Файл: Доходы и расходы бюджетов публичных образований (Характеристика бюджетного процесса города Томска).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мэр города Томска организует осуществление администрацией муниципального финансового контроля, обеспечение исполнения местного бюджета и составления бюджетной отчетности города Томска.

По завершению квартала всеми распорядителями готовится отчет об исполнении бюджета, данные собираются и аккумулируются департаментом финансов администрации города и в итоге готовится единый квартальный отчет об исполнении бюджета за отчетный период. Отчет утверждается решением Думы города Томска. Отчет об исполнении бюджета содержит подробные данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета города в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Бюджет состоит из трех основных частей: доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета.

2.2 Анализ доходов бюджета г. Томска

Доходная часть местных бюджетов согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации формируется за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.

Наибольшая доля поступлений в бюджет Томска приходится на налоговые доходы, а именно на НДФЛ. Соответственно, из всех администраторов доходных статей бюджета основные поступления в бюджет обеспечивает инспекция Федеральной налоговой службы России по г.Томску.

Департамент управления муниципальной собственностью администрации города контролирует большинство поступлений неналоговых доходов, т.к. именно он администратор доходов бюджета - орган местного самоуправления. Перечень неналоговых доходов является единым для бюджетов всех уровней и определяется бюджетной классификацией.

За 2016 год бюджет Томска по доходам изначально планировался в размере 11 781,1 млн. руб., но был исполнен в сумме 11 792,7 млн. руб., т.е. на 100,1% от утвержденного плана. Перевыполнение незначительно, но подчеркивает ответственную работу по проведению мероприятий для сбора доходов (в основном перевыполнение произошло по налоговым доходам). Налоговых и неналоговых доходов поступило в сумме 5 858,1 млн. руб. (на 16,2 млн. руб. больше запланированной суммы), а безвозмездных поступлений 5 934,6 млн. руб. (на 4,5 млн. руб. меньше плана).

Таблица 1

Показатели доходных статей бюджета г.Томска в 2016-2018 гг.

Статья доходов

2016

2017

2018

налоговые и неналоговые доходы

5 858 135,9

6189238,2

6784093,1

доходы по безвозмездным поступлениям

5 934 582,8

7683552,0

8106667,5

доходы итого

11 792 718,7

13872790,2

14890760,6


Итак, в 2016 г. по налоговым доходам план исполнен на 100,1% (при плане 4 831,5 млн. руб. поступления составили 4 834,8 млн. руб.), сверх плана поступило 3,3 млн. руб. В структуре налоговых поступлений наибольшую долю занимает НДФЛ и земельный налог, на долю которых в 2016 году приходится 73,8%.

Плановый бюджет 2016 года по этим налогам исполнен на 101,0% и 101,4% соответственно, а сверх запланированных сумм поступило 38,6 млн. руб .

Наиболее вероятной причиной роста поступлений по отдельным налогоплательщикам НДФЛ можно назвать проведение инспекцией ФНС России по г.Томску в 4 квартале 2016 года комплекса мер, направленных исключительно на сбор задолженностей по налогам и нацеленных на исполнение плана. По земельному налогу перевыполнение сложилось за счет поступлений налога в 4 квартале 2016 года по отдельным налогоплательщикам, которые в 2015 году и в течение 2016 года не уплачивали авансовые платежи, а также досрочной уплаты налога за 4 квартал 2016 года.

В связи со сложной экономической обстановкой в 2016 году и значительным снижением производительности и платежеспособности предпринимателей план по единому налогу на вмененный доход исполнен на 98,9%. В связи с тем, что налоговой базой по единому налогу на вмененный доход являются физические показатели, то доля сокрытия доходов считается незначительной.

План по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, исполнен на 99,7%. Инспекция федеральной налоговой службы по г.Томску связывает неполный сбор с неуплатой налога по декларациям за прошлый 2015 год, снижением начислений налога по отдельным организациям в связи со снижением предпринимательской активности и, соответственно, поступлений налога, а также переходом налогоплательщиков на иные, более выгодные, режимы налогообложения.

План по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения не выполнен на 7,7%, что связано с изменениями отдельных норм патентной системы налогообложения, которые привели к сокращению, как количества налогоплательщиков, так и количества выданных в 2016 году патентов.

По неналоговым доходам при плане 1 010,4 млн. руб. поступления составили 1 023,3 млн. руб. или 101,3%, сверх плана в 2016 году поступило 12,9 млн. руб.

Перечень неналоговых доходов является единым для бюджетов всех уровней и определяется бюджетной классификацией.

Главными доходными источниками в структуре неналоговых доходов являются:

  • доходы от сдачи в аренду земельных участков и средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков;
  • доходы от продажи земельных участков.

Доходы от сдачи в аренду земельных участков и средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков поступили в объеме 437,8 млн. руб. или 96,5% от плана (453,6 млн. руб.). Невыполнение на 15,8 млн. руб., связано с ростом в течение 2016 года задолженности организаций, в отношении которых введена процедура банкротства (со 110,9 млн. руб. до 150,5 млн. руб.).

Кроме того, некоторое количество арендаторов земельных участков, расчет арендной платы у которых зависит от кадастровой стоимости, не оплатили в 2016 г. арендную плату в полном объеме в связи с оспариванием. В результате введения с 01.01.2016г. новых результатов кадастровой оценки земельных участков очень большая часть собственников земельных участков и арендаторов приняли решение оспаривать результаты кадастровой оценки и, следовательно, не уплачивали своевременно и в полном объеме в бюджет земельный налог и арендную плату.

Так, в течение 2016 года только в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости поступило большое количество заявлений по оспариванию стоимости 220 земельных участков. В результате по 140 земельным участкам принято решение об изменении и последующем определении кадастровой стоимости земельных участков в размере среднерыночной стоимости. Это позволило собственникам земельных участков значительно снизить размер платежей, подлежащих уплате в бюджет, и произвести перерасчет начислений за 2016 год.

Также недополучение дохода обусловлено несостоявшимися продажами права аренды земельных участков на торгах в связи со значительным снижением инвестиционной активности потенциальных покупателей из-за повышения неплатежеспособности в современных условиях. Например, из выставленных на торги 61 земельного участка с общим размером начальной годовой арендной платы в сумме 187,1 млн. руб. в течение года было продано только 22 земельных участка на общую сумму годовой арендной платы 24,1 млн. руб., т.е. значительное недополучение запланированных средств.

Доходы от продажи земельных участков поступили в сумме 230,0 млн. руб. или 105,7% от плана (план - 217,5 млн. руб.). Общая сумма поступлений в бюджет города от продажи данных объектов составила 64,2 млн. руб.

Прочие неналоговые доходы - это плата за право установки и эксплуатации рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности; плата за наем муниципального жилищного фонда; часть прибыли муниципальных унитарных предприятий; плата за негативное воздействие на окружающую среду; административные платежи и сборы; плата за снос зеленых насаждений. Данных доходов в 2016 году поступило в сумме 153,6 млн. руб. при запланированных 152,9 млн. руб., т.е.на 0,7 млн. руб. сверх плана.


Исполнение бюджета муниципального образования «Город Томск» по доходам за 2017 год составило 99,6%, (13 872,8 млн. руб. или при плановом значении 13 933,1 млн. руб.), невыполнение 60,3 млн. руб., в том числе по налоговым и неналоговым доходам план исполнен на 99,9%, невыполнение составило 3,4 млн. руб.

По налоговым доходам невыполнение плана составило 30,6 млн. руб., план не выполнен практически по всем видам налогов и сборов, за исключением акцизов. По акцизам по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, исполнение плана составило 104,4%. Основное невыполнение сложилось по следующим доходным источникам:

  • НДФЛ - на 5,6 млн. руб. за счет снижения поступлений налога по отдельным налоговым агентам в связи с сокращением численности работников, снижением премиальных выплат (единовременных выплат), дивидендов, выплат за предыдущий год в текущем году;
  • налоги на совокупный доход - на 4,3 млн. руб. в связи с неуплатой отдельными налогоплательщиками налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и единого сельскохозяйственного налога;
  • налог на имущество физических лиц - на 10,5 млн. руб. - объясняется поздней рассылкой уведомлений на уплату данного налога в связи с переходом налоговых органов Российской Федерации на новое программное обеспечение по учету расчетов с физическими лицами в части имущественных налогов;
  • земельный налог - на 8,1 млн. руб., что связано с возвратами плательщикам сумм уплаченного налога по решениям судов по пересмотру кадастровой оценки земельных участков;
  • государственная пошлина - на 2,5 млн. руб. в связи с уменьшением количества юридически значимых действий по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

По неналоговым доходам план исполнен на 103,1%, перевыполнение в сумме 27,2 млн. руб. сложилось практически по всем неналоговым доходам, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, план не исполнен на 2,2 млн. руб., что связано с неуплатой текущих платежей предприятиями-должниками и по административным платежам и сборам (родительская плата за содержание детей в школе - интернате) план не исполнен на 0,04 млн. руб. в связи с низким материальным положением родителей учащихся.

Прирост поступлений налоговых и неналоговых доходов в 2017 году к уровню 2016 года составил 331,1 млн. руб. или 5,7% (факт за 2017 год - 6 189,2 млн. руб., за 2016 год - 5 858,1 млн. руб.).


По безвозмездным поступлениям из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации поступило в бюджет города 7 776,3 млн. руб., при плане 7 810,0 млн. руб. или 99,6%.

Итоги социально - экономического развития Томска в 2018 году характеризуются следующими количественными данными: собственные доходы бюджета муниципального образования «Город Томск» увеличились к уровню 2017 года на 594,9 млн. руб. или на 9,6%. По итогам 2018 года бюджет Томска по доходам исполнен в сумме 14 890,7 млн. руб. или на 101,8% от утвержденного плана.

Рисунок 1.Анализ изменений доходных статей бюджета г.Томскв 2016-2018 гг.

Таким образом, несмотря на сложную общую экономическую обстановку в стране, снижение платежеспособности и предпринимательской активности за последние три года можно констатировать положительную динамику по росту размера доходной части бюджета муниципального образования «Город Томск». Общий рост доходов за 2018 год по сравнению с 2016 годом составил 20%.

2.3 Анализ расходов бюджета г. Томска

Расходы местного бюджета - это денежные средства, направляемые на финансирование задач и основных функций местного самоуправления. Это неотъемлемая часть бюджетного процесса.

За исследуемый период 2016, 2017 и 2018 гг. расходная часть бюджета не исполнялась в полном объеме. Процент исполнения составлял соответственно 97,1%, 97,3% и 97,2%. Структура фактически произведенных расходов муниципального образования «Город Томск» за 2016-2018 гг. представлена в табл.2.

Таблица 2

Показатели расходных статей бюджета г.Томска в 2016-2018 гг.

Наименование статьи расходов

2016

2017

2018

Общегосударственные вопросы

1 094 302,8

1 006 427,9

1 133 055,1

Национальная оборона

1 107,3

1 019,5

651,2

Национальная безопасность и

511,2

174,7

2 269,9

правоохранительная деятельность

Национальная экономика

1 770 102,1

1 740 882,6

1 794 104,1

Жилищно-коммунальное хозяйство

1 013 766,4

907 248,4

1 127 564,9

Образование

7 331 932,9

8 986 060,9

9 344 150,4

Культура и кинематография

230 416,3

229 023,2

272 910,6

Социальная политика

672 848,2

915 846,4

818 451,9

Физическая культура и спорт

112 001,2

57 846,5

50 722,1

Обслуживание муниципального долга

194 723,4

243 558,2

255 350,6

Всего расходов

12 421 711,8

14 088 088,3

14 799 230,8