Файл: Корпоративная культура в организации (на примере ПАО «Орион»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения корпоративной культуры в системе взаимоотношений организации с внешней средой

1.1. Понятие «Корпоративная культура»: основные характеристики и функции

1.2. Корпоративная культура и стратегическое управление внешней средой

1.3. Исследование внешней среды организации

Глава 2. Анализ корпоративной культуры и внешней среды ПАО «Орион»

2.1. Общая характеристика предприятия

2.3. Анализ системы корпоративной культуры организации

Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию корпоративной культурой и внешней средой в ПАО «Орион»

3.1. Разработка стратегических направлений анализа внешней среды и изменения организационной культуры в соответствии с ними

3.2. Формирование стратегических направлений деятельности компании во внешней среде

3.3. Рекомендации по организации процесса изменения культуры в ПАО «Орион»

Заключение

Список литературы

В понятие корпоративной культуры может входить признание факта, что потребители и их нужды — это центр, вокруг которого вращается вся деятельность фирмы. Заинтересованность и самоотдача в работе рассматриваются как критерии делового успеха, а уважение к служащим — как путь к эффективному развитию организации. В культуре могут отражаться аспекты внешности и поведения сотрудников, стиля работы с клиентами. Существует множество символов и символических действий, характеризующих культуру предприятия: это ритуалы, оригинальная миссия, современные ролевые модели (пожизненный наем, например) и т. д., призванные воспитать чувство общности, причастности персонала к общему делу компании.

1.3. Исследование внешней среды организации

Организация относится к открытой социально-экономической системе (СЭС). С точки зрения системного подхода организация – это система, состоящая из множества взаимосвязанных элементов (подсистем); в свою очередь она входит в системы более высокого уровня и связана с другими внешними системами. Ситуационный подход развивает положения системного подхода и говорит о том, что системы могут принимать во времени различные состояния; их влияние (факторы) на связанные с ними системы при этом также меняются. Следовательно, поведение организации, как открытой системы, должно соответствовать сложившейся ситуации, то есть она активно (с предупреждением) или пассивно должна реагировать на случившиеся изменения. А в длительной перспективе организация должна эволюционно (иногда революционно) изменяться, приспосабливаясь к требованиям окружающей среды.

Исследование и анализ являются важнейшими функциями стратегического менеджмента. Невозможно осуществлять стратегическое планирование, если отсутствует информация о внутренней и внешней среде фирмы.

Общая схема исследований и анализа среды (рис. 1.1):

Рис. 1.1. Методика исследования внешней среды

Оценка конкурентной позиции фирмы и исследования ее внутренней среды обнаруживают те силы и слабости, которыми фирма обладает. Последующий сопоставительный анализ внешних угроз и возможностей, а также внутренних сил и слабостей (SWOT – анализ) позволит сделать рекомендации для стратегического поведения фирмы, разработки ее миссии, системы стратегических целей и стратегий.


Классификация по субъектам (факторам) внешней среды.

На уровне отдельного государства выделяют следующие основные субъекты внешней среды организации:

  • Общество.
  • Государство.
  • Средства массовой информации (СМИ).
  • Научные организации и отдельные ученые – наука.
  • Потребители.
  • Конкуренты.
  • Деловые партнеры.

Все множество субъектов можно разделить на две части: ближнего окружения, входящих в микросреду организации – деловая среда и субъектов дальнего окружения, входящих в макросреду организации – фоновая среда.

Классификация внешней среды по факторам воздействия.

Как показано в анализе отрасли, целесообразно рассматривать внешнюю среду как множество факторов (сил), которые оказывают воздействие на функционирование организации. То есть факторы – это субъекты среды в виде факторов и какие-то проявления их действия, подразделяемые на две группы.

В маркетинге такое рассмотрение называется PEST – анализ. Аналогично предыдущей классификации можно выделить факторы микросреды и факторы макросреды (факторами косвенного воздействия):

Политические – например, политика государства в области развития общества; господствующая в обществе идеология; и тд.

Экономические – например, экономические стратегии и политика правительства; динамика состояния экономики и т.д

Социально – демографические – это динамика и состояние социальной структуры общества вследствие распределения совокупного и изменение общественных классов и социальных; динамика структуры населения по полу, возрасту, образованию и т.д.

Технологические (научно-технические) факторы – общий уровень развития науки и техники; степень государственной поддержки тех или иных областей науки; появление новейших открытий.

К основным факторам микросреды (факторы прямого воздействия) относятся:

Конкурентные – стратегия конкурентов; инновационная политика конкурентов; конкурентоспособность продукции; степень влияние конкурентов и т.д.

Потребительские – динамика потребностей потребителя; сила потребителя, определяющая способность потребителя торговаться и т.д

Факторы поставщиков – надежность (пунктуальности и обязательности) поставщика; сила поставщика (отсутствие альтернатив поставки, уникальность поставки); инновационная стратегия поставщика; возможности и потенциал поставщика.

Законодательные (факторы права) – действующие и вновь появляющиеся законы, их влияние на деятельность фирмы; состав; недостатки законов, действенность законов и т. д.


Схема проведения анализа отрасли и конкурентной среды.

1. Определение основных экономических характеристик отрасли (темпы роста рынка, географические характеристики рынка, структура отрасли, возможность экономии на масштабах производства, эффект кривой опыта, капиталоемкость и т.д.).

2. Анализ конкурентной среды:напряженность конкурентной борьбы между продавцами (слабая, средняя или сильная; орудия конкурентной борьбы); угроза выхода на рынок новых фирм (сильная, средняя, слабая/оценка существующих барьеров для выхода на рынок) [10, с. 98].

3. Движущие силы.

При исследовании и анализе отрасли важна оценка движущих сил – тех процессов, факторов, которые меняют расстановку сил в отрасли и влияют на ее развитие. Ценность модели пяти сил конкуренции состоит в том, что она помогает определить структуру этих сил.

4. Конкурентная позиция основных предприятий/стратегических групп. Один из инструментов сравнения конкурентных позиций предприятий отрасли — разработка карты стратегических групп. Этот аналитический прием связывает анализ отрасли в целом и оценку положения каждого предприятия в отдельности.

5. Анализ конкурентов. Стратегия конкурентов/их вероятные действия в будущем за кем необходимо наблюдать и почему.

6. Ключевые факторы успеха. Отраслевые ключевые факторы успеха (КФУ) — это те действия по реализации стратегии, конкурентные возможности, результаты деятельности, которые каждое предприятие должно обеспечивать, чтобы быть конкурентоспособным и добиться финансового успеха.

7. Перспективы отрасли и ее общая привлекательность. Если делается вывод, что данная отрасль является привлекательной, обычно берется на вооружение агрессивная стратегия роста и развития, предполагающая увеличение усилий на развитие продаж, осуществление инвестиций для улучшения производственных возможностей и обновления оборудования, что необходимо для укрепления конкурентных позиций предприятия в перспективе.

Глава 2. Анализ корпоративной культуры и внешней среды ПАО «Орион»


2.1. Общая характеристика предприятия

Предприятие ПАО «Орион» работает на рынке туроператорских услуг с 2000 года и все время своего существования сотрудничает исключительно с агентствами.

Компания имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, и имеет право приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в арбитражном и третейском суде.

ПАО «Орион» занимается разработкой и формированием самых разнообразных туров во Францию, Таиланд и Страны Скандинавии (Финляндия, Швеция, Дания), но имелись также и планы о расширении бизнеса за счет нового массового направления. Однако стратегическое решение было принято тогда, когда появилась сто­процентная уверенность в том, что предприятие готово к новому этапу развития, как в финансовом, так и в технологическом плане. Ежегодно увеличивать объем продаж невозможно, поэтому возникла объективная необходимость осваивать новые рубежи, чтобы не сбавлять темпы роста. Из других рынков прицельно рассматривались два - Италия и Кипр. В результате детального анализа конъюнктуры ПАО «Орион» предпочла Италию. Эта страна дос­таточно популярна среди российских туристов и имеет все пред­посылки, чтобы стать одной из самых популярных и массовых, но никто из туроператоров, специализирующихся по Италии, пока не предпринял попыток использовать возможные направления по максимуму.

Компания «Орион» не стоит на месте и постоянно совершенствуется, предлагая наряду с популярными и хорошо известными маршрутами, новые, необычно привлекательные и насыщенные туры, только качественные и надежные услуги по доступной цене агентствам, приятный и беззаботный отдых туристам.

Можно констатировать, что все принципы работы компании, сформулированные более восьми лет назад, актуальны и сегодня. А именно:

честность и надежность по отношению к партнерам (девиз компании: «надежно, качественно, профессионально» и «репутация важнее денег»);

исключительно продажа собственного турпродукта («Орион» продает только свои туры);

работа только с турагентствами (компания «Орион» не работает с частными лицами);

Компания предлагает следующие услуги:

индивидуальные и групповые туры по Италии, Франции, Таиланду и странам Северной Европы;

бронирование и продажа авиабилетов как на собственные чартерные рейсы, так и на рейсы авиакомпаний Аэрофлот, AlItalia, Air France; компания является консолидатором трех чартерных рейсов: Москва-Римини-Москва, Москва-Неаполь-Москва, Москва-Тревизо-Москва;


прием иностранных туристов в Россию (incoming).

Уже более 3-х лет компания отправляет туристов на горнолыжные курорты Италии. Все это время «Орион» работала как с индивидуальными горнолыжниками, так и с группами отдыхающих. Организуя отдых в горах, компания «Орион» предлагает своим туристам только лучшие отели и курорты.

Миссия «Орион» в общем:

Стать известной в Екатеринбурге турфирмой по продаже туристических маршрутов, стать лидирующей фирмой в Екатеринбурге, предлагающей туристические услуги по освоению своего края и стараться учитывать все интересы и пожелания своих клиентов.

2.2. Исследование стратегических факторов внешней среды

В настоящее время предприятие ориентируется на стратегию централизированной диверсификации, но предприятие не имеет достаточных производственных и материальных ресурсов, чтобы реализовать данную стратегию в полном объеме.

На наш взгляд в данной ситуации для предприятия была бы более приемлема стратегия диверсификации М. Портера [10, с. 52], а именно использование данной стратегии позволило бы предприятию полностью сконцентрироваться на обслуживании достаточно большого количества привлекательных сегментов и «ниш», что позволило бы в конечном итоге обеспечить предприятию устойчивое конкурентное преимущество над другими производителями (Рис. 2.1).

В отношении оптовой и розничной торговой деятельности предприятие ориентируется на стратегию горизонтальной диверсификации. Данная стратегия в принципе вполне приемлема для предприятий торговли специализирующихся на удовлетворении широкого круга запросов покупателей. В то же время данная стратегия может быть дополнена такими эталонными стратегиями как: стратегией усиления позиций на рынке и стратегией развития продукта.

Совершенствование системы методов управления предприятием необходимо начать с изучения методов стратегического управления, которые в ПАО «Орион - 1» практически не используются.

Тип конкурентного преимущества

Целевой рынок

Низкие издержки

Дифференциация

Широкий круг покупателей на всём рынке

Стратегия лидерства по издержкам

Стратегия широкой дифференциации

Стратегия оптимальных издержек

Отдельный сегмент покупателей или рыночная ниша

Сфокусированная стратегия низких издержек

Сфокусированная стратегия дифференциации