Файл: Правовые отношения юридических лиц (Правоотношения, возникающие при образовании юридических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вместе ‏ㅤ с ‏ㅤ тем, ‏ㅤ статус ‏ㅤ некоторых ‏ㅤ видов ‏ㅤ юридических ‏ㅤ лиц ‏ㅤ урегулирован ‏ㅤ весьма ‏ㅤ отрывочно ‏ㅤ и ‏ㅤ маловразумительно, ‏ㅤ вызывая ‏ㅤ множество ‏ㅤ вопросов ‏ㅤ и ‏ㅤ сомнений. ‏ㅤ Это ‏ㅤ касается, ‏ㅤ например, ‏ㅤ государственных ‏ㅤ корпораций. ‏ㅤ С ‏ㅤ этой ‏ㅤ точки ‏ㅤ зрения ‏ㅤ целесообразно ‏ㅤ также ‏ㅤ оценить ‏ㅤ статус ‏ㅤ саморегулируемых ‏ㅤ организаций, ‏ㅤ которым ‏ㅤ посвящены ‏ㅤ Федеральный ‏ㅤ закон ‏ㅤ «О ‏ㅤ саморегулируемых ‏ㅤ организациях» ‏ㅤ и ‏ㅤ положения ‏ㅤ некоторых ‏ㅤ законодательных ‏ㅤ актов ‏ㅤ об ‏ㅤ осуществлении ‏ㅤ отдельных ‏ㅤ видах ‏ㅤ экономической ‏ㅤ и ‏ㅤ профессиональной ‏ㅤ деятельности[2].

Необходимо ‏ㅤ исходить ‏ㅤ из ‏ㅤ того, ‏ㅤ что ‏ㅤ они ‏ㅤ не ‏ㅤ являются ‏ㅤ особой ‏ㅤ организационно-правовой ‏ㅤ формой ‏ㅤ юридических ‏ㅤ лиц ‏ㅤ и/или ‏ㅤ самостоятельной ‏ㅤ разновидностью ‏ㅤ некоммерческих ‏ㅤ организаций. ‏ㅤ Их ‏ㅤ гражданско-правовое ‏ㅤ положение ‏ㅤ определяется ‏ㅤ по-разному, ‏ㅤ в ‏ㅤ том ‏ㅤ числе, ‏ㅤ в ‏ㅤ зависимости ‏ㅤ от ‏ㅤ областей ‏ㅤ экономических ‏ㅤ отношений, ‏ㅤ в ‏ㅤ которых ‏ㅤ они ‏ㅤ могут ‏ㅤ или ‏ㅤ должны ‏ㅤ создаваться ‏ㅤ (требование ‏ㅤ к ‏ㅤ организационно-правовой ‏ㅤ форме, ‏ㅤ минимальному ‏ㅤ количеству ‏ㅤ и ‏ㅤ составу ‏ㅤ членов ‏ㅤ и ‏ㅤ др.). ‏ㅤ Термин ‏ㅤ «саморегулируемая ‏ㅤ организация» ‏ㅤ характеризует ‏ㅤ не ‏ㅤ гражданско-правовой, ‏ㅤ а ‏ㅤ публично-правовой ‏ㅤ статус ‏ㅤ юридического ‏ㅤ лица, ‏ㅤ который ‏ㅤ оно ‏ㅤ приобретает, ‏ㅤ отвечая ‏ㅤ установленным ‏ㅤ законом ‏ㅤ требованиям, ‏ㅤ с ‏ㅤ момента ‏ㅤ включения ‏ㅤ сведений ‏ㅤ о ‏ㅤ нем ‏ㅤ в ‏ㅤ специальный ‏ㅤ государственный ‏ㅤ реестр. ‏ㅤ Саморегулируемые ‏ㅤ организации ‏ㅤ относятся ‏ㅤ к ‏ㅤ корпорациям ‏ㅤ и ‏ㅤ не ‏ㅤ обладают ‏ㅤ формообразующей ‏ㅤ гражданско-правовой ‏ㅤ спецификой, ‏ㅤ поэтому ‏ㅤ особая ‏ㅤ регламентация ‏ㅤ их ‏ㅤ гражданско-правового ‏ㅤ положения ‏ㅤ в ‏ㅤ Гражданском ‏ㅤ Кодексе ‏ㅤ Российской ‏ㅤ Федерации ‏ㅤ не ‏ㅤ требуется.

Основным ‏ㅤ направлением ‏ㅤ законотворчества ‏ㅤ в ‏ㅤ сфере ‏ㅤ правового ‏ㅤрегулирования ‏ㅤ юридических ‏ㅤ лиц ‏ㅤ должно ‏ㅤ считаться ‏ㅤ сохранение ‏ㅤ и ‏ㅤ поддержание ‏ㅤцентральной, ‏ㅤ основополагающей ‏ㅤ роли ‏ㅤ общих ‏ㅤ норм ‏ㅤ ГК ‏ㅤ о ‏ㅤ юридических ‏ㅤ лицах. ‏ㅤОна ‏ㅤ обусловлена ‏ㅤ гражданско-правовой ‏ㅤ природой ‏ㅤ этой ‏ㅤ юридической ‏ㅤконструкции, ‏ㅤ рассчитанной, ‏ㅤ прежде ‏ㅤ всего ‏ㅤ и ‏ㅤ главным ‏ㅤ образом ‏ㅤ на ‏ㅤ потребности ‏ㅤимущественного ‏ㅤ (гражданско-правового) ‏ㅤ оборота. ‏ㅤ Это ‏ㅤ делает целесообразным ‏ㅤ наличие ‏ㅤ в ‏ㅤ Гражданском ‏ㅤ Кодексе ‏ㅤ общего ‏ㅤ правила ‏ㅤ о ‏ㅤ том, ‏ㅤ что ‏ㅤ все ‏ㅤ нормы ‏ㅤ отдельных ‏ㅤ законов ‏ㅤ как ‏ㅤ гражданско-правового, ‏ㅤ так ‏ㅤ и ‏ㅤ публично-правового ‏ㅤ характера, ‏ㅤ регулирующие ‏ㅤ статус ‏ㅤ соответствующих ‏ㅤ организаций ‏ㅤ как ‏ㅤ юридических ‏ㅤ лиц ‏ㅤ должны ‏ㅤ соответствовать ‏ㅤ нормам ‏ㅤ Гражданского ‏ㅤ Кодекса ‏ㅤ о ‏ㅤ юридических ‏ㅤ лицах. ‏ㅤ Последние ‏ㅤ в ‏ㅤ силу ‏ㅤ этого, ‏ㅤ подлежат ‏ㅤ применению ‏ㅤ при ‏ㅤ наличии ‏ㅤ противоречий ‏ㅤ между ‏ㅤ отдельными ‏ㅤ законами ‏ㅤ и ‏ㅤ Гражданского ‏ㅤ Кодекса ‏ㅤ или ‏ㅤ между ‏ㅤ самими ‏ㅤ этими ‏ㅤ законами.


На ‏ㅤ наш ‏ㅤ взгляд, ‏ㅤ содержание ‏ㅤ главы ‏ㅤ 4 ‏ㅤ ГК ‏ㅤ РФ ‏ㅤ должно ‏ㅤ быть ‏ㅤ существенно ‏ㅤ доработано. ‏ㅤ В ‏ㅤ частности, ‏ㅤ должно ‏ㅤ содержать:

- ‏ㅤ общие ‏ㅤ нормы ‏ㅤ для ‏ㅤ всех ‏ㅤ юридических ‏ㅤ лиц ‏ㅤ в ‏ㅤ области ‏ㅤ реорганизации ‏ㅤ юридических ‏ㅤ лиц ‏ㅤ и ‏ㅤ об ‏ㅤ имущественной ‏ㅤ ответственности ‏ㅤ органов ‏ㅤ юридических ‏ㅤ лиц;

Представляется ‏ㅤ целесообразным ‏ㅤ и ‏ㅤ возможным ‏ㅤ полностью ‏ㅤурегулировать ‏ㅤ в ‏ㅤ ГК ‏ㅤ статус ‏ㅤ некоммерческих ‏ㅤ организаций ‏ㅤ как ‏ㅤ юридических ‏ㅤ лиц, ‏ㅤ сохранив ‏ㅤ в ‏ㅤ отдельных ‏ㅤ законах ‏ㅤ лишь ‏ㅤ отсылки ‏ㅤ к ‏ㅤ нормам ‏ㅤ ГК. ‏ㅤ При ‏ㅤ этом ‏ㅤ ГК ‏ㅤ должен ‏ㅤ закрепить ‏ㅤ сравнительно ‏ㅤ небольшое ‏ㅤ число ‏ㅤ основных ‏ㅤ «моделей» ‏ㅤ таких ‏ㅤюридических ‏ㅤ лиц, ‏ㅤ учитывающих ‏ㅤ юридические ‏ㅤ (гражданско-правовые) ‏ㅤразличия ‏ㅤ их ‏ㅤ статуса, ‏ㅤ а ‏ㅤ не ‏ㅤ различия ‏ㅤ в ‏ㅤ сфере ‏ㅤ их ‏ㅤ деятельности. ‏ㅤ Наличие ‏ㅤ в ‏ㅤ ГК ‏ㅤ общих ‏ㅤ норм ‏ㅤ («моделей») ‏ㅤ об ‏ㅤ отдельных ‏ㅤ видах ‏ㅤ юридических ‏ㅤ лиц ‏ㅤ даст ‏ㅤ возможность ‏ㅤ сосредоточить ‏ㅤ законы ‏ㅤ об ‏ㅤ отдельных ‏ㅤ видах ‏ㅤ юридических ‏ㅤ лиц ‏ㅤ на ‏ㅤ регламентации ‏ㅤ реальных ‏ㅤ особенностей ‏ㅤ их ‏ㅤ статуса ‏ㅤ и ‏ㅤ позволит ‏ㅤ объединить ‏ㅤ некоторые ‏ㅤ действующие ‏ㅤ законы.

Огромное ‏ㅤ количество ‏ㅤ нормативно-правовых ‏ㅤ актов ‏ㅤ о ‏ㅤ юридических ‏ㅤ лицах ‏ㅤ существенно ‏ㅤ усложняет ‏ㅤ их ‏ㅤ регламентацию, ‏ㅤ при ‏ㅤ этом ‏ㅤ содержит ‏ㅤ отдельные ‏ㅤ противоречия ‏ㅤ между ‏ㅤ ними ‏ㅤ и ‏ㅤ ГК, ‏ㅤ а ‏ㅤ также ‏ㅤ вопросы, ‏ㅤ связанные ‏ㅤ с ‏ㅤ соотношением ‏ㅤ отдельных ‏ㅤ законов ‏ㅤ (например, ‏ㅤ о ‏ㅤ соотношении ‏ㅤ ГК, ‏ㅤ законов ‏ㅤ о ‏ㅤ некоммерческих ‏ㅤ организациях, ‏ㅤ об ‏ㅤ общественных ‏ㅤ объединениях ‏ㅤ и ‏ㅤ об ‏ㅤ отдельных ‏ㅤ видах ‏ㅤ некоммерческих ‏ㅤ организаций).

Резюмируя ‏ㅤ все ‏ㅤ выше ‏ㅤ сказанное, ‏ㅤ отметим, ‏ㅤ что ‏ㅤ на ‏ㅤ регламентацию ‏ㅤюридических ‏ㅤ лиц ‏ㅤ как ‏ㅤ участников ‏ㅤ гражданских ‏ㅤ правоотношений ‏ㅤ направлено ‏ㅤ большое ‏ㅤ количество ‏ㅤ нормативно-правовых ‏ㅤ и ‏ㅤ подзаконных ‏ㅤ актов ‏ㅤ различных ‏ㅤуровней. ‏ㅤ Это ‏ㅤ и ‏ㅤ Федеральные ‏ㅤ законы, ‏ㅤ Постановления ‏ㅤ Правительства ‏ㅤ РФ, ‏ㅤ акты ‏ㅤ органов ‏ㅤ государственной ‏ㅤ власти ‏ㅤ (в ‏ㅤ частности, ‏ㅤ ФАС); ‏ㅤ и ‏ㅤ региональное, ‏муниципальное ‏ㅤ законодательство. ‏ㅤ Такое ‏ㅤ объем ‏ㅤ мешает ‏ㅤ эффективной ‏ㅤреализации ‏ㅤ норм, ‏ㅤ затрудняет ‏ㅤ и ‏ㅤ усложняет ‏ㅤ регулирование ‏ㅤ деятельности ‏ㅤюридических ‏ㅤ лиц.


Представляется ‏ㅤ вполне ‏ㅤ достижимой ‏ㅤ и ‏ㅤ оправданной ‏ㅤ значительная ‏ㅤоптимизация ‏ㅤ системы ‏ㅤ законодательства ‏ㅤ о ‏ㅤ юридических ‏ㅤ лицах, ‏осуществляемая ‏ㅤ путем ‏ㅤ сокращения ‏ㅤ общего ‏ㅤ количества ‏ㅤ действующих ‏ㅤ в ‏ㅤ этой ‏ㅤсфере ‏ㅤ законов ‏ㅤ и ‏ㅤ упрощения ‏ㅤ самой ‏ㅤ регламентации ‏ㅤ при ‏ㅤ некотором ‏ㅤ увеличении ‏ㅤнорм ‏ㅤ Гражданского ‏ㅤ кодекса, ‏ㅤ посвященных ‏ㅤ статусу ‏ㅤ юридических ‏ㅤ лиц.

1.2. Правоотношения, возникающие при образовании юридических лиц

Как уже отмечалось, гражданская правоспособность и гражданская дееспособность у юридического лица возникают одновременно - с момента его государственной регистрации. Именно поэтому юридическое лицо считается созданным с момента, когда оно внесено в единый государственный реестр юридических лиц (ст. 51 ГК).

Государственная регистрация юридических лиц предусмотрена с целью ведения учета юридических лиц, контроля за их деятельностью, соответствия их учредительных документов требованиям закона. Порядок государственной регистрации определяется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Государственная регистрация юридических лиц представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах[3].

Во исполнение ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что уполномоченным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является Федеральная налоговая служба.

Федеральная налоговая служба ведет единый государственный реестр, содержащий сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и соответствующие документы.

Содержащийся в ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» перечень сведений, которые должны быть сообщены регистрирующему органу, является исчерпывающим. В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» запрещается требовать представления документов, не предусмотренных указанным Законом.


Единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом и ведется на бумажных и электронных носителях. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 438 утверждены Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, согласно которым государственный реестр состоит из книг учета государственной регистрации, отдельных листов записей реестра, содержащих перечисленные сведения о юридическом лице, и регистрационных дел, содержащих все документы, подаваемые при регистрации, и листы записей реестра.

В целях обеспечения публикации сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц учреждено средство массовой информации - журнал «Вестник государственной регистрации», в котором должны публиковаться сведения, согласно законодательству Российской Федерации, о государственной регистрации юридических лиц.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр[4].

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» решение о государственной регистрации торгово-промышленной палаты принимается Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии Министерства юстиции Российской Федерации или ее территориальным органом.

Решение ‏ㅤ о ‏ㅤ государственной ‏ㅤ регистрации ‏ㅤ кредитных ‏ㅤ организаций ‏ㅤ принимается ‏ㅤ Банком ‏ㅤ России ‏ㅤ (ст. ‏ㅤ 12 ‏ㅤ Закона ‏ㅤ Российской ‏ㅤ Федерации ‏ㅤ «О ‏ㅤ банках ‏ㅤ и ‏ㅤ банковской ‏ㅤ деятельности»). ‏ㅤ При ‏ㅤ этом ‏ㅤ Банк ‏ㅤ России ‏ㅤ в ‏ㅤ целях ‏ㅤ осуществления ‏ㅤ им ‏ㅤ надзорных ‏ㅤ и ‏ㅤ контрольных ‏ㅤ функций ‏ㅤ ведет ‏ㅤ Книгу ‏ㅤ государственной ‏ㅤ регистрации ‏ㅤ кредитных ‏ㅤ организаций.


Государственную ‏ㅤ регистрацию ‏ㅤ общественных ‏ㅤ объединений ‏ㅤосуществляет ‏ㅤ Федеральная ‏ㅤ служба ‏ㅤ государственной ‏ㅤ регистрации, ‏ㅤ кадастра ‏ㅤ и ‏ㅤ картографии ‏ㅤ (для ‏ㅤ общероссийских ‏ㅤ и ‏ㅤ международных ‏ㅤ общественных ‏ㅤ объединений, ‏ㅤ в ‏ㅤ том ‏ㅤ числе ‏ㅤ и ‏ㅤ политических ‏ㅤ партий) ‏ㅤ и ‏ㅤ ее ‏ㅤ территориальные ‏ㅤ органы ‏ㅤ (для ‏ㅤ региональных ‏ㅤ и ‏ㅤ межрегиональных ‏ㅤ общественных ‏ㅤ объединений).

Согласно ‏ㅤ ст. ‏ㅤ 8 ‏ㅤ Федерального ‏ㅤ закона ‏ㅤ № ‏ㅤ 2124-1 ‏ㅤ «О ‏ㅤ средствах ‏ㅤ массовой информации» ‏ㅤ на ‏ㅤ Федеральную ‏ㅤ службу ‏ㅤ по ‏ㅤ надзору ‏ㅤ за ‏ㅤ соблюдением ‏ㅤзаконодательства ‏ㅤ в ‏ㅤ сфере ‏ㅤ массовых ‏ㅤ коммуникаций ‏ㅤ и ‏ㅤ охране ‏ㅤ культурного ‏ㅤ наследия ‏ㅤ и ‏ㅤ ее ‏ㅤ территориальные ‏ㅤ органы ‏ㅤ возложены ‏ㅤ функции ‏ㅤ по ‏ㅤ государственной ‏ㅤ регистрации ‏ㅤ средств ‏ㅤ массовой ‏ㅤ информации.

Гражданское ‏ㅤ законодательство ‏ㅤ исходит ‏ㅤ из ‏ㅤ принципа ‏ㅤ свободы ‏ㅤдеятельности ‏ㅤ участников ‏ㅤ гражданских ‏ㅤ правоотношений. ‏ㅤ Поэтому ‏ㅤрегистрирующие ‏ㅤ органы ‏ㅤ не ‏ㅤ вправе ‏ㅤ запрещать ‏ㅤ создание ‏ㅤ юридического ‏ㅤ лица ‏ㅤ по ‏ㅤпричине ‏ㅤ нецелесообразности ‏ㅤ его ‏ㅤ образования. ‏ㅤ В ‏ㅤ соответствии ‏ㅤ с ‏ㅤ абз. 2 п. 1 ст. 51 ГК отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом. Данное правило конкретизировано в п. 1 ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», согласно которому, отказ в государственной регистрации юридического лица допускается в случае:

-непредставления определенных законом необходимых для государственной регистрации юридического лица документов;

-представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

-государственной регистрации юридических лиц, учредителем которых выступает юридическое лицо, находящееся в стадии ликвидации; или государственной регистрации юридических лиц, которые возникают в результате реорганизации юридического лица, находящегося в стадии ликвидации.

Акцентируем внимание на том, что в зависимости от характера участия государственных органов в регистрации юридического лица наука гражданского права традиционно выделяет следующие способы образования юридических лиц[5].

Разрешительный порядок образования некоторых юридических лиц, предполагающих заниматься лишь предпринимательской деятельностью. Он связан с необходимостью получения предварительного разрешения (согласия) от органов публичной власти на создание соответствующего юридического лица, что обычно служит общим интересам всех участников оборота. В таком порядке, например, создаются коммерческие банки и страховые компании (в частности, поскольку их деятельность связана с оказанием финансовых услуг неограниченному кругу потребителей и аккумулированием значительных денежных средств последних). Кроме того, данный порядок используется при создании юридических лиц, могущих занять доминирующее или даже монопольное положение на рынке определенных товаров или услуг с тем, чтобы сохранить в интересах потребителей конкуренцию между существующими товаропроизводителями (услугодателями).