Файл: Выбор стиля руководства в организации (Стили руководства в организации: определение, классификация).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Стили руководства в организации: определение, классификация
1.1 Характеристика стилей руководства
1.2 Особенности стилей руководства
1.3 Лидерские качества руководителя
2. Менеджер, руководитель и лидер: сходство и различие
2.1 Соотношение понятий «менеджер», «руководитель» и «лидер»
2) социальный (лидер творческих и производственных коллективов, профсоюзных объединений, общественно-спортивных, и т. п.);
3) политический (государственные, лидеры партий и общественные деятели).
Между типами лидерства существует взаимосвязь: бытовые лидеры часто становятся социальными, а затем и политическими лидерами. Организаторские способности являются важнейшим качеством личности лидера. Лидер с организаторскими способностями точно и быстро оценивает ситуацию, выделяет задачи первостепенной важности, отличает реальность от бесплодных фантазий, достаточно точно рассчитывает сроки решения задач. Главной отличительной чертой способного организатора является его умение быстро находить эффективные пути и средства решения задач. Гениальный полководец, военный организатор, политический лидер Наполеон Бонапарт высказывался о себе так: «Мой гений состоит в том, что одним быстрым взглядом я охватывал не только все трудности дела, но, в то же время, и все ресурсы для преодоления этих трудностей; этому обязано мое превосходство над другими»[20].
Талант лидерства - этот психологический феномен, базируется на комплексе социально-психологических качеств и свойств личности лидера. Однако психологи установили, что человек не становится лидером только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств. Структура личных качеств лидера должна соответствовать личным качествам, деятельности и задачам группы (подчиненных).
Важным моментом является и то, как и в каких ситуациях лидер проявляет свои качества и как группа воспринимает своего лидера.
Немаловажное значение имеют доверие и любовь людей к лидеру. Доверие к лидеру выражается:
1) признанием его высоких достоинств, заслуг, полномочий; признанием необходимости его действий, их точности и результативности;
2) внутренним одобрением с лидером, готовностью действовать в соответствии с его установками;
3) готовностью следовать за ним на основе доверия, без средств принуждения, по собственному желанию и убеждению. Однако это желание появляется при определенном условии: так как группа имеет образ лидера и соответствующую этому образу модель, то она требует от реального лидера соответствия этой модели и его способности выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия члены группы не только пойдут за своим лидером, но и сделают это с желанием.
Поведенческий подход в теории черт направлен на исследование поведения лидера (руководителя)[21]. Механизмы воздействия лидеров на массы зависят от свойств подчиненных группы. В соответствии с этими свойствами лидер определяет, как он будет воздействовать на людей. От него зависит объективный умелый анализ реальной действительности. На основе проведенного анализа лидер делает выводы, затем формирует линию поведения, разрабатывает программу действий и принимает решения. После этого начинается мобилизация сил и средств. Лидеру необходимо добиваться поддержки со стороны большинства группы с целью организации исполнения принятых решений. Для этого необходимо:
- осуществить подбор и расстановку исполнителей;
- довести до них решения;
- уточнить и адаптировать решения применительно к месту исполнения;
- создать внутренние и внешние условия исполнения;
- координировать деятельность исполнителей;
- подводить итоги и делать анализ результатов.
Мобилизация сил и средств начинается с формирования команды лидера. Сильные опытные руководители-лидеры понимают, что как бы ни был высок уровень их подготовки, они не могут в полной мере полагаться на себя, и поэтому привлекают к управленческой деятельности инициативных, добросовестных работников. Судить о степени талантливости лидера часто можно именно по его окружению[22].
Лидер (руководитель, менеджер) стремится управлять действиями и поведением других людей. Чтобы делать это эффективно, необходимо знать образ мышления подчиненных и предвидеть их реакцию на свою деятельность. При этом нужно иметь в виду, что:
1) в каждом подразделении организации работают люди, и все многообразие отношений в организации обуславливается взаимодействием отдельных людей;
2) все люди отличаются друг от друга, но ни один из них не лучше другого. Вся сложность состоит в том, насколько лидеру удастся создать подходящие условия для самореализации каждого человека, а человеку — использовать свои возможности;
3) для каждого человека легче подобрать соответствующее место в организации, чем делать попытки изменить его индивидуальные особенности путем давления или принуждения;
4) когда место для каждого человека в организации (управленческой системе) найдено, в таком случае необходимо вносить поправки во взаимоотношения между людьми как по горизонтали, так и по вертикали. Регулирование взаимоотношений должно базироваться на системе поощрений и наказаний;
5) для каждого человека необходимо выбрать индивидуальный способ «кнута и пряника», соответствующий его индивидуальным психологическим характеристикам;
6) прежде чем начинать осуществление индивидуального подхода в управлении, лидер должен изучить собственные личностные особенности;
7) нужно развивать в себе способность критически относиться к чужим и собственным стереотипам, обладать гибкостью; уметь «переключаться» и изменяться, т. е. постоянно развиваться, обретая психическое и физическое здоровье и профессиональный успех[23].
Таким образом, менеджер, лидер и руководитель - понятия абсолютно разные: менеджер - это должность, лидер - признание группы, а руководитель — это должность, наделенная определенными официальными полномочиями, на которую назначается человек.; менеджер по сути - исполнитель чужой воли (собственника, совета директоров), лидер же - всегда инициатор и инноватор, а руководитель – имеет двоякое значение, в нем присутствуют задатки менеджера и в то же время он должен быть лидером для своих подчиненных. Фраза, ставшая классической: «managers do things right and leaders do right things», смысл которой заключается в том, что (хорошие) менеджеры правильно исполняют задания, а лидеры - определяют, что нужно исполнять[24].
2.2 Факторы, оказывающие влияние на стиль руководства
Можно выделить основные факторы, характеризующие стиль руководства:
- специфика системы - ее цели и задачи, управленческие структуры и технология управления, функции руководителя;
- требования, предъявляемые к руководителям в отношении их компетентности, деловитости, ответственности, личных качеств, нравственности, характера, темперамента и пр.;
- особенности руководимого коллектива - его структура и уровень подготовленности, характер сложившихся в нем взаимоотношений, его традиции и ценности;
- окружающая производственная среда - технологический уровень производства, форма организации труда, обеспеченность материальными ресурсами и т. п.
Стиль работы определяет не только деятельность руководителя, он непосредственно сказывается на всех сторонах деятельности системы и на подчиненных[25].
Таким образом, каждая организация представляет собой неповторимую комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий - это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Каждый руководитель является творцом того стиля управления, который он применяет на практике. Но при этом он учитывает множество объективных и субъективных условий и обстоятельств, в зависимости, от которых стиль получает свое конкретное содержание. Стиль представляет собой социальное явление, так как в нем отражены мировоззрение и убеждения руководителя, а так же он во многом определяет результаты деятельности всей системы.
3. Выбор стиля руководства
Многие успешные руководители полагают, что основной задачей для руководителя любого уровня является сочетание успешной личной работы с продуктивной деятельностью подразделения. Иначе говоря, управляемый вами участок с вашей поддержкой должен стать коллективом креативных и исполнительных людей, которые согласованно, бесконфликтно и благополучно выполняют поставленные перед ними задачи. От того, как у вас это получится, зависят ваш карьерный рост, авторитет, количество людей, поддерживающих вас. И, что особо важно, уменьшается количество людей, которые отрицательно к вам относятся. Думать о том, что их не будет совсем, по крайней мере, наивно. На карьерном пути встречается большое количество преград. Часть из них объективного свойства, и справиться с ними представляется крайне затруднительным. Совладать же с другими целиком и полностью в ваших силах. Нужно отметить хотя бы некоторые из них.
Если вы человек некоммуникабельный и закрытый, вам придется тяжко. Развивайте в себе коммуникабельность, станьте экстравертом, перестаньте замыкаться лишь на себе и своей работе, взгляните, как прекрасен мир, и поделитесь своими открытиями с окружающими. Вы сами удивитесь, в какой степени проще и свободнее вам станет контактировать с коллегами и, в первую очередь, с вашим шефом.
Нередки случаи, когда превосходный технический работник, перейдя на управленческую должность, оказывается несостоятельным начальником. Чтобы исключить это, воспитывайте в себе качества руководителя. Как говорит практика, если вы сумеете организовать трех человек для успешной работы, в таком случае и с тридцатью управитесь без труда.
Люди зачастую склонны завышать уровень своих способностей, в том числе и умение управлять другими людьми. Старайтесь справедливо оценить свои возможности, чтобы в дальнейшем не было досадных проколов. Учитесь управлять, ведь вы сами предпочли именно этот путь.
Но, в начале определимся, кто такой руководитель, какие типы руководителей и способы руководства бывают, какими качествами должен обладать руководитель?
Суть деятельности руководителя заключается в организационной работе. Непосредственно руководитель направляет и координирует деятельность исполнителей. В свою очередь, исполнители обязаны ему подчиняться и выполнять все его указания. Однако, иногда сам руководитель становится исполнителем, но всего лишь для того, чтобы основательно вникнуть в специфику деятельности предприятия.
Организовывая работу своих сотрудников, руководитель занимается творческой работой, при этом, чем выше его должностное положение, тем более творческим становится его подход к руководящей деятельности. Безусловно, и научно-технический прогресс стимулирует к постоянному совершенствованию руководящих навыков.
Однако организация работы отдела — только одна из сторон руководства. Руководитель также обязан направлять работу сотрудников, содействовать их дальнейшему развитию и даже влиять на их поведение, в том числе и неслужебное. Для этого мало быть профессионально подготовленным. Необходимо умение работать с людьми, педагогические и психологические знания.
В основном руководитель занимается следующими вопросами: он формулирует задания, планирует работу, контролирует качество ее исполнения, дает оценку результату деятельности, мотивирует те или иные решения и личным примером воодушевляет своих подчиненных. Выполнение этих функций нередко требует больших усилий, ведь зачастую они противоречат друг другу.
С продвижением по служебной лестнице имеют место следующие тенденции:
- непосредственно руководитель концентрирует в своих руках все больше функций решающей власти и силы, по этой причине решение, в конечном итоге, должно быть наиболее взвешенным;
- неофициальные, индивидуальные контакты с каждой новой ступенькой карьерного роста будут неуклонно сужаться, и потребность в общении придется, как это ни печально звучало, удовлетворять в рамках своего круга. Необходимость контролировать свои контакты и свое поведение будет только увеличиваться;
- необходимо быть готовым к тому, что с переходом на руководящую должность отношение к руководителю бывшего коллектива изменится: контакты со временем станут более формальными или даже вовсе оборвутся, а попытки остаться в коллективе «своим» станут противоречивы должностным обязанностям и интересам организации;
- спорные вопросы между сотрудниками или сотрудниками и руководством находят решения непосредственно руководителем, и к роли арбитра также нужно привыкнуть;
- руководитель всегда на виду, поэтому следить за своей внешностью и поведением теперь придется более основательно.
Все без исключения люди разные. Одинаковых руководителей, равно как в принципе одинаковых людей, быть не может. При всех универсальных правилах и требованиях руководители различаются стилями руководства, характерами, профессиональными качествами, подходом к людям. Каждый руководитель имеет свой, неповторимый стиль руководства. Однако все-таки можно вывести некоторые закономерности, которые позволят как-то классифицировать эти стили. Одной из таких классификаций является классификация Д. Кейси. Он разделяет руководителей на четыре больших категории[26].
К первой Д. Кейси относит руководителей, которых уверенно можно назвать бюрократами. Это формалисты, не любящие инноваций и риска, предпочитающие старые, испытанные пути, пытающиеся следовать именно букве, а не духу закона (инструкции, указанию). Такой руководитель надежен, он достаточно осмотрителен к мелочам и деталям, однако для того, чтобы предприятие под его руководством успешно развивалось, ему требуются более гибкие и проворные сотрудники. Тем карьеристам, которые попадают к такому руководителю, следует учитывать, что в некоторых случаях перспективный подчиненный выставляется как пробная фигура. В таком случае, чтобы не рисковать самому, решение тонких вопросов руководитель возлагает на того, кто стремится себя проявить. В случае провала фигура сдается вместо осторожного руководителя.