Файл: Игра как метод воспитания (Во что и как играют современные дошкольники).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На вопрос «Любит ли играть ребенок?» 98 % родителей ответили утвердительно, 1 % затруднились ответить, 1 % дали отрицательный ответ. Многие родители отметили, что их дети любят играть и активно привлекают к этому взрослых (мам, пап, бабушек, дедушек). Дома они играют в основном в вечернее время, когда родителям после работы приходиться заниматься домашними делами. Поэтому те, у кого есть братья и сестры, без сомнения, в лучшем положении. Друзьями же детей, которые растут в семье одни, часто становятся игрушки и телевизор.

Ответы на вопрос «В какие игры любит играть ваш ребенок?» свидетельствовали о невысоком уровне осведомленности родите­лей относительно детской игры, расплывчатых представлениях о ней. Многие респонденты указывали виды деятельности ребенка, которыми он любит заниматься, не имеющие прямого отношения к игре («вырезает», «любит лепить» и т. д.), либо «привязывали» свои ответы к видам игрушек («любит велосипед», «играет с конструктором» и т. д.).

Немало было и родителей, ответивших неопределенно па дан­ный вопрос («играют в разные игры», «играет в то же, во что и старший брат (сестра)» и т. д.). По мнению родителей младших дошкольников, наиболее любимыми играми их детей являются сюжетно-ролевые («дочки-матери», «водители»), игры по сюжетам любимых мультфильмов, игры со строительным материалом.

Результаты анкетирования показали, что дети придумывают разнообразные игровые сюжеты. Так, например, мальчики любят придумывать сюжеты на производственную и общественную тематику: игры-путешествия в «разные страны на различном транспорте», «полеты в космос»; игры, связанные с военными профессиями («летчики», «спасатели», «солдаты», «милиционеры»). Интересуют их и фантастические (50 %), и семейно-бытовые (13 %) сюжеты. Как отмечают 56 % родителей, особо популярны у мальчиков игры по мотивам знакомых мультфильмов («Шрек», «Русалочка», «Алеша Попович», «Король Лев», «Карлсон», «Простаквашино» и т. д.).

В играх же девочек, по данным анкетирования, преобладают бытовые сюжеты, связанные с семьей, детским садом («Кукла идет в детский сад», «День рождения», «Котик заболел» и т. д.) Девочки также любят играть в «Магазин», «Парикмахерскую», «Больницу, придумывают сюжеты игр, связанные с профессиями артистки, фото модели, танцовщицы.

Итак, игровая субкультура дошкольников изменилась. Ее нужно изучать и учитывать, как и позицию родителей по отношению к детской игре. В позиции родителей преобладает отношение к ней как к приятному для детей времяпровождению и ценностное отношение преимущественно пока лишь к дидактическим, обучающим играй, которые рассматриваются ими как удобное средство для подготовки ребенка к школе. Такая позиция взрослых по отношению к ведущей для ребенка деятельности не способствует ни продлению детства, ни полноценному его проживанию. Й здесь есть поле для осмысления, психолого-педагогического воздействия, взаимодействия в интересах ребенка.


Современный английский психолог профессор Т. Брюс сравнивает детскую игру с резервуаром, наполненным водой: «Чем глубже резервуар, тем больше ее может быть использовано в периоды засухи». Хочется, чтобы этот «резервуар» у наших детей был глубоким и полным.

Глава 2. Взаимодействие взрослого и детей в игре

2.1. Общение в системе «педагог - играющие дети»

■ Зачем педагог взаимодействует с играющими воспитанниками

Игра - самостоятельная, специфически детская деятельность дошкольников.

А как же взрослый? Что особенного в общении педагога с играющими детьми? Какова его роль в этой деятельности? Может ли он вмешиваться в детскую игру, руководить ею так, как он это делает, когда речь идет о бытовой, трудовой деятельности дошкольников, организуемых им занятий с ними?

Мы в рядах тех, кто считает, что не должно быть грубого вмешательства в детскую игру (и прежде всего - в сюжетно-ролевую), навязывания детям своих идей, жесткого регламентирования ее. Игра - это детская деятельность. Однако способствовать ее развитию нужно. Необходимость в этом (а вместе с тем в совершенствовании педагогом своей деятельности, связанной с развитием детской игры) сегодня возрастает. Одна из причин тому - распад естественного пути формирования игры, когда способы игрового воспроизведения действительности ребенком осваивались в процессе его игр со старшими детьми.

Как же содействовать развитию игры, не стесняя при этом свободы, инициативы самих детей, «не подрезая» им крылья? Прямые способы воздействия педагога, которые успешно «работают» при руководстве организованной им деятельности, здесь теряют свою силу, не помогают.

Важно отнестись к игре не как к объекту управления, а как к значимой деятельности ребенка, как к условию его развития, творчества. Наиболее адекватны для этого косвенные средства, прежде всего -создание предметной игровой среды, о чем будет сказано ниже. Здесь же остановимся на общении педагога с играющими детьми, которое также может стать эффективным средством развития детской игры и дошкольника.

Прежде чем раскрывать условия эффективного общения в системе «педагог-играющий ребенок», задумаемся: ради чего педагог включается в детскую игру? Какие задачи пытается решить (и часто успешно решает), вступая в общение со своими воспитанниками? Прежде всего педагог делает это, чтобы содействовать развитию детской игры, разных ее видов (сюжетно-ролевых, режиссерских, подвижных, дидактических, игр-драматизаций, досуговых и др.).


Так, в процессе взаимодействия со своими маленькими воспитанниками педагог стремится привлечь детей к играм-забавам с народными игрушками (в том числе музыкальными), порадовать их; способствует и тому, чтобы они сами овладели несложными действиями с народными и авторскими игрушками (с заводными птичками, животными, сказочными человечками и др.). Педагог стремится, используя досуговые игры, игры-забавы, обыгрывание стихов, к установлению доверительных отношений малышей со взрослыми и сверстниками, открытости, развитию у них чувства юмора.

Вступая во взаимодействие с более старшими своими вос­питанниками, педагог стремится поддержать, развить их интерес к играм-драматизациям и досуговым играм, содействует широкому их использованию в детской самостоятельной жизнедеятельности, обогащению содержания таких игр. Он способствует и дальнейшему развитию игры-драматизации как своеобразного «предэстетического» вида деятельности; содействует в процессе взаимодействия с детьми совершенствованию способов, обогащению средств передачи ребенком содержания, выражаемого им в конкретной роли, проявлению своей индивидуальности, творчества.

■ Значима «игровая позиция» педагога!

Разнообразны и далеко не просты цели и задачи, ради которых вступает педагог во взаимодействие с детьми в процессе игры. Успешность решения этих и других задач, связанных с содействием в развитии игровой деятельности дошкольников, во многом определяется характером взаимодействия в системе «педагог-играющие дети». Для детской игры, ее участников значимы атмосфера доверительности, чувство защищенности, принятия, позволяющие свободно (не боясь), с желанием, без оглядки проявлять свое «Я», свои помыслы в деятельности. И не случайно, как замечено, игра (прежде всего сюжетно-ролевая) более развита у воспитанников педагогов с демократическим стилем общения и активно-положительным отношением к детям, нежели у дошкольников, с которыми работают педагоги авторитарного стиля поведения и отрицательного (либо неустойчиво-положительного) отношения к детям.

Важно при этом наличие у педагога «игровой позиции». Под ней чаще всего понимается особое отношение педагога к детям, которое проявляется при помощи игровых приемов. «Игровая позиция» основывается на общих принципах игры (прежде всего -самоценности, внеутилитарности, добровольности, игровом пространстве и др.) и предполагает овладение внутри игровым языком, выраженном в слове, жесте, мимике, пластике.


Сформированная игровая позиция педагога обеспечивает включение его в детскую игру, позволяет оказывать позитивное влияние на ее развитие. Какую конкретно игровую позицию избирает педагог (позиция «партнера», «режиссера», «сорока», «координатора», «консультанта»), определяется рядом факторов, причин. Во многом это обусловлено и целью решаемой им задачи своего включения в детскую игру.

«Игровая позиция» значима и для большего в деятельности педагога. «Имея доступ в сказочный дворец, имя которому -Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком, — делился секретами успеха своей работы педагог-гуманист В. А. Сухомлинский. -Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира». Способность педагога занять игровую позицию -гарантия отыскать верную тропинку в этот дворец, к достижению близости, единения его с дошкольниками, проникновения в тайны внутреннего мира своих воспитанников.

2.2. Взаимодействие со взрослыми в игре дома

■ Кто в семье является партнером ребенка по игре? Участвуют ли взрослые в играх малыша? Есть ли особенности во взаимодействии с ребенком в процессе игры матери? Отца?

Выявлено, что в частности: если оба родителя ухаживают за ребенком, то отцы предпочитают играть с ним, тогда как матери больше заняты непосредственным уходом за ребенком. Игры, предполагаемые ребенку отцом, имеют более выраженный физический и стимулирующий характер, они непосредственны через предметы. В ходе специального исследования выявлено 13 категорий физических игр, в которых родители играют со своими детьми (подбрасывают своего ребенка в воздух или подкидывают его на коленях, предлагают ему передвигаться на четвереньках, носят его на плечах, играют с ним в мяч, щекочут и др.) Такие игры преобладают с детьми в возрасте от 1 до 4 лет. Высказывается предположения , что использование подвижных игр отражает» неудачу» попыток сосредоточить внимание ребенка, что такие игры в первые годы жизни предвосхищают последующие агностические поведение, в частности позднее регулировку игр с разными партнерами. В подвижные игры мальчики любят играть больше с отцом нежели с матерью.

По мнению ряда авторов, игровая специфика отца дает основание назвать его «социальным мостом» тем, кто дает возможность дистанцирования, открытия новых предметов и окружающего мира.


■ Учимся играть

Большинство родителей испытывают трудности в игровом общении, им предоставляется сложным занять «игровую позицию», развивать содержание детской игры вместе с ребенком.

К числу значимых принципов организации игрового пространства с этой целью И.Ю. Запорожец относит такие, как:

■ активизация форм эмоционального и телесного контакта взрослого и ребенка;

■активизация и расширение форм совместной деятельности детей и родителей;

■осознание взрослыми необходимости безусловного принятии ребенка;

■реально полной включенности родителей в игровое взаимодействие с детьми;

■осознание взрослыми значимости игры в развитии ребенка дошкольного возраста.

Особо хотелось бы выделить и принцип осознания взрослыми необходимости безусловного принятия ребенка. Конечно же, он значим и во взаимодействии педагога с детьми, но прежде всего в общении родителей со своими ребенком. Малыши нуждаются именно в безусловной любви своих родителей, любви, которая принимала бы ого таким, каким он сейчас есть.

Именно такое безусловное внимание к ребенку, принятие его создает основу позитивного образа матери и отца, залог положительного представления ребенка о себе, развитие у него чувства самоценности. Обретение такой опоры, чувства защищенности, способствует зарождению «базового доверия к миру». В основе же последнего внутренняя уверенность ребенка: мир, в который ты пришел, добр, уютен, он ждет тебя, в нем есть для тебя особое место, ты можешь быть открыт этому миру. Все это значимо для игры, ощущения в ей свободы, поля для «самости», самоутверждения, проявления творчества.

В процессе совместных игр родители начинают глубже понимать своего ребенка, осознавать, что игра – не такая уж пустая трата времени, приобретают умения игрового взаимодействия. Ребенок же ощущает свою важность, нужность для родителей, их заинтересованность в значимой для него деятельности. Снижается тревожность детей, возрастает эмоциональная близость родителей и ребенка, что так значимо для психологического здоровья членов семьи, полноценного развития малыша. Какая же это радость - совместная игра ребенка и взрослого!

Глава 3. Значение игры и игрушки