Файл: Ответственность за нарушение законодательства о рекламе (Виды правонарушений в области рекламы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Действие (либо бездействие), которым нанесен вред, также является признаком правонарушения[13].

Сам факт причинения вреда обществу, государству или создание угрозы наступления такого вреда, свидетельствующие о том, что правонарушение — это всегда общественно опасное деяние, так как оно наносит вред обществу[14] .

Все вышеперечисленные признаки присущи правонарушению и, соответственно, его конкретному виду – правонарушению в сфере рекламы.

Согласно мнению некоторых исследователей, отнесем их условно к первой группе, ответственность наступает по факту совершения правонарушения, при этом независимо от осознания правонарушителем своего противоправного поведения, а также от обнаружения данного факта компетентными органами или должностными лицами[15].

Вторая группа ученых считает, что момент возникновения ответственности наступает исключительно после проведения компетентными органами или должностными лицами оценочной деятельности в отношении факта правонарушения, а также с момента вынесения в пользу правонарушителя правоприменительных актов[16].

Третья группа авторов утверждает, что сам факт правонарушения имеет опосредованное отношение к возникновению юридической ответственности и что ее наступление начинается исключительно после вынесения компетентным органом или должностным лицом решения об определении правонарушения и правонарушителя[17].

А.Е. Коробов и Е.Б. Хохлов отмечают, что основанием наступления ответственности является именно правонарушение, а не то, что «полагают и что делают (или чего не делают) в связи с этим соответствующие органы власти или должностные лица»[18].

В науке состав правонарушения представляет собой совокупность таких элементов, как: объект, субъект, объективная и субъективная стороны.

Общим составом административного правонарушения в сфере рекламы является состав, предусмотренный ст. 14.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства о рекламе»[19].

Под объектом понимается тот или иной вид отношений, который претерпевает отрицательные последствия в результате совершенного виновного противоправного деяния. Объектом данного правонарушения являются общие и специальные требования, установленные законодательством о рекламе.

Субъектами правонарушений в сфере рекламы могут быть как физические (в том числе должностные лица) и юридические лица: рекламодатели, рекламопроизводители, рекламораспространители.


Объективная сторона может быть выражена либо действием, либо бездействием.

Объективная сторона может также характеризоваться наличием или отсутствием наступивших вредных последствий в результате совершенного правонарушения. Видами вреда, который может быть причинен рекламой, являются экономический вред и ущерб. Кроме того, правонарушениями в сфере рекламы может быть причинен вред юридическому лицу в виде умаления его деловой репутации, a физическому лицу может быть нанесен вред, выражаемый в физических и нравственных страданиях.

Субъективная сторона правонарушения отражает психическое отношение субъекта к совершенному противоправному деянию (действию или бездействию) и наступившим вредным последствиям. Субъективная сторона правонарушения в сфере рекламы характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: если фактическим основанием ответственности выступает совершенное правонарушение, которое характеризуется совокупностью определенных признаков, то юридическим основанием правонарушения выступает уже определенная норма права и, как следствие, соответствующий правоприменительный акт. В данном акте компетентный орган устанавливает определенный объем и форму мер принуждения, которые необходимо применить к каждому конкретному правонарушителю.

Так, для признания факта, что нарушение норм законодательства о рекламе есть правонарушение в сфере рекламы, необходимо наличие следующих признаков:

- Правонарушение в сфере рекламы — это поведенческий акт субъектов (рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей).

- Для правонарушения в сфере рекламы характерно нарушение норм, закрепленных актами законодательства о рекламе, что свидетельствует о его противоправности.

- Правонарушение в сфере рекламы причиняет вред или создает угрозу причинения такого вреда.

- Правонарушение в сфере рекламы — это виновное деяние.

- За совершение правонарушения в сфере рекламы предусмотрено применение к виновному лицу мер принуждения, при этом правонарушением в сфере рекламы может признаваться только деяние, совершенное лицом, которое в соответствии с действующим законодательством способно нести юридическую ответственность.

Исходя из проведенного анализа, можно выделить три основания для возникновения ответственности в сфере рекламы:

- правовой фактор — изданный нормативно-правовой акт, в котором закреплены правовые нормы, охраняющие отношения в сфере рекламы;


- фактор реальности — совершенное правонарушение, посягающее на причинение вреда;

- процессуальный фактор — некий правоприменительный акт, который содержит определенные предписания в адрес правонарушителя в сфере рекламы.

В статье 38 Закона РФ «О рекламе» среди видов ответственности в сфере рекламы устанавливаются: гражданско-правовая, административная и иные меры ответственности[20].

Гражданско-правовая ответственность вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций. Порядок и условия привлечения субъектов рекламной деятельности к гражданско-правовой ответственности определяются Гражданским кодексом Российской Федерации. Ответственность по гражданскому праву наступает за действие или бездействие, нарушающее требования закона или договора, и носит компенсационный характер. К нарушителю гражданских прав применяются предусмотренные законом или договором меры, имеющие для него отрицательные последствия имущественного характера, в интересах другого лица. Гражданско-правовая ответственность за правонарушения в сфере рекламы представляет собой санкции, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации и применяются к правонарушителю в виде лишения его гражданского права, или возложения на него дополнительной гражданско-правовой обязанности[21].

Характерным признаком административной ответственности является то, что за совершение административных правонарушений нарушителям рекламного законодательства назначается наказание в виде административного штрафа.

Не смотря на то, что штрафные санкции достаточно высоки, субъекты рекламной деятельности сознательно нарушают законодательство о рекламе в целях сохранения рекламной привлекательности макетов, которые могут принести в дальнейшем прибыль, значительно больше, чем установленные Законом суммы штрафов.

Согласно ч. 5 ст. 38 Закона о рекламе за умышленное нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе федеральными законами могут быть установлены иные меры ответственности.

Указанная норма предполагает возможность наступления уголовной ответственности за умышленное нарушение рекламного законодательства.

Рекламное законодательство разделило ответственность между участниками рекламных правоотношений - рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями в зависимости от роли каждого субъекта в процессах производства, размещения и распространения рекламы.


Рекламодатель является источником рекламной информации.

Исходя из данного обстоятельства, законодательство устанавливает презумпцию его вины по отношению к другим субъектам рекламной деятельности (рекламопроизводителю и рекламораспространителю) за нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, которые касаются содержания информации, предоставляемой для создания рекламы.

Рекламопроизводитель осуществляет приведение рекламы в готовую для распространения форму, поэтому несет ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Рекламораспространитель совершает действия по распространению рекламы и, соответственно, несет ответственность за нарушения требований, установленных к порядку распространения рекламы (времени, месту, способу и средствам размещения рекламы).

В ряде случаев закон обращает требование следовать установлениям закона к содержанию рекламы, так же и к обязанности рекламораспространителей.

Вместе с тем есть целый ряд нарушений, совершение которых в силу частей 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе влечет одновременно ответственность и рекламодателя и рекламораспространителя.

В равной степени рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за рекламирование товаров, запрещенных к производству и реализации либо не прошедших процедуру обязательной сертификации или иного обязательного подтверждения соответствия, а также не получивших соответствующих разрешений, лицензий и регистраций.

Рекламораспространитель наравне с рекламодателем будет подвергнут наказанию за отсутствие в содержании рекламы сведений, указание которых обязательно в силу закона, таких как предваряющих рекламу пометок, различного рода предупреждений и сообщений в рекламе отдельных видов товаров и услуг.

Сходство рекламы с дорожными знаками или иная угроза безопасности движения транспорта, нарушение сроков хранения рекламных материалов влечет ответственность и рекламодателя, и рекламораспространителя.

1.3 Виды правонарушений в области рекламы

Выделяют следующие виды нарушений:

1. Нарушения, связанные с содержанием рекламы. Когда содержание рекламы не соответствует потребительским свойствам, которыми товары, работы, услуги действительно обладают: неполная реклама, заведомо ложная реклама, недостоверная реклама, скрытая реклама


Рассмотрим коротко каждый вид нарушения.

Неполная реклама.

Существует множество способов неверного или неполного предоставления информации. Предоставление незначительного отличия, как имеющего важное значение (небольшое отличие преподносят как существенное).

Демонстрация товара в искусственно созданных условиях. В некоторых случаях фирмы подают в неверном свете те или иные данные, результаты экспериментов или проводят испытания, специально подстроенные так, что бы проявить какие-либо существенные качества рекламируемого товара или продемонстрировать его превосходство над другими товарами. Использование двусмысленных фраз или заявлений, которые могут легко вводить в заблуждение.

Создание впечатления о том, что товар обладает некими достоинствами, которые, на самом деле полностью или частично отсутствуют. Создание впечатления о том, что достоинства того или иного товара характерны только для конкретной торговой марки. Создание впечатления о пользе и необходимости того или иного свойства продукта или о том, что некий товар обладает какими-либо особенностями, хотя на самом деле это не так. Создание впечатления о том, что то или иное лицо действительно пользуется каким-либо товаром и рекомендует его использовать.

Не сообщение необходимых сведений. Например, изначально предполагается, что детские игрушки не должны представлять для детей никакой опасности. Именно поэтому надлежащие фирмы несут особую ответственность за информирование покупателей о возможной опасности, которую представляют для детей их игрушки.

Необоснованные утверждения. Фирма обязана быть способной дать ответ, чем обоснованно сделанное заявление, касающееся безопасности, эксплуатационных параметров, эффективности, качества и стоимости рекламируемого товара.

Привлечение внимание покупателей с последующим предложением других товаров, услуг и т.п. Компании, которые обещают потребителям одни продукты и услуги, а предлагают другие, могут быть привлечены к ответственности за недобросовестность и ложь.

Четкое определение рекламного характера распространяемой информации. При проведении рекламы в телепередачах должно проводиться четкое выделение рекламной информации.

Электронная торговля. Среди всех выявленных случаев мошенничества с использованием электронной торговли (телемаркетинга) самая крупная афера связана со схемой предоставления лизинговых услуг при продаже нефти и бензина; мошенники украли у инвесторов свыше 51 млн. долларов.