Файл: Игра как метод воспитания (Во что и как играют современные дошкольники).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Позже, в раннем возрасте, для нормального развития ребенка важно, что бы в его «игрушечном багаже» были игрушки для игр с водой и с песком, машинка, воздушные шары, корзинка игрушки аутодидактические (для самообучения), набор матрешек, грибки, пирамидки и др. Играя с ним, используя их в процессе открытия нового для себя мира, ребенок теперь не только развивает свою сенсорную сферу, память, наглядно-действенное мышление; он познает и назначение, функцию предмета( в чем ему помогает; конечно, взрослый), свои возможности, утверждая свою «самость».

■ Как ориентироваться в мире разных игрушек

В настоящее время в связи с большим разнообразием игрушек как отечественного, так и зарубежного производства необходимо уметь ориентироваться в них, т.е. понимать, что они могут дать для развития ребенка. Такая ориентировка необходима всем взрослым, имеющим отношение к детству, особенно же -педагогам и родителям.

Следует учитывать, что:

1) детям следует иметь доступ только к ограниченному числу игрушек очень хорошего качества. Избыток игрушек -скорее беда, чем благо;

2) игрушка должна быть простой по дизайну и по действию, только тогда ребенок может в полной мере развивать воображение и самостоятельность. Многие коммерческие игрушки чересчур реалистичны и сложны, чтобы дети могли использовать их в игровой деятельности;

3) лучший вид игрушки - это тот, который дети и родители могут создать сами.

В настоящее время специалистами в области игры разработаны новые критерии экспертизы, оценок игрушек. Назовем некоторые из них:

■ возможность с помощью игрушки освоить действие, развивающее ребенка в соответствии с задачами возраста. Цель осваиваемого в игре действия должна соответствовать задачам возраста. Каждый возрастной этап имеет свой спектр задач, которые должны решаться за счет правильно организованного подбора игрушек и игровой деятельности с ними;

■ игрушка должна способствовать образованию и развитию ребенка, «приносить пользу» для его будущего и в то же время быть привлекательной, доставлять ему удовольствие в настоящий момент. Привлекательность игрушки как соответствие интересам и смыслам самого ребенка -именно это и делает ее игровым материалом самостоятельной, инициативной деятельности ребенка.

Помимо сенсорной привлекательности, игрушка может стать привлекательной для ребенка из-за ее связи со взрослым, который подсказывает ребенку, как можно играть с ней, как бы «распредмечивает», «распаковывает» действия, заложенные в игрушке, делает их осмысленными и понятными. При оценке привлекательности игрушки следует учитывать и ее современность, и популярность в детской субкультуре;


■ игрушка должна содержать ориентировку, необходимую для самостоятельного выполнения ребенком тех действий, задач, которые запрограммированы в ней; ориентировка должна быть попыткой к адекватной цели действия (ради чего игрушка сделана);

■ доступность игрушки для осуществления игровых действий (прочность, качество изготовления, вес, размер игрушки);

■ игрушка должна открывать возможность для творческой, осмысленной активности самого ребенка, допускать вариативность действий.

При выборе игрушек (их покупке) следует обратить внимание и на фактуру материала, из которого она создана. Ребенку не безразлично, из чего сделан его зайка, слон, обезьянка. Он предпочитает образные игрушки из мягкого, пушистого материала. Такие игрушки скорее и чаще, нежели изготовленные из холодных и шершавых материалов, вызывают у ребенка теплые чувства, становятся его любимыми игрушками.

■ С какими игрушками играют дети дома

Мы вели в разговор о критериях, значимых при выборе игрушек, о видах игрушек. А с какими игрушками сегодня играют наши дети, на что ориентируются при покупке игрушек родители современных школьника?

Из результатов родителей следует, что при покупке игрушки своему ребенку они руководствуются прежде всего его интересами, развивающим эффектом игрушки, ее ценой, учитывают пол своего ребенка.

Примечателен тот факт, что многие родители избегают покупки детям игрушек-монстров, считая их бессмысленным и неэстетичными.

Многие родители девочек старшего дошкольного возраста в своих ответах признали, что их играть с образными, бытовыми игрушками, дидактическими, настольно-печатными играми, указали также на компьютерные, на музыкальные, некоторые -электронные игрушки.

По данным опроса, у мальчиков младшего дошкольного возраста среди «любимых» игрушек- строительные наборы, конструкторы, лего- наборы и военные игрушки, бытовые и технические игрушки.

Игрушка…Как много она значит для ребенка! Но не только для него. Но без основания ряд психологов сегодня рассматривают игрушку как своеобразный язык детства, способный обозначить языковой мост между детьми как «машину времени», которая позволяет ребенку стать взрослым, а взрослым -вернуться в детство. Вот бы овладеть ей!

Заключение

Неоспоримо игровая деятельность занимает не последнюю роль в учебном процессе. Сочетание элементов игры и учения во многом помогают учителю в процессе передачи необходимой информации детям. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Однако все зависит от конкретных условий работы учителя. Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо знать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.


Успех использования игр зависит, прежде всего, от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, что бы учащиеся привыкли к такому общению, увлеклись и стали вместе с учителем участниками одного процесса.

Конечно, урок– это не только игра. Доверительность и непринужденность общения учителя с учениками, возникшего благодаря общей игровой атмосфере и собственно играм, располагают ребят к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций.

В школьную практику обучения желательно внедрить следующие положения:

- Процесс обучения в школе должен включать в себя как традиционные, так и нетрадиционные приемы обучения, к которым относятся и обучающие игры;

- Обучающая игра должна учитывать индивидуальные психологические особенности каждого обучаемого;

- Для большей эффективности обучающую игру следует вводить постепенно (от простого к сложному) на всех периодах обучения;

- Самообучение в целом должно быть преимущественно проблемным, активно-игровым, в котором каждый ученик решает интересные коммуникативно-познавательные учебные задачи, т.е. все фокусируется вокруг школьника, как субъекта учебной деятельности.

Игра как средство гарантирует позитивное эмоциональное состояние, повышает трудоспособность, заинтересованность педагогов и учащихся, в отличие от монотонного исполнения определенных заданий, что приводит к полусонной обстановке в классе.

В целом, на всех этапах развития личности, игра воспринимается как интересное, яркое, необходимое для жизнедеятельности занятие и ребенок чувствует развивающее и воспитывающее значение игры.

Таким образом, цель, поставленная в начале курсовой работы: теоретически доказать влияние игры как метода воспитания на формирование общения у младших школьников, будет более эффективным, если построить обучение на основе последовательного введения в учебный процесс игровых технологий подтвердилась. С помощью игры нам удалось доказать, что игра действительно является методом обучения и воспитания в школе.

Приложение

Игровая деятельность занимает не последнее место в учебном процессе. Сочетание элементов игры и учебы помогают учителю, в процессе передачи информации детям.

Анализ игры как метода воспитания в данной курсовой работе позволяет нам сделать следующие выводы:

Детство - время игр, поэтому процесс физического воспитания детей и подростков неотделим от игры. Игровой метод в этот период занимает ведущее место и приобретает характер универсального метода физического воспитания. Чем младше возраст, тем сильнее влияние и больше значение игры.


Исходя из всего выше сказанного, хотелось бы выделить, что вся жизнь детей связана с игрой.

Освоение окружающих их вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, - со всем этим он знакомится играя, воображая себя. Отсюда следует вывод, если мы хотим опираться в обучении и воспитании младших школьников на их природу, на их возрастные возможности, если мы хотим двигаться от близкого, понятного, доступного к более сложному и абстрактному, если хотим, чтобы дети были активны, энергичны, короче, если хотим, чтобы они оставались детьми, а не автоматами по приемке информации, мы должны чаще применять игру – этот удивительный феномен детства. Тогда игра станет тем самым ключом, с помощью которого откроются двери в мир познания.

Руководство игрой есть использование педагогом с наибольшей полнотой тех огромных образовательно – воспитательных возможностей, которые присущи этой удивительной деятельности ребенка.

Литература

1.Абраменкова, В.В. Во что играют наши дети? Игрушка и АНТИ Игрушка / В.В. Абраменкова. М., 2006.

2. Абраменкова, В.В. Игра формирует душу ребенка/ В.В Абраменкова. // мир психологии. - 1998.

3.Авдулова, Т. П. Игра: ее развитие на современном этапе/ / Т. П. Авдулова // Дошкольное воспитание. -2008.

4.Алешина, И.Н. влияние игрушки на психику ребенка: история вопроса / И. Н. Алешина// Психолог в детском саду. -2009.

5.Аркин, Е. А. Ребенок в дошкольные годы / Е. А. Аркин; под ред. А. В. Запорожца, В. В. Давыдова. – М., 1968

6.Баева, Л. Сюжетно-ролевые игры детей в дошкольных учреждениях Англии/ Л. Баева // Дошкольное воспитание. - 2008

7.Бондаренко, А. К. Теория дидактических игр и практика использования в детском саду: учеб. пособие для студентов / А. К. Бондаренко. –М., 1985.

8.Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М., 1991.

9. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. – М., 2006.

10.Панько, Е. А. «Воспитатель дошкольного учреждения. Психология / Е. А. Панько. – М., 2006.