Файл: Индивидуальные проявления у детей кризиса трех лет (Новообразования кризиса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ

1.1 Особенности психологического развития ребенка трех лет

1.2 Понятие кризиса у трехлетних малышей

1.3 Кризис трех лет как этап взросления

1.4 Кризис трех лет: куда бежать и где прятаться?

1.5 Как себя вести, чтобы победителями вышли все?

1.6 Новообразования кризиса

1.7 Краткая характеристика основных стратегий воспитания

Глава II ЭМПЕРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ СТРАТЕГИИ ВЗРОСЛОГО, КОНКРЕТНЫЕ ПРИЕМЫ КУПИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ

2.1 Психическое развитие ребенка в период раннего детства

2.2 Предпосылки становления личности и кризис трех лет

2.3 Основные феномены кризиса трех лет

2.4 Личностные новообразования в период кризиса трех лет

2.5 Ситуативность как главная характеристика раннего возраста

2.6 Что делать родителям?

2.7 Пресекать агрессивное поведение по отношению к окружающим

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Литература

1.3 Кризис трех лет как этап взросления

Переход детей раннего возраста на новую возрастную ступень, часто выражается возникновением кризиса трех лет. Важной задачей психологов на этом этапе развития ребенка, является оказание психолого-педагогической помощи родителям в преодолении кризиса.

Общие признаки особые, абсолютно для всех кризисов: будь это годовалый малыш или трудный подросток. Каждый кризис служит своей цели развития личности, а значит, имеет свои проявления как положительные, так и отрицательные.

Кризис трех лет - один из наиболее известных и изученных кризисов развития маленького человека. Это хорошо: можно найти множество информации, узнать различные точки зрения, внимательно подготовиться к этому периоду в жизни своего ребенка. Есть и другая сторона вопроса: кризис трех лет отличается от того, что происходило в возрасте одного месяца (так называемый кризис новорожденности) или кризис первого года жизни. Если предыдущие два «переломных» момента, могли пройти относительно легко, первые шаги протеста носили не очень активный характер, а в глаза бросались лишь новые умения и навыки, то с кризисом трех лет ситуация более сложная. Пропустить его практически невозможно. Послушный трехлетка – явление почти такое же редкое, как и покладистый и ласковый подросток. Такие особенности кризисных возрастов, как трудновоспитуемость, конфликтность с окружающими в этот период проявляется впервые и в полном объеме. Не зря кризис трех лет, еще называют иногда возрастом строптивости.

В возрасте 3-4года ребенок, завышено оценивает свои возможности в достижении результата, мало знает о личностных качествах и познавательных возможностях, зачастую смешивая конкретные достижения с высокой личностной оценкой. При условии развитого опыта общения ребенок в 5 лет, не только знает о своих умениях, но и имеет некоторое представление о познавательных возможностях, личностных качествах, внешнем облике, адекватно реагирует на успех и неудачу.

Общими для всех кризисов развития являются несколько основных критериев:

1. «Острый» период

Границы, отделяющие начало и конец кризиса от близких с ним возрастов, в высшей степени неотчётливы. Однако период кризиса возникает незаметно, и очень трудно определить момент его начала и окончания, характерным для любого такого момента является то, что он имеет в середине что-то вроде пиковой точки, резкое обострение.


2. Трудновоспитуемость

Немалая часть детей в период кризиса трудно поддается воспитанию. У ребенка зачастую снижается школьная успеваемость, работоспособность, понижается интерес к любимым занятиям. Характерны конфликты с окружающими, внутренняя жизнь часто связана с болезненными переживаниями. Все же конкретный характер, протекания критических периодов во многом определяется внешними условиями. Таким образом, гораздо больше вариантов человеческих проявлений во время кризисов, чем в стабильные периоды.

3. Впечатление регресса

Негативные внешние характеристики поведения, в период кризиса создают впечатление того, что ребенок, развиваясь, не столько приобретает для себя, сколько теряет из приобретенного прежде.

1.4 Кризис трех лет: куда бежать и где прятаться?

Бежать, конечно, никуда не надо, и прятаться тоже, хотя очень хочется, особенно, когда Ваше солнышко и зайчик катается по земле в истерике и требует очередную шоколадку, и Вы с ужасом ловите себя на мысли: «Это не мой ребенок. Мой был спокойный и послушный зайчик, а этот…». Нет, дорогие родители, могу вас уверить, ребенок именно ваш. Просто он взрослеет и пока еще не знает, что ему делать с этой «взрослостью» и как себя вести дальше. Ну, что ж, давайте разберемся.

Семь признаков кризиса трех лет.

1. Негативизм– предполагает, что все поведение ребенка идет вразрез с тем, что ему предлагают взрослые. Когда говорят о детском негативизме, то его надо отличать от обычного непослушания. При негативизме все поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают ему взрослые. Если ребенок не хочет сделать что-нибудь, потому что это неприятно ему (например, он играет, а его заставляют идти спать, он же спать не хочет), это не будет негативизмом. Это будет отрицательной реакцией на требование взрослых, реакцией, которая мотивируется сильным желанием ребенка. О негативизме говорят тогда, когда ребенок не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т. е. это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых. Негативизм, включает в себя в качестве отличительного признака от обычного непослушания то, что ребенок не делает потому, что его об этом. Иногда дело доходит до того, что можно получить противоположный ответ на всякое предложение, сделанное авторитарным тоном. Негативная реакция, отличается от обычного непослушания тем, что, здесь на первый план выступает отношение к другому человеку.


2. Упрямство проявляется в том, что ребенок настаивает не потому, что ему хочется, а потому, что он этого потребовал. Упрямство надо уметь отличать от настойчивости. Например, ребенок хочет чего-нибудь и настойчиво добивается, чтобы это было выполнено. Это не упрямство, это встречается и до кризиса трех лет. Например, ребенок хочет иметь вещь, но не может сразу получить ее. Он настойчиво добивается, чтобы эта вещь была дана ему. Это не упрямство. Совсем другая ситуация, когда ребенка зовут со двора в дом; а он отказывается, потому что еще хочет погулять. Ему приводят доводы, которые его убеждают, но потому, что он уже отказался, он и не идет. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением. Только это и будет упрямством.

3. Строптивость проявляется в стремлении настоять на собственном желании, и направлена против норм воспитания, установленных для ребенка. От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Негативизм всегда направлен против взрослого, который сейчас побуждает ребенка к тому или иному действию. А строптивость, скорее, направлена вообще против норм воспитания, установленных для ребенка, против образа жизни. Она выражается в своеобразном детском недовольстве, которым ребенок отвечает на все, что ему предлагают и что делают. Здесь сказывается строптивая установка не по отношению к человеку, а по отношению ко всему образу жизни, который сложился до 3 лет, по отношению к нормам, которые предлагаются, к интересовавшим прежде игрушкам. От упрямства строптивость отличается тем, что она направлена вовне и вызвана стремлением настоять на собственном желании.

4. Своеволие, своенравие заключается в стремлении ребенка к самостоятельности;

5. Протест-бунт проявляется в том, что все поведение ребенка начинает носить протестующий характер. Поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. Частые детские ссоры с родителями являются обычным делом.

6. Обесценивание проявляется в том, что ребенок старается обесценить игрушку, другие предметы, взрослых, сверстников; в его лексиконе появляются ругательные слова. Иногда родители бывают шокированы тем, что их ребенок вдруг может назвать маму дурой, плохой или злой, хотя для этого нет никаких оснований.

7. Симптом ревности или стремление к деспотизму. Ребенок проявляет деспотическую власть, по отношению ко всему окружающему, изыскивая для этого множество различных способов. Стремление к деспотизму может возникнуть в семье с одним ребенком, а симптом ревности возникает в семье с несколькими детьми.


Причины кризиса трех лет, лежат в области отношений ребенка и взрослого. Он представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. К концу раннего возраста, возникает тенденция к самостоятельной деятельности. Феномен «Я-сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. Протекание этого периода развития, зависит от отношения к ребенку со стороны взрослых. Если взрослые не меняют своего отношения к ребенку, продолжают общаться с ним, как прежде, это может привести к закреплению отрицательных черт поведения, их сохранению в течение всего дошкольного периода.

Все симптомы кризиса трех лет свидетельствуют о том, что у ребенка появилось желание проявить свое «Я», ребенок сам ищет поводы, где он может противопоставить себя взрослому человеку. Во всех этих ситуациях ребенок сам формирует у себя свое «Я».

Центральным направлением преодоления кризиса трех лет, является изменение отношений взрослых к ребенку. Разумное поведение взрослых (последовательность, уравновешенность), предоставление ребенку максимума возможностей самостоятельности, обычно смягчают проявление негативизма. Однако притязания ребенка, значительно превышают его реальные возможности. В условиях реальной жизни, удовлетворить эти притязания можно в сюжетно-ролевой игре.

Кризис трех лет – явление преходящее. Но связанные с ним новообразования – обособление себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми – важный шаг в развитии ребенка. Эти новообразования готовят ребенка к тому, чтобы стать личностью

Кризис третьего года жизни -это период, когда ребенок впервые начинает осознавать: он подрос и тоже уже кое-что собой представляет, может влиять на других людей и обстоятельства, сам решать, как ему поступать, что он хочет и не хочет. Он чувствует себя большим и требует соответствующего отношения и уважения! А мы, родители, по-прежнему диктует и командует – что надеть, когда есть и спать, чем играть и что делать. Потому и рождается бунт: я все решаю сам! Причем завоевание права на самоопределение проходит не только в борьбе со взрослыми, но и с самим собой. Родителям бесконечно тяжело выдерживать упрямство, крики, истерики. Но помните: вашему малышу гораздо тяжелее в этих своих противоречиях! Он не осознает, что с ним происходит, и не властен над своими эмоциями, но буря настигает его изнутри – вот так в муках происходит становление психики.


Пик кризиса – истерики. Причем если до двух лет они тоже порой случались, но были связаны с переутомлением, и значит, нужно было успокоить и помочь, то теперь истерика стала инструментом манипуляции. Ребенок как будто испытывает (подсознательно, конечно!), поможет такой метод добиться своего или нет. Кстати, истерики требует зрителей – вот почему малыш так любит устроить сцену в магазине, на детской площадке или прямо посреди городской улицы.

1.5 Как себя вести, чтобы победителями вышли все?

- Сменить тактику и стратегию общения с ребенком: пора признать, что он взрослый, уважать его мнение и стремление к самостоятельности. Не надо делать за ребенка то, что он может сделать сам, пусть как можно больше пробует- все, что не опасно для жизни: моет пол, накрывает на стол, стирает. Ну разольет воду, разобьет пару тарелок- не велика потеря…Зато сколькому научится и как самоутвердится!

- Постоянно предлагать выбор (либо иллюзию выбора-такая вот хитрость во благо всем). Скажем, мама знает- пора на прогулку, и предлагает: «Полечка, мы гулять пойдем пешком по ступенькам или на лифте?»

- Не заставлять, а спросить. «Солнышко, помоги мне нести пакет, а то мне тяжело.» И ребенок будет усердно помогать, а не стремиться сбежать подальше от мамы и поближе к проезжей части дороги.

-Лучше начать одеваться за час до предполагаемого выхода из дома, чем потом ругаться на ребенка, когда он скажет, что будет одеваться сам. Рассчитывайте время и избежите истерик.

-Никогда не унижайте ребенка. Вместо «Я же тебе говорила, что у тебя ничего не получится!» скажите: «Ну, конечно, ты не сможешь сам застегнуться, тут вон сколько пуговок. Я бы тоже сразу не смогла». Все это поможет предотвратить истерики. И все же они неизбежно случаются, причем по закону жанра – на людях. Что делать тогда?

Кстати, кризис трех лет, должен состояться в жизни каждого ребенка обязательно. Если его нет, с малышом что-то не так. Кризис – это хорошо! Да, вас ждет трудный период, но он определяет новую ступень развития ребенка.

- Если маленький строптивец демонстративно упал в лужу или на проезжую часть, берем в охапку, переносим в безопасное место и кладем как взяли- пусть там покричит. Увы, увещевания в такой момент могут не помочь- придется просто подождать, когда буря минует.

-Создать приятные перспективы- иногда это помогает успокоить. Например, мама говорит: «Саша, ты раскричался, потому что хотел посмотреть мультик. Но сейчас мы пойдем покупать хлеб и по пути купи фломастеры- будем рисовать».