Файл: Статус нотариуса (Требования к претендентам на должность нотариуса).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса
1.1. Учреждение должности нотариуса
1.2. Требования к претендентам на должность нотариуса
Глава 2. Правовой статус нотариуса в Российской Федерации
2.1. Права и обязанности нотариуса
2.2. Ответственность нотариуса
2.3. Нотариальное делопроизводство
Глава 3. Контроль над профессиональной деятельностью нотариуса
3.1. Судебный контроль над профессиональной деятельностью нотариуса
3.2. Профессиональный контроль за деятельностью нотариуса
Таким образом, из анализа гражданско-правовой ответственности нотариуса вытекает важное положение, а именно, при выполнении нотариальных действий правовой институт нотариата в силу двойственности своей природы выступает в двух формах. При выполнении нотариальных действий, предусмотренных ст. 35, 36 Основ, нотариусы реализуют возложенную на них государством функцию по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц, при этом на первый план выступает публично-правовая составляющая нотариальной деятельности, в соответствии с которой нотариус обязан совершать выполнении нотариальных действий, не предусмотренных Основами, нотариус занимается нотариальным обслуживанием граждан и юридических лиц, посредством чего реализуется право на квалифицированную юридическую помощь[13].
2.3. Нотариальное делопроизводство
При осуществлении служебной деятельности нотариус передает, обрабатывает и хранит огромный объем информации. Такая информация подлежит строгой фиксации так как без такой фиксации результативная функция нотариата невозможна.
Нотариальное производство и нотариальное делопроизводство – не одно и то же явление. С одной стороны, делопроизводство охватывает всю сферу деятельности нотариуса, как непосредственно связанную с осуществлением нотариальных действий, так и иную управленческую деятельность в работе нотариальной конторы (например, кадровое делопроизводство). В этом смысле нотариальное делопроизводство «шире» нотариального производства. В то же время правила делопроизводства адресованы только нотариусам (иным должностным лицам, осуществляющим нотариальную деятельность, а также работникам нотариальных контор, ответственным за оформление документов), не являются по своей сути «процессуальными», не регулируют правоотношения между нотариальным органом и лицами, обращающимися за нотариальной помощью.
Таким образом, правила нотариального делопроизводства, устанавливая требования к нотариальному органу по документированию, документообороту, хранению и использованию документов, направлены на эффективную организацию «внутренней» стороны работы нотариального органа и являются своего рода правовой гарантией деятельности по совершению нотариальных действий[14].
Правила нотариального делопроизводства (далее – Правила) утверждены Приказом Минюста РФ от 16 апреля 2014 г. № 78. Они устанавливают единый порядок работы с документами нотариусов в Российской Федерации, осуществления контроля за исполнением правил нотариального делопроизводства, а также передачи документов, хранящихся у нотариуса, полномочия которого прекращаются, другому нотариусу[15].
Правила регулируют документирование и документооборот с момента создания или получения документов до передачи их в архив или уничтожения, включая порядок работы с документами, контроль, ведение и заполнение документов, связанных с совершением нотариальных действий, составление номенклатуры дел, подготовку документов к хранению или уничтожению.
Невозможно представить работу любых специалистов и любых ведомств без использования информационных и коммуникационных технологий. Это относится и к нотариусам. В своей работе нотариусы используют различные информационные технологии. Это и обычные офисные программы, например, текстовый редактор Microsoft Word, и табличный процессор Microsoft Excel, и различные справочные и информационные правовые системы. Для ведения нотариального делопроизводства разработаны специальные программы для нотариусов. Для подписи электронных документов применяется электронная подпись. Широко используемой информационно-коммуникационной технологией является сеть Интернет. Это и электронная почта, и возможность создания своей личной страницы, личного кабинета, где можно поместить всю информацию о своей деятельности, дать возможность электронной записи на прием и т.д. Все нотариальные палаты Российской Федерации имеют свой сайт в Интернете. Свои сайты имеют многие нотариусы. Достаточно в любом поисковике задать, например, нотариус Дубна (или любой другой город) и вы получите огромный список соответствующих сайтов. Очень важной информационно-коммуникационной технологией является Единая информационная система нотариата РФ (ЕИС), запущенная в эксплуатацию в мае 2006 г[16].
Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения, касающиеся участия нотариусов в электронном документообороте. В частности, в соответствии с этим Законом с 1 июля 2014 г. в Основы законодательства РФ о нотариате дополнительно включена гл. VII.1. «Единая информационная система нотариата». Это повлекло за собой новые законодательные инициативы. 17 июня 2014 г. Министерство юстиции приняло Приказ № 129 «Об утверждении Порядка ведения реестров единой информационной системы нотариата». Порядок устанавливает последовательность ведения реестров единой информационной системы нотариата, оператором которой выступает Федеральная нотариальная палата (www.notariat.ru): реестр нотариальных действий; реестр наследственных дел; реестр уведомлений о залоге движимого имущества. При ведении реестров наряду с установленным данным Приказом порядком применяются правила нотариального делопроизводства, принятые в апреле 2014 г.
Ведение реестров включает в себя их хранение, внесение в них сведений, обеспечение конфиденциальности сведений (в случаях, установленных законодательством РФ), предоставление сведений из этих реестров. Реестры ведутся в электронной форме. Сведения в них вносит нотариус или лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса, имеющие равный доступ к сведениям реестров ЕИС. Нотариус обеспечивает ведение реестров ЕИС на своем рабочем месте с использованием ЕИС. В Приказе прописаны полномочия оператора ЕИС. Именно он обеспечивает бесперебойное ежедневное и круглосуточное функционирование ЕИС и возможность внесения сведений в реестры ЕИС нотариусами, а также нотариальными палатами, реализован круглосуточный бесплатный интернет-доступ неограниченного круга лиц к сведениям об отмене доверенности и к реестру уведомлений о залоге движимого имущества. Оператор ЕИС также обеспечивает защиту и целостность сведений, содержащихся в реестрах ЕИС, принятие мер по восстановлению содержавшихся в них сведений, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним. Кроме того, в Приказе говорится, кто имеет доступ к сведениям, содержащимся в ЕИС. Определены основные требования по хранению и защите сведений из реестров ЕИС. Отдельными разделами прописаны порядок ведения реестра нотариальных действий, реестра наследственных дел, реестра уведомлений о залоге движимого имущества. При несоответствии сведений, содержащихся в реестре нотариальных действий, сведениям реестра для регистрации нотариальных действий, ведущегося на бумажных носителях, приоритет имеют сведения реестра, ведущегося на бумажных носителях[17].
В январе 2015 г. была принята Концепция развития Единой информационной системы нотариата Российской Федерации. Проанализированы различные проблемы разработки и функционирования системы, учтены недочеты и предложения нотариусов. Определены основные этапы построения системы. В результате реализации Концепции будет обеспечено выполнение в ЕИС требований действующего законодательства, появятся новые функциональные возможности, сократится время обработки информации, повысятся надежность и устойчивость функционирования ЕИС за счет создания резервных центров обработки данных, будет обеспечена безопасность информации. Все это направлено на повышение эффективности работы нотариусов и повышение информированности физических и юридических лиц о результатах нотариальной деятельности. В Концепции перечислены основные информационные блоки, из которых состоит эксплуатируемая в настоящее время ЕИС. Это сведения о нотариальных палатах и нотариусах, образцы печатей и подписей нотариусов и временно исполняющих обязанности нотариуса, бланки единого образца, отмененные доверенности, сведения о завещаниях, о недействительных документах, аресты и запрещения, наследственные дела, в том числе и сообщение о розыске наследников в сети Интернет, статистический отчет, ограничения по лицам, выписки из ЕГРЮЛ, получаемых из базы данных ФНС РФ в электронном виде, запросы в центральный каталог кредитных историй ЦБ РФ (ЦККИ) и получение информации из ЦККИ в электронном виде, запросы в банки, РОСРЕЕСТР, ФМС, запросы на создание сертификата, передача сведений в ФНС, реестр наследственных дел, реестр нотариальных действий ЕИС, реестр уведомлений о залогах движимого имущества[18].
При переходе на электронное делопроизводство должен быть обеспечен принцип отказоустойчивости и неуничтожимости информации на основе резервного копирования. Для работы с электронным архивом требуется внесение изменений в Правила нотариального делопроизводства. В ЕИС должны быть реализованы взаимодействия со сторонними организациями, такими как ЦККИ ЦБ России, ФНС, Росреестр, ФМС, ЗАГС, Федеральная служба судебных приставов, ГИБДД, Государственный кадастр недвижимости, Сбербанк России и т.п., с порталом Госуслуг, с информационными системами органов исполнительной власти. Для участников информационного обмена будет доступен справочно- информационный портал с электронными сервисами, такими как список контактов, корпоративная электронная почта, корпоративный интернет-форум нотариата, корпоративная видеоконференция нотариата, нормативно-правовая, методическая и справочная информация нотариата, использование личных кабинетов нотариусов. По статистике в 2014 г. из 11 тыс. запросов нотариусов только 46 были оформлены на бумаге, т.е. 99,6% запросов поступили в электронном виде. Об этом говорилось на заседании Координационно-методического совета нотариальных палат Уральского Федерального округа, состоявшемся 18–19 ноября 2014 г. в Кургане.
Таким образом, проблемам электронного взаимодействия уделяется большое внимание на различных заседаниях, совещаниях и конференциях, посвященных обсуждению различных вопросах нотариальной практики[19].
Исходя из изложенного, можно сделать вывод:
При совершении нотариальных действий все нотариусы обладают равными правами и несут равные обязанности. Гражданско-правовая ответственность нотариуса наступает при возникновении определенных обстоятельств и выступает в двух формах: защита прав и законных интересов граждан и квалифицированная юридическая помощь. Делопроизводство ведется с применением различных информационных технологий, разработанной единой информационной системой.
Глава 3. Контроль над профессиональной деятельностью нотариуса
3.1. Судебный контроль над профессиональной деятельностью нотариуса
Контроль за соблюдением деятельности нотариуса осуществляется специальными органами в установленном законом порядке.
Судебный контроль за законностью совершения нотариальных действий или отказа в их совершении осуществляется путём обжалования действий (бездействия) нотариуса в порядке особого производства в соответствии с гл. 37 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации. При наличии спора о праве вопрос о законности совершённого нотариального действия или отказа в его совершении может быть разрешён также в порядке искового производства[20].
Необходимость контроля обусловлена тем, что в реальной юридической практике появляются новые проблемы, которые должны выявляться с помощью контроля и быстро, и эффективно решаться. Важна роль контроля и в предупреждении и разрешении конфликтных ситуаций. Всякий контроль должен выполнять предупредительную функцию. Чем на более ранней стадии будут выявлены отклонения, тем значимее будут его результаты. Нотариальная деятельность, как и любая другая, нуждается в контроле[21].
Контроль за деятельностью нотариусов регулируется главой 7 основ Законодательства РФ о Нотариате. Цели такого контроля обусловлены специфической деятельностью и специфической работой нотариуса.
Судебный контроль обычно носит последующий характер и направлен на выявление нарушений законодательства с целью применения правовых санкций.
Статья 33 Основ законодательства РФ о нотариате предусматривает судебный контроль за совершением нотариальных действий и отмечает, что отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия обжалуются в судебном порядке. Контроль суда за деятельностью нотариата сопоставим с надзорной функцией суда второй инстанции в гражданском судопроизводстве. Он должен обеспечить исправление ошибок, совершенных в процессе осуществления нотариальных действий, обобщение практики рассмотрения гражданских дел, возникающих в связи с совершением нотариальных действий либо отказом в их совершении, а также толкование действующего законодательства.
Порядок рассмотрения жалобы определяется гл. 37 Гражданско-процессуального кодекса РФ. Между тем, судебный контроль по природе иной, чем административный и обусловливается как задачами судопроизводства, так и статусом суда как органа, призванного обеспечивать права и свободы граждан. Поскольку нотариальные действия затрагивают субъективные права лиц, в отношении которых эти действия совершаются, закон предоставляет заинтересованным лицам право на обращение в суд. Статья 46 Конституции РФ предусматривает, что судебный контроль основан на конституционном праве граждан на судебную защиту[22]. Для того чтобы был задействован механизм судебного контроля, необходимо наличие жалобы заинтересованного лица, которым является лишь лицо, обратившееся за совершением нотариального действия[23].