Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности(Характеристика института рекламы в Российском законодательстве).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

• рекламодатель – лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы;

• рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме;

• рекламораспространитель – лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени, и иными способами;

• потребитель.

Все нормативно-правовые акты, регулирующие рекламную деятельность, регулируют отношения именно вышеуказанных субъектов.

Функции одного или нескольких участников рекламной деятельности могут совпадать в одном лице. В роли рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей могут выступать юридические лица и физические лица (индивидуальные предприниматели, т.к. на объявления физических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, действие вышеуказанного Закона не распространяется)[11].

Права и обязанности субъектов рекламных отношений определяются договором, который основывается на положениях действующего законодательства.

Субъектом рекламных отношений являются также потребители рекламы, то есть юридические или физические лица, до сведения которых доводится или может быть доведена реклама, следствием чего является или может являться соответствующее воздействие рекламы на них.

Чтобы правильно выполнять свою роль, реклама должна выполнять следующие задачи:

1. В интересах покупателей:

1.1. информировать об ассортименте имеющихся в продаже товаров, их полезных свойствах и способах использования;

1.2. сообщать о новых товарах (подготовить покупателя к их появлению на рынке);

1.3. формировать вкусы покупателей, воспитывать их;

1.4. напоминать о необходимости сделать сезонную покупку в связи

с каким-либо событием или о возможности покупки по случаю (например - распродажа);

1.5. информировать о местах более удобного приобретения товаров;

2. В интересах торговли:

2.1. пропагандировать товар (фирму);

2.2. стимулировать спрос и заинтересованность покупателей;

2.3. информировать и напоминать о благоприятных возможностях выбора и покупки (например - базары, распродажи, сезонные ярмарки);

2.4. влиять на спрос и предложение путем изучения и прогнозирования запросов и пожеланий покупателей;


3. В интересах производства:

3.1. пропагандировать новые товары (фирмы);

3.2. информировать о расширении ассортимента, улучшении качества.

При этом эффективность рекламной деятельности обусловлена степенью ее соответствия ценностным ориентациям, отраженным в информационном потоке и разделяемым обществом: ее успех или не успех определяется общим ценностным полем воспринимающих ее людей. Таким образом, если реклама для достижения своих целей апеллирует к доминирующим в обществе социально-психологическим ценностям и мотивациям, то, в свою очередь, она сама может служить примером ценностей и мотиваций, распространенных в обществе. Вместе с тем важно иметь в виду и другой аспект проблемы взаимосвязи общества и рекламы, а именно влияние общественных процессов на функционирование рекламы как общественного института.

Среди многообразия мотивов, толкающих человека на покупку, особенно актуальными и широко используемыми рекламой оказываются мотивы престижа и уподобления. Это означает, что люди наиболее охотно покупают то, что утвердит их общественный статус или поможет уподобиться тем, чей статус в данной иерархии представляется достойным подражания. Вследствие этого и сам товар становится не на стоящим, виртуальным, поскольку оценивается не с точки зрения его основных, существенных качеств, а исходя из престижа и моды, сформированных рекламой мотивации. В результате возникает система виртуальных ценностей, иногда не имеющих никакого отношения к реальному бытию.[12]

Исходя из изложенного можно сделать вывод, что отношения в сфере рекламы регулируются ФЗ «О рекламе». Реклама может быть добросовестной и недобросовестной. В условиях жесткой конкуренции применяются установленные правила по размещению и распространению рекламы, регулируются общественные отношения в сфере рекламы, определяются цели и задачи рекламной деятельности.

2.3. Государственное регулирование рекламной деятельности

Государственное регулирование рекламной деятельности является необходимым элементом развития общественной системы; разновидностью социального управления, регулирующего социально значимые процессы.

В современных условиях стремительного развития конкуренции на рынке товаров и услуг все больше возрастает роль рекламной деятельности. Субъектам рекламной сферы в нашей стране предоставлен широкий простор для саморегулирования возникающих общественных отношений, однако государство не оставляет без внимания столь важную область рыночной экономики, осуществляя со своей стороны контроль рекламного рынка.


Целями государственного регулирования рекламной деятельности являются обеспечение баланса публичных и частных интересов в сфере рекламного бизнеса, защита потребителей от недобросовестной рекламы, которая может ввести в заблуждение, нанести вред здоровью и имуществу граждан, либо вред чести, достоинству и деловой репутации юридических или физических лиц[13].

Анализ мирового и российского опыта в сфере регулирования общественных от­ношений, возникающих в процессе производства, размещения и распространения рекламы, определение модели регулирования рекламного рынка в России, опти­мального соотношения методов государственного контроля с методами саморегулирования применительно к специфике российского рынка рекламы является сегодня актуальной проблемой. Масштаб­ность государственного регулирования рекламной деятельности в России обуслов­лена не только общественной критикой рекламы, но и стремлением государства к всеобъемлющему регламентированию общественных отношений, сохранению исто­рически сложившихся сильных позиций государственной власти.

В широком смысле к законодательству о рекламе относятся также нормативные правовые акты, которые регулируют главным образом отношения, не связанные с рекламой, но отдельные нормы которых также регулируют отношения, возникаю­щие в процессе производства, размещения и распространения рекламы. Такие нор­мы присутствуют в нормативно-правовых актах, регулирующих отношения в самых различных отраслях права- государственном, гражданском, административном, уголовном, таможенном, налоговом, банковском и т.д. Порой подобные акты носят противоречивый характер, поэтому кодификация законодательства о рекламе необходима в части устранения различного рода коллизий.

На сегодняшний день в России регулирование рекламной деятельности строится, главным образом, на действиях Федеральной антимонопольной службы при усилении влияния органи­заций саморегулирования и частных лиц. Потребители используют при необходи­мости защиты своих прав помощь не только федеральных антимонопольных орга­нов, но и общественных объединений, которые уже сейчас претендуют на значи­тельную роль в контроле за рекламой. Роль системы саморегулирования рекламного рынка, включающей в себя созданные самими предпринимателями организации са­морегулирования и выработанные ими принципы осуществления рекламной дея­тельности, становится все более заметной. Субъекты рекламного бизнеса пытаются активно участвовать в регулировании рекламных отношений в России, влиять на общественное мнение и принятие политических решений в сфере рекламы.


Государственное регулирование рекламной деятельности подразделяется на нормативное и организационное.

Нормативное реализуется посредством установления в актах государственных компетентных органов правил осуществления рекламной деятельности и ответственности за нарушение этих правил.

Организационное регулирование осуществляется компетентными государственными органами, среди которых первоочередное место занимает Федеральная Антимонопольная служба, которая возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства РФ «О рекламе».

На практике в Российской Федерации чаще всего применяются следующие виды регулирования рекламной деятельности: государственное регулирование, саморегулирование, а также в незначительной мере регулирование, осуществляемое потребителями рекламы. Надо заметить, что в «чистом виде» этих систем регулирования встретить нельзя и в рамках любой системы регулирования есть тенденции к ее размыванию де факто. При развитом государственном регулировании в области рекламы и отсутствии устойчивых институтов саморегулирования, государство имеет больше влияния на тенденции развития рекламного рынка, но при этом надо учитывать, что возникает ситуация при которой саморегулируемые организации не будут брать на себя функции по регулированию отрасли. Это обусловлено не желанием брать на себя ответственность и материальные издержки, связанные с саморегулированием самими предпринимателями работающими в области рекламной деятельности, видя «непрозрачность» законодательной базы. В Российской Федерации, в силу ряда причин, государственная политика в области развития саморегулирования, начиная с 2001 г. стала осуществляться в направлении усиления роли саморегулирования в области рынка рекламных услуг. Саморегулирование в целом стало рассматриваться как возможность альтернативы государственного регулирования в разных сферах экономической деятельности[14].

Государство, выступая субъектом правовой деятельности в сфере рекламы, обеспечивает режим защиты потребителя от недобросовестной конкуренции, оберегает последнего от заблуждения и нанесения вреда его здоровью, чести и достоинству, деловой репутации организации. Становится очевидным, что грамотно выстроенная система правового регулирования не только не ограничивает свободу действующего субъекта, но и напротив, придает этой деятельности открытый, динамичный характер[15].


Глава 3. Законодательные аспекты рекламной деятельности

3.1. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области рекламной деятельности

В соответствии со статьей 38 Федерального Закона «О рекламе» устанавливается гражданско–правовая и административная ответственность за нарушение рекламного законодательства. Данная ответственность установлена разного рода федеральными законами.

Нарушение имеет две формы: активную (действие) и пассивную (бездействие).

Субъектами правонарушений в области рекламы являются физические (частные) и юридические лица.

В соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ физические и юридические лица, права которых нарушены вправе обращаться в установленном порядке в судебные органы, в том числе с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц, о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы.

Согласно статье 393 Гражданского кодекса РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектами рекламной деятельности взятого на себя обязательства они обязаны возместить контрагенту убытки, причиненные таким неисполнением или ненадлежащим исполнением[16].

Возмещение убытков является одним из способов защиты гражданских прав. В силу ст.15 Гражданского Кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере[17]. Под убытками гражданское законодательство понимает расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).