Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности (Полномочия органов внешней разведки при осуществлении оперативно – розыскной деятельности).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Государст?венные орг?аны, полно?мочные осу?ществлять о?перативно-роз?ыскную деяте?льность
3. Полномочия органов ФСБ при осуществлении оперативно – розыскной деятельности
4. Полномочия органов государственной охраны при осуществлении оперативно – розыскной деятельности
5. Полномочия таможенных органов при осуществлении
6. Полномочия органов внешней разведки при осуществлении оперативно – розыскной деятельности
8. Понятие и формы взаимодействия оперативно-розыскных подразделений
- наличие возбужденного уголовного дела;
- информация о противоправном деянии, о лицах, скрывающихся от следствия, суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
- поручение следователя, указание прокурора или определение суда;
- запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств.
В соответствии с нормами Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» при осуществлении ОРД таможенные органы имеют право:
- проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия;
- сотрудничать с лицами, изъявившими желание содействовать таможенным органам;
- использовать в ходе оперативно-розыскных мероприятий служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства, иное имущество частных лиц;
- использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств таможенных органов, а также личность граждан сотрудничающих с этими органами на конфиденциальной основе;
- создавать предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения оперативно-розыскных задач.
К проводимым таможенными органами оперативно-розыскным мероприятиям относятся: опрос граждан, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочные закупки, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных и иных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент.
В значительной мере организация и тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий определяется самими оперативными работниками в зависимости от сложившейся ситуации, а также возможностей оперативно-розыскного подразделения. Помимо прав, таможенные органы как субъекты оперативно-розыскной деятельности имеют и определенные обязанности. Таковыми обязанностями в силу закона являются:
- соблюдение мер по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности и обеспечению безопасности общества и государства;
- исполнение письменных поручений органов дознания и предварительного следствия, указания прокурора и решений суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
- выполнение на основе договоров о правовой помощи запросов соответствующих международных правоохранительных организаций (Интерпола и др.);
- соблюдение правил конспирации.
Соблюдение правил конспирации является важнейшим и неукоснительным условием для обеспечения результативности оперативно-розыскной деятельности, поскольку, во-первых, тайным способам совершения преступления должна противопоставляется тайная методика противодействия, а во-вторых, конспиративность позволяет избежать необоснованной или преждевременной компрометации подозреваемых лиц.
Кроме того, конспиративность создает также и условия для обеспечения безопасности лиц, привлеченных к оперативно-розыскной деятельности.
В конспиративности кроется и принципиальное отличие в деятельности сотрудников оперативно-розыскных отделов таможен и деятельности дознавателей. Дознаватели действуют открыто, официально, от имени государства, а сотрудники оперативных подразделений, как правило, скрывают перед объектом свою заинтересованность. Поэтому и характер отношений между ними является неофициальным.
Кроме того, информация, добытая оперативным путем, не всегда получает процессуальное оформление, хотя оперативный сотрудник должен стремиться, как можно быстрее, трансформировать оперативные данные в процессуальные доказательства.
Осуществлять успешную деятельность по защите экономической безопасности в таможенном деле без высокоорганизованной оперативно-розыскной деятельности невозможно, так же, как невозможно лишить таможенные органы права проведения дознания по контрабанде и другим составам преступлений, присущим правовому полю деятельности данного ведомства.
В свою очередь, оперативно-розыскная деятельность и дознание не могут быть полноценными в решении поставленных задач без наличия в таможенных органах соответствующей научно-исследовательской и технической базы, прежде всего экспертно-криминалистического назначения (в частности, для производства технического исследования документов, например, на предмет подлинности печатей и штампов, почерковедческой экспертизы, исследования пломб и т.п.), и функциональных лабораторий по применению методов и средств специального назначения.
Вывод: Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов представляет собой вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями таможенных органов в пределах их компетенции посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
6. Полномочия органов внешней разведки при осуществлении оперативно – розыскной деятельности
Статья 13 наделяет правом осуществления оперативно-розыскной деятельности службу внешней разведки РФ. Анализ работы внешней разведки страны из доступных открытых публикаций свидетельствует о том, что в ее работе могут найти применение такие инициативные достижения отечественного розыскного, оперативно-розыскного и специального опыта, как одорологическое сопровождение фигуранта, обеспечение воссоздания и диагностики его поведения с помощью изучения его психологического портрета на предмет временного изменения внешности с целью ухода от сопровождения (преследования) или наблюдения, а также определения других его потенциальных возможностей.
Для достижения целей разведывательной деятельности на органы внешней разведки Российской Федерации возлагаются:
- осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;
- взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и федеральными органами государственной охраны Российской Федерации;
- организация и обеспечение в пределах своей компетенции защиты государственной тайны в учреждениях Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, включая определение порядка осуществления физической и инженерно-технической защиты указанных учреждений, мероприятия по предотвращению утечки по техническим каналам сведений, составляющих государственную тайну;
- обеспечение безопасности сотрудников учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и членов их семей в государстве пребывания;
- обеспечение безопасности командированных за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей;
- взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств в порядке, установленном Федеральным законом "О внешней разведке";
- обеспечение собственной безопасности, то есть защита своих сил, средств и информации от противоправных действий и угроз и др.
Основная особенность разведывательной деятельности – это то, что в
основном она осуществляется за пределами Российской Федерации. Однако в современном мире в связи с появлением транснациональных организованных преступных сообществ арена проведения оперативно-розыскных мероприятий правоохранительной направленности также выносится за пределы границ отдельно взятого государства.
Вывод: Внешняя разведка РФ является составной частью сил обеспечения
безопасности РФ и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных методов и средств. Для осуществления своей деятельности Служба внешней разведки РФ может приобретать, разрабатывать, создавать, эксплуатировать информационные системы, системы связи и системы передачи данных, а также средства защиты информации от утечки по техническим каналам.
7. Полномочия органов уголовно -исполнительной системы РФ при осуществлении оперативно – розыскной деятельности
Наделение органов исполнения наказания Министерства юстиции РФ оперативно-розыскной функцией – это осуществление общей задачи улучшения борьбы с рецидивной преступностью, когда среди контингента подследственных, подсудимых и осужденных могут находиться лица, совершившие преступления, но не понесшие за это наказания, или готовящие новые преступления.
Согласно Закону Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"[11], а также в соответствии со ст. 84 УИК РФ[12] ("Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях") в исправительных учреждениях осуществляется оперативно-розыскная деятельность, задачами которой являются:
- обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц;
- выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания;
- розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы;
- содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.
Оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными аппаратами исправительных учреждений, а также другими уполномоченными на то органами в пределах их компетенции.
Из содержания ст. 84 УИК РФ следует, что ОРМ оперативными подразделениями уголовно - исполнительной системы (УИС) проводятся в колониях-поселениях, воспитательных колониях, лечебных исправительных учреждениях, исправительных колониях общего, строгого или особого режима, тюрьмах, а также в следственных изоляторах в отношении осужденных к лишению свободы, оставленных в СИЗО или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.
Исходя из того что круг объектов, в отношении которых в следственных изоляторах оперативные подразделения УИС вправе проводить ОРМ, ограничивается только лицами, оставленными в СИЗО для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, законодатель закрепил право на проведение ОРМ в СИЗО УИС оперативных подразделений всех без исключения органов – субъектов ОРД, однако лишь совместно с работниками уголовно - исполнительной системы.
Вместе с тем проведение ОРМ оперативными подразделениями УИС не ограничивается только территорией учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Это вытекает из других полномочий органов и учреждений УИС, в частности по обеспечению ими собственной безопасности, осуществлению розыскной работы в отношении лиц, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы, проведению ОРМ для сбора данных, необходимых для принятия решения о допуске сотрудников УИС к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления, и др.
Вывод: Оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными аппаратами исправительных учреждений, а также другими уполномоченными на то органами в пределах их компетенции.
8. Понятие и формы взаимодействия оперативно-розыскных подразделений
В современных условиях борьба с преступностью во многом зависит от непрерывного взаимодействия различных оперативных подразделений в целях эффективного выполнения оперативно-розыскных задач.
Под взаимодействием оперативных подразделений понимается осуществляемая на основе действующего законодательства совместная, согласованная по цели, месту и времени деятельность оперативных подразделений в интересах успешного выполнения общих для всех задач по предупреждению, раскрытию преступлений и розыску преступников.