Файл: мультимедиа, гипермедиа, эффект присутствия, сетевая навигация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также идея гипертекста активно использовалась при составлении справочников и энциклопедий. К примеру, в тексте статьи энциклопедии по какому-либо вопросу встречаются ссылки типа смотри статью такую-то, содержащую дополнения и пояснения к текущей проблеме. В настоящее время используемая технология гипертекста позволяет получать доступ к большим массивам текстовой информации, не поддающейся упорядочиванию обычными способами.[19]

Гипертекстовые системы хорошо приспособлены для организации информационных систем в плохо структурированных областях. Такие технологии используются тогда, когда потребитель не может четко сформулировать свои потребности, а появляются непосредственно во время самого поиска информации. Традиционные методы информационного поиска, например, по ключевому слову, могут являться дополнительным средством в гипертекстовых системах, обеспечивая эффективный поиск по большим объемам информации.

Большинство современных поисковых систем в какой-то степени поддерживают технологию гипертекста. Здесь гипертекстовая технология используется для облегчения нахождения нужной информации по продукту и его возможностям. В качестве примера программной реализации технологии гипертекста можно привести справочные системы, встроенные в MS Windows. Наиболее развитые в техническом отношении справочные системы, построенные на технологии Help- файлов, позволяют даже автоматизировать некоторые действия пользователя. Так, справочная система пакета MS Word на запросы пользователя о том, как выполнить определенную процедуру, не только предоставляет исчерпывающее описание действий, но даже предлагает выполнить некоторые из них автоматически.

В системах документооборота и коллективной работы с документами гипертекстовая технология применяется для создания связей между однотипными документами и для организации последовательной обработки документов. Так в наиболее развитом программном пакете поддержки корпоративной деятельности пользователей Lotus Notes элементы гипертекстовой технологии используются для связывания двух и более документов.

Гипертекстовая технология может успешно применяться для создания процессоров идей. Данный тип гипертекстовых систем применяется для организации процесса создания и сопровождения документов больших объемов, содержащих текст, графику, информацию из баз данных и электронных таблиц. Конечной же целью является генерация линейного и удобочитаемого документа (в виде книги, доклада, отчета, например, о деятельности фирмы за квартал и т.д.) по разнородным и разноплановым данным. Здесь существенным является отслеживание влияний изменений данных в отдельных информационных фрагментах на документ в целом и его корректная реорганизация для различных приложений. Кроме этого немаловажным является поддержка одновременной работы нескольких авторов с фрагментами единого издания, их взаимодействия в локальной сети, распределенного хранения информации, введения версий документов, согласования их окончательного содержания.


Реализуются гипертекстовые документы на CD-ROM и в сетях Интернет. При использовании CD-ROM гипертекстовый документ может создаваться на основе технологий баз и банков данных, Help - технологий и языка гипертекста HTML.[20]

Наиболее популярным направлением применения гипертекстовых технологий в сетях Интернет являются WEB - публикации (WordWideWeb), организованные в Локальные архивы, Сайты или Web – странички.

В результате в Интернете сформированы огромные и свободно доступные широким массам пользователей (открытые) самые разнообразные информационные ресурсы. В Интернете присутствует множество информационных ресурсов, отличающихся: тематикой (по археологии, музыке и т. п.), направленностью, содержанием, доступностью или охватом предлагаемой пользователям информации (например, ресурсы правительства).

Мультимедиа

Мультимедиа — создание в целом программно-техническом комплексе различных физических сред, с помощью которых человек общается с окружающим миром: звук, текст, статическая и динамическая графика, мультипликация (анимация) и видео. Вследствие появления средств мультимедиа, появилась возможность компьютерной интеграции статического (текст, графики, рисунки) и динамического (аудио, видео, анимация) содержимого.

Более 30 лет назад мультимедиа довольствовалась пишущей машинкой под названием "Консул". Позже компьютеры с помощью прогресса были уменьшены до бытовой аппаратуры, что стало реальностью собрать их в гаражах и комнатах.

В связи с этим нашлось много любителей, которые дали новый толчок развития мультимедиа (например, компьютерный гороскоп 1980 года, который при помощи динамика и программируемого таймера синтезировал расплывчатые устные угрозы ежедневно, к тому же перемещал по экрану звезды-зачатки анимации). В это же время появляется и сам термин мультимедиа. Вероятнее всего, он служил заслоном, отгораживавшей лаборатории от взглядов неопытных любителей.

На самом деле взрыв интереса произошел в конце 80-х годов к применению мультимедиа-технологии в гуманитарных областях (и, в частности, в историко-культурной). Данный всплеск связан, конечно же, с выдающимся американским компьютерщиком-бизнесменом Биллом Гейтсом, принадлежавшему идея создания и успешной реализации мультимедийного (коммерческого) продукта на основе служебной музейной инвентарной базы данных с использованием в нем всех возможных сред: изображений, звука, анимации, гипертекстовой системы ("National Art Gallery. London").


Основным источником мультимедиа ресурсов для большинства пользователей становится всемирная компьютерная сеть Интернет. Эта сеть предоставляет доступ как к образовательным, так и ко многим другим ресурсам, содержащим в себе информацию самых разных типов, начиная текстом и заканчивая сложными видеоизображениями. В настоящее время мультимедиа и гипермедиа-технологии становятся неотделимыми от телекоммуникационных технологий, а всемирные сети превращаются в большое и хорошо структурированное хранилище мультимедиа-информации.[21]

Одним из самых популярных сервисов сетевых технологий, которые связанны с мультимедиа, является WWW-технология, которая представляет собой распределенную систему гипермедиа-ресурсов, отличительной особенностью которых, кроме привлекательного внешнего вида, является возможность организации перекрестных ссылок друг на друга. Используя специальную программу просмотра документов WWW (браузер), пользователь сети может быстро перемещаться по ссылкам от одного документа к другому, путешествуя по пространству всемирной паутины.

Наиболее распространенной коммуникационной технологией и соответствующим сервисом в компьютерных сетях стала технология пересылки и обработки информационных сообщений, обеспечивающая оперативную связь между людьми.

Электронная почта (E-mail) - система для хранения и пересылки сообщений между людьми, имеющими доступ к компьютерной сети. Посредством электронной почты можно передавать по компьютерным сетям любую мультимедиа-информацию (текстовые документы, изображения, цифровые данные, звукозаписи.).

Такая сервисная служба реализует:

  1. Редактирование документов перед передачей.
  2. Хранение документов и сообщений.
  3. Пересылку корреспонденции.
  4. Проверку и исправление ошибок, возникающих при передаче.
  5. Выдачу подтверждения о получении корреспонденции адресатом.
  6. Получение и хранение мультимедиа-информации.
  7. Просмотр полученной корреспонденции.

Другим популярным сервисом, предоставляемым современными телекоммуникационными сетями и реализующим обмен мультимедиа-информацией между людьми, объединенными общими интересами, являются телеконференции.

Телеконференция представляет собой сетевой форум, организованный для ведения дискуссии и обмена сообщениями по определенной тематике.

Телеконференция позволяют публиковать сообщения по интересам на специальных компьютерах в сети. Сообщения можно читать, подключившись к компьютеру и выбрав тему для дискуссии. Далее, по желанию, возможен ответ автору статьи или отправка собственного сообщения. Таким образом, организовывается сетевая дискуссия, носящая новостной характер, поскольку сообщения хранятся небольшой период времени. Наличие аппаратных мультимедиа-средств: аудио- и видеооборудования (микрофон, цифровая видеокамера), подключенного к компьютеру, позволяет организовать компьютерные аудио и видеоконференции.


С развитием технических средств компьютерных сетей увеличивается скорость передачи данных. Это позволяет пользователям, подключенным к сети, не только обмениваться текстовыми сообщениями, но и передавать на значительное расстояние мультимедиа-ресурсы - звук и видеоизображение. Одним из представителей программ, реализующих общение через сеть, является программа NetMeeting, входящая в состав комплекта Internet Explorer. NetMeeting является мультимедиа-средством, реализующим возможности прямой связи через сеть Интернет.[22]

Одной из важнейших сетевых мультимедиа-технологий является распределенная обработка данных. В этом случае персональные компьютеры используются на местах возникновения и применения информации. Если они соединены каналами связи, то это дает возможность распределить их мультимедиа-ресурсы по отдельным функциональным сферам деятельности и изменить технологию обработки данных в направлении децентрализации. В наиболее сложных системах распределенной обработки данных осуществляется подключение к различным информационным службам и системам общего назначения (службам новостей, национальным и глобальным информационно-поисковым системам, базам данных и банкам знаний).

Значимым с точки зрения повышения эффективности обучения сервисом, реализованным в компьютерных сетях, является автоматизированный поиск мультимедиа-информации. Используя специализированные средства - информационно-поисковые системы, можно в кратчайшие сроки найти интересующие сведения и мультимедиа-ресурсы в мировых информационных источниках (Google, Яндекс, Rambler).

1.6 Гипермедиа

Гипермедиа — это новая философия представления информации и доступа к ней. Ее концепция базируется на модели информационного пространства, представленного в виде графа, узлы которого содержат информацию, а семантические связи представлены дугами графа. Информация, хранящаяся в истинной системе гипермедиа, должна быть представлена всеми возможными формами, которые может воспроизвести современный компьютер. Таким образом, посредством гипертекстовых связей, лежащих в основе компьютерной гиперсреды, гипермедиа совмещает в себе радио (аудио), телевидение (динамическое изображение), прессу (текст, рисунки, фотографии) и компьютер (видеотерминал).

Активное развитие технологий в сети Интернет привело к расширению гипертекста до гипермедиа. Гипермедиа представляет собой гипертекст, в который, наряду с базовыми компонентами – текстом и ссылками, включаются графика, звук, видео, анимация, что позволяет не только усилить нелинейность и неоднородность информации, но и повысить приникающую способность виртуального дискурса.


Гипермедиа в разы усиливает ассимилирующие потенции виртуального дискурса, позволяя облучать реципиента на всех уровнях.

Она позволяет параллельно предъявлять коммуниканту фрагменты различных дискурсивных практик в виде текста, графических образов, аудио- и видеозаписей, мультипликации. Например, пользователь спортивного форума может параллельно слушать публицистическую передачу по каналам Интернет-радио и просматривать ролик с видеохостинга. Мультиканальная гиперсреда виртуального дискурса дает возможность участникам без труда переключаться с одной дискурсивной практики на другую, что позволяет продуцировать огромное количество разнообразных дискурсивных образований, обладающих огромной коммуникативной интенсивностью.

Кроме поддержки полидискурсивности гипермедиа позволяет усилить приникающую способность отдельного дискурса. Согласованная, посредством гипертекста, информация, параллельно идущая по разным каналам, одновременно воспринимается участниками дискурса по всему сенсорному полю. Современные технологии уже сейчас позволяют дополнить гипермедиа элементами, воздействующими на обонятельные и осязательные рецепторы, трехмерными моделями, колебаниями на разных частотах. Идеальным вариантом гипермедиа является искусственная среда. Где виртуальный гипермедийный продукт достигает эффекта полного присутствия.

Гипермедиа, как и гипертекст, сейчас неотъемлемая часть сети Интернет. Эволюция интернет-технологий с каждым шагом усиливает роль гипермедийных элементов. Если гипертекст, задает каркас виртуального дискурса, то гипермедиа наделяет его интерактивностью.

Таким образом, с выделением сети Интернет в основное информационно- коммуникационное поле современной постмодернистской культуры основные дискурсы перекочевали в интерактивное коммуникативное пространство, сформировав уникальный «винегрет дискурсов». Что привело к появлению дискурса особого типа – виртуального. Категории «гипертекста» и «гипермедиа» являются ключевыми для понимания природы и сущности виртуальных дискурсивных практик, представленных в виртуальном коммуникативном пространстве сети Интернет.

1.7 Эффект присутствия

Важной чертой коммуникационной модели Интернета является понятие эффекта присутствия, характеризующего процесс общения клиента с окружающей средой, состоящей из обстановки, помещения, рабочего места с компьютером и т.п., и среды, создаваемой компьютерными гиперсредствами.