Файл: Выбор стиля руководства в организации (Стили руководства в организации: определение, классификация).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Стили руководства в организации: определение, классификация
1.1 Характеристика стилей руководства
1.2 Особенности стилей руководства
1.3 Лидерские качества руководителя
2. Менеджер, руководитель и лидер: сходство и различие
2.1 Соотношение понятий «менеджер», «руководитель» и «лидер»
1.2 Особенности стилей руководства
Рассмотрим некоторые особенности стилей руководства, а именно преимущества и недостатки основных стилей: авторитарного, демократического, либерального.
Преимущества авторитарного стиля: уменьшает время принятия решений, гарантирует четкость и своевременность управления, создает видимое единство управленческих действий, на новых предприятиях дает возможность быстрее справится с трудностями становления. Такой стиль важен в коллективе, где люди не хотят и не умеют работать.
Недостатки авторитарного стиля: отсутствие эффективных стимулов труда, сдерживание инициативы сотрудников, недовольство сотрудников результатами труда, страх подчиненных совершить ошибку, зависимость группы от прессинга руководителя, конфликты и плохой психологический климат в коллективе.
Преимущества демократического стиля: совместное принятие решений, поощрение инициативы и творчества подчиненных, удачное решение нестандартных задач, благоприятная психологическая обстановка в коллективе, включение психологических механизмов трудовой мотивации, удовлетворенность сотрудников своим трудом.
Недостатки демократического стиля: отсутствие централизованного контроля, продолжительность принятия решений, вероятный низкий уровень ответственности и дисциплины сотрудников, нарушение дисциплины в коллективе, перекладывание работы на других.
Преимущества либерального стиля: независимость творчества подчиненных, неофициальные отношения в коллективе. Может применяться, в случае если руководитель некомпетентен, если он только что получил должность руководителя данным коллективом.
Недостатки либерального стиля: перекладывание руководителем своих обязанностей на заместителей, сотрудников, уход от принятия стратегически важных решений, дела идут своим чередом, безразличие к критике и к персоналу, уклонение от ответственности, недовольство коллектива качеством управления, вероятный низкий уровень качества работы[12].
Сравнительная таблица стилей руководства представлена в Приложении 3.
1.3 Лидерские качества руководителя
Руководитель - менеджер по должности является официальным или формальным лидером организации. Его официальный авторитет также определяется должностью, а реальный находится в зависимости от результатов деятельности, его деловых, нравственно-этических качеств, опыта работы по управлению персоналом и бизнесом, уровнем профессионализма. Непосредственно с помощью этих качеств руководитель может эффективно влиять на членов коллектива организации, т.е. быть лидером. Исходя из анализа качеств великих людей земной цивилизации, лидер должен выделяться: честностью, интеллектом и знаниями, впечатляющей внешностью, здравым смыслом, инициативностью, в высшей мере уверенностью в себе. Качества лидера должны гармонировать с характером деятельности, внешней и внутренней средой организации, т.е. соответствовать в полной мере ситуации, в которой он действует. Лидерство - это искусство, которое руководителям нужно постигать, регулярно развивая в себе необходимые для этого качества.
Менеджер-лидер должен обладать целым рядом умений, качеств и способов осуществления лидерской функции:
- эффективно сочетать текущую оперативную работу с творческой деятельностью над стратегией развития организации;
- уметь эффективно влиять на подчиненный коллектив и его работу;
- стремиться постоянно иметь ясное и четкое представление о целях работы и о развитии организации;
- уметь создавать эффективную систему управления персоналом, обеспечивающую своевременную смену руководителей подразделений, повышение деловой квалификации персонала, разумное использование интеллекта и профессионализма работников в интересах организации;
- быть настойчивым, проявлять твердость в обеспечении конкурентоспособного, высокого качества продукции и менеджмента;
- обеспечивать самокритичный подход к оценке собственных возможностей и причин результатов руководства организацией;
- должен кратко излагать свои мысли, точно формулировать проблемы и способы их решения, быстро ориентироваться в различных вопросах бизнеса;
- уметь взвесить все «за» и «против» и быстро найти наилучшее решение;
- обеспечивать организованность и систематизированность работы всех звеньев организации;
- обладать способностью привлечь внимание персонала к самому главному в данный момент для успеха организации;
-обеспечивать совместимость и слаженность поведения как лидера организации с образом жизни за пределами служебной деятельности;
- умело сочетать руководящую деятельность с заботами о семье, здоровье, удовлетворении своих культурных и духовных запросов;
- проявлять убедительность и настойчивость в отстаивании собственного мнения;
- уметь отклонять необоснованные и неразумные требования партнеров по бизнесу и управлению;
- иметь способность и решительность объективно оценивать стиль руководства своих подчиненных и при необходимости его корректировать;
- требовать от других не намного больше, чем от себя;
- не допускать высказываний о людях в искаженном, не обоснованном виде, «за глаза», в отсутствии обсуждаемого[13].
Выдвинутая психологами «концепция физических качеств», говорящая о том, что лидер должен иметь физические преимущества — силу, высокий рост, большую массу — не подтвердилась. Очень часто лидеры имеют малый рост и небольшую физическую силу. Или, например, «концепция интеллигентности» предполагает, что лидерские качества связаны с оценочными и вербальными способностями личности. К таким личностным качествам относятся: инициативность, уверенность в себе (благоприятная самооценка), интеллигентность в вербальном и символическом плане, привязанность к сотрудникам, мужественность (у мужчин) и женственность (у женщин), мотивационные способности, зрелость мышления.
Однако, известно, что лучшие руководители-лидеры имеют некоторые общие качества - это любознательность, высокий интеллект, ответственность, активность, надежность, здравый смысл, общительность, уверенность в себе, сильная воля. Но все же, лидером порой становится человек, не обладающий этими качествами, и, напротив, человек, имеющий данные качества — не становится лидером.
Таким образом, в теории черт возникли два подхода с опорой на личные качества лидера — ситуационный и поведенческий.[14]
2. Менеджер, руководитель и лидер: сходство и различие
2.1 Соотношение понятий «менеджер», «руководитель» и «лидер»
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им тем, что имеют более активное и эффективное управление. Под управлением, с точки зрения собственника, понимается либо индивид «руководитель» или группа «руководящий состав». Синонимом слова «руководитель» является слово «менеджер», но, однако, между этими понятиями есть значительное различие.
Если обратиться к словарям, в таком случае, можно выяснить, что:
Менеджер (от англ. manage - управлять) - специалист по управлению производством и обращением товаров, наемный управляющий. Менеджеры организуют работу на фирме, руководят производственной деятельностью групп сотрудников фирмы. Менеджер является должностным лицом фирмы, компании, в которой он работает, и входит в средний и высший руководящий состав фирм. Руководитель - лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования, наказания и поощрения подчиненных для воздействия на их производственную (научную, творческую и пр.) активность[15].
Менеджер осуществляет руководство, то есть, оказывает влияние на людей для достижения сформулированной им цели. Руководство базируется на возможностях и способностях менеджера влиять на людей. Различие между руководством и менеджментом заключается в том, что менеджмент включает не только действия по оказанию влияния на людей, но и некоторые другие действия: планирование, организацию, контроль и регулирование. Таким образом, руководство является более узким понятием, чем менеджмент.
Зачастую менеджмент отождествляется с лидерством.
Лидерство - это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, ориентируя их усилия на достижение целей организации[16]
Нужно сказать, что менеджмент, и лидерство одинаково важны для организации, одно не может заменить другое. Однако, лидерство и менеджмент в компании - две отдельные, дополняющие друг друга системы действий. Каждая из них имеет свою функцию и присущие для нее виды деятельности. Для успеха компании в современном деловом мире, сверхбыстро меняющемся, необходимо освоить обе.
Право управлять вытекает из организационной структуры, оно способствует стабильности, порядку и решению проблем внутри нее. По словам Роберта Джосса, декана факультета бизнеса Стэндфордского университета, «лидерство - это «способность взять на себя полную ответственность за благополучие организации и ее рост, за перемены в ней к лучшему. Это не престиж, власть или статус, это ответственность». С другой стороны, право лидерства проистекает из таких личных качеств индивидов, как заинтересованность, цель и ценности и благоприятствует развитию видения перспектив, креативности и перемен в организации. Следует отметить, что термин «leadership» в английском языке обозначает поведение руководителя, побуждающее подчиненных мобилизовать свои силы и способности ради достижения поставленной задачи.
Главное различие между руководителем и менеджером относится к источникам их власти, и во многом зависящему от них уровню подчинения сотрудников. Власть - это потенциальная способность индивида воздействовать на поведение других людей. Власть - это основной имеющийся в распоряжения руководителя ресурс, позволяющий добиться изменения поведения сотрудников. Как правило, в организациях выделяют пять источников власти: закон, принуждение, вознаграждение, опыт (компетенции) и референтное право. В некоторых случаях источником власти является занимаемая менеджером в организации должность, а в иных - личные качества лидера[17].
Руководство и лидерство наравне с общением и принятием решений являются важнейшими элементами системы управления. Если нет эффективного руководства, то невозможно эффективно выполнять основные функции управления. Руководство — это умственная и физическая деятельность руководителя, цель которой — выполнение подчиненными предписанных им указаний и решение определенных задач. В процессе управленческой деятельности он использует данную ему организацией власть[18].
Различия между менеджером и лидером (по А.Н. Дятлову) представлены в Приложении 4.
В Приложении 4 перечислены важнейшие качества, характеризующие лидеров и менеджеров. Однако нужно помнить, что некоторые индивиды обладают и теми, и другими качествами.
Все же важно понимать, что лидерство - это не личностные качества, не полномочия, не мотивация и не идеология, как оно иногда ошибочно трактуется в переводной литературе. В первую очередь, лидерство - это система взаимоотношений в группе, когда один человек (лидер) выступает с инициативой и берет на себя ответственность за действия группы и их возможные последствия, а другие (последователи) готовы следовать предложенной инициативе и прикладывать для этого значительные усилия.
Краткую характеристику некоторых типов лидеров в зависимости от содержания их деятельности можно представить так: лидер-вдохновитель — это обаятельный руководитель; пользуется симпатией и даже любовью подчиненных; его природное обаяние вдохновляет окружающих людей. Лидер-исполнитель опирается на свои знания, способности, хладнокровие, спокойствие; проявляет аналитический подход к решению проблем. Эмоциональный лидер — это лидер с творческой фантазией, способный вносить инициативу, дающий возможность подчиненным реализовать себя, проявляющий «нежно-любовную заботу», участие в делах своих подчиненных[19].
Некоторые западные психологи отмечают, что подчиненные воспринимают «душевного лидера»: 1) как «одного из нас»; 2) как «подобного большинству из нас»; 3) как «лучшего из нас», т. е. являющегося «примером», образцом для подражания, «эпицентром» положительных эмоций членов группы. Однако при всем этом лидер не должен казаться «намного лучше нас», «намного умнее нас». В этом случае он перестает быть «одним из нас», что может вызвать опасения у группы, что ее проблемы не будут понятны и важны лидеру. У подчиненных не должно быть никаких сомнений в том, что руководитель сможет защитить их интересы.
Лидер является «зеркалом группы»: какова группа—таков и лидер. Так или иначе, человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет лидером в другой (другая группа — это другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру. Вспомним на этот счет русскую поговорку: «Всяк кулик на своем болоте велик»).
В соответствии с охватом решаемых задач выделяются следующие типы лидерства:
1) бытовой (лидеры школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семьях);