Файл: Доходы и расходы бюджетов публичных образований (Характеристика бюджетного процесса города Томска).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты финансирования бюджетов муниципальных образований
1.1 Состав и структура доходов и расходов муниципального бюджета
1.2 Правовое обеспечение формирования доходной и расходной частей муниципального бюджета
Глава 2. Анализ доходов и расходов публичного образования на примере бюджета города Томска
2.1 Характеристика бюджетного процесса города Томска
2.2 Анализ доходов бюджета г. Томска
2.4 Основные характеристики бюджета
2.5 Проблема баланса доходов и расходов в бюджете г.Томска и пути её решения
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Многообразие бюджетных отношений, их роль и специфика появления являются предметом теоретического исследования и играют важную роль на субъектном и муниципальном уровнях хозяйствования.
Безусловно, одним из важнейших условий адекватного функционирования местного самоуправления является наличие достаточной экономической и финансовой базы для его осуществления. Поэтому так важно совместно с созданием организационно-правовых условий обеспечения деятельности органов местной власти осуществлять работу по формированию и укреплению его финансовой основы, которую, в первую очередь, составляет местный бюджет.
Бюджет муниципального образования - это форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения муниципального образования. Как известно, бюджет состоит из смет доходов и расходов. Доходы местных бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации формируются за счет собственных доходов: налоговых и неналоговых, и доходов за счет отчислений из федерального и региональных бюджетов: субвенций, субсидий, дотаций и иных форм финансовой помощи. Формирование расходов местного бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами органов местного самоуправления. Расходы местного бюджета должны целиком и полностью соответствовать законодательно закрепленным полномочиям органов местной власти по решению вопросов местного значения и отдельным переданным государственным полномочиям.
Объектом исследования выступает муниципальный бюджет города Томска.
Предметом исследования является анализ доходов и расходов публичного бюджета.
Цель курсовой работы состоит в исследовании проблем баланса доходов и расходов бюджета города Томска.
Для реализации цели в работе будут решены следующие задачи:
- изучение теоретических аспектов бюджетов муниципальных образований;
- анализ доходов и расходов муниципального бюджета города Томска;
- раскрытие понятия бюджетного дефицита и рассмотрены источники его финансирования;
- определение направлений совершенствования бюджетной политики муниципального образования;
- определение возможных путей решения проблемы сбалансированности бюджета муниципального образования «Город Томск» в долгосрочном периоде.
Методы, которые применялись в исследовании, следующие: анализ литературных источников, обобщения, описания, анализ и синтез, процессный и системный подходы, сравнительно-сопоставительный метод и др.
Исходя из цели и задач курсовая работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Теоретические аспекты финансирования бюджетов муниципальных образований
1.1 Состав и структура доходов и расходов муниципального бюджета
В бюджетной системе Российской Федерации местные бюджеты являются самыми многочисленными. Им принадлежит важная роль в финансировании местных потребностей, в обеспечении защиты населения, проживающего на территории муниципальных образований. В связи с этим на органы местного самоуправления возложены полномочия по созданию соответствующей экономической базы. Формирование местных бюджетов и управление ими становятся приоритетными для органов местного самоуправления.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) является формой по образованию и расходованию денежных средств в расчете на финансовый год, предназначаемых для обеспечения задач и функций, относимых к предметам ведения местного самоуправления, посредством выполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.
Деятельность, связанная с бюджетным процессом на уровне местного самоуправления, состоит из:
- составления и рассмотрения проектов местного бюджета;
- утверждения и исполнения проектов местного бюджета;
- контроля над выполнением проекта местного бюджета;
- утверждения отчетов об исполнении [13, с. 16].
В основе бюджетного процесса лежит Бюджетный Кодекс РФ (ст. 9), а также нормативные акты, принятые органами местного самоуправления.
Участниками бюджетного процесса являются представительные, а также иные органы местного самоуправления (местная администрация, финансовый отдел или управление, муниципальное казначейство, отраслевые муниципальные службы, муниципальная налоговая инспекция) [2].
Также особенности бюджетного процесса можно рассмотреть конкретно на стадии его исполнения по доходам и расходам.
Доходная часть местных бюджетов согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации формируется за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.
Собственные доходы местных бюджетов состоят из:
- налоговых доходов, зачисляемых в местные бюджеты согласно бюджетному законодательству Российской Федерации и законодательству о налогах и сборах;
- неналоговых доходов, зачисляемых в местные бюджеты согласно законодательству Российской Федерации;
- доходов, полученных местными бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, исключая субвенции из Федерального фонда компенсаций и (или) региональных фондов компенсаций [2].
В соответствии со ст. 53 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» расходы местных бюджетов осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным Кодексом РФ [4].
Расходы муниципального образования - это средства, которые выделяются из местного бюджета и направляются на решение задач по реализации части государственных полномочий, переданные органам местного самоуправления; на обеспечение решения задач местного значения, развития муниципального образования.
Расходная часть бюджета муниципального образования состоит из:
-
- Обязательных расходов (обеспечения выплат гражданам, собственных расходов муниципальных образований, связанных с разрешением задач местного значения и обслуживанием муниципального долга).
Классификация расходов состоит из:
- содержания органов местного самоуправления;
- проведения местных выборов и референдумов;
- реализации муниципального заказа;
- исполнения нормативных актов;
- финансовой поддержки отраслей местного хозяйства;
- обслуживания долговых обязательств муниципальных образований;
- специальных целевых программ местного значения;
- инвестиций в местную инфраструктуру.
Данные категории затрат должны быть покрыты собственными источниками доходов (налоговые и неналоговые поступления), а также межбюджетными трансфертами, в случае наличия дефицита бюджетного обеспечения собственными средствами.
- Дискреционные расходы - это затраты, взаимосвязанные с реализацией отдельных госполномочий, переданных местным органам, они заключаются в следующем:
- обеспечении госгарантий прав населения на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях в рамках осуществления основных общеобразовательных программ, в части финансирования затрат на оплату труда сотрудников муниципальных учреждений;
- социальной поддержки и социальном обслуживании населения в пожилом возрасте и инвалидов, граждан, которые находятся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных, ветеранов, малоимущих;
- выплате гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;
- субвенциях на исполнение федеральных полномочий по госрегистрации актов гражданского состояния;
- строительстве и содержании автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения;
- предупреждении ситуаций, которые могут приводить к нарушениям функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидации их последствий;
- организации и осуществлении межмуниципальных программ и проектов в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности;
- субвенциях на покрытие дополнительных затрат (убытков тепло- и электроснабжения);
- осуществлении поселениями полномочий по первичному воинскому учету;
- организации библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта РФ и пр. [38, с. 117] .
В целом, приведенная структура доходов и расходов бюджетов муниципальных образований дает только общее теоретическое представление о том, как формируют местный бюджет и на какие цели выделяют средства из него. Для того чтобы понимать реальное положение дел, оценивать и сопоставлять разные источники доходной части местных бюджетов, оценивать их роль и процентное соотношение в его структуре, а также анализировать основные расходы местных бюджетов и показывать их структуру, количественные показатели, требуется обратиться к исследованию показателей реального бюджета муниципального образования.
1.2 Правовое обеспечение формирования доходной и расходной частей муниципального бюджета
Нормативно-правовая составляющая бюджетной политики муниципалитетов в РФ представляет собой совокупность правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах, которыми руководствуются органы и организации, участвующие в выработке бюджетной политики и устанавливающие процедуры ее реализации.
Немаловажным является ясное и недвусмысленное разграничение доходов и расходов между бюджетами бюджетной системы, начало которому положено на конституционном уровне (в Конституции РФ) и продолжено в бюджетном законодательстве (Бюджетный кодекс РФ). Полномочия и права, которые закреплены за органами муниципального управления БК РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Формирование, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов муниципальных образований помимо вышеназванных нормативно-правовых актов, регламентируется уставами и иными правовыми актами органов муниципального управления. В муниципальных образованиях принимают собственное Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании [27, С. 59].
В свете реформирования законодательства о местном самоуправлении, а также БК РФ и НК РФ в последние несколько лет, выявились некоторые проблемы, возникающие при утверждении доходной и расходной частей бюджетов муниципальных образований, а также их балансировке. Так, на данный момент существуют расхождения в размерах налоговых поступлений, образующих налоговую базу бюджетов различных уровней. Стоит отметить, что внесенные в федеральное и региональное законодательство изменения, цель которых состояла в приведении его в соответствие с новыми нормами федеративных отношений и принципами местного самоуправления, привели к существенному перераспределению источников доходов между органами государственной власти РФ и муниципалитетами [23, с. 9].
Также к проблемам в сфере муниципальной бюджетной политики можно причислить несоответствие величины источников собственных доходов местных бюджетов величине расходных обязательств публично-правовых образований. Значительный объем расходных полномочий муниципалитетов не обеспечен доходными источниками, и из-за этого имеет место разбалансированность местного бюджета вследствие образования диспропорции в соотношении доходных ресурсов и расходных обязательств. Муниципальные образования испытывают недостаток собственных источников формирования полноценных самостоятельных бюджетов.
Принятый порядок распределения доходов между органами государственной власти и органами самоуправления, который существует в России, оказывает негативный эффект на самостоятельность муниципалитетов, и в то же время отрицательно сказывается на стимулировании их развития. Несмотря на имеющиеся достижения, модернизация местного самоуправления в нашей стране не сумела решить проблемы недостаточной финансовой самостоятельности местного самоуправления.