Файл: Контроль за профессиональной деятельностью нотариуса (Теоретические аспекты).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблематики исследования заключается в том, что деятельность нотариуса строго регламентирована, точна, что позволяет достоверно и бесспорно удостоверять юридические факты. Государство придает особое значение функциям и целям нотариата как органу защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Данная функция наделяет институт нотариата уникальностью, но каким бы уникальным бы не был по своей природе тот или иной институт права, в той или иной степени он нуждается в контроле.

Российский нотариат сегодня представляет собой одну из важных отраслей, которой уделяется пристальное внимание со стороны общества и государства, нуждающейся в законодательном реформировании и эффективном государственном контроле. Действующие законодательство (Основы законодательства о нотариате[1] с принятием которых в 1993 году начала строиться новая система), не способны к действенному и всестороннему регулированию правовых отношений в сфере осуществления нотариальной деятельности.

В профессиональных и научных кругах обсуждается необходимость по реформированию нотариата, в части усовершенствования государственного управления, а также контроля за данной сферой.

Необходимость реформирования обуславливается актуальной проблематикой, имеющей место в социально-экономической и правовой сферах РФ, когда граждане становятся жертвами рейдерства, теневого бизнеса и других негативных проявлений, в которых принимают участие и недобросовестные нотариусы (оформление незаконных сделок, наследственных дел и т.д.).

Нотариат перестает удовлетворять потребности гражданского оборота и корпоративного права. В этой связи совершенствование контроля за деятельностью нотариусов направлено на выравнивание слишком завышенных тарифы на нотариальные услуги, введение форм ответственности нотариуса, усиление государственного контроля над данным институтом.

Нотариусы как представители гражданского общества и одновременно носители полномочий публично-правового характера, в рамках оказания юридических консультаций и нотариальной помощи, с успехом могли бы способствовать в укреплении авторитета государственных органов власти, становлению правового государства путем формирования у граждан уважения к закону. Однако для этого, в первую очередь, нужен разумный и четкий контроль за деятельностью самих нотариусов.


Законодательное регулирование вопросов контроля за нотариальной деятельностью в Основах законодательства о нотариате получает в рамках всего двух статей. Нормами данных статей не освещены и не урегулированы полностью вопросы контроля в рассматриваемой сфере: отсутствует определение компетенции и структуры контролирующих органов; нет установления статуса и порядка проведения мероприятий, носящих контролирующий характер; отсутствует описание функций и полномочий контролирующих структур.

Принимая во внимание тот факт, что государственный контроль представляет собой одну из главенствующих функций государственного управления, представляется целесообразным в рамках реформирования нотариальной системы осуществить параллельную реформацию организации, сущности, целей, форм и методов государственного контроля за деятельностью нотариусов, с целью обеспечения наиболее гармоничного и эффективного развитие системы нотариата, правового государства Российской Федерации и гражданского общества в Российской Федерации.

Специфика института нотариата отражена в трудах таких ученых как С.А. Авакьян, М.В. Баглай, И.Н. Барциц, Н.С. Бондарь, Н.В. Витрук, Г.А. Гаджиев, М.В. Глигич-Золотарева, В.В. Иванов, И.Л. Ильинский, Л.М. Карапетян, А.Е. Козлов, И.А. Конюхова, И.А. Кравец, Л.В. Лазарев, И.В. Левакин, В.О. Лучин, Т.Г. Морщакова, М.А. Нудель, Б.А.Страшун, Т.Я. Хабриева, А.И. Черкасов, А.Г. Черненко, В.Е. Чиркин, Ю.Л. Шульженко, Б.С. Эбзеева, Ю.А. Юдин и других.

Однако, институт контроля за нотариальной деятельностью в качестве отдельного вопроса малоизучен.

Цель исследования: анализ практики применения контроля за осуществлением нотариальной деятельности в Российской Федерации.

Задачи исследования:

1. рассмотреть понятие и виды контроля за нотариальной деятельностью, контролирующие органы;

2. описать Порядок и периодичность проверок за осуществлением нотариальной деятельности;

3. проанализировать контроль деятельности нотариусов как элемент защиты вещных прав;

4. охарактеризовать контроль за деятельностью нотариусов в сфере частной собственности.

Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в рамках осуществления контроля за нотариальной деятельностью

Предмет исследования: нормативно-правовое регулирование контроля за нотариальной деятельностью.

Методы исследования: сравнительно-правовой, анализ. синтез.


1. Теоретические аспекты осуществления контроля за нотариальной деятельностью

1.1. Понятие и виды контроля за нотариальной деятельностью, контролирующие органы

Вопросу контроля надлежит уделять особое внимание как в юридической практике, так и науке. Так, общая теория понимает контроль как процесс обеспечения того, чтобы организация действительно достигла своих целей[2]2.

Любая социально значимая деятельность, которая осуществляется от имени государства, предполагает обязательный контроль.

Контроль - это вид управленческой деятельности, направленный на обеспечение оптимального функционирования управляемой системой. Для контроля характерны отношения субординации, так как контроль осуществляется вышестоящими или специально уполномоченными органами. Контроль обеспечивает эффективную обратную связь в социальной системе.

Нотариальная деятельность связана с выполнением важных государственных функций, а также с реализацией прав и законных интересов личности, поэтому также предполагает контроль[3]3.

Основы законодательства о нотариате предусматривают различные виды контроля за деятельностью нотариусов.

Прежде всего, предусмотрен судебный контроль.

Судебный контроль за совершением нотариальных действий означает, что отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия обжалуются в судебном порядке.

Также предусмотрен контроль за совершением нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления.

Территориальный орган юстиции на основании информации о наличии нарушения законодательства Российской Федерации о нотариальной деятельности в действиях (бездействии) субъектов нотариальной деятельности проводит проверку в порядке, установленном федеральным органом юстиции.

Предметом проверки является:

1) соблюдение органами местного самоуправления требований настоящих Основ при наделении должностных лиц местного самоуправления правом совершать нотариальные действия;

2) организация работы по совершению нотариальных действий;

3) исполнение уполномоченными должностными лицами местного самоуправления правил нотариального делопроизводства;


4) соблюдение уполномоченными должностными лицами местного самоуправления законодательства Российской Федерации при совершении нотариальных действий.

По результатам проведенной проверки территориальный орган юстиции вправе принять следующие меры:

1) вынести должностному лицу местного самоуправления, уполномоченному на совершение нотариальных действий, предписание об устранении выявленного нарушения законодательства Российской Федерации;

2) внести представление главе муниципального образования о прекращении полномочий должностного лица местного самоуправления по совершению нотариальных действий;

3) направить должностному лицу местного самоуправления, уполномоченному на совершение нотариальных действий, рекомендации по улучшению деятельности по совершению нотариальных действий.

Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю в сфере нотариата, то есть Министерство юстиции, и его территориальные органы. а нотариусами, занимающимися частной практикой, - нотариальные палаты.

Контроль за соблюдением налогового законодательства в процессе нотариальной деятельности осуществляют налоговые органы в порядке и сроки, предусмотренные налоговым законодательством РФ.

Контроль предусматривает проведение проверок деятельности нотариусов. Проверка организации работы нотариуса проводится один раз в четыре года. Первая проверка организации работы нотариуса, впервые приступившего к осуществлению нотариальной деятельности, должна быть проведена через год после наделения его полномочиями нотариуса.

Нотариусы обязаны представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами.

Законодательством субъектов РФ могут быть предусмотрены иные сроки проведения проверок организации работы нотариуса.

Л.Ю. Михеева указывает на необходимость сбалансированного сочетания саморегулирования и государственного контроля в силу уникального правового положения нотариальных палат. Она отмечает желательность установления специального правового регулирования в данной сфере, так как нотариальные палаты способны не только организовывать деятельность нотариусов, но при этом эффективно контролировать их и оказывать им требуемую поддержку[4]4.


По мнению С.В. Смирнова, в целях осуществления качественной проверки работы нотариусов проверяющий должен обладать необходимыми знаниями и подготовкой, а этим требованиям могут отвечать только нотариусы[5]5.

Осуществление нотариальных функций от имени государства предопределяет публично-правовой статус нотариусов и обусловливает необходимость организации государством эффективного контроля за их деятельностью, включая деятельность нотариусов, занимающихся частной практикой и в качестве таковых принадлежащих к лицам свободной профессии. В связи с этим Основами законодательства Российской Федерации о нотариате предусматривается создание во всех субъектах Российской Федерации нотариальных палат - некоммерческих организаций, представляющих собой профессиональные объединения, которые основаны на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой, и организуют работу на принципах самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации и своим уставом.

Публично-правовое предназначение нотариальных палат проявляется прежде всего в том, что они осуществляют контроль за исполнением нотариусами, занимающимися частной практикой, своих профессиональных обязанностей, а также обращаются в суд с ходатайствами или представлениями о лишении их права нотариальной деятельности за нарушение законодательства[6]6.

Одной из современных задач системы нотариата является правовое обеспечение безопасности и эффективности экономической деятельности для минимизации негативных финансовых последствий. В соответствии со ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее: Основы) нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Особенностью нотариальной деятельности является ее публичноправовой характер, который определяется исходя из характеристик указанной деятельности, на что неоднократно указывал и Конституционный Суд РФ.

Так, в постановлении от 19 мая 1998 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» Конституционный Суд отметил, что осуществление нотариальных функций от имени государства предопределяет публично-правовой статус нотариусов и обусловливает необходимость организации государством эффективного контроля за их деятельностью, включая деятельность нотариусов, занимающихся частной практикой и в качестве таковых принадлежащих к лицам свободной профессии. Учитывая исполнение нотариусами функции государства по защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, указанная деятельность должна контролироваться органами государственной власти. Нотариальная палата организует свою работу на принципах самоуправления[7]7.