Файл: Контроль за профессиональной деятельностью нотариуса (Теоретические аспекты).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На нотариусов в свете новелл профессионального нотариального права возложена обязанность после удостоверения договоров, на основании которых возникают права на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, незамедлительно представлять заявление о регистрации прав в электронной форме или в определенных случаях на бумажном носителе в орган регистрации. Таким образом, в современных условиях от качества нотариальных услуг будет зависеть в том числе эффективность защиты вещных прав правообладателей. Отсюда вытекает необходимость пристального внимания законодателя к организации контроля за деятельностью нотариуса. Вы вольны остановить свой выбор на профессии врача или юриста, но раз выбрав, Вы уже не свободны, а связаны законами своей профессии[13]13, - писал С. Моэм.

Среди же юридических профессий нотариальная деятельность в рамках организации нотариата латинского типа, пожалуй, характеризуется наибольшей защитой. Латинский нотариат, можно сказать, вырос под этим знаменем, хотя и эволюционировал на основе норм римского права... Нотариусы, как лица свободной юридической профессии, имеют возможность самостоятельно организовать свою работу, за свой счет приобретать необходимое имущество, нанимать работников, нести полную имущественную ответственность за причиненный вред. Таким образом, латинский нотариат может быть назван свободным, так как именно этот принцип характеризует существо всей его деятельности.

Одновременно у системы организации нотариальной деятельности, названной латинским нотариатом, есть и другая сторона профессиональной медали - публичная, поскольку свои полномочия нотариусы получают от государства, осуществляют их от его имени, взыскивая за совершение нотариальных актов тариф, размер которого также устанавливается государством. Таким образом, выбор модели нотариата, сделанный Россией в 1995 г. путем вступления национального нотариата в члены Международного союза латинского нотариата, предопределил магистральный путь его организации и устройства, в котором должны оптимально сочетаться свобода и публично-правовой ответственность[14]14.

Однако дух свободы человека, избравшего для себя профессию нотариуса, проявляет себя в современных условиях очень активно, о чем свидетельствует и ряд решений Европейского суда по правам человека. Одно из таких решений, вынесенное по делу «Ана Ионита против Румынии» от 21 марта 2017 г. N 30655/09[15]15, стало предметом научного анализа французских исследователей Жана-Пьера Маргео, Корин и Бенджамина Даушез. Ана Ионита, нотариус по профессии, решила выступить против властей Румынии, якобы препятствующих осуществлению ее права на свободу слова. По существу же дела она была подвергнута дисциплинарному взысканию в виде временного отстранения от должности в связи с неуплатой профессионального налога. Будучи возмущенной несправедливостью установленного налога, она публично, через средства массовой информации, заявила о своем намерении объявить голодовку в связи со своим несогласием с установленными законом правилами. Ана Ионита настаивала на том, что власти Румынии нарушили ее свободу. Как оценили действия заявительницы ученые Франции? В своем анализе дела они подчеркнули, что нотариальная профессия обладает серьезной спецификой. Нотариус ответственен перед обществом и не может подрывать своими действиями его доверие к профессии. Всякий и каждый нотариус должен добиваться признания ее важности, поддерживая безупречный авторитет, в том числе посредством своих публичных высказываний. Не нашел в данном деле нарушение прав человека, в том числе права на свободу слова, и Европейский суд по правам человека. В его решении было заявлено, что власти Румынии поступили даже гуманно, не лишив данного нотариуса профессионального статуса, ограничившись лишь временным приостановлением ее деятельности. Таким образом, как зарубежная наука профессионального нотариального права, так и европейская судебная практика строго придерживаются мнения о том, что статус нотариуса особый, особым должно быть и доверие к нему общества. Для поддержания такой высокой планки профессии безусловной необходимостью является организация контроля за деятельностью нотариуса.


Как данный контроль осуществляется в нашей стране? Ответ на этот вопрос находим в гл. VII Основ, официально озаглавленной «Контроль за деятельностью нотариусов». Глава небольшая, включает всего три статьи, да и серьезные изменения в эти редакции за 25 лет существования основного нотариального закона не вносились. Законодатель выделил, во-первых, контроль судебный, предусмотрев возможность обжаловать в судебном порядке отказ в совершении нотариального действия или неправильное его совершение (ст. 33 Основ). Во-вторых, контроль профессиональный, т.е. за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей. При этом контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, занимающимися частной практикой, а именно они составляют сегодня подавляющее большинство и определяют лицо российского нотариата, возложен на нотариальные палаты, т.е. является внутрикорпоративным (ст. 34 Основ). Период для проверки установлен по общему правилу - один раз в четыре года. Законодатель не установил процедурные вопросы организации и проведения проверок, их предмет и цели. Вот почему нотариальные палаты руководствуются утвержденными еще в 2005 г. (17 июня) Федеральной нотариальной палатой протоколом N 04/05 Методическими рекомендациями по проведению проверки исполнения нотариусом, занимающимся частной практикой, профессиональных обязанностей[16]16.

Г.Г. Черемных подчеркнул, что контроль за выполнением любой государственной функции, кому бы она ни была передана или поручена, может быть только государственным, то есть осуществляться уполномоченным государственным органом. Таким образом, констатировал Г.Г. Черемных, профессиональный контроль за деятельностью нотариусов должны осуществлять исключительно Министерство юстиции РФ и его территориальные органы[17]17.

Соответственно, конкретной и необходимой мерой со стороны законодателя России является изменение редакции ст. 34 Основ с тем, чтобы корпоративный контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей был заменен на государственный, осуществляемый Министерством юстиции и его территориальными органами.

Дискуссионным вопросом в науке профессионального права является и предмет контроля, поскольку последний законодателем в ст. 34 Основ четко не определен. Г.Г. Черемных утверждает, что профессиональная деятельность - это в первую очередь само нотариальное действие и вся многогранная работа нотариуса по его обеспечению[18]18.


Другой точки зрения придерживается В.А. Бочковенко, который считают, что нотариальное действие не может быть предметом проверок со стороны саморегулируемой некоммерческой организации. А значит, не может подвергаться единственно возможному в сложившихся условиях контролю - контролю корпоративному. Соответственно, оказывается, что только суды в рамках своей компетенции могут подвергать нотариальные действия правовой оценке на соответствие законодательству[19]19.

И здесь будет уместным обратиться к достаточно красноречивому примеру из современной судебной практики. Он представлен в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ Кабардино-Балкарской Республики от 23 июня 2016 г. N 44-23/2016[20]20. Истица в судебном заседании пояснила, что договорилась с застройщиком о приобретении квартиры в одном из строящихся домов за 1 млн. 700 тыс. рублей. Для оформления договора в участии в строительстве и передаче денег застройщик 6 января 2014 г. отвел ее к нотариусу М. Нотариусом был подготовлен и предложен для подписания договор целевого займа, датированный задним числом - 31 декабря 2013 г. Истица попросила нотариуса ознакомить ее с документами, подтверждающими право на строительство, застройщик на просьбу ответил, что забыл их взять с собой, нотариус М. заверила ее в том, что видела эти документы лично, так как этот человек уже неоднократно обращался к ней по вопросам оказания нотариальных услуг и он располагает всей необходимой разрешительной документацией. В оговоренный срок многоквартирный жилой дом построен не был. Застройщик оказался липовым, поскольку права на осуществление строительства не имел, да и намерения на строительство у него отсутствовали. Обманув с помощью нотариуса доверчивых людей, судя по всему, не только одну истицу по данному конкретному делу, этот человек завладел чужими деньгами и скрылся. Суд, обнаружив в действиях нотариуса многочисленные нарушения закона, констатировал это в своем решении, признав необходимость возмещения причиненного имущественного вреда в размере 1 млн. 700 тыс. рублей. Эта сумма была взыскана с ООО «Росгосстрах». Вот так закончилась процедура судебного контроля профессиональной деятельности нотариуса. Собственно для нотариуса М., несмотря на то что им были нарушены все возможные правила совершения нотариального действия, умышленно удостоверен недействительный договор, свидетельствующий о сговоре нотариуса с преступником, не возникло никаких негативных последствий. Ведь инициировать процедуру лишения нотариуса полномочий по действующему законодательству может только нотариальная палата. Однако сама нотариальная палата не имеет четко установленной законом возможности проведения проверок законности совершаемых нотариусами действий. Вот такой порочный круг, свидетельствующий об абсолютной неэффективности контроля за деятельностью нотариусов по нормам действующего законодательства о нотариате РФ.


В результате даже вопиющие нарушения прав и законных интересов граждан при совершении нотариальных действий оказываются для нотариусов абсолютно безобидными, так как и не колеблют устойчивость его профессионального статуса, и не влияют на его материальное благосостояние[21]21.

Сказанное свидетельствует о важности решения проблемы организации надлежащего контроля за профессиональной деятельностью нотариусов в свете основополагающей задачи, стоящей перед органами нотариата, защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Думается, что первым шагом решения проблемы должна быть развернутая регламентация системы государственного контроля за деятельностью нотариусов как представителей публичной профессии в рамках уже существующей главы Основ. В содержании законодательной регламентации государственного контроля за профессиональной нотариальной деятельностью важно предусмотреть ежегодность проводимых проверок, их неожиданный и глобальный характер, а также возможность специальных дополнительных проверок по инициативе как государственных органов, так и органов нотариального самоуправления. Обязательными должны быть отчеты о проверках, представляемые в компетентные государственные органы.

Таким образом, думается, что системное совершенствование законодательного регулирования контроля за профессиональной деятельностью нотариуса позволит решить фундаментальную задачу укрепления вещных прав на недвижимое имущество, совершенствования их государственной регистрации на основе тесного взаимодействия регистрирующих органов с нотариусами Российской Федерации.

2.2. Контроль за деятельностью нотариусов в сфере частной собственности

Ввиду реформирования в Российской Федерации политической, экономической и социальной сфер, посредством совершенствования законодательства, Российский нотариат потерпел ряд существенных изменений. Еще недавно, до перехода к рыночной экономике нотариат был неприметной структурой, но на сегодняшний день он имеет существенное значение в жизни общества. Нотариус играет роль гаранта защиты прав и интересов граждан и их собственности.

На сегодняшний день набирает большую популярность институт частной собственности, и нотариат, совершая нотариальные действия от имени РФ, основываясь на законодательстве, охраняют конституционные права граждан в области защиты имущественных прав.


Нормативная база РФ, с целью реализации конституционных прав граждан и иных лиц наделило физических и юридических лиц правом на обращение в суд с заявлениями об обжаловании действий нотариуса, или о незаконном отказе в совершении нотариальных действий. Соответственно, на основании этого заявления суд может вынести решение о признании действий нотариуса незаконными и отменить их. Как показывает практика судебный вид контроля за деятельностью нотариата преимущественно показывает свою эффективность в рамках защиты граждан и юридических лиц. Однако, практика указывает на то, что рассмотрение судами подобных категорий дел иногда вызывает затруднения. Допущение ошибок и вынесение противоречивых решений по аналогичным делам преимущественно объясняются разночтениями в материальном и процессуальном законодательстве о нотариате.

Так же, ввиду динамичности законодательства, существует проблема с недостаточным научным исследованием ряда проблем, касаемо исследуемой категории дел. Несмотря на обширную разработанность темы, множество трудов по ней написанных, все еще имеется проблема о территориальной подсудности рассмотрений заявлений исследуемой категории дел. Следует отметить о наличии проблемы разночтения в подходе к определению круга лиц, наделенных правом обращения в суд в порядке особого производства.

Е.Б. Тарбагаева пишет, что нотариальные функции - это основные направления деятельности нотариусов, отражающие особенности нотариата, как специфического института права, имеющего частноправовую юридическую природу[22]22.

Сделки – самый обширный класс гражданско-правовых актов, в заверении которых принимает непосредственное участие нотариус. Хоть и современное гражданское законодательство преимущественно не предусматривает обязательной письменной нотариальной формы договоров, все же многие лица, преследуя различные цели, стремятся заключать договоры именно в такой форме. Ведь, удостоверительная подпись нотариуса закрепляет действительность сделки и соблюдения всех ее условий.

В настоящее время нотариат активно начинает сотрудничать с государственными органами, например, Росреестром, путем использования информационных технологий.

Причиной этого послужило обеспечение нотариусов средствами электронной подписи и подключением к системе СМЭВ (Система межведомственного электронного взаимодействия). Плюсы использования системы неоспоримы, так, например, нотариусы соотносятся в реальном времени не только с гос. органами, но и с коммерческими банками, так, прямой контакт с отделением ОАО «Сбербанк», осуществляемый через электронный ключ, позволяет нотариусу получить информацию о вкладах, оставленных наследодателями. Из этого можно сделать вывод, что ввиду позитивных моментов использования информационных технологий необходимо продолжать совершенствовать систему электронного соотношения с различными органами, в том числе коммерческими организациями, важно, чтобы ГК РФ урегулировал и обеспечил деятельность нотариуса в корпоративной деятельности. Например, предлагается внести норму, регулирующую самостоятельную подачу документов нотариусом в Единый государственный реестр регистрации прав, после удостоверения сделок, затрагивающих недвижимость.