Файл: Ответственность за нарушение законодательства о рекламе (Виды правонарушений в области рекламы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В данном случае вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению по выбору потерпевшего продавцом или изготовителем товара. Вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем). Те же лица возмещают вред, причиненный вследствие непредоставления полной или достоверной информации о товаре (работе, услуге). Продавец или изготовитель товара, исполнитель работы или услуги освобождается от ответственности только в случае, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил пользования товаром, результатами работы, услуги или их хранения.

Другой специальной мерой гражданско-правовой ответственности в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе является контрреклама, т.е. публичное опровержение недостоверной рекламы. Такая ответственность применяется только в случае распространения недостоверной рекламы. Форма, место и сроки размещения опровержения определяются судом по иску потерпевшего или антимонопольного органа. Опровержение осуществляется за счет рекламодателя.

Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками:

— о возмещении убытков, включая упущенную выгоду;

— о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц;

— о компенсации морального вреда;

— о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе).

Основания и порядок защиты нарушенных прав и интересов предусмотрены гражданским законодательством, в частности гл. 59 ГК РФ.

Следует отметить, что распространение ненадлежащей рекламы может нарушать интересы как потребителей рекламы, так и других хозяйствующих субъектов — конкурентов рекламодателя.

При рассмотрении вопросов гражданско-правовой ответственности в сфере рекламы необходимо учитывать следующее.

Закон о рекламе предусматривает возможность обращения физических и юридических лиц в антимонопольный орган с заявлениями по факту нарушения законодательства о рекламе. Однако возможности административной защиты прав и интересов заявителей ограничены.

Дело в том, что не всегда реклама, нарушающая права и интересы конкретного лица, представляет собой ненадлежащую рекламу, т. е. рекламу, нарушающую требования законодательства. Требования законодательства о рекламе направлены на обеспечение основных, общих для всех членов общества или для определенных групп типичных интересов. В случае нарушения частных прав и законных интересов конкретного лица закон предусматривает возможность их индивидуальной правовой защиты.


Возможна и обратная ситуация – сам факт распространения ненадлежащей рекламы еще не является безусловным основанием удовлетворения частноправового иска о защите нарушенного права и интереса. Требование о привлечении к гражданско-правовой ответственности будет удовлетворено только в том случае, если будет доказано, что в результате распространения ненадлежащей рекламы были нарушены права и охраняемые законом интересы заявителя.

Так, ЗАО «Липецк Мобайл» распространяло рекламу, содержащую слоган «ТЕЛЕ2 всегда дешевле». Действующий на том же товарном рынке оператор сотовой связи (ОАО «МТС») обратился в Арбитражный суд Липецкой области с иском об обязании ЗАО «Липецк Мобайл» осуществить за свой счет публичное опровержение недостоверной рекламы (контррекламу), так как указанная реклама является недостоверной.

Суд отказал в удовлетворении указанного требования, указав, что ОАО «МТС» не представило доказательств, подтверждающих уменьшение абонентской базы, прибыли, наступления иных негативных последствий в результате распространения ответчиком недостоверной рекламы. То есть, сам по себе факт распространения ненадлежащей рекламы не дает оснований применения гражданско-правовых способов защиты лицам, действующим на том же товарном рынке (конкурентам), не доказавшим нарушения своих прав и интересов распространением такой рекламы.

Таким образом, вступившее в силу решение антимонопольного органа, которым реклама признана ненадлежащей, может быть представлено в суд в качестве доказательства при рассмотрении дел о возмещении убытков, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе).

Однако признание рекламы ненадлежащей в установленном порядке не является безусловным основанием наступления гражданско-правовой ответственности.

2.2. Особенности административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе

Административная ответственность выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.


В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему:

1) Административная ответственность - это правовая ответственность.

Она устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу.

2) Основанием административной ответственности является административное правонарушение и наличие соответствующей нормы, предусматривающей данную административную ответственность.

Административная ответственность наступает только в том случае, если конкретное правонарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с законодательством уголовную ответственность.

3) Как правило, административная ответственность наступает в случае нарушения норм административного права. Вместе с тем действующее законодательство предусматривает возможность привлечения к ней виновных в нарушении норм других отраслей права.

4) Для административной ответственности характерна множественность правовых норм, регулирующих ее различные аспекты, а также государственных органов, имеющих право ее применять. Право привлечения виновных к административной ответственности предоставлено специальным органам, перечень которых содержится в третьем разделе Кодекса об административных правонарушениях.

5) Административная ответственность находит свое выражение в наложении на виновного взыскания[22].

Административная ответственность имеет ряд особенностей:

1. Она менее сурова, чем уголовная, и не влечет за собой судимости лица, к которому применяется.

2. Административная ответственность находит свое выражение в наложении на виновного особого взыскания - именно административного.

3. Административная ответственность применяется органом (должностным лицом), которому правонарушитель не подчинен по службе.

4. Меры административной ответственности налагаются специальными на то органами и должностными лицами.

5. Процедура рассмотрения дел об административных правонарушениях является более простой и оперативной, чем в уголовном и гражданском процессах.

При применении административной ответственности за недобросовестную рекламу, необходимо знать, кто эту рекламу делает, заказывает, доводит до потребителя и потребляет информацию.

В зависимости от выполняемых функций можно выделить следующих субъектов рекламных правоотношений: 1) рекламодатели; 2) рекламопроизводители; 3) рекламораспространители; 4) потребители рекламы; 5) органы саморегулирования в сфере рекламной деятельности; 6) государственные органы, осуществляющие регулирование рекламной деятельности и контроль за ней.


Под рекламодателем понимается юридическое или физическое лицо, которое предоставляет информацию для производства, размещения, последующего распространения рекламы.

Характеризуя правовой статус рекламодателя, необходимо отметить в первую очередь возложение на него законодателем ответственности за достоверность передаваемой информации. Это касается качественных характеристик товаров, оказываемых услуг, выполняемых работ, их стоимости, наличия на рынке, гарантийных обязательств, сведений о самом рекламодателе.

Рекламопроизводителем является юридическое или физическое лицо, которое соответствующим образом обрабатывает информацию, приводя ее в форму, готовую для распространения в качестве рекламы. На производителя рекламы законодатель также возлагает ряд обязанностей, исполнение которых обеспечивает защиту интересов потребителей рекламы. Если выполнение требований рекламодателя в отношении рекламной продукции может привести к нарушению положений, установленных нормативными актами, рекламопроизводитель обязан проинформировать об этом рекламодателя. Если рекламодатель не устранит указанные недостатки, рекламопроизводитель вправе расторгнуть заключенный договор и потребовать полного возмещения убытков.

Рекламораспространителем является юридическое или физическое лицо, которое размещает и (или) распространяет рекламную информацию путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, каналов связи, эфирного времени и иными способами. Рекламораспространитель при размещении рекламы обязан соблюдать требования, установленные Законом о рекламе, а также иных нормативных актов. Эти требования относятся, в частности, к содержанию рекламной информации, способу, месту и времени ее размещения. Обязанностью рекламораспространителя является также указание на рекламный характер распространяемой информации.

Называя непосредственных участников предпринимательских правоотношений в сфере рекламной деятельности, необходимо сказать о спонсорстве. Законодательство о рекламе рассматривает спонсора в качестве рекламодателя, а спонсируемого — в качестве рекламораспространителя. Следовательно, они обладают таким же правовым статусом, как и вышеназванные участники рекламной деятельности.

Потребители рекламы — юридические или физические лица, до сведения которых доводится или может быть доведена реклама с целью оказания на них соответствующего воздействия.


Следует отметить, что когда в качестве потребителя рекламы выступает гражданин, то на возникающие отношения распространяется также действие Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»[23].

Среди участников правоотношений в сфере рекламной деятельности были названы органы саморегулирования. К ним законодатель относит общественные организации (объединения), ассоциации и союзы юридических лиц, наделенные определенной компетенцией в области рекламы. Эти организации призваны вести деятельность, направленную на совершенствование правового регулирования отношений в рекламной деятельности. Кроме того, на них возлагаются функции по оказанию помощи государственным органам при контроле за рекламной деятельностью, предоставлено право защищать в судебном порядке интересы потребителей рекламы.

К участникам рекламных правоотношений относятся и государственные органы, осуществляющие регулирование и контроль рекламной деятельности в пределах своей компетенции. Среди федеральных органов исполнительной власти, наделенных такой компетенцией, необходимо выделить федеральный антимонопольный орган, включая его территориальные подразделения. Сотрудникам федерального антимонопольного органа предоставлено право доступа ко всем необходимым материалам участников рекламного процесса — рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.

Административная ответственность за нарушения законодательства о рекламе имеет ряд особенностей, одной из которых является административное правонарушение, посягающее на законодательство о рекламе.

Понятие «рекламное законодательство» используется в наиболее общем значении и включает в себя комплексный нормативный массив, охватывающий как ряд основополагающих актов и норм, непосредственно регулирующих отношения, складывающиеся между субъектами рекламной деятельности, так и норм иных законодательных актов и других документов, лишь в той или иной мере регламентирующих отдельные аспекты рекламных отношений. Также под законодательством о рекламе предлагается понимать совокупность законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в процессе производства, размещения и распространения рекламы.

В законодательстве о рекламе много структурных элементов, на которых она базируется.

Безусловно, важнейшей из этих элементов является группа федеральных законодательных актов, состоящая из норм, содержащихся в Конституции РФ и более чем в 30 федеральных законах.