Файл: Контроль за профессиональной деятельностью нотариуса (Теоретические аспекты).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данная категория дел скорее относима к особому виду публичного производства, в частности, рассматривающая несогласия между должностным лицом, и заинтересованным лицом. Таким образом, в рамках рассмотрения исследуемой категории дел защищается субъективное административное право. Данное отношение так же можно считать административным, ввиду того, что одной стороной в данном правоотношении является нотариус, который обладает определенными должностными полномочиями, тем самым выполняя властные функции.

До сих пор не определен статус нотариуса, не выяснено, считается ли он должностным лицом. Так, анализируя судебную практику, можно заметить, решения судов в отношении нотариусов отменяются вышестоящими по тому мотиву, что частнопрактикующий нотариус не является должностным лицом[29]29.

В то же время закон не закрепил и статус частнопрактикующих нотариусов. Их деятельность не является предпринимательской и не преследует цели в виде извлечения прибыли.

Представляется, что нотариусы должны быть приравнены к должностным лицам в порядке осуществления возложенных на них специальных полномочий.

Еще одним из оснований отнесения, рассматриваемой категории дел, к производству по делам, возникающим из публичных правоотношений, является публичный характер деятельности нотариусов.

На основании вышесказанного, представляется возможным исключить из особого производства данную категорию дел, с одновременным отнесением ее к производству по делам, возникающим из публичных правоотношений, ввиду публичного характера деятельности нотариуса, как должностного лица.

Таким образом, несомненно, нотариат является важной и неотъемлемой частью современного государства, он, выполняя широкий перечень функций, призван защищать права и законные интересы граждан и юридических лиц. Однако, на данном этапе развития права, в регулировании института нотариата, и судопроизводства по делам о совершении нотариальных действий или об отказе в их совершении, существуют некоторые неразрешенные проблемы. Нотариат чрезвычайно важный правовой инструмент, с помощью которого граждане и юридические лица реально могут защитить свои права и законные интересы. Он сочетает в себе двойственную природу публичных и частных начал, тем самым становясь неотъемлемым эффективным органом гражданского общества. В то же время, на практике существуют некоторые проблемы в регулировании нотариальной деятельности и судопроизводства в отношении дел о совершенных нотариальных действиях или отказе в их совершении. Нами были рассмотрены возможные варианты решения некоторых из присущих проблем, но как же они будут реализованы на практике должен решить.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нотариальная деятельность, как и любая другая деятельность, требует контроля. Необходимость данного контроля главным образом объясняется такими причинами, как:

1) появление в реальной юридической практике проблем, которые с помощью контроля должны оперативно выявляться и эффективно устраняться;

2) выработка мер по предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций.

Институт нотариата наделен публичной функцией в действовать интересах общества, государства, а равно частных лиц. С учетом сущности нотариата и публичного характера нотариальной деятельности видится достаточно закономерным, что законодательством предусмотрена возможность совершения нотариусами действий соответствующего характера, не только в интересах обращающихся лиц, но и непосредственно государства. Заинтересованность государства в сфере соблюдения законности и обеспечения равной защиты прав всех граждан абсолютно закономерна, при помощи государственно-правового механизма, наделило именно нотариат обязательствами по реализации публичных интересов.

Деятельность нотариата строго регламентирована, точна, что позволяет достоверно и бесспорно удостоверять юридические факты. Государство придает особое значение функциям и целям нотариата как органу защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Данная функция наделяет институт нотариата уникальностью, но каким бы уникальным бы не был по своей природе тот или иной институт права, в той или иной степени он нуждается в контроле.

В России нотариат развивается как составная часть гражданского общества, свои функции выполняет самостоятельно. Наряду с этим являясь институтом публичной власти, реализующим полномочия, предусмотренные действующим законодательством. При этом необходимо соблюдение баланса государства, общества и нотариата в сфере предупреждения нарушений в ходе реализации прав граждан.

В рассматриваемых реалиях особое значение придается осуществлению государственного контроля за реализацией нотариальной деятельности, выступающим в качестве средства обеспечения принципа законности и установлению дисциплины, гарантирующим стабильность и прогресс общества.

Институт нотариата в России с целью успешной реализации своих функций целесообразно организовывать на принципах единства природы частнопрактикующего нотариата, который представляет собой институт гражданского общества, который осуществляет свою деятельность с полной имущественной ответственностью, гарантируемой системой страхования профессиональной ответственности нотариуса.


На современном этапе общественного развития действующее законодательство о нотариате не соответствует современным реалиям и им не обеспечивается в полной мере надлежащая защита прав граждан и юридических лиц.

Совершенствование законодательства о нотариате основополагающая составляющая в сфере повышения качества защиты прав граждан и юридических лиц. Все это свидетельствует о необходимости создания эффективного механизма контроля в сфере нотариальной деятельности. Для чего необходимо скорейшее принятие Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности», в котором будут:

– урегулирован механизм совместного контроля за профессиональной деятельностью нотариусов со стороны государства в лице органа

юстиции и нотариальной палаты;

– предусмотрен порядок применения дисциплинарного взыскания к нотариусу, совершившему противоправный поступок при осуществлении профессиональной деятельности либо нарушившему нормы профессиональной этики.

При этом правом возбуждения дисциплинарного производства будут обладать должностные лица как нотариальной палаты, так и органа юстиции.

Причем, основанием возбуждения такого производства должны быть не только обращения и жалобы граждан, но и факты нарушений, выявленные в результате плановых проверок;

– закреплены полномочия Федеральной нотариальной палаты по нормативно-правовому регулированию вопросов, касающихся профессиональных и морально-этических стандартов нотариальной деятельности и личного поведения нотариуса, а также территориальных нотариальных палат по вопросам применения мер профессионального воздействия в отношении нарушивших законодательство либо совершивших дисциплинарные проступки нотариусов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
  2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // СЗ РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3012.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // СЗ РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
  4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.07.2002. № 138-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
  5. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (ред. от 26.07.2019) // Российская газета. – № 49. – 13.03.1993.
  6. Методические рекомендации по проведению проверки исполнения нотариусом, занимающимся частной практикой, профессиональных обязанностей (утв. Решением Правления ФНП от 17.06.2005, Протокол № 04/05) // СПС «Консультант Плюс».
  7. Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации: Приказ Минюста РФ от 15.03.2000 № 91 // СПС «Консультант Плюс».

Литература

  1. Акимов Г.Б. Актуальные вопросы организации контроля исполнения нотариусами профессиональных обязанностей // Нотариус. – 2017. – № 2. – С. 3 – 7.
  2. Аргунов В.Н. Цели и задачи нотариата в Российской Федерации. – М.: ВЛАДОС, 2019. – 115 с.
  3. Бочковенко В.А. Почему не принят новый закон о нотариате и нужен ли он? // Нотариус. – 2015. – № 2. – С. 7 – 10.
  4. Гасанов З.У. Основные особенности нотариата в Российской Федерации // Нотариус. – 2019. – № 2. – С. 7 – 10.
  5. Загидуллин М.Р. Виды юридической ответственности нотариуса: актуальные проблемы // Вестник гражданского процесса. – 2017. – № 6. – С. 77 – 92.
  6. Кашурин И. Н. Нотариат в правовой системе Российской Федерации. – М.: НОРМА, 2017. – 316 с.
  7. Кириллова Е.А. Нотариат: Учебное пособие. – М.: РЭУ им. Плеханова, 2017. – 115 с.
  8. Комментарий законодательства РФ о нотариате / Под ред. Д.Я. Малешина. – М.: Статут, 2018. – 328 с.
  9. Куленко Н.И. Конституционно-правовые основы российского нотариата. – М.: Академия, 2017. – 385 с.
  10. Михеева Л.Ю. Реформа российского нотариата: основные идеи. – М.: Статут, 2017. – 20 с.
  11. Моэм С. Подводя итоги. – М.: АСТ, 2018. – 320 с.
  12. Павлова Т.А. Осуществление контроля над нотариальной деятельностью // Аллея науки. – 2018. – № 1. – С. 752 – 755.
  13. Романовская О.М. Нотариат в Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: РИОИР, 2018. – 190 с.
  14. Романовский Г.Б. Организация нотариата в России: Учебное пособие. М.: Приор, 2017. 256 с.
  15. Самигулина А.В. Правовые проблемы российского нотариата // Вестник арбитражной практики. – 2018. – № 1. – С. 50 – 58.
  16. Смирнов С.В. Новая инициатива Минюста России, или к вопросу о роли государства в нотариальной деятельности // Закон. – 2017. – № 11. – С. 41 – 45.
  17. Сучкова Н.В. О контроле за профессиональной деятельностью частнопрактикующих нотариусов и о прекращении их полномочий. – М.: Алгоритм, 2019. – 226 с.
  18. Черемных Г.Г. Нотариальное право Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: Юридическая литература, 2017. – 432 с.
  19. Щекочихин П. А. Нотариат Российской Федерации. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 210 с.
  20. Щенникова Л.В. Контроль за деятельностью нотариусов как необходимый элемент реализации принципов открытости вещных прав и их эффективной защиты // Нотариус. – 2019. – № 2. – С. 20 – 23.

Материалы судебной практики

  1. Решение Европейского суда по правам человека от 21 марта 2017 г. № 30655/091 «Ана Ионита против Румынии» // СПС «Консультант Плюс».
  2. Постановление Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» // СПС «КонсультантПлюс».
  3. Постановление Президиума Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.06.2016 по делу № 44у-28/2016 // СПС «Консультант Плюс».

  1. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (ред. от 26.07.2019) // Российская газета. № 49. 13.03.1993.

  2. 2Щекочихин П. А. Нотариат Российской Федерации. М.: ВЛАДОС, 2018. С. 71.

  3. 3Гасанов З.У. Основные особенности нотариата в Российской Федерации // Нотариус. 2019. № 2. С. 8.

  4. 4Михеева Л.Ю. Реформа российского нотариата: основные идеи. М.: Статут, 2017. С. 3.

  5. 5Смирнов С.В. Новая инициатива Минюста России, или к вопросу о роли государства в нотариальной деятельности // Закон. 2014. № 11. С. 43.

  6. 6Куленко Н.И. Конституционно-правовые основы российского нотариата. М.: Академия, 2017. С. 48.

  7. 7Постановление Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» // СПС «Консультант Плюс».

  8. 8Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.07.2002. № 138-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.

  9. 9Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.

  10. 10Акимов Г.Б. Актуальные вопросы организации контроля исполнения нотариусами профессиональных обязанностей // Нотариус. 2017. № 2. С. 4.

  11. 11Загидуллин М.Р. Виды юридической ответственности нотариуса: актуальные проблемы // Вестник гражданского процесса. 2017. № 6. С. 78.

  12. 12Кириллова Е.А. Нотариат: Учебное пособие. М.: РЭУ им. Плеханова, 2017. С. 28.

  13. 13Моэм С. Подводя итоги. М.: АСТ, 2018. С. 53.

  14. 14Щенникова Л.В. Контроль за деятельностью нотариусов как необходимый элемент реализации принципов открытости вещных прав и их эффективной защиты // Нотариус. 2019. № 2. С. 20.

  15. 15Решение Европейского суда по правам человека от 21 марта 2017 г. № 30655/091 «Ана Ионита против Румынии» // СПС «Консультант Плюс».

  16. 16Методические рекомендации по проведению проверки исполнения нотариусом, занимающимся частной практикой, профессиональных обязанностей (утв. Решением Правления ФНП от 17.06.2005, Протокол № 04/05) // СПС «Консультант Плюс».

  17. 17Черемных Г.Г. Нотариальное право Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Юридическая литература, 2017. С. 15.

  18. 18Черемных Г.Г. Нотариальное право Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Юридическая литература, 2017. С. 17.

  19. 19Бочковенко В.А. Почему не принят новый закон о нотариате и нужен ли он? // Нотариус. 2015. № 2. С. 8.

  20. 20Постановление Президиума Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.06.2016 по делу № 44у-28/2016 // СПС «Консультант Плюс».

  21. 21Комментарий законодательства РФ о нотариате / Под ред. Д.Я. Малешина. М.: Статут, 2018. С. 173.

  22. 22Тарбагаева Е.Б. Организация и деятельность нотариата в Российской Федерации: Учебное пособие . СПб.: Дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2016. С. 89.

  23. 23Сучкова Н.В. О контроле за профессиональной деятельностью частнопрактикующих нотариусов и о прекращении их полномочий. – М.: Алгоритм, 2019. С. 19.

  24. 24Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

  25. 25Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации: Приказ Минюста РФ от 15.03.2000 № 91 // СПС «Консультант Плюс».

  26. 26Романовская О.М. Нотариат в Российской Федерации: Учебное пособие. М.: РИОИР, 2018. С. 28.

  27. 27Самигулина А.В. Правовые проблемы российского нотариата // Вестник арбитражной практики. 2018. № 1. С. 55.

  28. 28Аргунов В.Н. Цели и задачи нотариата в Российской Федерации. М.: ВЛАДОС, 2019. С. 18.

  29. 29Романовский Г.Б. Организация нотариата в России: Учебное пособие. М.: Приор, 2017. С. 148.