅤ 6 ‏ㅤ ст. ‏ㅤ 15 ‏ㅤ Федерального ‏ㅤ закона ‏ㅤ «Об ‏ㅤ акционерных ‏ㅤ обществах» ‏ㅤ не ‏ㅤ позднее ‏ㅤ 30 ‏ㅤ дней ‏ㅤ с ‏ㅤ даты ‏ㅤ принятия ‏ㅤ решения ‏ㅤ о ‏ㅤ реорганизации ‏ㅤ акционерного ‏ㅤ общества, ‏ㅤ а ‏ㅤ при ‏ㅤ реорганизации ‏ㅤ общества ‏ㅤ в ‏ㅤ форме ‏ㅤ слияния ‏ㅤ или ‏ㅤ присоединения ‏ㅤ - ‏ㅤ с ‏ㅤ даты ‏ㅤ принятия ‏ㅤ решения ‏ㅤ об ‏ㅤ этом ‏ㅤ последним ‏ㅤ из ‏ㅤ обществ, ‏ㅤ участвующих ‏ㅤ в ‏ㅤ слиянии ‏ㅤ или ‏ㅤ присоединении, ‏ㅤ акционерное ‏ㅤ общество ‏ㅤ обязано ‏ㅤ письменно ‏ㅤ уведомить ‏ㅤ об ‏ㅤ этом ‏ㅤ кредиторов ‏ㅤ общества ‏ㅤ и ‏ㅤ опубликовать ‏ㅤ в ‏ㅤ печатном ‏ㅤ издании, ‏ㅤ предназначенном ‏ㅤ для ‏ㅤ публикации ‏ㅤ данных ‏ㅤ о ‏ㅤ государственной ‏ㅤ регистрации ‏ㅤ юридических ‏ㅤ лиц, ‏ㅤ сообщение ‏ㅤ о ‏ㅤ принятом ‏ㅤ решении. ‏ㅤ При ‏ㅤ этом ‏ㅤ кредиторы ‏ㅤ общества ‏ㅤ в ‏ㅤ течение ‏ㅤ 30 ‏ㅤ дней ‏ㅤ с ‏ㅤ даты ‏ㅤ направления ‏ㅤ им ‏ㅤ уведомлений ‏ㅤ или ‏ㅤ в ‏ㅤ течение ‏ㅤ 30 ‏ㅤ дней ‏ㅤ с ‏ㅤ даты ‏ㅤ опубликования ‏ㅤ сообщения ‏ㅤ о ‏ㅤ принятом ‏ㅤ решении ‏ㅤ вправе ‏ㅤ письменно ‏ㅤ потребовать ‏ㅤ досрочного ‏ㅤ прекращения ‏ㅤ или ‏ㅤ исполнения ‏ㅤ соответствующих ‏ㅤ обязательств ‏ㅤ общества ‏ㅤ и ‏ㅤ возмещения ‏ㅤ им ‏ㅤ убытков. ‏ㅤ Аналогичная ‏ㅤ норма ‏ㅤ предусмотрена ‏ㅤ и ‏ㅤ п. ‏ㅤ 5 ‏ㅤ ст. ‏ㅤ 51 ‏ㅤ Федерального ‏ㅤ закона ‏ㅤ «Об ‏ㅤ обществах ‏ㅤ с ‏ㅤ ограниченной ‏ㅤ ответственностью»[11].


Как ‏ㅤ известно, ‏ㅤ универсальное ‏ㅤ правопреемство ‏ㅤ влечет ‏ㅤ за ‏ㅤ собой ‏ㅤ переход ‏ㅤ не ‏ㅤ только ‏ㅤ прав, ‏ㅤ но ‏ㅤ и ‏ㅤ обязанностей. ‏ㅤ При ‏ㅤ этом ‏ㅤ перевод ‏ㅤ долга ‏ㅤ возможен ‏ㅤ лишь ‏ㅤ при ‏ㅤ согласии ‏ㅤ кредитора ‏ㅤ (ст. ‏ㅤ 391 ‏ㅤ ГК). ‏ㅤ Однако ‏ㅤ при ‏ㅤ реорганизации ‏ㅤ кредитор ‏ㅤ не ‏ㅤ может ‏ㅤ воспрепятствовать ‏ㅤ переходу ‏ㅤ долга. ‏ㅤ В ‏ㅤ связи ‏ㅤ с ‏ㅤ этим ‏ㅤ при ‏ㅤ реорганизации ‏ㅤ кредитор ‏ㅤ получает ‏ㅤ право ‏ㅤ потребовать ‏ㅤ прекращения ‏ㅤ или ‏ㅤ досрочного ‏ㅤ исполнения ‏ㅤ обязательства, ‏ㅤ а ‏ㅤ также ‏ㅤ возмещения ‏ㅤ причиненных ‏ㅤ ему ‏ㅤ убытков
(п. ‏ㅤ 2 ‏ㅤ ст. ‏ㅤ 60 ‏ㅤ ГК).

Вновь ‏ㅤ возникшие ‏ㅤ юридические ‏ㅤ лица ‏ㅤ несут ‏ㅤ солидарную ‏ㅤ ответственность ‏ㅤ по ‏ㅤ обязательствам ‏ㅤ реорганизованного ‏ㅤ юридического ‏ㅤ лица ‏ㅤ перед ‏ㅤ его ‏ㅤ кредиторами ‏ㅤ независимо ‏ㅤ от ‏ㅤ их ‏ㅤ вины ‏ㅤ в ‏ㅤ случае, ‏ㅤ если ‏ㅤ разделительный ‏ㅤ баланс ‏ㅤ не ‏ㅤ дает ‏ㅤ возможности ‏ㅤ определить ‏ㅤ правопреемника ‏ㅤ реорганизованного ‏ㅤ юридического ‏ㅤ лица ‏ㅤ (п. ‏ㅤ 3 ‏ㅤ ст. ‏ㅤ 60 ‏ㅤ ГК).

Ликвидация ‏ㅤ юридического ‏ㅤ лица ‏ㅤ - ‏ㅤ это ‏ㅤ прекращение ‏ㅤ деятельности ‏ㅤ юридического ‏ㅤ лица ‏ㅤ без ‏ㅤ правопреемства, ‏ㅤ т.е. ‏ㅤ без ‏ㅤ перехода ‏ㅤ его ‏ㅤ прав ‏ㅤ и ‏ㅤ обязанностей ‏ㅤ к ‏ㅤ другому ‏ㅤ лицу ‏ㅤ (лицам).

Юридическое ‏ㅤ лицо ‏ㅤ может ‏ㅤ быть ‏ㅤ ликвидировано ‏ㅤ добровольно ‏ㅤ или ‏ㅤ принудительно.

Добровольно ‏ㅤ юридическое ‏ㅤ лицо ‏ㅤ может ‏ㅤ быть ‏ㅤ ликвидировано ‏ㅤ по ‏ㅤ решению ‏ㅤ его ‏ㅤ учредителей ‏ㅤ (участников) ‏ㅤ либо ‏ㅤ органа ‏ㅤ юридического ‏ㅤ лица, ‏ㅤ уполномоченного ‏ㅤ на ‏ㅤ то ‏ㅤ учредительными ‏ㅤ документами, ‏ㅤ в ‏ㅤ частности ‏ㅤ с ‏ㅤ достижением ‏ㅤ целей, ‏ㅤ ради ‏ㅤ которых ‏ㅤ оно ‏ㅤ создавалось ‏ㅤ (например, ‏ㅤ после ‏ㅤ ввода ‏ㅤ в ‏ㅤ эксплуатацию ‏ㅤ объекта ‏ㅤ прекращает ‏ㅤ свое ‏ㅤ существование ‏ㅤ организация, ‏ㅤ которая ‏ㅤ была ‏ㅤ специально ‏ㅤ создана ‏ㅤ для ‏ㅤ его ‏ㅤ строительства).

Возможна ‏ㅤ и ‏ㅤ принудительная ‏ㅤ ликвидация ‏ㅤ юридического ‏ㅤ лица ‏ㅤ в ‏ㅤ соответствии ‏ㅤ с ‏ㅤ судебным ‏ㅤ решением ‏ㅤ (п. ‏ㅤ 2 ‏ㅤ ст. ‏ㅤ 61 ‏ㅤ ГК). ‏ㅤ Она ‏ㅤ наступает ‏ㅤ в ‏ㅤ случае ‏ㅤ признания ‏ㅤ судом ‏ㅤ недействительной ‏ㅤ регистрации ‏ㅤ юридического ‏ㅤ лица ‏ㅤ в ‏ㅤ связи ‏ㅤ с ‏ㅤ допущенными ‏ㅤ при ‏ㅤ его ‏ㅤ создании ‏ㅤ нарушениями ‏ㅤ закона ‏ㅤ или ‏ㅤ иных ‏ㅤ правовых ‏ㅤ актов, ‏ㅤ если ‏ㅤ эти ‏ㅤ нарушения ‏ㅤ носят ‏ㅤ неустранимый ‏ㅤ характер; ‏ㅤ в ‏ㅤ случае ‏ㅤ осуществления ‏ㅤ деятельности ‏ㅤ без ‏ㅤ надлежащего ‏ㅤ разрешения ‏ㅤ (лицензии) ‏ㅤ либо ‏ㅤ деятельности, ‏ㅤ запрещенной ‏ㅤ законом, ‏ㅤ либо ‏ㅤ с ‏ㅤ иными ‏ㅤ неоднократными ‏ㅤ или ‏ㅤ грубыми ‏ㅤ нарушениями ‏ㅤ закона ‏ㅤ или ‏ㅤ иных ‏ㅤ правовых ‏ㅤ актов, ‏ㅤ либо ‏ㅤ при ‏ㅤ систематическом ‏ㅤ осуществлении ‏ㅤ общественной ‏ㅤ или ‏ㅤ религиозной ‏ㅤ организацией ‏ㅤ (объединением), ‏ㅤ благотворительным ‏ㅤ или ‏ㅤ иным ‏ㅤ фондом ‏ㅤ деятельности, ‏ㅤ противоречащей ‏ㅤ его ‏ㅤ уставным ‏ㅤ целям, ‏ㅤ а ‏ㅤ также ‏ㅤ в ‏ㅤ иных ‏ㅤ случаях, ‏ㅤ предусмотренных ‏ㅤ ГК[12].


Согласно ‏ㅤ ст. ‏ㅤ 21.1 ‏ㅤ Федерального ‏ㅤ закона ‏ㅤ «О ‏ㅤ государственной ‏ㅤ регистрации ‏ㅤ юридических ‏ㅤ лиц ‏ㅤ и ‏ㅤ индивидуальных ‏ㅤ предпринимателей» ‏ㅤ юридическое ‏ㅤ лицо, ‏ㅤ которое ‏ㅤ в ‏ㅤ течение ‏ㅤ последних ‏ㅤ 12 ‏ㅤ месяцев, ‏ㅤ предшествующих ‏ㅤ моменту ‏ㅤ принятия ‏ㅤ регистрирующим ‏ㅤ органом ‏ㅤ соответствующего ‏ㅤ решения, ‏ㅤ не ‏ㅤ представляло ‏ㅤ документы ‏ㅤ отчетности, ‏ㅤ предусмотренные ‏ㅤ законодательством ‏ㅤ Российской ‏ㅤ Федерации ‏ㅤ о ‏ㅤ налогах ‏ㅤ и ‏ㅤ сборах, ‏ㅤ и ‏ㅤ не ‏ㅤ осуществляло ‏ㅤ операций ‏ㅤ хотя ‏ㅤ бы ‏ㅤ по ‏ㅤ одному ‏ㅤ банковскому ‏ㅤ счету, ‏ㅤ признается ‏ㅤ фактически ‏ㅤ прекратившим ‏ㅤ свою ‏ㅤ деятельность.

В ‏ㅤ этом ‏ㅤ случае ‏ㅤ регистрирующий ‏ㅤ орган ‏ㅤ принимает ‏ㅤ решение ‏ㅤ о ‏ㅤ предстоящем ‏ㅤ исключении ‏ㅤ юридического ‏ㅤ лица ‏ㅤ из ‏ㅤ единого ‏ㅤ государственного ‏ㅤ реестра ‏ㅤ юридических ‏ㅤ лиц. ‏ㅤ Указанное ‏ㅤ решение ‏ㅤ публикуется ‏ㅤ в ‏ㅤ органах ‏ㅤ печати, ‏ㅤ в ‏ㅤ которых ‏ㅤ печатаются ‏ㅤ данные ‏ㅤ о ‏ㅤ государственной ‏ㅤ регистрации ‏ㅤ юридического ‏ㅤ лица, ‏ㅤ в ‏ㅤ течение ‏ㅤ 3 ‏ㅤ дней ‏ㅤ с ‏ㅤ момента ‏ㅤ принятия ‏ㅤ такого ‏ㅤ решения. ‏ㅤ При ‏ㅤ этом ‏ㅤ публикуются ‏ㅤ также ‏ㅤ сведения ‏ㅤ о ‏ㅤ порядке ‏ㅤ и ‏ㅤ сроках ‏ㅤ направления ‏ㅤ заявлений ‏ㅤ данным ‏ㅤ юридическим ‏ㅤ лицом, ‏ㅤ его ‏ㅤ кредиторами, ‏ㅤ а ‏ㅤ также ‏ㅤ иными ‏ㅤ лицами, ‏ㅤ чьи ‏ㅤ права ‏ㅤ и ‏ㅤ законные ‏ㅤ интересы ‏ㅤ затрагиваются ‏ㅤ в ‏ㅤ связи ‏ㅤ с ‏ㅤ исключением ‏ㅤ такой ‏ㅤ организации ‏ㅤ из ‏ㅤ единого ‏ㅤ государственного ‏ㅤ реестра ‏ㅤ юридических ‏ㅤ лиц, ‏ㅤ с ‏ㅤ указанием ‏ㅤ адреса, ‏ㅤ по ‏ㅤ которому ‏ㅤ могут ‏ㅤ быть ‏ㅤ направлены ‏ㅤ соответствующие ‏ㅤ заявления[13].

Заявления ‏ㅤ могут ‏ㅤ быть ‏ㅤ направлены ‏ㅤ в ‏ㅤ срок ‏ㅤ не ‏ㅤ позднее ‏ㅤ чем ‏ㅤ 3 ‏ㅤ месяца ‏ㅤ со ‏ㅤ дня ‏ㅤ опубликования ‏ㅤ решения ‏ㅤ о ‏ㅤ предстоящем ‏ㅤ исключении. ‏ㅤ В ‏ㅤ случае ‏ㅤ направления ‏ㅤ заявлений ‏ㅤ в ‏ㅤ указанный ‏ㅤ срок ‏ㅤ решение ‏ㅤ об ‏ㅤ исключении ‏ㅤ данного ‏ㅤ юридического ‏ㅤ лица ‏ㅤ из ‏ㅤ единого ‏ㅤ государственного ‏ㅤ реестра ‏ㅤ не ‏ㅤ принимается, ‏ㅤ и ‏ㅤ такая ‏ㅤ организация ‏ㅤ может ‏ㅤ быть ‏ㅤ ликвидирована ‏ㅤ в ‏ㅤ установленном ‏ㅤ гражданским ‏ㅤ законодательством ‏ㅤ порядке.

Если ‏ㅤ в ‏ㅤ течение ‏ㅤ данного ‏ㅤ срока ‏ㅤ заявления ‏ㅤ не ‏ㅤ направлены, ‏ㅤ регистрирующий ‏ㅤ орган ‏ㅤ исключает ‏ㅤ подобное ‏ㅤ юридическое ‏ㅤ лицо ‏ㅤ из ‏ㅤ единого ‏ㅤ государственного ‏ㅤ реестра.