Файл: Генезис становления прав человека в отечественном праве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

То, что следует предъявлять иск, основанный на нормах обязательственного права, а не вещного, в ситуациях, когда между сторонами имеется заключенный договор, очевидно. Однако как быть в случае, если срок договора о пользовании имуществом истек, договор прекращен или расторгнут, а имущество пользователем не возвращается собственнику? Казалось бы, в случае прекращения договора прекращается и обязательство, а не прекращенным в этом случае остается лишь вещное право, следовательно, собственник может заявить лишь требование о виндикации, т.е. о возврате имущества из чужого незаконного владения. Однако в соответствии с п. 3 и 4 ст. 425 ГК РФ окончание срока действия договора не освобождает пользователя по договору от исполнения им обязанности по возврату имущества собственнику.

Следующей проблемой является вопрос разграничения исков о признании договоров недействительными и незаключенными.

Признание договора незаключенным является самостоятельным, отличным от признания договора недействительным способом защиты гражданских прав. Поэтому в случае дефектности искового требования (т.е. заявления по основаниям незаключенности требования о признании сделки недействительной) в иске должно быть отказано.

При этом по ряду оснований сделка может быть признана как незаключенной, так и недействительной. Возникает вопрос: в каких случаях должен быть предъявлен иск о признании договора незаключенным?

Например, в случае несоблюдения формы договора, когда таковая предусмотрена законом, сделка может быть признана недействительной либо в случае спора невозможно будет ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания. Так, недействительным, например, будет являться договор купли-продажи недвижимости, если он заключен не в письменной форме или не путем составления единого документа, подписанного сторонами. В случае несоблюдения формы договора, когда таковая предусмотрена соглашением сторон, этот договор признается незаключенным.

Также согласно п. 3 ст. 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом, а в соответствии с п. 1 ст. 165 ГК РФ несоблюдение в случаях, установленных законом, требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность (такая сделка считается ничтожной). Таким образом, при несоблюдении требования о государственной регистрации договор может быть признан или недействительным, или незаключенным. Поскольку для признания сделки недействительной требуется, чтобы указание об этом было в законе, то при отсутствии такого указания договор признается незаключенным[19].


Следовательно, если имеются основания для признания договора незаключенным, то исковые требования должны быть сформулированы соответствующим образом.

Необходимо также разграничивать требования, рассматриваемые в порядке искового производства, и требования, которые могут быть заявлены в порядке особого производства.

В отличие от искового производства, где существуют противоборствующие стороны и в основании которого имеется спор, требования об установлении юридического факта относятся к "бесспорному" производству, когда лицо считает, что оно располагает конкретным субъективным правом и это право никем не оспаривается, но и осуществлено быть не может, потому что факт, подтверждающий наличие этого права, требует подтверждения.

Поэтому рассмотрение заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение, производится в соответствии с процедурой, отличной от рассмотрения исковых заявлений. При этом Суд оставляет заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, без рассмотрения, если при его рассмотрении выясняется, что возник спор о праве.

Резюмируя изложенное, необходимо отметить важность правильного выбора способа судебной защиты, иначе заявленные требования могут остаться без рассмотрения или удовлетворения.

Особый интерес для дальнейшего исследования вопросов гражданско-правовой охраны личности представляет самозащита гражданских прав. Под самозащитой следует понимать осуществление самостоятельно управомоченным лицом действий фактического или юридического характера, направленных на устранение нарушений права. В статье 14 ГК РФ говорится, что способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. Буквальное толкование данной нормы позволяет сделать вывод, что условием самозащиты является факт нарушения права. Нет нарушения - невозможна и самозащита. Необходимая оборона и крайняя необходимость – это два самостоятельных способа самозащиты, предусмотренных специальными нормами (ст. 1066, 1067 ГК РФ). Особенность их в том, что они могут быть применимы еще до нарушения. Во всяком случае, ст. 14 ГК РФ увязывает самозащиту с уже нарушенным правом, а не с правом, которое еще только может быть нарушено в будущем. Об этом же свидетельствует и терминология, используемая законодателем.

Самозащита – это особый (частный) случай защиты, специфика которого проявляется в том, что управомоченное лицо непосредственно своими действиями может защитить нарушенное право. Даже если третье лицо будет оборонять потерпевшего от нападения, то о самозащите можно говорить в отношении прав и интересов обороняющегося. Что касается потерпевшего, то это не реализация им своего права на самозащиту, а его защита. В этом случае осуществляется защита другого субъекта.


Содержание ст. 12 и 14 ГК РФ не дает повода для сомнения в возможности самозащиты как во внедоговорных, так и в договорных отношениях. Другое дело, что возникает вопрос о специфике самозащиты в тех и других отношениях. Очевидно, что во внедоговорных отношениях самозащита может осуществляться преимущественно фактическими действиями (например, необходимая оборона). В договорных отношениях на первый план выступают юридические действия управомоченного лица. Например, отказ от исполнения договора (ст. 463, 484, 523 и др.); отказ от товара (ст. 464, 466, 468 и др.). Однако в договорных отношениях не исключается самозащита и посредством фактических действий управомоченной стороны. Например, устранение недостатков товара (ст. 475); производство капитального ремонта (ст. 616) и др.

Отличие самозащиты в названных отношениях состоит также в том, что во внедоговорных отношениях способы самозащиты и условия ее реализации определяются законом, в то время как в договорных способы и условия реализации могут быть установлены договором. При этом необходимо учитывать определенные законом изъятия из принципа свободы договора. Так, в соответствии с п. 4 ст. 401 ГК РФ соглашение об устранении или ограничении ответственности (следовательно, и самозащиты) за умышленное нарушение обязательства ничтожно.

2.2 Возмещение вреда и восстановление нарушенных прав, как гарантии гражданско-правовой охраны личности гражданина

Важный аспект охранительной функции составляет также предупредительно-воспитательная (превентивная) задача, состоящая в стимулировании и организации такого поведения участников регулируемых отношений, которое исключало бы необоснованное ущемление или нарушение чужих интересов. Наиболее отчетливо эта функция выражена в деликтных и иных правоохранительных обязательствах, а также в регламентации личных неимущественных отношений. Здесь охранительная функция гражданского права тесно взаимодействует с его основной, регулятивной функцией. В оформлении же личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными, гражданское право вообще ограничивается исключительно защитными (охранительными) задачами.


Охрана и судебная защита гражданских прав в целом характеризуют охранительную функцию гражданско-правового регулирования. В соответствии с этой функцией участникам гражданских правоотношений предоставляются широкие возможности защиты своих прав и интересов: они могут прибегнуть как к их судебной защите, так и к самозащите, а также к применению некоторых других мер, оказывающих неблагоприятное имущественное воздействие на неисправных контрагентов. Гражданское право содержит большой инструментарий охранительных средств, позволяющих его субъектам эффективно охранять любые свои права и законные интересы.

Большинство указанных средств имеет имущественную природу, соответствующую характеру преобладающих в предмете регулирования отношений. Их применение обычно направлено на восстановление нарушенных прав и (или) имущественную компенсацию потерпевших. Независимая от влияния участников судебная защита гражданских прав и ограничение (исключительность) их административно-правовой защиты обусловлены спецификой частного права.

Важнейшими механизмами осуществления охраны гражданских прав личности являются возмещение вреда и восстановление нарушенных прав. Указанные механизмы представляют собой реальные гарантии гражданско-правовой охраны личности.

Говоря о возмещении вреда, стоит отметить, что статья 15 Гражданского кодекса РФ упоминает возмещение убытков как один из элементов возмещения вреда. Вместе с тем понятие «вред» более шире нежели понятие «убытки».

Статья 15 ГК относит к убыткам реальный ущерб (расходы) и упущенную выгоду. Возмещаются они, как правило, в денежном выражении. Вред же может быть причинен личности (чести и достоинству) или имуществу гражданина либо имуществу и (или) деловой репутации юридического лица. Вред возможно возместить в натуре путем предоставления вещи того же рода и качества, исправления повреждений, опровержения сведений, порочащих деловую репутацию, и т.д., путем компенсации гражданину морального вреда, а также путем возмещения убытков гражданину или юридическому лицу.

Гарантии возмещения вреда являются важнейшими гарантиями гражданско-правовой охраны личности. А потому необходимо рассмотреть все составляющие возмещения вреда.

Итак, имущественный вред (ущерб) можно возместить в натуре, предоставляя потерпевшему предметы того же рода и качества. Однако, такая возможность существует далеко не всегда. Зачастую утраченную или поврежденную вещь восстановить уже невозможно и в этом случае можно говорить о компенсации вреда и о возмещении убытков[20].


Возможность использовать возмещение убытков как средство защиты нарушенных прав возникает у граждан из самого факта неисполнения обязанности, нарушения гражданских прав, т.е. независимо от того, содержится ли в той или иной норме ГК упоминание о таком праве. Тем самым возмещению убытков придан характер универсального способа защиты гражданских прав. Возмещение убытков может сочетаться с другими способами защиты.

Выделяются два вида убытков: реальный ущерб и упущенная выгода. В состав реального ущерба включены расходы, которые лицо уже реально произвело к моменту предъявления иска о возмещении убытков либо которые еще будут им произведены для восстановления нарушенного права, т.е. будущие расходы. К реальному ущербу отнесены и убытки, вызванные утратой или повреждением имущества, т.к. в этом случае также производятся расходы.

Упущенная выгода представляет собой доходы (выгоду), которые получило бы лицо при обычных условиях гражданского оборота, если бы его права не были нарушены (например, договор был бы исполнен надлежащим образом).

Под обычными условиями оборота следует понимать типичные для него условия функционирования рынка, на которые не воздействуют непредвиденные обстоятельства либо обстоятельства, трактуемые в качестве непреодолимой силы.

Норма о возможности взыскания будущих расходов является новой по сравнению с ГК 1964. Основная проблема заключается в обосновании необходимости и размера будущих расходов.

При определении размера будущих расходов необходимо учитывать, что подлежат возмещению не любые, а необходимые (разумные) расходы, которые понесет потерпевшее лицо в нормальные (разумные) сроки после нарушения его прав, и им будет применена разумная цена.

Во всяком случае, при предъявлении требования о возмещении как уже понесенных конкретных расходов, так и будущих расходов должна быть доказана причинная связь между нарушением (неисполнением) обязанности и убытками, а также их размер.

Соблюдение этих условий необходимо и при предъявлении требований о возмещении упущенной выгоды (неполученных доходов). Потерпевшее лицо должно доказать размер доходов, которые оно не получило из-за нарушения обязанности, а также причинную связь между неисполнением обязанности и неполученными доходами.

Как показывает практика возмещение убытков происходит, как правило, в судебном порядке. Поэтому основной гарантией полного возмещения убытков должно стать нормальное развитие судопроизводства.