Файл: Индивидуальные проявления у детей кризиса трех лет (Новообразования кризиса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ

1.1 Особенности психологического развития ребенка трех лет

1.2 Понятие кризиса у трехлетних малышей

1.3 Кризис трех лет как этап взросления

1.4 Кризис трех лет: куда бежать и где прятаться?

1.5 Как себя вести, чтобы победителями вышли все?

1.6 Новообразования кризиса

1.7 Краткая характеристика основных стратегий воспитания

Глава II ЭМПЕРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ СТРАТЕГИИ ВЗРОСЛОГО, КОНКРЕТНЫЕ ПРИЕМЫ КУПИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ

2.1 Психическое развитие ребенка в период раннего детства

2.2 Предпосылки становления личности и кризис трех лет

2.3 Основные феномены кризиса трех лет

2.4 Личностные новообразования в период кризиса трех лет

2.5 Ситуативность как главная характеристика раннего возраста

2.6 Что делать родителям?

2.7 Пресекать агрессивное поведение по отношению к окружающим

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Литература

Стратегия 4. «Ему можно все».  Даная стратегия характеризуется следующими признаками:

Строгий диктат ценностей и нравственных ориентиров, но существуют они преимущественно для родителей, принявшими близко к сердцу идею «не навреди».

В воспитании такие родители движимы идеей, что их дитя – самоценность, в котором заложены многие глубины, безжалостно стираемые социализацией и вообще всякой регламентацией.

Ради этого они жертвуют не только собственным элементарным комфортом, но зачастую и здравым смыслом.

Здесь можно увидеть визжащего, бьющегося в истерике ребенка младшего возраста, на которого с умилением смотрят воспитавшие в себе уже необходимую душевную стойкость, родители.

Жизнь родителей трудна и трудоемка. Им приходится иметь дело с явным или неявным социальным порицанием, постепенно отказывающимся от визита в их дом друзьями, душевной измотанностью и усталостью.

Жизнь ребенка тоже психологически нелегка. Ребенку трудно в плохо организованной среде, когда любая его цель, как бы ни встречает сопротивления. Это вызывает тревогу, невозможность осознать собственные и чужие границы.

Данная стратегия воспитания, обусловлена осознанной или неосознанной реакцией на реальный или мнимый порядок и повышенную «социальность» собственного детства. Часто за ней стоят именно идейные разногласия с «официальной» традицией воспитания. С другой стороны, она – результат счастливого осознания новых «либеральных» времен, с отсутствием жесткой и уравнивающей системы, когда необходимо было опробовать новые возможности, не существовавшие в собственном детстве сегодняшних родителей.

Такой неконтролируемый ребенок, больше предрасположен разным бытовым опасностям, из-за того, что он непоседлив, у него как бы не формируется «асимметричного» осознания «если это так мне, то как это другому», его интенции и потребности не умеют существовать в пространстве разных воль. Все это зарождает у него при столкновении с окружающими агрессивность и отчаянье. Родители же раз за разом проигрывая в желании договориться «по-доброму», нередко вынуждены усмирять естественное возмущение, которое накапливаясь, уж если проступает, то «бурей».

    Стратегия 5 «Патриархальная модель воспитания, или ребенку нужна мать, ну и иногда отец».  Даная стратегия характеризуется следующими признаками:

Воспитание ребеночка передано здесь матери. Предусматривается, что этим шагом самое главное сделано – ребенок с тем, кем ему предначертано быть биологией, духовностью, с «самым важным человеком» в его жизни.


Супруг здесь, как правило, не равноправный его соучастник, а некий малодоступный малышу, а то и жене, авторитет. Он не характеризует ежедневный, насыщенный многими тонкостями ход жизни ребенка или делает это весьма опосредованно.

Родительские обязанности в такой семье разделены намного жестче, чем в семье, где оба родителя сочетают рабочие и родительские обязанности.

Как правило, ребенок в такой семье не ходит в садик до последнего преддошкольного года, и его основным социализатором является мать, максимально полно опосредуя его связь с внешним миром, также, как и ее жизнь оказывается предельно опосредованной необходимостью взаимодействия с ним.

    Эта модель поддерживается скорее консервативно ориентированной частью общества, в том числе и религиозными институтами, которые продолжают напоминать о недопустимости нарушения традиционного порядка, предопределенности такого распределения обязанностей и прочее. За этой стратегией, можно увидеть протестную реакцию на «современные западные тенденции», следование ей видится одним из решений так наболевших демографических проблем.

В таких семьях возникает, и проблема отделения вырастающих детей. Компенсирующаяся посредством усиления связи ребенка с матерью, супружеская дисфункция, часто проявляется особенно остро на этапе «отпускания» детей из дома, поскольку «опустошает» смысловую составляющую жизни жены и собственно супружеских отношений.

    Стратегия 6. «Воспитание в многопоколенной семье - бабушка наше все». Даная стратегия характеризуется следующими признаками:

-Все основные каждодневные обязанности семьи по уходу за ребенком переданы бабушке.

 -В порядке вещей – отправление ребенка на несколько лет к бабушке, пока решаются семейные трудности.

-Внуки даже иногда рождаются, чтобы бабушке не было скучно.

Предполагается, что такая ситуация предпочтительнее той, в которой ребенком занимается «посторонний человек». Бабушка как бы освещает факт продолжающейся молодости родителей, освобождая «детей своих» от чрезмерных трудностей и тягот нынешней непростой жизни (которая, как понятно, непроста всегда).

В неполной семье бабушка исполняет роль матери, а молодая женщина роль зарабатывающего супруга.

Данная стратегия воспитания, обусловлена ходом обычной жизни прежде советской, а теперь российской семьи, по крайней мере, среднего уровня достатка. Это простое решение бытовой проблемы ухода за детьми и квартирного вопроса. На более глубоком уровне речь, должна идти о многопоколенной семье как культурно заданной форме существования семьи.


Излишняя приобщенность бабушки в жизнь патриархальной семьи, ведет к нарушению полноценной детско-родительской иерархичности. При этом каждый член многопоколенной семьи, оказывается в двоякой ролевой точке и сама бабушка, и родители, и дети. Нормальная иерархическая структура, противоречит и именно поэтому, безуспешны бывают регулярные попытки молодых родителей, взять в такой ситуации власть в свои руки. При этом, такая повышенная вовлеченность бабушки в жизнь «молодой семьи», как правило является показателем несостоявшейся самоиндефикации современных родителей к собственными родителями, т.е. с нынешними бабушками и дедушками.

    Исходя из вышесказанного, можно определить «идеальную» модель воспитания, с точки зрения семейной психологии. Она будет характеризоваться следующими признаками:

- Семья использует помощь и профессиональную поддержку, в которой четко простроены границы между «берущим и дающим», когда ориентированность на достижения ребенка сбалансирована с вниманием, любовью к нему и признанием его особенностей

- Семья способна дать нечто уникальное, не выключая ребенка из окружающего мира, а облегчая его взаимопонимание с ним.

Принятие ребенка и уважение к нему, сочетается с разумной регламентированностью его жизни.

Контакты с родителями одинаково теплы и симметричны, а бабушка присутствует в жизни ребенка как важный, не подменяющий ему родителей взрослый, обогащающий своим опытом родительскую стратегию воспитания.

 Подводя итог первой главы, мы подчеркнем тот факт, что развитие трехлетнего ребенка, имеет свои закономерности и особенности, этот возраст является переходной стадией развития: ребенок переходит из преддошкольного возраста к дошкольному.  К трем года происходит переход от естественного к социальному типу развития, на основе развития речи.

К трем годам, складываются разного рода характеристики мыслительной деятельности, такие, как способность к обобщению и широкому переносу приобретенного опыта, умение устанавливать связи и отношения и в простой форме, путем активного экспериментирования решать конкретные задачи, используя различные объекты в качестве средства для достижения цели.

Отличительной чертой, интересующего нас периода, является интенсивное развитие тех психических функций, которые складывались в раннем детстве (сенсорики, перцепции, образной памяти, внимания, практического мышления, моторики) и которые, в то же время являются базовыми для построения новообразований в познавательной сфере и в формировании произвольного поведения.


    Кризис трех лет - один из самых общеизвестных и изученных кризисов развития крохотного человечка. Для него, как и для всех прочих кризисов свойственны: острый период, трудновоспитуемость, ощущение регресса. К базовым критериям кризиса трех лет относят: упрямство, вспыльчивость, негативизм, самоуправство, симптомы обесценивания, деспотизм.

    Стратегия родительского воспитания является одним из основополагающих факторов развития ребенка.

Глава II ЭМПЕРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ СТРАТЕГИИ ВЗРОСЛОГО, КОНКРЕТНЫЕ ПРИЕМЫ КУПИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ

2.1 Психическое развитие ребенка в период раннего детства

В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная.

Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление.

Коммуникативная активность, полагает освоение логики человеческих взаимоотношений. Большинство женщин, владеет более высокоразвитым, чем у мужчин, социокультурным мышлением, сфера проявления которого – общение людей. У женщин тоньше проницаемость, такт, они более предрасположены к восприимчивости.

Половые различия в поведении детей, обусловлены не столько биологическими и физиологическими причинами, сколько характером их социального общения. Ориентация мальчиков и девочек на разные типы деятельности задана социально, вследствие культурных образцов. На самом деле между малышами мужского и женского пола больше сходства, чем различий. Различия появляются позже. В основном же мальчики и девочки развиваются параллельно и проходят одинаковые этапы.


Так, к трем годам у детей того и другого пола складываются следующие новообразования возраста: зачатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка. Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развития.

Первые представления о себе возникают у ребенка к году.

Это представления о частях своего тела, но обобщить их малыш толком не может. При специальном обучении взрослыми к полутора годам ребенок может узнавать себя в зеркале, осваивает идентичность отражения и своей внешности.

К 3 годам – новый этап самоидентификации: с помощью зеркала, ребенок получает возможность формировать свое представление о себе настоящем.

Ребенок интересуется всеми способами подтверждения своего «Я». Одухотворяя отдельные части тела, в игре он познает волю над самим собой.

Трехлетний малыш интересуется всем, с ним связанным, например, тенью. Начинает использовать местоимение «я», усваивает свое имя, пол. Идентификация с собственным именем, выражается в особом интересе к людям, которые носят такое же имя.

К 3 годам ребенок уже знает, мальчик он или девочка. Такие познания, дети черпают из наблюдений за поведением родителей, старших братьев и сестер. Это позволяет ребенку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него окружающие.

Осмысление ребенком принадлежности к определенному полу происходит в первые 2-3 года жизни, и наличие отца при этом очень значимо. Для мальчишек утрата отца после 4 лет немало сказывается на осмыслении общественных функций. Последствия отсутствия отца у девочек начинает проявляется в юношеском возрасте, когда у многих из них возникают сложности, в приспособлении к женской миссии при взаимоотношении с представителями иного пола.

Активный словарь деток 1,5 лет обычно содержит около 30-100 слов, к трем годам лексический запас составляет уже 900 – 1500 слов. Определена прямая зависимость между качеством языковой стимуляции в домашнем круге и развитием речи малыша в 3 года.

Решающим периодом в развитии младенческой речи является, по мнению исследователей, возраст от 10 месяцев до 1,5 лет. Именно в этот период необходимы безмятежные и развивающие игры и нежелательны стрессы.

При усвоении языка, детки абсолютно всех народов проходят стадии односоставных, двусоставных и полных предложений. Практически во всех существующих на земле языках есть правила грамматики, синтаксиса, семантики. Поначалу дети предельно обобщают правила.