Файл: Нотариат и его роль в защите гражданских прав и охраняемых законом интересов (Понятие нотариата с юридической точки зрения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. За последние десятилетия коренным образом изменились статус, функции и порядок деятельности нотариата. Имевший строго государственную природу советский нотариат стал активно замещаться новым российским нотариатом, основывающимся на принципах профессиональной корпоративности, совмещения функций носителя публично-правовых полномочий и представителя гражданского обществаv[1]. С одной стороны, юридическая деятельность нотариусов осуществляется от имени государства, что гарантирует доказательственную силу и публичное признание нотариально оформленных документов и предопределяет специальный публично-правовой статус нотариусов. С другой – нотариат все более активно позиционируется в качестве корпоративного сообщества частнопрактикующих лиц свободной профессии, имеющих гражданскую самостоятельность, высокую степень самоуправления при ограниченном административном контроле со стороны государства, активно оказывающих гражданам и организациям необходимые юридические услуги за соразмерную плату [2].

Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.93 г [3].

В условиях реформирования системы нотариального обеспечения реализации прав и свобод граждан и организаций на основе конституционных принципов и стандартов проведение научного исследования в данной сфере конституционно-правового знания представляется весьма актуальным и своевременным.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления конституционных функций нотариата.

Предметом исследования является конституционно-правовое регулирование организации и деятельности нотариата в условиях современной России.

Целью проводимого исследования является изучение понятия нотариата как предмета конституционного регулирования, а так же в научном толковании этого явления.

Для выполнения поставленной цели были выполнены следующие задачи:

1. определить понятие и юридическую природу нотариата;

2. провести анализ места нотариата в правовой системе России;


3. дать определенную систему опыту правового регулирования статуса нотариуса в современном мире;

4. провести анализ законодательства в данной сфере и дать рекомендации по его улучшению и правоприменительной практики в области реализации конституционных основ организации и деятельности нотариата.

Нормативно-правовую базу исследования составляют такие основные документы, как Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, Конституции и законы субъектов Российской Федерации. При выполнении данной работы применялся формально-юридический метод, который дал возможность проведения более глубокого анализа нормативных-актов и сформировать собственное мнение о системе правового регулирования нотариальной деятельности.

Глава 1. Теоретические основы регулирования организационного построения нотариата в конституционном праве РФ

1.1 Понятие нотариата с юридической точки зрения

Нотариат как объект научного исследования представляет собой важнейший феномен, который требует к себе особого внимания в юридической науке. Это можно объяснить такими обстоятельствами, как необходимость выяснения понятия и правовой природы нотариата, его места в системе правовых институтов и отраслей права, основополагающих функций, соотношения с институтами власти и гражданского общества [4].

Толкование понятия нотариата как института связано с возникновением постоянных отношений общества и законодательства, а также методов, целей и задач данной сферы. В связи с этим понятие нотариата определяется как института права, который обозначен для обеспечения стабильности отношений физических и юридических лиц при помощи нотариальных действий [5].

Во многих трудах принято понятие нотариата обозначать и понимать в более широком смысле. В своей сути этот подход, по существу, объединяет понимание нотариата как правового института и как взаимосвязанной системы нотариусов и их объединений, что не позволяет определить истинной сущности нотариата как социально-юридического феномена [6].


Определение нотариата в виде целой системы нотариальных органов хорошо объясняется в трудах О.В. Романовской и Г.Б. Романовского, которые определяют эти органы в качестве административных, но с особым статусом, поскольку нотариат «не выполняет управленческие функции, а решает социальные задачи».

Несмотря на это, понимание нотариата в качестве системы государственных органов и должностных лиц представляется неоднозначным из-за двойственной природы нотариальной деятельности. Нотариус – одновременно представитель гражданского общества и носитель публично-правовых полномочий. Особенность нотариата заключается в том, что данная сфера человеческой деятельности обладает двойственной природой происхождения и существования уже в течении многих десятков лет, успешно функционируя в области как частных, так и публичных сфер [7].

В этой связи нельзя дать однозначное определение положению нотариусов и нотариата в целом в качестве составляющих механизма, который способен полностью регулировать публичные отношения.

Интересно заметить, что каждая из упомянутых сторон (публичная и частная) в деятельности нотариусов сравнительно полно исследуется в юридической науке, причем редко какие авторы ставят под сомнение, с одной точки зрения, реализацию нотариатом «публичной власти государства», с другой – его неразрывную связь с гражданским обществом. Углубляясь в эту тему можно заметить, что именно благодар соединению двух противоположных начал возникают трудности в определении понятия и сущности нотариата в современной России [8].

Преимущественно удачным примером неоднозначности такого соединения выглядит следующая теория, которая была представлена Н.И.Комаровым: «Нотариат входит в систему правоохранительных органов государства, но в то же время, является правовым органом гражданского общества, который нередко характеризуется как орган превентивного, досудебного правосудия» [9]. Нотариат не в полной мере отвечает признакам государственных органов и, тем более, не может квалифицироваться в качестве «правового органа гражданского общества» ввиду юридической неопределенности последнего термина. При наличии определенных факторов и обстоятельств (примером может служить советский период российской истории) нотариат определяли как систему государственных органов. [9]. Такие же рассуждения можно применить и к выполнению своих функций различными юридическими службами организаций. Юридическим лицам в огромном количестве случаев необходимо обращаться за помощью к профессионалам в области нотариальной деятельности.


Изучению истинного статуса понятия нотариата способствует функциональный анализ его правовой природы. Раскрытие понятия нотариата как системы государственных органов и государственных должностных лиц, с одной стороны, может объясняться количественным преобладанием публично-правовых функций, однако частные функции в результате могут оказаться упущенными. Вдобавок к этому, частнопрактикующий характер деятельности большинства нотариусов свидетельствует скорее о передаче государством отдельных его функций структурным единицам гражданского общества, нежели о государственном статусе латинского нотариата как такового [10].

Несмотря на свою популярность и общеизвестность, эта точка зрения разделяется не всеми авторами. Для некоторых научных работ характерно отнесение всех нотариусов и нотариальных контор к категориям государственных должностных лиц и государственных органов без надлежащей дифференциации и вне зависимости от того, является ли нотариус частнопрактикующим, или нет. Несмотря на это, вышеперечисленные методы должны подвергаться критике, потому что публичными полномочиями могут обладать не только служащие общественного нотариата, а также и профессионалы, работающие на себя [10]. Для зарубежных систем нотариата весьма характерна не только публичная функция, но и осуществление работ в виде частных фирм. В этом смысле трактовка статуса частнопрактикующего нотариуса как государственного должностного лица явно противоречит его подлинной конституционно-правовой природе, поскольку частнопрактикующий нотариус самостоятельно планирует и организует свою деятельность, производит траты на обеспечение и обслуживание нотариальной конторы, персонала и нотариального архива. Что касается государственного контроля за деятельностью частнопрактикующих нотариусов, то этот контроль должен пониматься не как внутренний, административный контроль, а преимущественно внешний государственный контроль за функционированием частной подсистемы нотариата [11].

Исходя из вышесказанного можно судить о понимании нотариата как систему государственных и частных нотариусов, которые осуществляют правоохранительные функции от имени государства [12]. В более узком юридическом смысле нотариат – это система правовых норм, регулирующих общественные отношения в области формирования и функционирования нотариата как социально-правового института. В конечном счете, понятие нотариата можно трактовать и как юридическую фирму, которая обладает широкими профессиональными навыками и способно обеспечивать правовое регулирование общественных отношений.


1.2 Нотариат в правовой системе России

Изучение проблемы места нотариата в правовой системе России связано с анализом понятия нотариата в узком юридическом смысле как системы правовых норм, регулирующих общественные отношения в области формирования и функционирования нотариата как социально-правового института и корпоративного сообщества [12]. Будучи объектом правовой регламентации, нотариальная деятельность нуждается в теоретическом осмыслении с точки зрения методологии юридического регулирования, общих и частных подходов законодателя к установлению прав и обязанностей соответствующих субъектов правоотношений, а также правовых процедур. В целом, это формирует систему функционирующего российского права, которая нуждается в теоретическом и практическом обосновании [13].

Поэтому расхождение в данных научных позициях во многом объясняется фактическим построением базовых отраслей современного российского права преимущественно на основе романо-германских юридических традиций и опыта советского государства и права. Если признать, что нотариальное право представляет собой самостоятельную отрасль российского права, необходимо отнесение его либо к публичной, либо к частной отраслям, выяснение его материально-правовой или процессуальной природы [14]. Однако и в этом случае останется ряд проблемных вопросов, связанных с конституционно-правовым, гражданско-правовым и административно-правовым регулированием организации и деятельности нотариата.

В общем представлении, нотариат напрямую связан с отношениями между законом и обществом, что объясняется непрерывной связью нотариата с удостоверением юридических фактов, которые способствуют созданию, деформации и прекращению отношений между гражданами и законом. После глубокого изучения юридической литературы, можно сделать вывод о том, что существуют множество наиболее аргументированных и весомых мнений о логичности и целесообразности отнесения нотариата к гражданско-правовым институтам [14]. Так, исходя из высказываний Т.Г. Морщаковой, нотариат, адвокатуру и даже суды целесообразно рассматривать "не как государственные институции, а как структуры, более всего приближенные к структуре гражданского общества". При всей авторитетности данной точки зрения, следует подчеркнуть, что понимание нотариата как института гражданского общества еще не означает, что правовое регулирование нотариата составляет преимущественно материю гражданского права [15].