Файл: Игра как метод воспитания (Во что и как играют современные дошкольники).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.1. «В игре ребенок как бы на голову выше самого себя»

Игра- не только интересное, любимое для ребенка занятие. Многогранно ее значение для человека, входящего в мир. И прежде всего - для социализации ребенка. На эту важную роль игры обращают внимание многие из тех, кто соприкасается с этой удивительной, особой деятельностью ребенка. Так, известный педагог С. А. Шмаков по этому поводу отмечал: «Игра- выверенный веками народным опытом, социально-культурными нормами общества фактор социализации личности. Детская игра- гарантия и условие свободного развития культуры всего общества, гарантия продления детства как важнейшего завоевания цивилизованных обществ».

■ В игре возникает и активно развивается воображение

Особо следует выделить роль игры и в развитии воображения, которое относят к числу основных фундаментальных новообразований дошкольного детства. Именно в игре впервые зарождается и проявляется воображение ребенка- психологическая основа творчества, которое все большее число связывают с всеобщей универсальной человеческой способностью, реализуемой в любой сфере деятельности и познания.

Детское воображение позволяет ребенку придумывать, а затем и реализовывать в игре свои замыслы.

Именно в «замысле» ребенка обнаруживается одна из важнейших особенностей воображения – умение видеть целое раньше частей»

Все чаще с возникающим и развивающимися в ходе игры воображением психологи связывают и становление личности. В игре формируется и проявляется способность ребенка взаимодействовать на мир -в этом основное, центральное и самое общее значение игры. Эта способность позволяет ребенку и творчески осваивать культуру, к которой он все активнее с каждым годом своей жизни приобщается, реализуя культуротворческую функцию детства.

«Продуктивное воображение и творческое мышление… включены в единый контекст творческого развития ребенка на правах его самоценности образующих», - считают академики В. В. Давыдов и В. Т. Кудрявцев. Это единство, по мнению широко известных психологов, и является «подлинным основанием преемственности дошкольной и школьной ступени в системе развивающего образования». Они же настаивают и на соотношении к числу фундаментальных слагаемых школьной готовности такую всеобщую и психическую способность, активно развивающую прежде всего в игровой деятельности ребенка, как воображение.

■ Значение игры в развитии личности ребенка и «детского общества»


Велико значение игры и в роли развитии мотивационной сферы ребенка.

Игра д создает благоприятные возможности также для удовлетворения и развития потребности ребенка в самоутверждении, признании, для формирования такого важного образования, как самооценка. Детскую игровую деятельность ряд психологов относит к наиважнейшей, универсальной сфере «самости» ребенка, «в которой идут мощные процессы «само»: самоодушевление, самопроверки, самоопределения и, что особенно важно, самореабилитации».

Современные, гуманистически ориентированные программы дошкольного образования нацеливают педагога на реализацию вышеуказанных возможностей игры в условиях дошкольного учреждения. Проявления индивидуального подхода к детям - важное условие для этого. Знание педагогом способностей, возникаю, интересов, темперамента каждого своего воспитанника способствует популяризации в группе игр, участие в которых дает возможность проявить лучшие качества конкретным детям, пройти им «через успех», получив при этом признание сверстников, самоутвердиться.

3.2. Игра как средство познания и коррекции

■ В игре ребенок познает себя, и мы его также

Ценность игры и в том, что в ходе ее ребенок может немало узнать о себе, своих резервах, ранее неизвестных ему качествах. Приобретая опыт совместной игры, он имеет возможность обрести и более реалистичное, более полное представление о самом себе как личности, индивидуальности, отличающейся от других. Конечно, и в семье он получает оценку близких. Но чтобы принадлежать к родной семье, не нужно доказывать свою ценность. В группе же сверстников то место, которое займет каждый из детей, уже во многом зависит от его умений, качеств и, прежде всего, от того, что ребенок может предложить «детскому обществу», что значимо для совместной детской деятельности. Конечно, благоприятная семейная микросреда дает возможность обрести ребенку чувство безопасности, оценить некоторые свои свойства, но далеко не все. Для развития самосознания дошкольника, осознания им социальной реальности наличие только семейного опыта недостаточно.

Совместная игра ребенка со сверстниками и есть та деятельность, которая поможет ему более адекватно, разносторонне познать себя. Ребенок в игре проверяет свою силу, ловкость, свои знания об окружающем мире, свое внимание, память. Игра побуждает ребенка к самопознанию, самопроверке своих сил и возможностей и одновременно создает условия внутренней его активности.


Игра позволяет и педагогу немало узнать о воспитанниках. В игре - «девятом вале развития ребенка» (Л. С. Выготский), как ни в какой другой деятельности проявляется потенциал дошкольника - двигательный, интеллектуальный, творческий. Как важно, чтобы при этом рядом был понимающий детей и игру педагог, готовый оказать помощь, поддержать.

Наблюдая за поведением играющих детей, воспитатель может приобрести немаловажную информацию об интересах, желаниях детей, темпераменте, зарождающихся жизненных позициях каждого из воспитанников.

3.3. Игра как механизм овладения ребенком новыми видами деятельности и приобщения к культуре

■ О специфике обучения дошкольников

Детей дошкольного возраста неслучайно называют «Почемучками». Своими «Что?», «Где?», «Почему?», «Как» они беспрестанно атакуют взрослых, хотят утолить свою «жажду познания». Это благодатное время для приобщения к культуре, ее базовым компонентом, для овладения новыми, такими привлекательными, но еще не изведанными до конца видами деятельности. И взрослые (педагог, родители) в немалой степени этому могут содействовать разными путями, в том числе- путем обучения. Но успешности в этом процессе, как свидетельствует практика, и специальные исследования, нельзя добиться теми же средствами, способами, что в обучении учеников начальных классов. Основная причина этому-специфичность обучения детей дошкольного возраста.

Еще многое предстоит узнать, но не все тайны, пожалуй, самые главные уже открыты. Л. С. Выготский, характеризуя специфику обучения дошкольников, отмечал, что дети этого возраста способны в силу своих способностей к тому, чтобы начать новый, недоступный им до этого мир цикл обучения. Но программу взрослого ребенок по природе своей способен усвоить лишь в меру того, насколько она является его собственной программой.

Как сделать программу взрослого программой самого ребенка? Верная, проверенная наукой и практикой «тропа» к этому – широкое использование в процессе обучения детей дошкольного возраста «специфически детских» видов деятельности, прежде всего игровой.


3.4.Детская игрушка: какой ей быть?

■ Кукла для ребенка не вещь, а скорее личность

Игрушку невозможно «отсечь», отделить от детской игры -она ее непременный спутник. Роль игрушки чрезвычайно важна не только в становлении игровой деятельности ребенка, но и в развитии его психики. «Замолвить слово» вначале хотелось бы за куклу - как правило, основную, любимейшую игрушку дошкольника, воплощающую в себе образ человека. К ней у ребенка особое отношение.

Приглядитесь повнимательнее к своим малышам. Вы также убедитесь: кукла и сегодня для ребенка намного больше, чем вещь; скорее личность, особое одухотворенное существо, которое может облегчить, «смягчить» переживания опасности, одиночества, другие негативные состояния, дать ему возможность ощутить свою нужность, самостоятельность. В дошкольном возрасте куклы часто становятся партнерами по общению, по жизни, рядом с которыми ребенку не страшно, он чувствует себя защищенным. Функцию партнера по взаимодействию, друга у ребенка могут выполнять и другие образные игрушки (мишка, заяц, слоник и др.). И далеко не всегда самые новые, красочные и нарядные. Бывает порой и так: купили ребенку новую игрушку (куклу, обезьянку, котика), а он по-прежнему тянется к старой, уже «потерявшей вид». И не стоит этому удивляться, переубеждать малыша. Он предпочитает ту игрушку, к которой привязан, которая его «понимает» и уже не раз «выручала», «успокаивала», когда ему было плохо, когда другие его не понимали. Это право ребенка, которое будем уважать.

■ Влияние игрушки может быть разным: есть основания для беспокойства

Та чрезвычайно важная роль, которую выполняет игрушка (особенно образная), обязывает с особой ответственностью, вниманием отнестись к ней взрослых, связанных с миром детства.

Любая игрушка (в том числе образная) несет на себе отпечаток эпохи, в которой она была создана, достижений игровых технологий того времени, мировоззрения, вкуса людей, ее сотворивших. И, естественно, восприятие игрушек, действия с ними сказываются на складывающейся у ребенка внутренней картине мира, способствуют формированию в сознании определенных социально-бытовых представлений, оказывают влияние на его социализацию, освоение им различных моделей поведения и др.

Образная игрушка, одушевленная ребенком, как правило, выступает своеобразным психологическим орудием. Она становит­ся нередко объектом идентификации для малыша - бессознательно он принимает на себя выражение лица, позу, характер кукольного персонажа. Образная игрушка может тем самым «задавать» определенные ценностные ориентиры, этические и эстетические представления. И не случайно первый шаг психолого-педагогической экспертизы образных игрушек - оценка этически и эстетических качеств игрушек («этикоэстетический фильтр»). Дегуманизация образа игрушек (акцент на уродствах, утрирование злобности в выражении лица и т. п.) может оказать негативное влияние на эмоционально-личностное развитие дошкольника. Дело в том, что дети, играя с куклой, как бы «впитывают» те ее качества, которые наиболее внешне выражены. И если в игрушке заложены агрессивность, самодовольство, манерность (а для современных кукол это не редкость), то существует немалая вероятность, что со временем они могут стать качествами самого ребенка.


Особую опасность, по мнению психологов, утрированные, характерные игрушки с такими дегуманистическими качествами представляют для младших дошкольников. В этом возрасте дети еще не могут отстраниться от того, во что они играют, и как следствие - вовлекаясь в игру, сливаются с ней и «переносят» на себя характер своих игрушек. В младшем же школьном возрасте картина несколько иная к- этому времени у ребенка складывается относительно устойчивый образ человека, представления о «хорошем и плохом», «красивом и некрасивом». Это дает ребенку возможность воспринимать, понять и оценить карикатурность куклы, не перенося при этом ее черты на себя.

Не без основания все большее число детских психологов и педагогов (особенно в последнее десятилетие) выражает обеспокоенность этой важной проблемой - созданием игрушек и игр для современных детей. В книге, посвященной игрушке и анти игрушке, доктор психологических наук В. В. Абраменкова раскрывает опасные, с ее точки зрения, тенденции, «болевые точки» в этом вопросе. Вот некоторые из них: вестернизация как ориентация на западные ценности, за которыми стоит культ силы, экспансии, агрессии в сочетании с романтизацией криминальной жизни и ориентацией на инокультурные (прежде всего американские) образцы поведения, эстетические эталоны, псевдоэтические нормы и пр.; тенденция к сексуализации детского сознания как активного формирования циничного отношения к интимной стороне жизни взрослых, преждевременной озабоченности вопросами секса (куклы типа Барби, куклы с аксессуарами путан и т. д.); тенденция к дегуманизации детского сознания (куклы-монстры, «чертики» и пр.); меркантилизация детского сознания, выражающаяся в преувеличенном внимании к деньгам, желании в будущем заниматься только бизнесом (в том числе и незаконным); тенденция к танатизации (тяга к мотивам смерти, гибели всего живого на земле) и другие.

■ Об игрушках для самых маленьких

Учет возрастных особенностей детей при выборе игрушек значим, конечно же, не только в дошкольном возрасте. Ведь в игрушках в играх нуждаются и малютка, и ребенок раннего возраста. В числе самых первых игрушек, которые помогают ребенку познать окружающий мир, такие универсальные игрушки, как погремушки, игрушки-пищалки, свистульки. С помощью игрушек удается развлечь, позабавить малютку. Для этого возраста хороши яркие игрушки, радующие цветом, привлекающие формой, при этом безопасные, удобные для захватывания. Важно, чтобы предлагаемые в этот период игрушки были способны «задействовать» ка можно более широкий круг органов чувств (зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса и др.) малютки.