Файл: Доходы и расходы бюджетов публичных образований (Характеристика бюджетного процесса города Томска).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты финансирования бюджетов муниципальных образований
1.1 Состав и структура доходов и расходов муниципального бюджета
1.2 Правовое обеспечение формирования доходной и расходной частей муниципального бюджета
Глава 2. Анализ доходов и расходов публичного образования на примере бюджета города Томска
2.1 Характеристика бюджетного процесса города Томска
2.2 Анализ доходов бюджета г. Томска
2.4 Основные характеристики бюджета
2.5 Проблема баланса доходов и расходов в бюджете г.Томска и пути её решения
Таблица 3
Показатели прогноза социально-экономического развития муниципального образования «Город Томск» на 2019-2021 гг.
Показатели |
2017- |
2018- |
2019-прогноз |
2020-прогноз |
2021-прогноз |
|||
факт |
оценка |
1 вар |
2 вар |
1 вар |
2 вар |
1 вар |
2 вар |
|
Численность постоянного населения (среднегодовая), тыс. чел. |
592,4 |
595,6 |
598,9 |
599,3 |
602,3 |
603,6 |
605,8 |
608,1 |
Уровень регистрируемой безработицы (в % к экономически активному населению), % |
0,9 |
0,78 |
0,74 |
0,72 |
0,71 |
0,68 |
0,68 |
0,64 |
Среднемесячная заработная |
||||||||
плата одного работника в целом по городу, руб. |
30902,6 |
32446,2 |
34360 |
34548,8 |
36490,3 |
37029,9 |
38899,1 |
39948,6 |
Величина прожиточного |
||||||||
минимума в среднем на 1 человека в месяц, руб. |
10483 |
10546 |
10630 |
10588 |
10726 |
10672 |
10812 |
10715 |
Ввод в эксплуатацию жилых домов, тыс. кв. м |
171 |
250 |
300 |
380 |
320 |
405 |
330 |
415 |
Сводный |
||||||||
индекс потребительских цен, % |
106,9 |
103,9 |
103,9 |
103,9 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
Показатели определены на основании постановления администрации Города Томска 01.09.2018 № 780 «О прогнозе социально-экономического развития муниципального образования «Город Томск» на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов и на период до 2030 года».
Основные показатели бюджета города Томска на 2019-2021 гг. представлены в таблице 4.
Таблица 4
Основные характеристики бюджета г. Томска на 2019-2021 гг.
(с изменениями в % к предыдущему году), млн. руб.
2019 |
% |
2020 |
% |
2021 |
% |
|
Численность населения, тыс. чел. |
598,8 |
100,9 |
604,5 |
101,0 |
611,5 |
101,2 |
Всего доходов |
15433,5 |
92,7 |
13990,5 |
90,7 |
14277,3 |
102,0 |
Всего расходов |
15345,8 |
91,3 |
13201,4 |
86,0 |
13053,8 |
98,9 |
Дефицит / Профицит |
87,8 |
114,2 |
789,1 |
898,7 |
1223,5 |
155,0 |
Налоговые доходы, в т.ч: |
5785,5 |
102,8 |
5896,6 |
101,9 |
6226,9 |
105,6 |
- доходы от патентов |
18,9 |
104,2 |
22,4 |
118,5 |
23,8 |
106,3 |
- упрощенная налоговая система |
76,5 |
103,5 |
80,4 |
105,1 |
89,6 |
111,4 |
- налог на имущество |
621,9 |
249,0 |
455,6 |
73,3 |
455,6 |
100,0 |
- налог на землю |
979,8 |
90,0 |
866,2 |
88,4 |
874,8 |
101,0 |
Из таблицы очевидно, что бюджет г. Томска планировался с профицитом бюджета, в 2021 г. он достигнет 1223,5 млн. руб.
Налоговые доходы в структуре бюджета муниципального образования в 2019 г. составили 37,5%, или 5785,5 млн. руб.
В свою очередь, структура неналоговых доходов муниципального образования на 2019 г. представлена на рис. 3. Очевидно, что большую часть занимают доходы от сдачи в аренду земельных участков и средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - 42,8%, или 525,4 млн. руб.
Рисунок 3. Структура неналоговых доходов г. Томска на 2019 г.
В структуре расходов бюджета муниципального образования на 2019 г. без учета безвозмездных поступлений большую долю занимают заработная плата и начисления на оплату труда - 35,0%, или 2349,8 млн. руб.
Объемы средств, получаемых на основе софинансирования, в 2019 г. планируются в размере 2772,4 млн. руб. (рис. 4).
Рисунок 4. Объемы средств бюджета г. Томска, получаемых на основе софинансирования, в 2019 г.
Объемы средств бюджета г. Томска, получаемых на основе софинансирования, в 2019 г.: 1737,1 млн. руб., или 62,7%, 689,8 млн. руб., или 24,9%, 345,5 млн. руб., или 12,4%.
Направления расходования средств, выделенных из бюджетов всех уровней на условиях софинансирования в 2019 году:
- строительство общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. Дизайнеров, 4 в г. Томске;
- строительство объектов транспортной и инженерной инфраструктуры для промпарков №1 в Северной промзоне;
- капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры в целях подготовки хозяйственного комплекса к безаварийному прохождению отопительного сезона;
- проведение противооползневых мероприятий;
- строительство объекта «Улицы №1 и №2 в микрорайоне №13 жилого района «Восточный»;
- газоснабжение территории муниципального образования «Город Томск»;
- организация групп в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях;
- выплаты компенсаций родителям, дети которых посещают частные сады (группы по присмотру и уходу за детьми).
Таблица 5
Структура расходов бюджета г. Томска на 2019-2021 гг., млн. руб.
Наименование |
2019 сумма, млн. руб. |
Доля в общем объеме расходов |
2020 сумма, млн. руб |
Доля в общем объеме расходов |
2021 сумма, млн. руб. |
Доля в общем объеме расходов |
Всего расходов без учета безвозмездных поступлений, в т.ч.: |
6993,7 |
100,0 |
6721,9 |
100,0 |
7150,8 |
100,0 |
Капитальный ремонт |
549,0 |
7,8 |
301,3 |
4,5 |
684,2 |
9,6 |
Капитальные вложения |
857,9 |
12,3 |
640,5 |
9,5 |
711,9 |
10,0 |
Резервные фонды |
128,0 |
1,8 |
150,6 |
2,2 |
180,5 |
2,5 |
Обслуживание муниципального долга |
196,7 |
2,8 |
194,7 |
2,9 |
201,8 |
2,8 |
Заработная плата и начисления на оплату труда |
2186,1 |
31,3 |
2349,8 |
35,0 |
2517,9 |
35,2 |
Исполнение решений судов |
259,9 |
3,7 |
150,7 |
2,2 |
226,3 |
3,2 |
В целом, приоритетами расходования средств бюджета города Томска, являются:
- обеспечение безопасности детей;
- обеспечение доступности дошкольного образования;
- модернизация общего образования;
- содержание, ремонт и развитие улично-дорожной сети, улучшение транспортного обслуживания;
- развитие инженерной инфраструктуры;
- социальная поддержка отдельных категорий граждан;
- повышение инвестиционной привлекательности путем создания благоприятных условий для устойчивого развития предприятий реального сектора экономики.
В целом, основные направления бюджетной политики г. Томска на 2019-2021 гг. состоят из:
- трехлетнего бюджетного планирования;
- формирования бюджетных параметров исходя из необходимости выполнения действующих расходных обязательств, в т.ч. учитывая их оптимизацию и повышение эффективности использования финансовых ресурсов;
- использования механизмов по повышению результативности бюджетных расходов;
- мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств;
- обеспечения выполнения социальных обязательств;
- обеспечения режима экономного и рационального использования бюджетных средств, учитывая проведение мероприятий по энергосбережению;
- отказа от дальнейшей реализации муниципальных программ в случаях, если предусмотренные в них конкретные цели их реализации и индикаторы оценки не достигнуты;
- совершенствования процедур принятия решений о реализации новых инвестиционных проектов;
- усиления внутреннего финансового контроля и повышения ответственности учредителя за результаты деятельности учреждений, включая деятельность их руководителей;
- повышения качества управления муниципальной собственностью и обеспечения полноценного учета имущества казны с его отражением в бюджетной отчетности;
- осуществления контроля за устранением выявленных финансовых нарушений;
- внедрения в работу органов внутреннего финансового контроля методов оценки достигнутых результатов, учитывая изменения действующего бюджетного законодательства;
- повышения качества предоставляемых населению муниципальных услуг, прежде всего, в сферах образования, культуры и физической культуры;
- продолжения оптимизации сети муниципальных учреждений;
- продолжения работы по переходу на «эффективный контракт»;
Таким образом, анализ поступлений доходов в бюджет г. Томска свидетельствует о том, что собственные доходы с каждым годом увеличиваются, но это рост не значителен по сравнению с увеличением межбюджетных трансфертов. При этом налоговые доходы в целом демонстрируют устойчивый рост, а неналоговые доходы - нестабильный, что говорит о том, что в будущем данной составляющей бюджета необходимо уделять основное внимание, работать над вопросами более эффективного использования муниципальной собственности. В налоговых доходах наибольшее увеличение поступлений связано с налогом на добычу общераспространенных полезных ископаемых, государственной пошлиной и земельным налогом. Практически по всем статьям расходов, связанных с социально-экономическим развитием муниципального образования отмечается рост.
2.5 Проблема баланса доходов и расходов в бюджете г.Томска и пути её решения
В настоящее время основной проблемой построения бюджетов всех уровней является балансировка доходов и расходов бюджета в нестабильных макроэкономических условиях. От сбалансированности этих показателей зависит экономическая стабильность отдельно взятого муниципального образования, региона и государства в целом. Таким образом, вопрос соотношения доходов и расходов бюджета является особенно актуальным.
Термин бюджетная сбалансированность отражен в виде принципа бюджетной системы в БК РФ . Статья 33 БК РФ обозначает принцип сбалансированности бюджета , как «объем предусмотренных бюджетом расходов , соответствующий суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на с четах по учету средств бюджетов».
Таблица 6
Основные показатели бюджета города Томск
в 2016-2018 гг. (тыс.руб.)
2016 |
2017 |
2018 |
||||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
|
Доходы |
11 781 055,90 |
11 792 718,70 |
13 933 128,30 |
13 872 790,20 |
14 625 813,00 |
14 890 760,60 |
Расходы |
12 798 786,70 |
12 421 711,80 |
14 484 382,80 |
14 088 088,30 |
15 219 960,70 |
14 799 230,80 |
Дефицит |
1 017 730,80 |
628 993,10 |
551 254,50 |
215 298,10 |
594 147,70 |
-91 529,80 |
По итогам 2016 года при утвержденном дефиците бюджета Города Томска в сумме 1 017,7 млн. руб. фактический дефицит бюджета составил 629,0 млн. руб., в том числе 323,2 млн. руб. - за счет привлечения заемных средств и 305,8 млн. руб. - за счет изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета.
Дефицит бюджета без учета изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета составил 323,2 млн. руб. или 5,5% от величины доходов бюджета города Томска без учета объема безвозмездных поступлений (при максимально допустимом размере в соответствии с бюджетным законодательством - 10%), при плановом значении - 6,9%.
Объем муниципального долга на 01.01.2017 составил 3 419,0 млн. руб. По сравнению с 01.01.2016 произошел рост муниципального долга на 10,4% или на 323,2 млн.
руб. за счет роста объема заемных средств, направленных в 2016 году на финансирование дефицита бюджета города.
Отношение муниципального долга к доходам бюджета города Томска без учета объема безвозмездных поступлений по состоянию на 01.01.2017 составило 58,4% (на 01.01.2016-53,7%).
По итогам 2017 года при утвержденном дефиците бюджета Города Томска в размере 551,3 млн. руб. дефицит бюджета составил 215,3 млн. руб., в том числе:
-131,2 млн. руб. - за счет привлечения заемных средств,
-84,1 млн. руб. - за счет изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета.
Дефицит бюджета без учета изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета составил 131,2 млн. руб. или 2,1% от величины доходов бюджета Города Томска без учета объема безвозмездных поступлений (при максимально допустимом размере в соответствии с бюджетным законодательством - 10%) при плановом значении - 3,8%.
Верхний предел муниципального долга на 01.01.2018 утвержден в размере 3 655,2 млн. руб. или 59,0% от общего годового объема доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. По итогам 2017 года объем муниципального долга на 01.01.2018 составил 3 550,2 млн. руб. или 57,4% от общего годового объема доходов бюджета без учета объема безвозмездных поступлений.
Отношение муниципального долга к доходам бюджета Города Томска, без учета объема безвозмездных поступлений, по состоянию на 01.01.2018 составило 57,4% (на 01.01.2017 - 58,4%).
В 2017 году в целях сокращения расходов на обслуживание муниципального долга, сокращения рисков рефинансирования, сглаживания графика погашения муниципального долга и увеличения средневзвешенной дюрации долга заключены контракты по привлечению кредитов коммерческих банков на сумму 1 800,0 млн. руб. Также, согласно «Отчету мэра города Томска о результатах его деятельности и деятельности администрации города Томска за 2017 год, в том числе о решении вопросов, поставленных Думой города Томска» в 2017 году в рамках реализации подпрограммы «Управление муниципальным долгом» муниципальной программы «Эффективное управление муниципальными финансами», утвержденной постановлением администрации Города Томска от 20.08.2015 № 827, проведение мероприятий по сокращению расходов на обслуживание муниципального долга муниципального образования «Город Томск» позволило сократить расходы на обслуживание муниципального долга по сравнению с первоначально утвержденным планом на 32,0% или на 114,8 млн. руб. (в 2016 - на 44,2% или на 154,1 млн. руб.), а именно: