Файл: Игра как метод воспитания (Во что и как играют современные дошкольники).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Сегодня как никогда, широко осознаётся ответственность общества за воспитание подрастающего поколения.

В жизни человека игра занимает особое, уникальное место. Играет с погремушкой малыш в колыбели; люди постарше играют на футбольных и хоккейных полях, играют в шашки и шахматы; артисты играют на сцене театра и филармонии; азартно играю взрослые на бирже, в казино. Деловая игра становиться неотъемлемой формой подготовки специалистов, в том числе и в нашей, педагогической, профессии. Недаром великий У. Шекспир писал: «Весь мир- театр, а люди в нем актеры… и каждый не одну играет роль». И нет ничего удивительного, случайного в том, что игру относят к органически необходимым компонентам человеческого поведения, фундаментальным основам существования Homo Sapiens- человека разумного.

Игра проходит через всю нашу жизнь. Вместе с тем в ней есть период, когда игра – в центре жизнедеятельности человека, становится «стихией», приобретает особое значение не только для дня сегодняшнего, но и для будущего. Этот период- дошкольное детство.

Детская психодрама – распространенный метод работы с детьми. Если мы присмотримся, во что и как играют дети, то увидим, что они проявляют скрытые желания и обнаруживают скрытые возможности. Мы думаем, что игра это «королевский» путь к познанию осознаваемых и неосознаваемых сторон личности ребенка.

Раскрывая значение игры в этот особо значимый период жизни человека, наш великий соотечественник, психолог Л.С. Выготский писал: «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития…».

Эта удивительная деятельность, открывающая дверь в завтрашний день ребенка, привлекала и привлекает к себе внимание представителей разных профессий как в нашей стране, так и за рубежом.

Настоящее время характеризуется стремлением многих педагогов дошкольного образования, родителей, методистов искусственно форсировать развитие детей; увеличивается число пособий, нацеленных на формирование путем упражнений готовности ребенка к школе; возрастает спрос родителей на специальные группы в центрах детского развития по подготовке детей к школе.

Далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания. К таким не часто используемым системам воспитания относится игра.


Современная практика детоведение включает игру во внеучебный процесс, слабо использует богатейший потенциал игры в целях расширения поля и создания условий духовного комфорта жизни детей. Сложившиеся в культурах прошлого, практически деградировали, что повлекло за собой обострение, разорение социально-психологических процессов общения, замкнутость людей, жестокость. Нет необходимости доказывать, у многих школьников проявляются потребительские, способы выбора друзей, занятий, развлечений, игр.

В связи с важностью данной проблемы была определена тема курсовой работы: «Игра как метод воспитания».

Предмет исследования: процесс воспитания дошкольников.

Объект исследования: процесс формирования общения у младших школьников с использованием игры, как метода воспитания.

Цель курсовой работы: теоретически доказать влияние игры как метода воспитания на формирование общения у младших школьников.

Глава 1.Особый вид деятельности

Игра ребенка и его развитие

Игровая деятельность, так притягивающая к себе детей, привлекла и привлекает к себе внимание биологов, этнографов, искусствоведов, писателей, культурологов, философов…Так, еще до новой эры Платон относил игру к источнику удовольствия, ставил ее в один ряд с праздниками и божественными культами. Другой древнегреческий философ, ученый-энциклопедист Аристотель, считал, что в идеальном государстве люди способны предаваться прекраснейшим играм; ценил игру за отдых, развлечение, содействие в подготовке к труду. По мнению же немецкого поэта Ф. Шиллера, игра- это свободное самостоятельное раскрытие сущности человека, всех его сил.

Игра манила к себе, конечно же, и людей, пытающихся проникнуть в тайны детства- детских психологов и педагогов. А понимается детская игра по-разному. Основоположник педагогической психологии в России К.Д. Ушинский считал, что игра для ребенка- это действительность, и действительность гораздо более интересная, нежели та, которая его окружает. Интересна она для ребенка потому, что понятнее, а понятнее потому, что отчасти есть его собственное создание. «В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются, чем следы действительной жизни, в которую оно не могло еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя – уже зреющий человек. Оно пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».


По мнению К. Бюлера, стремление ребенка к игре, повторяющимися действиями поддерживается «функциональным удовольствием», которое он получает в процессе самой деятельности. Педагогический факт игры учащихся истолкован в трудах А.С. Макаренко и В. А. Сухомлинского. Значение игры, по мнению Макаренко, нести детям радость. По его утверждениям, бодрый, целеустремлённый, жизнерадостный игровой стиль детской жизни, и есть непременное условие здорового развития отдельного ребёнка и коллектива в целом.

Так что же такое игра?

В обычном сознании людей, игра до сих пор остаётся доверчивой забавой, досужим развлечением, делом не важным и не серьёзным, второстепенным.

Стало быть, игра - наиважнейшая сфера «самости» ребёнка, в которой идут мощные процессы «само»: самоодушевление, самопроверки, самоопределения, самовыражения и, что особенно важно, самореабилитация.

Детская игра – это добровольная деятельность детей, гарантия и условие свободного развития всего общества, гарантия продолжения детства, как важнейшего завоевания цивилизованных обществ.

■ В чем специфика игры ребенка

Эмоционально-потребностному компоненту игры придавал большое значение Л.С. Выготский, считавший, что сюжетная игра дает ребенку новую форму желания, учит его желать. Данный аспект игры в настоящее время привлекает к себе внимание все большего числа детских психологов. Их исследования обогащают представление об эмоционально- потребностном компоненте детской игры, который рассматривается как своеобразный «мотор» игры, удерживающий ее напряжение и стремление играть.

Для детской игры характерны и другие особенности. Специфичен основной ее мотив. Как писал С.Л. Рубинштейн. – В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию.

Характерной особенностью игровой деятельности является и то, что в ней ребенок создает воображаемую, «мнимую ситуацию» (Л. С. Выготский), в которой как будто воспроизводит действие, поведение, отношения взрослых.

Детская игра – это добровольная деятельность детей, гарантия и условие свободного развития всего общества, гарантия продолжения детства, как важнейшего завоевания цивилизованных обществ.

Нет другой деятельности, которая бы предоставляла столько самости ребенку столько свободы, возможности проявления «самости», как игровая. В ней он сам определяет во что играть, одному или со сверстниками, какими именно, сам отбирает нужные ему игрушки. И нельзя заставить играть по принуждению.


■ О структуре сюжетно- ролевой игры и ее уровнях

В ролевой игре выделяют сюжет и содержание. Сюжет игры- эта та сфера действительности, которую дети отражают в своих играх. Его развитие происходит от игр с бытовым сюжетом («Дочки- матери и др.) к играм с производственным сюжетом («Строительство», «Железная дорога», «Больница» и др.) и далее – к играм с общественно-политическим сюжетом («Полет в космос», «Война» и т.п.). Сюжеты детских игр - это отражение бесконечных сюжетов жизни.

На протяжении дошкольного возраста меняется и содержание детских игр – то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности взрослых. Основным механизмом осуществления игрового процесса является замещение. Оно выступает в двух форматах: предметно-действенном и словесном. Первоначально игровое действие связано с предметом, функции которого выполняет сюжетная игрушка. Свои первые игровые действия ребенок совершает с единичными игрушками, куклами, мишками, и т.д, которые создают возможность отобразить в игре действия типа «укачать, пожалеть» и т.д.

Особая разновидность самостоятельной сюжетно-ролевой игры- режиссерская игра. В ней ребенок разыгрывает определенный сюжет с помощью игрушек, которые выступают основными носителями ролей. Ребенок в такой игре выполняет одновременно и функцию режиссера и функцию актера.

■ О других видах детских игр

Мир детской игры не ограничивается сюжетно-ролевой игрой. Значимое место занимают и игры с правилами. Что особенного в этих играх? Развитие этого вида игры заключается во все большем выделении и осознании игровой задачи, во все более сложных правилах и большем их числе, которым следует подчиниться в ней.

Выделяют две группы игр с правилами: для первой группы характерно то, что правило дается ребенку взрослым; для второй- правила передаются по традиции от одного поколения к другому. В их числе не мало народных игр, овладевая которыми дети постигают, некоторые элементы культуры народа.

Большую группу игр с правилами составляют подвижные игры. В зависимости от того, как соотносятся в них сюжетно-ролевое содержание и правила, Д. Б. Эльконин выделяет пять групп таких игр:

1.Имитационно-процессуальные игры и элементарные игры-упражнения с предметом.

2.Драматизированные игры по определенному сюжету.

3.Сюжетные игры с несложными правилами.

4.Игры с правилами без сюжета.

5.Спортивные игры и игры- упражнения с ориентировкой на определенные достижения.


К играм с правилами относятся не только подвижные, но и дидактические игры. Сущность заключается в том, что детям предлагается решить умственные задачи, составленные взрослыми в занимательной и игровой форме. Их цель- содействовать формированию познавательной активности ребенка.

В жизнедеятельности детей дошкольного возраста есть и игры-забавы с народными игрушками, досуговые игры, несложные карнавальные игры. Они создают и поддерживают у детей радостное настроение, способствует установлению доброжелательных и доверительных отношений как в «детском обществе».

1.2. Во что и как играют современные дошкольники

■ Какие сюжеты игр популярны

Согласно исследованиям последних лет, жизненным наблюдениям, дошкольники играют в самые разные игры. Популярностью у детей пользуется, прежде сего, традиционные игры на бытовые сюжеты («Магазин», «Кафе» «Парикмахерская» и др.

Исследования последних лет свидетельствуют: наряду с традиционными сюжетами у современных дошкольников появляется совершенно новый пласт сюжетов, заимствованный из мультфильмов и телепередач («Человек паук», «Телепузики», «Черепашки- ниндзя».

■ О некоторых причинах снижения уровня развития детской игры

Детские психологи констатируют: уровень развития игровой деятельности современных дошкольников в целом значительно ниже, нежели был у их сверстников середины прошлого века. Так, по данным Е. О. Смирновой, у современных детей 4-5 лет преобладает игра-действие, характерна для низкого уровня развития игровой деятельности.

Игра-роль (с характерным проговариванием и устойчивым развернутым представлением роли) встречается все реже.

Специалисты констатируют: игра перестает быть способом вхождения ребенка в мир взрослых и освоения им социальных отношений. Причины снижения уровня развития детской игры различны. Ряд психологов связывают это со значительно изменившимися за последнее десятилетие социокультурными условиями жизни детей, наблюдающимся разрывом между поколениями детей и родителей.

■ В какие игры дети играют сегодня дома

Есть ли особенности в игровой деятельности современных дошкольников в семье, в чем их специфика? С этой целью авторами был использован опрос, в котором приняло участие 100 родителей воспитанников детских дошкольных учреждений. Разработанные анкеты включали в себя вопросы, нацеленные на выявление позиции родителей по отношению к детским играм, видов и содержания игр ребенка в семье, взаимодействия партнеров в игровой деятельности и т. д. Вот некоторые результаты опроса.