Файл: Индивидуальные проявления у детей кризиса трех лет (Новообразования кризиса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ

1.1 Особенности психологического развития ребенка трех лет

1.2 Понятие кризиса у трехлетних малышей

1.3 Кризис трех лет как этап взросления

1.4 Кризис трех лет: куда бежать и где прятаться?

1.5 Как себя вести, чтобы победителями вышли все?

1.6 Новообразования кризиса

1.7 Краткая характеристика основных стратегий воспитания

Глава II ЭМПЕРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ СТРАТЕГИИ ВЗРОСЛОГО, КОНКРЕТНЫЕ ПРИЕМЫ КУПИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ

2.1 Психическое развитие ребенка в период раннего детства

2.2 Предпосылки становления личности и кризис трех лет

2.3 Основные феномены кризиса трех лет

2.4 Личностные новообразования в период кризиса трех лет

2.5 Ситуативность как главная характеристика раннего возраста

2.6 Что делать родителям?

2.7 Пресекать агрессивное поведение по отношению к окружающим

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Литература

Порой взрослые, чтобы избежать конфликтов, уступают ребёнку и подчиняются его желаниям. Но это путь в никуда. Малыш привыкнет к такому положению вещей и будет ожидать, что все в этом мире должно быть так, как он захочет. Чтобы это не закончилось большим разочарованием, лучше сразу установить разумные ограничения, чтобы ребёнок понимал, что каждый человек – это отдельная личность со своими потребностями и желаниями. Родителям важно научиться отделять истинные потребности ребёнка от тех, которые больше являются проявлением авторитарных качеств ребёнка. И в подобных случаях говорить «нет» своему ребёнку, строго, но мягко.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В начале исследования была поставлена цель - изучить сущность, причины, стратегии взрослого, конкретные приемы купирования поведенческих проявлений. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

- Определить особенности развития ребенка в возрасте трех лет.

- Рассмотреть кризис трех лет как этап взросления ребенка.

- Рассмотреть способы и возможности помощи в преодолении трудностей, связанных с трехлетним кризисом у ребенка.

    Подводя итоги исследования, замечу, что к особенностям развития ребенка в возрасте трех лет можно отнести следующее:

- этот возраст является переходной стадией развития: ребенок переходит из преддошкольного возраста к дошкольному;

- к трем года происходит переход от естественного к социальному типу развития, на основе развития речи;

- особенностями развития речи трехлетнего ребенка является начало интенсивного формирования грамматической структуры предложений;

- ребенок от 2,5 до 3-х лет не может следовать сложной инструкции взрослого, требующей реакции выбора;

- складываются разнообразные характеристики мыслительной деятельности;

Кризис трех лет - один из самых частых и изученных кризисов развития маленького человека. Для кризиса трех лет, характерны как общие признаки всех кризисов, так и частные: упрямство, строптивость, деспотизм, симптом обесценивая взрослых, своеволие, негативизм. Сущность кризиса трех лет заключается в том, что ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими; это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего Я.

Рассматривая современные стратегии родительского воспитания мы взяли за основу классификацию, предложенную Г.Л. Будинайте, которая выделяет, основываясь на своем опыте, следующие стратегии родительского воспитания:


Стратегия1. «Отдадим его профессионалам».

Стратегия 2. «Он должен, просто обязан».

Стратегия 3 «Духовное, только духовное!».

Стратегия 4. «Ему можно все».  

Стратегия 5 «Патриархальная модель воспитания, или ребенку нужна мать, ну и иногда отец».  

Стратегия 6 «Воспитание в многопоколенной семье - бабушка наше все».

Стратегия 7 «Идеальная».

    В начале исследования была выдвинута гипотезу, которая заключается в следующем: успешность переживания кризиса трех лет связано с воспитательной стратегией родителей. В ходе эмпирического исследования, которое заключалось в наблюдении за детьми и взаимодействием с родителями, беседе с родителями и беседе с педагогами я подтвердила свою гипотезу. На первом этапе исследования было выделено 7 групп детей, соответственно классификации стратегий воспитания родителей. На втором, третьем и четвертом этапе исследования, выявлены различия в протекании кризиса трех лет у детей в разных группах, что позволило подтвердить гипотезу.

    В третьем параграфе второй главы, были приведены практические рекомендации по купированию отдельных поведенческих признаков кризиса трех лет, краткая характеристика которых сводиться к следующему:

- Выработать правильную линию поведения.

- Установить твердые и четкие запреты.

- Следить за своим поведением.

- Для сглаживания поведенческих признаков кризиса, использовать игру или попробовать отвлечь ребенка на нейтральные предметы или явления.

- В разумных рамках предоставить ребенку самостоятельность.

- Разговаривать с ребенком как с равным человеком, мнение которого вам интересно.

- Любить ребенка и показывать, как он вам дорог в любой ситуации.

    Так же, были разработаны рекомендации для родителей придерживающих разных воспитательных стратегий, рассмотрены два конкретных случая проявления признаков кризиса трех лет и даны конкретные практические рекомендации родителям.

    Соответственно, на основании вышеизложенного можно говорить о том, что поставленная в начале исследования цель достигнута, а также доказана гипотеза исследования.

Литература

1.Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. Вузов/Г.С. Абрамова. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с.

2.Божович Л.И. Проблемы формирования личности: под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.


3.Будинайте Г.Л. Современный стратегии воспитания/ Г.Л. Буденайте// Отечественные записки. – 2004. -  №3, С. 76-90.

4. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб., 1997.

5. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

6. Косякова О.О. Возрастные кризисы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

7. Мухина В. С. Психология детства и отрочества. М., 1998.

8. Немов Р. С. Психология образования. М:, Владос, 1995.

9. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М.: Роспедагентство, 1996.

10. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд.. перераб. СПб.: Питер, 2009.

11. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -- СПб. [и др.] : Питер, 2008.

12. Выготский Л.С. Кризис трех лет. Вопросы детской психологии / Л.С.Выготский - СПб.: Союз, 1997.

13. Выготский Л.С. Проблема возраста. Вопросы детской психологии. / Л.С. Выготский - Санкт-Петербург: Питер, 1997.

14. Гуськова Т. В. Особенности кризиса 3 лет в психическом развитии ребенка // Тезисы в сборник: "Исследование проблемы дошкольного воспитания в трудах молодых ученых" / Под ред. Н. Н. Поддъякова и Г. Г. Кравцова. -- М., 1985.

15. Гуськова Т. В. Трехлетние дети в детском саду и дома // Дошкольное воспитание, № 5, 1984.

16. Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса 3 лет / Т.Гуськова // Вопросы психологии. -- 1987. -- № 5. - С. 54

17. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х томах. - М., 1986