Файл: Изучение понятия государственной собственности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Собственник этой категории недвижимого имущества должен соблюдать целевое назначение данных объектов, право и интересы соседствующих пользователей, требования по рациональному использованию объектов, экологические требования и запреты и т.д.

В то же время власть собственника в отношении принадлежащей ему вещи не безгранична. Он может совершать в отношении имущества любые действия, не противоречащие действующему законодательству, и обязан принимать меры, предотвращающие ущерб здоровью граждан и окружающей среде, а также воздерживаться от поведения, приносящего беспокойство его соседям и другим лицам, и от действий, совершаемых исключительно с намерением причинить вред.

Кроме того, собственник не должен выходить за общие пределы осуществления гражданских прав, установленных ст. 10 ГК РФ, а в необходимых случаях на собственника возлагается обязанность на условиях и в пределах, предусмотренных законом и иными нормативными актами, допускать ограниченное пользование его имуществом другими лицами, например установление сервитута.

Право собственности относится к числу исключительных прав, что позволяет собственнику исключать воздействие третьих лиц в отношении принадлежащего ему имущества на закрепленную за ним сферу хозяйственного господства с использованием мер защиты.

1.2 Понятие и виды государственной собственности в РФ

В соответствии со ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации)[4].

Государственная собственность Российской Федерации длительное время была ведущей формой собственности, которая отличалась большим удельным весом. Отметим, что концентрация собственности в государственную форму, привело к ограничению сферы имущества и прав других собственников. Исключение собственности частной формы не дает положительных результатов.

Сегодня закреплено законодательством (ст. 2 ГК РФ) равенство между всеми участниками гражданских прав и отношений, также включая и государство. Равенство субъектов в отношении прав на собственность, явились условия ограничения государства некоторых преимуществ. Это, например, отказ от невозможности распространить исковую давность согласно требованиям возврата имущества государства из незаконного владения и определенных других льгот. Также условием равенства субъектов прав на собственность выступает закрепление равных прав всех собственников по защите своего имущества (п. 4 ст. 212 ГК РФ).


Действующее на сегодняшний день законодательство определяет частную и государственную собственность как составляющие по отношению к экономике, они не имеют политической окраски.

В образовавшихся сложных экономических отношениях государственная собственность РФ определяет форму собственности, которая имеет цель присвоения имущества народу. Она обособлена от собственности других граждан и организаций. Конституционное положение выступает основой совпадения интересов государства и народа в присвоении материального благосостояния. Таким образом, согласно (ч. 1 ст. 3 Конституции РФ[5]) единственным носителем и источником собственности является многонациональный народ Российской Федерации. На данный момент осуществляется разделение и реформирование прав на владения объектами федеральной собственности.

Согласно истории России, первоначальной формой собственности выступала коллективная собственность, то есть родовая и общинная. После разделения труда в обществе появилось неравенство среди владения имуществом, так появилась частная собственность. И только после организации государства появилось имущество, входившее в права владения государства. Но при появлении новых форм собственности, старые не уничтожались.

В случае, когда Россия до окончания 20 века считалась аграрной страной, главной формой собственности являлась государственная и земельная общинная. А частная собственность напротив, имела слабое развитие. Большую роль занимала собственность церквей, а в последних годах 19 века стала появляться форма собственности корпоративная.

Государство России с самого начала своего образования считалось основным владельцем собственности земли, также способно было глубоко влиять на политику организации разных форм собственности. Так, крестьяне имели право пользоваться земельной собственностью на правах владения.

В конце 17 начало 18 века берет свое активное развитие мануфактурная промышленность, так начинают образовываться государственные предприятия. Законы, введенные в период империи (1835 г.), стояли в защите прав на частное имущество, регламентируя ее потомственной, значит, вечной. Но, ни смотря на это, большая часть земельных ресурсов принадлежали государственной собственности. В период становления СССР собственность, принадлежавшая государству, имела высокую форму, входящая в состав экономической системы[6].

Современный этап государственной собственности характеризуется наличием мощной материально-технической базы. Это составляющая основы экономики народнохозяйственного комплекса России. Характерны взаимосвязь и централизация каких-либо звеньев производства, также имеет новый уровень технической оснащенности.


К собственности государства Российской Федерации относятся:

  • состоящие в основе богатства нации объекты, такие как объекты историко-культурного наследия и природного, художественные ценности и объекты природы, природные ресурсы, территориальные воды, ресурсы континентального шельфа;
  • объекты, которые служат обеспечением функционирования органов федеральной власти, решением и управлением общих задач России – казна государства Российской Федерации, разные войска и принадлежащее вооруженным силам имущество, предприятия, республиканские средства бюджета РФ, пенсионный фонд, фонды социального страхования и другие внебюджетные, золотые запасы, валютный и алмазный фонды Российской Федерации и др.;
  • оборонные объекты;
  • объекты, обеспечивающие в целом жизнедеятельность отраслей народного хозяйства, а также его других отраслей;
  • автомобильные дороги федерального назначения, принадлежащие общему пользованию, а также обслуживающие эти дороги предприятия. Такие как телевизионные и радиопередающие центры, предприятия связи, конные и племенные совхозы и заводы, семенные инспекции, лаборатории, сортоиспытывающие сельскохозяйственные культуры;
  • прочие объекты – предприятия направленные на фармацевтическую промышленность, медико-биологическое производство препаратов, предприятия, производимые ликероводочную и спиртовую продукцию.

2 Субъекты права собственности на государственную собственность. Отдельные виды государственной собственности

2.1 Субъекты права на государственную собственность в России

Процесс ᅚформирования ᅚинститута ᅚправа ᅚгосударственной собственности ᅚне ᅚполучил ᅚполного ᅚзавершения, ᅚа ᅚключевые ᅚего составляющие ᅚэлементы ᅚнедостаточно ᅚразработаны ᅚна ᅚлегальном ᅚи доктринальном ᅚуровнях. ᅚВ ᅚчастности, ᅚсейчас ᅚнаблюдается непоследовательность ᅚв ᅚопределении ᅚправового ᅚстатуса ᅚнарода ᅚи территориальной ᅚобщины ᅚкак ᅚсубъектов ᅚправа ᅚсобственности, ᅚсужение ᅚих прав ᅚсо ᅚзначительным ᅚрасширением ᅚобъема ᅚкомпетенции ᅚорганов государственной ᅚвласти ᅚи ᅚместного ᅚсамоуправления ᅚкак ᅚсубъектов, реализующих ᅚполномочия ᅚсобственника, ᅚнерациональное ᅚиспользование объектов ᅚправа ᅚсобственности ᅚроссийского ᅚнарода, ᅚгосударственной ᅚи муниципальной ᅚсобственности ᅚи ᅚраспоряжение ᅚпоследним ᅚвопреки общественным ᅚинтересам ᅚи ᅚтому ᅚподобное. ᅚОсобенно ᅚярко ᅚэти ᅚпроблемы раскрываются ᅚв ᅚпрактике ᅚдеятельности ᅚевропейских ᅚсудебных ᅚинститутов, ᅚа ᅚименно ᅚрешениях ᅚЕвропейского ᅚсуда ᅚпо ᅚправам ᅚчеловека, ᅚв ᅚчастности ᅚтех, что ᅚвыносятся ᅚпротив ᅚРФ[7].


Именно ᅚосвещению ᅚэтих ᅚи ᅚдругих ᅚвопросов ᅚправового ᅚрегулирования отношений ᅚгосударственной ᅚсобственности ᅚс ᅚразработкой ᅚсоответствующих ᅚпредложений ᅚсоставляет ᅚцель ᅚданной ᅚстатьи.

Регулирование ᅚотношений ᅚсобственности ᅚзакреплено ᅚв ᅚКонституции РФ, ᅚкоторая ᅚдекларирует ᅚзащиту ᅚправа ᅚсобственности ᅚ(ч. ᅚ2 ᅚст. ᅚ8) ᅚво ᅚвсех формах. ᅚПричем ᅚв ᅚКонституции ᅚопределяются ᅚ3 ᅚформы ᅚсобственности:

  • частная ᅚ(собственность ᅚграждан ᅚи ᅚпредприятий);
  • государственная ᅚ(собственность ᅚРоссийской ᅚФедерации ᅚи ᅚее субъектов);
  • муниципальная ᅚ(собственность ᅚмуниципальных ᅚобразований).

По ᅚКонституции ᅚправу ᅚсобственности ᅚпринадлежат ᅚотдельные специфические ᅚобъекты:

  • нормы ᅚо ᅚвозможности ᅚиметь ᅚв ᅚсобственности ᅚ(независимо ᅚот ᅚее формы) ᅚземлю ᅚи ᅚиные ᅚприродные ᅚресурсы ᅚ(ч. ᅚ2 ᅚст. ᅚ9, ᅚст. ᅚ36);
  • нормы ᅚо ᅚзащите ᅚинтеллектуальной ᅚсобственности ᅚ(ч. ᅚ1 ᅚст. ᅚ44).

Как ᅚизвестно, ᅚв ᅚотличие ᅚот ᅚмуниципального ᅚсобственника ᅚгосударство-собственник ᅚкак ᅚсубъект ᅚполитической ᅚвласти ᅚзаконодательным ᅚпутем, самостоятельно ᅚустанавливает ᅚправовой ᅚрежим ᅚсвоего ᅚимущества ᅚи ᅚформы реализации ᅚсвоего ᅚправа ᅚсобственности, ᅚможет ᅚустанавливать ᅚлюбые дополнительные ᅚгарантии ᅚего ᅚохраны ᅚ(например, ᅚв ᅚвиде ᅚмораториев ᅚна отчуждение ᅚобъектов). ᅚОднако ᅚгосударство ᅚкак ᅚсубъект ᅚправа ᅚсобственностидолжно ᅚвладеть, ᅚпользоваться ᅚи ᅚраспоряжаться ᅚимуществом ᅚв ᅚинтересах общества.

Государство ᅚявляется ᅚособым ᅚсубъектом ᅚправа ᅚземельной собственности, ᅚчто ᅚобусловлено ᅚкругом ᅚсубъектов ᅚправа ᅚгосударственной собственности ᅚна ᅚземлю ᅚи ᅚособым ᅚправовым ᅚстатусом ᅚпредставительных государственных ᅚорганов ᅚ–ᅚ субъектов ᅚреализации ᅚот имени государства ᅚфункций ᅚсобственника.

Указанные ᅚорганы ᅚсоставляют ᅚединую ᅚсистему ᅚорганов государственной ᅚвласти, ᅚнаходящихся ᅚв ᅚиерархическом, ᅚадминистративном подчинении, ᅚи ᅚпоэтому ᅚЗемельный ᅚкодекс ᅚРФ ᅚразграничил ᅚфункции ᅚэтих органов ᅚпо ᅚосуществлению ᅚправомочий ᅚсубъекта ᅚправа ᅚгосударственной собственности ᅚна ᅚземлю ᅚсогласно ᅚих ᅚкомпетенции. ᅚКроме ᅚконституционных особенностей, ᅚследует ᅚвыделить ᅚособенность ᅚзаконодательного ᅚзакрепления презумпции ᅚпребывания ᅚземель ᅚв ᅚгосударственной ᅚсобственности ᅚна основании ᅚч. ᅚ1 ᅚст. ᅚ84 ᅚЗемельного ᅚкодекса ᅚРФ[8], ᅚгде ᅚуказывается, ᅚчто ᅚв государственной ᅚсобственности ᅚнаходятся ᅚвсе ᅚземли ᅚРоссийской ᅚФедерации,кроме ᅚземель ᅚмуниципальной ᅚи ᅚчастной ᅚсобственности.


Это ᅚсводит ᅚна ᅚнет ᅚконституционный ᅚпринцип ᅚравенства ᅚвсех ᅚсубъектовᅚправа ᅚсобственности ᅚперед ᅚзаконом. ᅚПри ᅚтаких ᅚусловиях ᅚскладывается ситуация, ᅚчто ᅚземельные ᅚучастки, ᅚкоторые ᅚне ᅚотносятся ᅚк ᅚмуниципальной или ᅚчастной ᅚсобственности, ᅚявляются ᅚгосударственной ᅚсобственностью. ᅚВ ᅚст. 94 ᅚКонституции ᅚРФ ᅚопределяется, ᅚчто ᅚприобретение ᅚи ᅚреализация ᅚправа собственности ᅚна ᅚземлю ᅚгарантируется ᅚвсем ᅚсубъектам, ᅚв ᅚтом ᅚчисле ᅚи государству ᅚкак ᅚравноправному ᅚсубъекту ᅚна ᅚуровне ᅚс ᅚгражданами ᅚи юридическими ᅚлицами ᅚисключительно ᅚв ᅚсоответствии ᅚс ᅚзаконом, ᅚто ᅚесть декларативно ᅚгосударство ᅚприобретает ᅚправа ᅚсобственности ᅚна ᅚземлю ᅚв ᅚтех же ᅚслучаях ᅚи ᅚпо ᅚтем ᅚже ᅚправилам, ᅚпо ᅚкоторым ᅚее ᅚприобретают ᅚв собственность ᅚдругие ᅚсубъекты, ᅚчто ᅚявляется ᅚпрактически ᅚневыполнимым. Соответственно, ᅚгосударство ᅚне ᅚможет ᅚбыть ᅚпризнано ᅚравноправным субъектом ᅚправа ᅚсобственности ᅚпо ᅚсовременному ᅚземельному законодательству.

Необходимо ᅚучитывать ᅚконституционные ᅚособенности ᅚзакрепления права ᅚгосударственной ᅚсобственности ᅚна ᅚземлю, ᅚкоторые ᅚосновываются ᅚна признании ᅚнарода ᅚРФ ᅚсобственником ᅚземли, ᅚпровозглашении ᅚгосударства субъектом ᅚправа ᅚсобственности, ᅚопределения ᅚмеханизма ᅚосуществления государством ᅚправа ᅚсобственности ᅚчерез ᅚдеятельность ᅚорганов государственной ᅚвласти, ᅚкоторые ᅚможно ᅚназвать ᅚсубъектами ᅚосуществления ᅚправа ᅚгосударственной ᅚсобственности ᅚна ᅚземлю. ᅚСогласно ᅚст. ᅚ9 ᅚКонституции ᅚРФ, ᅚземля ᅚявляется ᅚсобственностью ᅚроссийского ᅚнарода, ᅚот ᅚимени ᅚи ᅚв интересах ᅚкоторого ᅚвыступают ᅚорганы ᅚгосударственной ᅚвласти ᅚи ᅚместного самоуправления.

Таким ᅚобразом, ᅚпервичными ᅚсубъектами ᅚправа ᅚгосударственной собственности ᅚявляется ᅚгражданское ᅚобщество, ᅚроссийский ᅚнарод, российское ᅚгосударство ᅚи ᅚтерриториальные ᅚобщины. ᅚОднако ᅚприоритетным ᅚвидом ᅚгосударственной ᅚсобственности ᅚявляется ᅚсобственность ᅚроссийского народа.

Обозначенную ᅚтезис ᅚподтверждают ᅚположения ᅚКонституции ᅚРФ, согласно ᅚкоторой ᅚземля, ᅚее ᅚнедра, ᅚатмосферный ᅚвоздух, ᅚводные ᅚи ᅚдругие природные ᅚресурсы, ᅚнаходящиеся ᅚв ᅚпределах ᅚтерритории ᅚРФ, ᅚприродные ресурсы ᅚее ᅚконтинентального ᅚшельфа, ᅚисключительной ᅚ(морской) экономической ᅚзоны ᅚявляются ᅚобъектами ᅚправа ᅚсобственности ᅚроссийского народа.