Файл: Субъекты предпринимательского права (Понятие субъектов малого бизнеса (предпринимательства)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

) отражать последствия изменений учетной политики перспективно (ПБУ 1);

) отражать события после отчетной даты исходя из требования рациональности (ПБУ 7);

) исправлять существенные ошибки предшествующего года, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, без ретроспективного пересчета с включением прибыли или убытка, возникших в результате исправления ошибки, в состав прочих доходов или расходов текущего отчетного периода (ПБУ 22).

Упрощенная форма бухгалтерского учета - форма бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, занятых торговлей или иной посреднической деятельностью, а также с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг с небольшим количеством хозяйственных операций (как правило, не более ста в месяц). При этом могут использоваться упрощенный рабочий план счетов, кассовый метод учета доходов и расходов, ведомости учета (имущества, расчетов, реализации и затрат) в качестве регистров бухгалтерского учета. Малое предприятие, совершающее, как правило, не более 30 операций в месяц и не осуществляющее производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет по простой форме бухгалтерского учета путем регистрации операций только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме №К-1. Регулируется Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утв. Приказом Минфина РФ. [7] Все это позволяет экономить малому предпринимательству на бухгалтерии.

) Регистрация предприятия.

Каждое вновь созданное предприятие малого бизнеса подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» от 8 августа 2001 г. С момента государственной регистрации предприятие считается созданным и в соответствии со ст. 51 Гражданского кодекса РФ приобретает статус юридического лица. Для государственной регистрации любой субъект предпринимательской деятельности представляет соответствующему органу исполнительной власти следующие документы:

• заявление, составленное по форме, утвержденной Правительством РФ, содержащее просьбу о регистрации предприятия. Заявление подписывает учредитель (или учредители) предприятия;

• учредительный договор (если у предприятия несколько учредителей) или решение о создании предприятия (когда предприятие создается одним учредителем);


• устав предприятия, утвержденный учредителями (для предприятий всех форм собственности, кроме хозяйственных товариществ). При этом в уставе предприятия обязательно должен быть указан вид деятельности;

• документ, подтверждающий оплату не менее 50% размера уставного (складочного) капитала предприятия, указанного в решении о создании предприятия;

• свидетельство об уплате государственной пошлины;

•документ, подтверждающий согласие соответствующего антимонопольного органа на создание предприятия, в случае если размер уставного капитала превышает величину, установленную законодательством РФ. [15]

Если малое предприятие не владеет собственным помещением, то к заявлению на регистрацию прилагается письмо-обязательство арендодателя передать предприятию помещение на условиях аренды с указанием размера предоставляемой площади и его полного почтового адреса. В качестве арендодателя может выступать один из учредителей предприятия. Следует иметь в виду, что требования предоставить помимо перечисленных другие документы являются незаконными. Любые дополнительные документы (например, справки о состоянии здоровья работников общественного питания малого предприятия и т.п.) могут быть представлены после регистрации, что рекомендуется отразить в уставе предприятия.

Учредители предприятия должны обратить внимание на достоверность сведений, содержащихся в предоставленных документах, с тем, чтобы не допустить отказа в регистрации или серьезных проблем в дальнейшем при обнаружении недостоверностей.

Важное место в процедуре регистрации предприятия малого бизнеса занимает постановка его на учет в налоговом органе. В течение 10 дней со дня государственной регистрации предприятие должно встать на учет по месту нахождения, для чего оно подает в налоговый орган заявление установленного образца и копию заверенных учредительных документов. В течение последующих пяти дней налоговый орган обязан поставить предприятие на учет, выдать ему соответствующее свидетельство и присвоить идентификационный налоговый номер, который будет указываться с этого момента во всех документах предприятия. Одновременно предприятие включается в Единый государственный реестр налогоплательщиков.

) Открытие счета в банке.

Предприятие может открыть в коммерческих банках расчетный, текущий, специальный, валютный, бюджетный, депозитный и другие счета. Важнейшим банковским счетом для предприятия служит расчетный счет. Он предназначен для осуществления текущих платежей по распоряжению предприятия и зачисления поступлений денежных средств в его адрес. На этот счет могут быть зачислены: выручка от реализации продукции (работ), предоставления услуг, полученные кредиты и другие поступления.


С этого счета осуществляются расчеты с поставщиками, бюджетом по налогам и приравненным к ним платежам, с работниками предприятия - по заработной плате, с банками - по полученным кредитам и процентам по ним и др.

Текущие счета открываются предприятиям малого бизнеса, не являющимся юридическими лицами. Для хранения средств строго целевого назначения используются специальные счета. Расчеты в иностранной валюте совершаются с использованием валютных счетов при наличии лицензии Центрального банка РФ на ведение валютных операций. В соответствии с установленным порядком вначале открывается транзитный счет, на который предварительно зачисляется валютная выручка. С этого счета предприятие обязано продать до 75% валютной выручки по курсу Центрального банка РФ. Ее остаток зачисляется на валютный счет предприятия.

Предприятия, получающие из бюджета средства, имеющие целевое назначение, могут открывать бюджетный счет. Наконец, депозитный счет в банке предприятия малого бизнеса открывают для хранения временно свободных денежных средств, если таковые у них имеются. По депозитным счетам предприятия получают определенный процент.

Открытие счета в банке упрощает денежные расчеты предприятия с поставщиками, государством, налоговыми органами и другими организациями.

) Лицензирование деятельности малого бизнеса.

Оно осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. (с последующими дополнениями и изменениями). К лицензируемым относятся такие виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, культурному наследию народов России. К лицензируемым видам деятельности относятся, например:

• разработка, производство, ремонт и испытание авиационной техники;

• фармацевтическая деятельность, производство лекарственных средств и медицинской техники;

• деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

• перевозки пассажиров и грузов морским, речным, воздушным, автомобильным и железнодорожным транспортом;

• туроператорская и турагентская деятельность;

• аудиторская деятельность;

• медицинская деятельность.

Лицензия выдается на каждый лицензируемый вид деятельности, на определенный срок, как правило, не менее чем на пять лет. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата - юридического лица или индивидуального предпринимателя. Для получения лицензии ее соискатель представляет в соответствующий орган следующие документы:


• заявление с просьбой о выдаче лицензии на определенный вид деятельности с указанием срока, в течение которого лицензиат намерен ее осуществлять;

• копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации лицензиата;

• справку о постановке лицензиата на учет в налоговом органе;

• документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии платы, за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя.

Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии принимается в течение 60 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. Руководителю предприятия малого бизнеса следует иметь в виду, что выданная лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления органа, выдавшего лицензию, или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией.

Основанием для аннулирования лицензии могут быть:

• обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;

• неоднократное или грубое нарушение лицензиатом требований и условий, содержащихся в лицензии;

• незаконность решения о выдаче лицензии.

Кроме того, в случае каких-либо преобразований юридического лица (изменения его наименования, местонахождения и др.) лицензиат обязан немедленно подать заявление с просьбой о переоформлении документа. [4]

Таким образом, под субъектами малого предпринимательства, понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, а так же физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия регулируются законодательством, как любые другие. Ряд нормативных требований для малых предприятий упрощен, законодательные основы ведения малого бизнеса предусматривают некоторые льготы, послабления, которые будут обуславливать некоторые особенности организации финансов субъектов малого предпринимательства.

2. Особенности организации финансов субъектами малого бизнеса (предпринимательства)


2.1 Формирование денежных фондов и резервов предприятия, привлечение финансовых ресурсов, принципы организации финансов

1) Денежные фонды и резервы предприятий

Формирование денежных фондов предприятия начинается с момента его организации. Предприятие в соответствии с законодательством создает уставной капитал.

Уставной капитал - основной первоначальный источник собственных средств предприятия. Эти средства формируют основной и оборотный капитал, которые в свою очередь направляются на приобретение основных производственных фондов, нематериальных активов, оборотных средств.

К числу денежных фондов предприятия относится добавочный капитал. Он создается за счет: прироста стоимости имущества в результате переоценки основных фондов, безвозмездно полученных денежных и материальных ценностей на производственные цели.

Результатом предпринимательской деятельности являются доходы, которые выступают в форме выручки от реализации, которая поступает на расчетный счет предприятия. Выручка это прежде всего источник возмещения затрат на производство, продвижение на рынок и реализацию товаров (работ, услуг).

Результатом и конечной целью деятельности предприятия является получение прибыли. После налоговых выплат образуется прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, из которой в дальнейшем формируются резервный капитал и другие аналогичные резервы, а также фонд накопления и фонд потребления.

Резервный капитал - денежный фонд предприятия, который образуется в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами. Источником его формирования являются отчисления из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Он предназначен для покрытия убытков отчетного года при отсутствии или недостаточности прибыли.

Фонд накопления - денежные средства, предназначенные для развития производства. Использование этих средств связано как с развитием основного производства в целях увеличения имущества предприятия, так и с финансовыми вложениями для извлечения прибыли.

Фонд потребления - денежные средства, направляемые на социальные нужды, финансирование объектов непроизводственной сферы, единовременное поощрение, выплаты компенсационного характера и другие аналогичные цели. [16]