Файл: Ответственность за нарушение законодательства о рекламе (Виды правонарушений в области рекламы).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО – ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ
1.1. Понятие рекламы как объекта правового регулирования
1.2. Основания и виды ответственности за нарушение законодательства о рекламе
1.3 Виды правонарушений в области рекламы
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ
2.1. Особенности гражданско-правовой ответственности за нарушение законодательства о рекламе
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Рекламная деятельность занимает важнейшее место в современной российской действительности, в связи с огромной ролью рекламы в рыночной экономике. Выполняя важнейшие экономические функции в масштабах общества, рекламная деятельность является для него потенциально опасной, так как непосредственно влияя на получение прибыли хозяйствующими субъектами, она нередко представляет собой пример злоупотреблений с их стороны.
Данное обстоятельство объективно предопределяет государственное вмешательство в рекламную сферу в виде установления правил осуществления рекламной деятельности, а также правовой ответственности для нарушающих их субъектов.
Федеральный закон «О рекламе» кроме требований к рекламе и рекламной деятельности, предусмотрел комплекс принудительных мер, применяемых к нарушителям законодательства о рекламе.
Данные государственного контроля рекламной деятельности, говорят о том, что количество правонарушений, которые связаны с нарушением общих требований, предъявляемых к рекламе, порядку ее распространения, на федеральном уровне снижено. Однако в территориальном разрезе наблюдаются иные тенденции. Все это позволяет сказать, что тема курсовой работы «Ответственность за нарушение законодательства о рекламе» является актуальной.
Степень разработанности проблемы. Труды российских ученых посвящены различным вопросам, связанным с рекламой. Работы С.С.Алексеева, М.И. Брагинского, А.С. Дугенца, О.С. Иоффе, О.Н. Садикова, А.П. Сергеева, М.С. Студеникиной, Е.А. Суханова, Ю.А. Тихомирова, К.Ю. Тотьева, Р.О. Халфиной, Ю.В. Черячукина, А.П. Шергина, В.Ф. Яковлева и др. посвящены вопросам правового регулирования отношений, возникающих при производстве, распространении и размещении рекламы. Исследование Н.В. Воронина посвящено анализу ответственности за заведомо ложную рекламу.
Объект исследования – законодательство о рекламе.
Предмет исследования – ответственность за нарушение законодательства о рекламе.
Цель работы – выявить особенности ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Дать общую характеристику рекламы.
2. Рассмотреть основания и виды ответственности за нарушение законодательства о рекламе.
3. Охарактеризовать виды правонарушений в области рекламы.
4. Выявить особенности ответственности за нарушение законодательства о рекламе
В работе применялись следующие методы исследования: общенаучные и специальные методы познания, исторический, сравнительно-правовой, логико-юридический методы, метод системно-структурного анализа и другие методы научного исследования.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что расширено представление об ответственности за нарушение законодательства о рекламе, материалы могут быть использованы в практической деятельности.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО – ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ
1.1. Понятие рекламы как объекта правового регулирования
Слово «реклама» латинского происхождения и означает «громко кричать». Чаще всего под рекламой понимают информацию о товарах, работах, услугах, идеях, организациях. В научной, учебной, публицистической литературе можно встретить разные определения понятия «реклама». Особо следует обратить внимание на характер экономических и юридических определений, поскольку в их основе лежат различные по важности и целесообразности характеристики рекламы.
У. Уэллс, Д. Бернет и С. Мориарти в своем труде «Реклама: принципы и практика» определяют рекламу как оплаченную, неличную коммуникацию, которая осуществляется идентифицированным спонсором и использует средства массовой информации с целью склонить (к чему-то) или повлиять (как-то) на аудиторию[1].
А. Дейян дает определение рекламе, как платному, однонаправленному и неличному обращению, которое осуществляется через средства массовой информации и другие виды связи, агитирует в пользу какого-либо товара, марки, фирмы (какого-то дела, кандидата, правительства)[2].
Элементы рекламной деятельности, как одной из форм целенаправленного информационного воздействия на людей с целью побудить их к определенным поступкам, имеют место в различных сферах жизни общества: от религии до политики. В наибольшей степени реклама связана с хозяйственной деятельностью, товарно-денежными отношениями, а ее появление лпределено экономическим развитием общества.
Ф. Котлер подчеркивает, что корни рекламы уходят в седую древность, а формирование и обособление рекламной деятельности как общественного института вызвано объективными потребностями капиталистического способа производства и олицетворяющих его хозяйствующих субъектов в планомерном воздействии на сознание потребителей с целью реализации производимых товаров[3].
Г.А. Свердлык считает, что под рекламой следует понимать «...предложение, содержащее сведения о товарах и (или) услугах и (или) их производителях (услугодателях)...»[4].
Данное определение отражает, прежде всего, экономическую сторону содержания понятия «реклама» и не подходит для ее определения на законодательном уровне. Главным отличительным признаком рекламы с юридической точки зрения является цель распространения информации – привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В статье 3 Федерального закона «О рекламе» дано следующее определение: «Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке»[5].
Определение любого понятия, как правило, содержит его основные признаки. Поскольку реклама является понятием многогранным, можно выделить, экономические и юридические признаки рекламы.
Платный и неличный характер рекламы; информационное содержание рекламы; раскрытие в рекламе ее заказчика; особый характер информационного воздействия (побуждающий, убеждающий) являются экономическими признаками рекламы.
Содержание информации; распространение информации любым способом, в любой форме, с использованием любых средств; направленность на неопределенный круг лиц; цель распространения информации – привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, его продвижение на рынке относятся к юридическим признакам рекламы.
К рекламе предъявляются общие требования, которые определяются как требования, обращенные к любой рекламе, независимо от вида товара, от вида рекламируемой деятельности или иных критериев.
К ним относятся: распознаваемость рекламы, распространение на русском языке, наличие у рекламодателя лицензии, если его деятельность подлежит лицензированию, наличие пометки «подлежит обязательной сертификации» при рекламе товаров, в отношении которых установлено требование их обязательной сертификации, добросовестность, достоверность, этичность рекламы.
Дадим краткую характеристику общих требований к рекламе.
Распознаваемость рекламы проявляется в том, что информация воспринимается именно как реклама независимо от формы, способа ее распространения и независимо от наличия или отсутствия специальных знаний у потребителей. При этом должно быть выполнено правило об обязательном предварительном уведомлении, о том, что предлагаемая информация носит рекламный характер.
Рекламная продукция должна распространяться на русском языке. Исключение составляют случаи, когда радио- и телевещание, распространение печатных изданий ведутся исключительно на государственных языках республик, родных языках народов России и иностранных языках.
Рекламодатель должен указать в рекламной информации номер лицензии и наименование органа, который ее выдал, если деятельность подлежит лицензированию.
При рекламе товаров, в отношении которых установлено требование их обязательной сертификации, обязательной является пометка «подлежит обязательной сертификации». Перечень товаров, которые подлежат обязательной сертификации, содержится в Постановлении Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 [6].
Закон запрещает распространение рекламы, которая дискредитирует юридических и физических лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами; содержит некорректные сравнения товара с другими аналогичными товарами; содержит высказывания, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента, вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара и называет ее недобросовестной.
Любая реклама должна быть достоверной. Недостоверная реклама не допускается.
Этичность рекламы является также общим требованием, которое предъявляется к рекламной продукции. Распространение неэтичной рекламы запрещено.
Специальные требования к рекламе указаны в Приложении 1.
Таким образом, реклама является информацией, которая направлена на привлечение внимания к товару, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Выделяют общие и специальные признаки рекламы.
1.2. Основания и виды ответственности за нарушение законодательства о рекламе
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе наступает в случае совершения правонарушения субъектами рекламы. Это диктует необходимость исследования видов ответственности в сфере рекламы.
Под ответственностью в сфере рекламы следует понимать установленную в особом процессуальном порядке обязанность субъекта, совершившего нарушение законодательства о рекламе, претерпевать лишения личного, имущественного или организационного характера.
Основанием для наступления ответственности является правонарушения. В этом случае важно провести отличительный анализ правонарушения, который позволит определить, что это именно правонарушение в сфере рекламы, а не какой-либо иной вид правонарушений.
Поэтому вначале рассмотрим определения правонарушения.
Так, А.В. Поляков считает, что правонарушение представляет собой «любое виновное нарушение субъектом чьих-либо прав (и, соответственно, неисполнение правовых обязанностей)»[7].
Правонарушение можно определить также как виновное, противоправное, общественно опасное деяние лица, причиняющее вред интересам общества, государства и личности[8].
Схожую формулировку дают Р.В. Егибарян, Ю.К. Краснов, которые определяет правонарушение как противоправное, виновное действие (или бездействие), которое посягает на общественные устои и ценности[9].
А.А. Гогин утверждает, что сущность правонарушения проявляется в причинении вреда общественным отношениям, правам и интересам личности, общества и государства в целом[10].
Мнения ученых позволяют выделить следующие признаки правонарушения.
Виновность как признак правонарушения выделяется большинством авторов и характеризует интеллектуальное, волевое отношение лица к совершаемым им действиям и их последствиям[11].
Противоправность как признак правонарушения позволяет разграничивать правонарушения и нарушения иных социальных норм, а так же отличает правонарушение от правомерных деяний[12] .