Файл: Индивидуальные проявления у детей кризиса трех лет (Новообразования кризиса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ

1.1 Особенности психологического развития ребенка трех лет

1.2 Понятие кризиса у трехлетних малышей

1.3 Кризис трех лет как этап взросления

1.4 Кризис трех лет: куда бежать и где прятаться?

1.5 Как себя вести, чтобы победителями вышли все?

1.6 Новообразования кризиса

1.7 Краткая характеристика основных стратегий воспитания

Глава II ЭМПЕРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ СТРАТЕГИИ ВЗРОСЛОГО, КОНКРЕТНЫЕ ПРИЕМЫ КУПИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ

2.1 Психическое развитие ребенка в период раннего детства

2.2 Предпосылки становления личности и кризис трех лет

2.3 Основные феномены кризиса трех лет

2.4 Личностные новообразования в период кризиса трех лет

2.5 Ситуативность как главная характеристика раннего возраста

2.6 Что делать родителям?

2.7 Пресекать агрессивное поведение по отношению к окружающим

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Литература

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Кризис трех лет впервые был описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Автор выделил такие важные показатели данного кризиса, как негативизм, упрямство, вспыльчивость, непослушание, обесценивание родителей, протест-бунт, желание к деспотизму.  Сущность кризиса трех лет, как и любого другого кризиса, заключается во "взрыве" прежней социальной ситуации развития.

Европейские авторы выделяют в кризисе отрицательные периоды: ребенок уходит, отворачивается от взрослых, рвет социальные связи, которые его раньше соединяли со взрослым. Л. С Выготский подчеркнул, что такое пояснение ошибочно. Ребенок старается установить новые, формы взаимоотношения с окружающими. Как высказывался Д. Б. Эльконин, кризис трех лет - это кризис общественных взаимоотношений, а всякий кризис взаимоотношений есть кризис выделения своего Я.

Изменение отношений возможно только в том случае, если происходит отделение ребенка от взрослого человека. Отличительными признаками такого отделения, которые проявляются в симптоматике кризиса трех лет, являются негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых.   Однако интересно проследить, как ребенок на протяжении всего раннего возраста, работает над выделением своей позиции в семье, социальной структуре, в которой происходит его развитие.

Впервые тему проблемы кризиса трех лет затронула Эльза Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка», эпизоды из ее дневников и монографии опубликованы на сайте «Структуры и развитие нервной системы ребенка». Так же исследовательской работой в сфере развития детей в возрасте трех лет занимался Л. С Выготский, результаты его исследований представлены в работе «Кризис трех лет». Так же непосредственное участие в исследовании проблемы кризиса трех лет принимал Эльконин Д. Б., результаты его работ отражены в «Психология игры в дошкольном возрасте» Психология личности и деятельности дошкольника» и «Развитие личности ребенка-дошкольника» где автор определяет основу кризиса, его основные симптомы и дает психологическое обоснование причин и основу кризиса трех лет.

    Различные аспекты проявления кризиса трех лет и рекомендации по вопросам поведения и реакции родителей на его отдельные проявления изложены Ефимкиной Р.П. в работе «Детская психология», Коломинским Я. П., Панько Е. А., Игумновым С. А. в работе «Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция» также и в работах других авторов.


     Изучением вопроса о стратегии воспитания занималась Зимняя И.А. «Характеристика и компонентный состав общей стратегии воспитания», «Общая стратегия воспитания в системе непрерывного образования: подход, концепция, стратегия». Ее исследования в основном затрагивали воспитательную стратегию в современной системе образования, для данного исследования работы Зимней И.А. интересны тем, что ею впервые был предложен термин и описана его сущность «стратегия воспитания».

   В настоящее время показано, что структура семьи влияет на психическое развитие   ребенка (Будинайте Г.Л, Гиппенрейтер Ю.Б, Ильина В и др.) Очень много исследований проводится в психиатрии, там семью рассматривают как социальное образование, играющее особую роль в возникновении и развитии психических заболеваний (К.А.Хилдебрандт, Х.Е.Фитзералд). В результате, мы можем говорить о том, что актуальность темы исследования – кризис трех лет: сущность, причины, стратегии взрослого, конкретные приемы устранение отдельных поведенческих проявлений, обусловлена тем, что в иерархии возрастных кризисов, кризис трех лет занимает особое место, а полученные в период данного кризиса новообразования, способствуют дальнейшему развитию человека и непосредственно влияют на его жизнь.

    Объект данной работы - особенности развития детей раннего возраста, предмет – кризис трех лет: сущность, причины, стратегия взрослого, конкретные приемы купирования отдельных поведенческих проявлений.

    Цель данной курсовой работы – изучить стратегии взрослого, причины сущность, приемы устранения отдельных проявлений поведения. Для достижения результатов мною были определены следующие задачи:

Определить особенности развития ребенка в возрасте от 2 до 4 лет.

Рассмотреть кризис трех х лет как этап взросления ребенка.

Проанализировать способы и возможность помощи в преодолении трудностей, вызванные трехлетним кризисом у ребенка.

   Гипотеза исследования – благополучное переживание кризиса трех лет связано с воспитательной работой родителей.

    Экспериментальной базой данной работы послужила группа детского сада № 44 г. Бобруйска «Пчелки».

ГЛАВА I СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ


1.1 Особенности психологического развития ребенка трех лет

    Личность представляет собой индивидуальное приобретение человека, результат сложного процесса его социального развития. Такое понимание личности определяет главный принцип в рассмотрении проблем ее становления – принцип развития.

Формирование трёхлетнего малыша, имеет свои обоснованности и  тонкости. Следовательно, нужно подчеркнуть, что этот возраст является переломным периодом формирования: малыш переходит из преддошкольного возраста к дошкольному. К трем года происходит скачок от физиологического к социокультурному типу формирования, на основе становления речи.

Кризис трех лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение устоявшейся системы социальных отношений, кризис выделения своего "Я". Критическим этот возраст является потому, что на протяжении всего нескольких месяцев, существенно меняются поведение ребенка и его отношения с окружающими людьми. Американский психолог Э. Эриксон считает, что именно в этом возрасте у ребёнка начинает формироваться воля, независимость и самостоятельность.

Отличительными особенностями развития речи трехлетнего ребенка, является начало интенсивного формирования грамматической части предложений. В это время слова становятся зависимыми и составными частями предложения, в следствии осуществляется переход к флективной речи. Вместе с тем отмечаются и усложнение предложений, состоящих из цепочки неизменяемых слов.

    Ребенок от 2,5 до 3 лет еще не может держаться сложной инструкции взрослого, требующей реакции выбора («когда будет красный огонек, то нажмешь на мячик, а когда будет зеленый — не будешь нажимать»). Только к 3,5-4 годам ребенок может выполнить такого рода задачу по предварительной инструкции, отвлекаясь от случайных влияний.

К трем годам, возникают разного рода характеристики мыслительной деятельности, такие, как способность к обобщению и широкого приобретения опыта, умение создавать связи и отношения, и в простой форме путем экспериментирования решать правильные задачи, используя различные объекты в качестве возможности для достижения цели. В развитии мыслительной способности, особую роль играют речь и практическая деятельность ребенка.

    Психическое развитие в процессе практического взаимодействия с объектами внешнего мира помогает ребенку не только приобретать разную и более сложную информацию, но и становиться субъектом познавательной деятельности. В пред дошкольном возрасте, закрепляются основные элементы субъективной системы, деятельности в форме способов ее реализации, которые на начальном этапе содержат элементарные неспецифические манипуляторные способы с предметами. Иной важный компонент субъекта деятельности, содержащийся в программировании и осуществлении определенных последовательных действий для достижения плана, подобным образом возникает в преддошкольном периоде отношение с усвоением и выполнением простых инструкций взрослых (например, зажигание лампочки). Эту первичную форму можно рассматривать как объектно-субъектную, как проявление самостоятельности ребенка, и есть результат прямого сотрудничества со взрослыми. Так социальное формирование человека не ограничивается генезисом субъекта общения, познания практической деятельности. Оно проявляется ровно как, что и в преддошкольном возрасте, когда возникают мысли для развития личности.


  Дошкольный возраст и есть период интенсивного формирования психики на основе тех условий, которые сложились в раннем детстве. По каждой линии психического процесса, возникают новообразования разной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Они происходят при помощи многих факторов: речи и общению со взрослыми и сверстниками, разными формами познания и включения в различные формы деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Вместе с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций на основе индивидуальной организации, возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты - способности и склонности. В то же время происходит последующее развитие и социализация индивидуальной организации, в большей степени сформированные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Возникают новые психические функции, конкретные уровни, благодаря которым становится характерны новые свойства, они помогают ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.

В дошкольном периоде развитие психофизиологических функций, происходит совместно по разным направлениям; их социализация носит множественный и разнокачественный характер. По соотношению двух основных параметров: произвольности и вербальности — в развитии отмеченных функций, могут быть выделены соответствующие виды, которые формируются разным характером и степенью выраженности процесса социализации. Естественные индивидные формы психики в этот период, подвергаясь социализации, сохраняют свою относительную самостоятельность и характеризуются своеобразием развития, не только в дошкольном возрасте, но и в последующие годы жизни человека.   Индивидуальной чертой этого периода, является интенсивное развитие психических функций, которые формировались в раннем детстве (сенсорики, образной памяти, внимания, практического мышления, моторики, перцепции) и в это время, являются базовыми для построения новообразований в познавательной сфере и в формировании произвольного поведения.

1.2 Понятие кризиса у трехлетних малышей

Говорить о том, что кризис наступает ровно в 3 года, не совсем правильно. Кризисный период может начаться у детишек уже с 2 лет и длиться до 4 лет. Продолжительность, интенсивность кризиса зависят от темперамента ребенка: так, холерики более возбудимы, и кризисные явления у таких деток часто проходят с бурными истериками.
На интенсивность кризиса 3 лет, может влиять и стиль воспитания деток, принятая в семье. В семьях с диктаторским методом воспитания чада, проявления кризиса могут проходить более бурно, интенсивно. Детки в таких семьях, часто подавляются психологическими и физическими методами. Добившись силой от крохи внешнего послушания, родители создают предпосылки для серьезных психологических проблем в будущем у своего ребенка. Кризис 2 лет у детей не выделяется отдельно, так как является началом сложного кризисного периода у трехлетних несмышленышей. Столкнувшись с первыми трудностями кризисного периода, родителей в первую очередь волнует вопрос — сколько длится кризис трех лет у ребенка. Длительность кризисного периода, может составлять от нескольких месяцев до нескольких лет. Такой длительный промежуток зависит от поведения родителей, их готовности пойти навстречу своему чаду, и вместе решать сложные вопросы. Кризис у ребенка заставляет родителей переоценивать некоторые методы воспитания детишек.


Внешнее проявление кризиса выражается в желании малыша делать все самостоятельно, часто вопреки собственному желанию. «Я сам», «не хочу», «не буду», — именно это предстоит очень часто выслушивать взрослым в семье. Отрицая установленные порядки, правила поведения в семье, ребёнок формирует независимость, при этом создаются предпосылки для личностной самооценки.

Появление феномена «Я сам» является результатом общения ребенка с другими людьми. В 2,5-3 года он начинает осознавать себя как отдельного человека. Е. П. Ильин пишет: «Сначала он говорит о себе в третьем лице. Затем начинает использовать местоимение «ты», обращаясь так ко всем людям. И лишь потом он понимает, что «Я» может относиться к нему самому. С этого момента и начинается процесс формирования самосознания. Его начало зависит от того, насколько благополучен климат в семье ребенка. Там, где имеют место грубость, агрессия, ребенок начинает говорить «я» довольно поздно».

Следствием развития самосознания и других психических явлений ребенка, является обострение отношений, что может вызвать, так называемый кризис трех лет.

Симптомами, предшествующими возникновению данного кризисного периода в развитии являются:

-острый интерес к своему изображению в зеркале;

-ребенок интересуется своей внешность, ему любопытно, как он выглядит в глазах других;

-забота об эффективности «своих» дел, острое реагирование на неудачу.

Кризис трех лет- один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Как и любой возрастной кризис, он связан с разрушением старой системы социальных отношений, поэтому Л.С. Выготский назвал этот период кризисом отношений.

Вот как описывается сущность данного кризиса, и его характеристика в учебнике «Возрастная психология» О.Б.Дарвиш:

«Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, то у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (и иногда – со сверстниками) …

Позитивное разрешение кризиса в раннем детстве, по мнению Э.Эриксона, зависит от готовности родителей и воспитателей, предоставлять детям свободу в осуществлении действий, на которые они способны. Но это не означает, что детям должны умело, ненавязчиво, но достаточно твердо ограничивать ребенка в тех сферах жизни, которые могут оказаться опасными для жизни и здоровья, как и самих, так и окружающих.