Файл: Субъекты предпринимательского права (Понятие субъектов малого бизнеса (предпринимательства)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

1. Понятие субъектов малого бизнеса (предпринимательства). Нормативно-правовое регулирование деятельности субъектов малого бизнеса в РФ

1.1 Понятие субъектов малого бизнеса (предпринимательства)

Рассмотрим понятие субъектов малого бизнеса в нескольких источниках и сравним их.

Для начала стоит обратиться к нормативно - правовым документам. Определение понятия «субъект малого предпринимательства» приведено в пункте 1 статьи 3 Закона №88-ФЗ:

«Под субъектами малого предпринимательства, понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

в промышленности - 100 человек;

в строительстве - 100 человек;

на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве - 60 человек;

в научно-технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица». [2, ст. 3, п. 1]

Важным новшеством Федерального закона от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» по сравнению с Федеральным законом от 14 июня 1995 года №88-ФЗ является то, что он устанавливает практически универсальные требования как к предприятиям, так и к индивидуальным предпринимателям, соблюдение которых позволит отнести их к субъектам малого или среднего предпринимательства. Следует напомнить, что критерии, закрепленные ст. 3 Федерального закона от 14 июня 1995 года №88-ФЗ, применялись только к коммерческим организациям, а индивидуальные предприниматели относились к субъектам малого предпринимательства автоматически, вне зависимости от соответствия их указанным параметрам.


Таким образом, в настоящее время согласно ст. 4 данного закона для отнесения индивидуальных предпринимателей и организаций к числу субъектов малого и среднего предпринимательства имеют значение следующие критерии:

) «независимость происхождения» - в уставном капитале юридических лиц доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;

) средняя численность работников за отчетный период не превышает:

15 человек для микропредприятий;

100 человек для малых предприятий

250 человек для средних предприятий.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства. [9]

) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов за календарный год не превышает предельных значений, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, установленных для соответствующих категорий, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Однако, Лапуста М.Г. пишет, что малым предпринимательством (малым бизнесом) признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно - правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником. [3]

Понятие М.Г. Лапустой термина субъекты малого предпринимательства «не слишком отличается от определения, представленного в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», согласно которому деятельность, осуществляемая группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником».


В соответствии с гражданским кодексом РФ в России могут создаваться следующие организационные формы коммерческих предприятий: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, а наиболее распространенными организационно - правовыми формами ведения малого бизнеса являются:

 Индивидуальное предпринимательство;

 Общество с ограниченной ответственностью;

 Общество с дополнительной ответственностью;

 Производственные кооперативы.

Кратко рассмотрим каждую организационно - правовую форму.) Индивидуальное предпринимательство (ИП).

Индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Важной особенностью осуществления предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя является тот факт, что гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

При этом предприниматель трудится сам, не привлекая дополнительную рабочую силу. Однако предприниматель может привлечь дополнительную рабочую силу и зарегистрировать индивидуальное (семейное) частное предприятие.

Индивидуальный предприниматель самостоятельно распределяет прибыль от своей деятельности, оставшуюся после уплаты налогов. [21]) Общество с ограниченной ответственностью (ООО).

Это общество, учрежденное одним или несколькими лицами, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью несут риск убытков, связанный с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Важное значение, для успешного функционирования ООО, имеет формирование уставного капитала, который составляется из стоимости вкладов его участников; он определяет минимальный размер имущества общества. Размер уставного капитала не может быть менее суммы, определенной законодательством.) Общество с дополнительной ответственностью (ОДО).

Особенностью такого общества является то, что его участники несут субсидиарную ответственность по обязательствам общества в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. Все другие нормы ГК РФ об обществе с ограниченной ответственностью могут применяться к обществу с дополнительной ответственностью.) Производственные кооперативы.


Это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Члены производственного кооператива несут по его обязательствам субсидиарную ответственность. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием. В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворения требований его кредиторов. [22]

1.2 Нормативно-правовое регулирование деятельности субъектов малого бизнеса в РФ

В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры:

) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, и упрощенный порядок ведения кассовых операций для малых предприятий;

) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

) иные, направленные на обеспечение реализации целей и принципов настоящего Федерального закона, меры. [5, ст. 7]


Рассмотрим некоторые из них, наиболее важные.

) Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, и упрощенный порядок ведения кассовых операций для малых предприятий.

С 1 января 2014 года индивидуальные предприниматели и малые предприятия не будут устанавливать лимит остатка наличных в кассе и оформлять кассовые документы, если ведут Книгу учета доходов и расходов. Проект нового порядка ведения кассовых операций опубликован на сайте ЦБ РФ. Документ предусматривает два основных изменения. Во-первых, ИП и малые предприятия освободят от обязанности устанавливать лимит остатка наличных денег, т.е. максимально допустимую сумму, которая может храниться в кассе на конец рабочего дня.

Во-вторых, предприниматели на упрощенной системе налогообложения смогут отказаться от кассовой книги, а также приходных и расходных ордеров, если ведут учет доходов и расходов на основании первичных документов в Книге учета доходов и расходов. Кроме того, обновятся формы первичных кассовых документов, в частности кассовой книги, приходного и расходного кассового ордера, книги учета принятых и выданных кассиром наличных и др. Также, согласно поправкам, юр/ лица и ИП смогут вести кассовые операции с применением программно-технических комплексов. При этом с 1 января 2015 года ЦБ намерен ввести для таких комплексов требование иметь функцию распознавания не менее четырех машиночитаемых защитных признаков банкнот Банка России. Планируется, что указания ЦБ вступят в силу с 1 января 2014 года. Документ заменит действующее положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации от 12.10.11 №373-П. [23]

Существует упрощенная система бухгалтерской отчетности. Такую отчетность вправе представлять только субъекты малого предпринимательства.

Сокращенный объем бухгалтерской отчетности допускает:

) в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включать показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);

) в отчет об изменениях капитала и отчет о движении денежных средств включать только наиболее важную информацию, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации и финансовых результатов ее деятельности;

) раскрывать в пояснительной записке меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных субъектов предпринимательства;

) не представлять информацию по сегментам (ПБУ 12), по прекращаемой деятельности (ПБУ 16);