Файл: Порядок проведения приватизации (Определение порядка приватизации имущества).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продажа имущества по конкурсу (ст. 20 ФЗ-178) отличается наличием определенных условий, ограничивающих права собственника, ей установлен порядок подтверждения победителем выполнения принимаемых на себя обязательств. Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ согласно ст. 25 ФЗ-178 является особенным способом, т.к. возмездность в нем реализуется в виде передачи имущества в уставный капитал акционерного общества. Также ФЗ-178 предусматривает особые способы приватизации акций акционерных обществ: продажа находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ за пределами территории РФ (ст. 21) и продажа акций по результатам доверительного управления (ст. 26) при условии исполнения победителем требований договора доверительного управления.

Способы отчуждения государственной и муниципальной собственности предполагают состязательность участников. Однако в данном порядке предусмотрено и исключение. Так, Федеральным законом №265-ФЗ ФЗ-178 дополнен статьей 30.2, согласно которой в случае приватизации имущества, входящего такое соглашение, концессионер имеет преимущественное право на приобретение этого имущества по рыночной стоимости, а его уступка не допускается.

Следует заметить, что при приватизации имущества по ФЗ-178 на определенном этапе состязательность отходит в сторону и побеждает участник, первым подавший предложение. Такое правило относится к закрытому аукциону, конкурсу и к реализации имущества без объявления цены. Из-за большой территории нашей Родины вполне очевидно, что предложения будут приходить с разрывом по времени, т.е. налицо присутствует дискриминация претендентов по территориальному признаку, что может привести к упущенной выгоде, т.к. двое и более участников, состязаясь и дальше, могут гарантировать более высокий доход в бюджет. Данные положения, на наш взгляд, требуют доработки.

Для представителей малого и среднего бизнеса, арендующих имущество, возможен особый порядок приватизации такого имущества по рыночной стоимости в соответствии с Федеральным законом №159 - ФЗ. Существенным условием в данном случае является наличие у субъектов малого и среднего предпринимательства договора аренды на это недвижимое имущество. Одной из основных проблем здесь является несоответствие установленной администрацией рыночной цены объекта и его действительной рыночной цены. Так, Департамент имущества г. Москвы пытался реализовать объект с ценой, почти в 3 раза большей рыночной стоимости.


2.2. Порядок проведения приватизации

Под порядком приватизации понимают процедуру принятия и выполнения решений об отчуждении федеральных и муниципальных объектов.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. 25.02.2013) бесплатная приватизация жилых помещений продлена еще на два года и прекращается 1 марта 2015 года.

Так статья 2 Закона "О приватизации жилищного фонда в РФ" гласит, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Каждый из совершеннолетних членов семьи по своему усмотрению может либо стать участником общей собственности на жилое помещение, либо отказаться от такого участия, выразив свое согласие на его приватизацию остальными или одним из них.

Граждане РФ могут осуществить право на бесплатную приватизацию жилья только один раз в жизни

Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 Закона "О приватизации жилищного фонда в РФ").

После определения порядка, способа и сроков отчуждения осуществляется определение минимальной цены, по которой возможно проведение приватизации.

Первоначальную стоимость формируют, основываясь на отчет об оценке федеральных и муниципальных объектов. Социально-культурное и коммунальное имущество, которое разрешено отчуждать, может приватизироваться отдельно, если оно не включено в комплексы унитарных фирм, что будут приватизироваться.


Главное условие – сохранять их назначение в период, определенный решением о приватизации, но не меньше пяти лет со дня приватизации. При нарушении такого правила органами местного самоуправления может подаваться обращение в судебную инстанцию.

Приватизация осуществляется с целью: сформировать слой частных владельцев имущества в лице индивидуальных предпринимателей; повысить эффективность работы организаций; создать конкурентную среду; посодействовать демонополизации экономики; привлечь иностранные инвестиции; обеспечить соцзащиту населения и развить объекты инфраструктуры за средства от приватизации.

Согласно закону 178-ФЗ о приватизации государственного и муниципального имущества, выделяют 4 этапа приватизации.

К первому стоит отнести разработку прогнозных планов (программ) приватизации. Учитывают предложение государственных структур исполнительных властей об отчуждении унитарных компаний, что находятся в их ведении, а также ценных бумаг ОАО, что ведут деятельность в конкретной экономической сфере, и другого имущества. Разработка плана осуществляется Федеральным агентством по управлению федеральными объектами, затем проводится его утверждение властями на финансовый год.

В программе:

- должно оговариваться, какие объекты (унитарные фирмы, акции ОАО) государственного уровня планируется отчуждать;

- устанавливаются для этого сроки.

На втором этапе принимается решение на основании прогнозного плана о приватизации имущественных объектов. Решение должно содержать такие данные:

- название объекта и другая информация, что позволит определить имущество;

- способы проведения приватизации;

- стоимость по нормам;

- условия рассрочки (если такая возможность предоставляется);

- другие данные, без которых приватизация невозможна (статья 14 Закона о приватизации).

Третий этап – проведение приватизации согласно нормам закона одним из указанных выше способов.

Четвертый этап заключается в предоставлении властями отчетов о выполнении пунктов программы за прошедший год в Госдуму России. Отчетность сдается каждый год до конца апреля.

В документации должны содержаться:

- список приватизированных имущественных объектов;

- способ;

- срок;

- стоимость имущества.

Отказ от приватизации несовершеннолетнего ребенка может быть оформлен только при участии органов опеки и попечительства.

Одновременно с отчетом подаются и данные о результатах приватизации объектов, что находились в собственности регионального округа России за предыдущий год. Планирование приватизации объектов, что принадлежат субъектам РФ, а также муниципальных видов имущества проводится структурами государственных властей субъектов России и представителями местного самоуправления. Данные в таком случае представляются в Госдуму или другие органы исполнительных властей также субъектами Российской Федерации, но не позже конца февраля.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Понятие «приватизация» имеет экономический и юридический аспекты. При этом юридическое понятие приватизации значительно уже его экономических трактовок. Приведенные в работе правовые определения свидетельствуют о необходимости отличать приватизацию от приватизационных сделок, разграничение которых позволяют трактовать приватизацию в узком и широком смысле. Несмотря на двойственную природу термина «приватизация», лишь комплексное, как экономическое, так и юридическое, понимание этого сложного явления позволит наиболее полно уяснить сущность указанного процесса.

2. При изучении проблемы становления законодательства о приватизации имущества был сделан вывод о регулировании земельных отношений ещё во времена правления первой царской династии. С начала правления Советской власти была упразднена частная собственность на землю. Такое положение просуществовало в России вплоть до 1990 г. Институт приватизации стал одним из инструментов, который в начале 90-х гг. прошлого столетия позволил успешно стартовать масштабному процессу экономических реформ.

3. Приватизация государственного и муниципального имущества может осуществляться только способами, предусмотренными в ст. 13 Закона о приватизации 2001 г.

4. Порядок приватизации — это предусмотренный законодательством процесс принятия и реализации решения о приватизации государственного или муниципального имущества.

Действующий Закон о приватизации 2001 г. предусматривает следующие этапы приватизации:

• разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества (ст. 8—10);

• принятие решения об условиях приватизации (ст. 14);

• приватизация государственного имущества предусмотренным законом способом (ст. 13).

Таким образом, введение почти тридцати лет назад в отечественный правовой оборот понятия «приватизация», неизвестное ранее советскому государству, позволило обеспечить проведение реформ, начатых в 90-х гг. двадцатого столетия, положило начало формированию класса частных собственников, что стало основой становления Российской Федерации как государства, где признано и действует право каждого иметь в собственности имущество.

Действующее отечественное законодательство о приватизации, несмотря на свою сложную и многоуровневую структуру, отвечает требованиям полноты, согласованности и определенности.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

      1. Абаев М.Т. Приватизация государственного и муниципального имущества как особый способ приобретения права частной собственности: Автореферат дисс. … кандидата юридических наук. Ростов-на-Дону, 2010. С. 15.
      2. Анохина О.А. Российская приватизация в исследованиях зарубежных ученых / О.А. Анохина // Современные научные исследования: теория, методология, практика. Омский экономический институт. 2011. С. 152 - 153.
      3. Белых В.С. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации: экономико-правовые вопросы / В.С. Белых // Государство и право. 1996. № 10. С. 69.
      4. Бинер Г. Приватизация и разгосударствление в ФРГ. М., б/г. С. 63.
      5. Виноградов В.А. Вессловский С.Я. Приватизация в глобальном контексте. М.: Норма. 1998. С. 8.
      6. Герцев Д.А. Гражданско-правовое регулирование отношений по приватизации предприятий, находящихся в государственной собственности : дис. … канд. юрид.наук. Москва, 2008. С. 15.
      7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 28.03.2017 г. № 39-ФЗ) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
      8. Дождев Д.В. Римское частное право: учеб. для вузов / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М. 2006. С. 374 - 375.
      9. Ершов И.В. Российское предпринимательское право: Учебник - М.: Проспект. 2015. С. 376.
      10. Имекова М.П. Исторический анализ доктрины и правового регулирования отчуждения земельных участков в России // Вестник томского Государственного Университета. Право. 2012. № 4 (6). С.1 - 2 .
      11. Иоффе О.С., Мусин В.А. Основы римского гражданского права. СПб., 1974. С. 12.
      12. Кашанин А.В. Понятие и правовая природа приватизации / А.В. Кашанин // Правоведение. 1997. № 2. С. 120.
      13. Комарицкий С.И. Приватизация: правовые проблемы. Курс лекций / С.И. Комарицкий. - М.: Юристъ. 2000. С. 7.
      14. Марченко М. Приватизация: А как «у них»? / М. Марченко. // Человек и закон. 1992. № 4 - 5. С. 71 - 72.
      15. Николаев И. С. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в сфере недропользования в Российской Федерации : дис. … канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 23.
      16. О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности : постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994 г. № 96 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 51. Ст. 4085.
      17. Радыгин А.Д. К теории приватизации в переходной экономике / А.Д. Радыгин // Вопросы экономики. 1995. № 12. С. 63.
      18. Радыгин А.Д., Энтов Р.М., Мальгинов Г.Н., Ильясова Г.У., Абрамов А.Е., Симачев Ю.В., Кузык М.Г., Шмелева Н.А. Приватизация в современном мире: теория, эмпирика, новое измерение для России: в 2 т. / науч. ред. А.Д. Радыгин. М.: Издательский дом «Дело». 2014. С. 180.
      19. Савас Э. Приватизация: Ключ к рынку (Перевод с английского). М.: Норма. 1992. С. 3.
      20. Седова Н.П. Формирование гражданско - правового понятия и значение приватизации в России // Вестник Владимирского юридического института. 2015. № 3(36). С. 119.
      21. Скворцов О.Ю. Приватизационное право / О.Ю. Скворцов. - М.: Норма. 1999. С. 24 - 25.
      22. Скловский К.И. О принадлежности неприватизированных объектов недвижимости, находящихся во владении негосударственных организаций / К.И. Скловский // Хозяйство и право. 1999. № 8. С. 71 - 72.
      23. Томилова Л.Н. К вопросу о понятии приватизации государственного имущества // Теория и практика общественного развития. Кубанский Государственный университет. 2014. № 15. С. 2 - 4.
      24. Трофимова А.Х. Понятие приватизации (юридический и экономический аспект) // Юридические записки. Воронежский Государственный университет. 2013. № 2. С. 62.
      25. Трофимова А.Х. Понятие приватизации (юридический и экономический аспект) // Юридические записки. Воронежский Государственный университет. 2013. № 2. С. 63.
      26. Тяпкина Е.А. Правовые проблемы приватизации государственных предприятий. Дис…канд. юрид. наук / Е.А. Тяпкина. М. 2003. С. 17.
      27. Тяпкина Е.А. Способы приватизации // Гражданин и право. 2003. № 2. С. 10.
      28. Шатрова О.В. Правовое регулирование приватизации земельных участков в поселениях / О.В. Шатрова. М.: Проспект. 2006. С. 13.
      29. Шерли М., Ниллис Дж. Реформа и приватизация государственных предприятий: обобщение опыта / Мэри Шерли, Джон Ниллис. - Мировой банк. Институт экономического развития. - Тбилиси: Изд-во «КОКА». 1992. С. 3.