Файл: Роль мотивации в поведении организации (Сущность и значение мотивации в управлении персоналом организации).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
1.1 Сущность и значение мотивации в управлении персоналом организации
1.2. Перспективные пути совершенствования системы мотивации персонала в организации
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В АО «МУРМАНОБЛГАЗ» (Североморский филиал)
2.1. Организационная характеристика АО «Мурманболгаз»
2.2. Исследование системы мотивации в организации.
2.3 Влияние мотивации персонала на качество оказываемых услуг АО «Мурманоблгаз»
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В АО «МУРМАНОБЛГАЗ» (Североморский филиал)
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивации персонала АО «Мурманоблгаз»
3.2 Обоснование эффективности предложенных мероприятий
Также важно обратить внимание на то, что система мотивации персонала компании должна быть распространена на всех без исключения сотрудников, т.е. она должна быть комплексной. Вероятно, что в некоторых сферах возможно применение усиленной мотивации, однако это не означает, что другие сотрудники не нуждаются в ней.
Помимо этого, обязательными являются регулярные изменения в системе мотивации персонала, так как трудовая деятельность компании динамична и постоянно развивается. Также не стоит забывать о влиянии изменений ситуаций в стране, в рыночных отношениях и др., что также оказывает влияние на потребности людей.
Таким образом, мотивация персонала - это их стимул к работе. Система мотивации персонала должна быть подобрана индивидуально для каждой компании с учетом потребностей и ожиданий ее сотрудников, и в этом случае она будет способствовать успешной трудовой деятельности организации в целом.
Хорошо мотивированный персонал работает лучше хорошо запуганного, требует меньший фонд заработной платы и оклады, а также спокойнее переносит перебои с выдачей заработной платы[6]. Концепции мотивации персонала и их применение в организации
1.2. Перспективные пути совершенствования системы мотивации персонала в организации
Мотивационный механизм представляет собой алгоритм, использование которого должно превратить мотивацию персонала из стихийного, во многих моментах непоследовательного явления в тщательно продуманный, логически взвешенный процесс полноценного выполнения управленческой функции.
Сердцевиной менеджмента является мотивационный механизм активизации индивидуального и группового поведения членов трудового коллектива на основе их самоорганизации. Основными компонентами мотивационного механизма являются:
-биосоциальные субъекты и объекты мотивации: творчество; потребности; мотивы; цели и др.;
- внешние мотиваторы (стимулы) экономического поведения: социально-политические условия; финансовая и налоговая политика; производственная сфера; жилищно-бытовые условия; духовная среда.[7]
Конкретный состав и структура мотивационного механизма определяются методами мотивации: экономическими, социальными, психологическими и организационными, выбор которых зависит от создавшихся в коллективе условий и желаемых результатов. Структура и взаимосвязь внутренних и внешних мотиваторов экономического поведения (см. рисунок 2)[8].
Рис. 2. Структура и взаимосвязь внутренних и внешних факторов мотивации экономического поведения.
Эффективность действия мотивационного механизма активизации экономического поведения зависит от уровня развития и согласованности организационных, управленческих и межличностных отношений в трудовом коллективе, определяемых совокупностью социально-экономических, научно-технических, культурологических, этнопсихологических, правовых и других факторов, влияющих на поведение членов трудового коллектива.
Мотивационный механизм (ММ) реализуется посредством по вторяющегося процесса, состоящего из последовательности логических интеллектуальных процедур, включающих в себя:
- постановку целей субъектом (ЦС);
- выбор стратегии поведения субъектом (Стр. С) на основе познания состояния внутренних факторов мотивации поведения объекта и внешних мотиваторов, моделирования и прогнозирования выбора объектом возможных стратегий поведения, оценки и сопоставления соответствующих ожидаемых результатов;
- реализацию стратегии поведения субъекта путем мотивирующего воздействия на объект (М);
осознание мотивирующего воздействия объектом, принятие (непринятие или частичное принятие) воздействия в соответствии с собственными внутренними факторами мотивации поведения и их согласованностью с внешними мотиваторами, активизацию факторов мотивации поведения (А);
- выбор и реализацию объектом стратегии своего поведения (Стр. О);
- получение результата от реализованных стратегий субъекта и объекта, выражающегося функционалом (В) от разности планируемого показателя цели менеджмента (е), соответствующего выбору оптимальных стратегий субъектом и объектом, и фактическим показателем (Е), обеспечиваемым реализованными стратегиями;
- использование возможностей субъектом и объектом, выраженное функционалом (Ф) от разности потенциальных (П) и фактически использованных (И) возможностей, а также удовлетворение общественных, коллективных и личных потребностей (V) в зависимости от степени осознания и принятия объектом мотивирующих воздействий субъекта и реализации соответствующих стратегий;
- осознание и анализ полученных результатов субъектом и объектом мотивации.
Затем данный процесс повторяется вновь, но уже с учетом полученных результатов. В общем виде символическую запись приведенных процедур можно представить в следующей форме:
ММ = ЦС —► Стр. С —► М ——►А —► Стр. О —►В (е — Е) —► Ф (П — И) —► У[9].
Выбор оптимальной стратегии экономического поведения наиболее вероятен при максимальной активизации внутренних факторов мотивации во взаимодействии с внешними мотиваторами и их согласованности.
Оценка результатов действия мотивационного механизма требует своего количественного выражения и детального качественного описания.
Для субъекта (организации в целом) результаты могут выражаться: статистическими показателями: (производительность труда; качество продукции); сроками исполнения работы и т. д.
Для объекта (то есть конкретного сотрудника) это может быть: степень удовлетворенности работой и уровень материального благополучия.
Основой любой современной организации, безусловно, являются люди, поскольку именно люди обеспечивают эффективное использование любых видов ресурсов, имеющихся в распоряжении организации, и определяют ее экономические показатели и конкурентоспособность.
Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления человеком. Для этого необходимо знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие.
Как любые работники, персонал организации с государственным участием в своей деятельности преследуют достижение своих целей, которые следует учитывать в кадровой политике при их мотивации[10].
Постоянное мотивирование деятельности персонала на основе баланса их интересов и потребностей организации основывается на исследовании мотивов и потребностей современного кадрового потенциала организации.
В основе мотивов как внутренних побуждений лежат потребности и ценностные ориентации.
Опросы работников организаций с государственным участием свидетельствуют о том, что в последние годы преобладающей потребностью при выборе места работы является достойная оплата труда (60%). На втором и третьем местах оказалась гарантия постоянной занятости (51% ответов). Потребности в желании приносить пользу обществу (18%).
Выделение в качестве одного из ведущих мотивов гарантии постоянной работы, по теории мотивации Ф. Херцберга, является одним из требований любой работы.
Оно должно быть удовлетворено до того, как работника начинают мотивировать. Иными словами, стабильность положения предшествует формированию у работника преданности делу, при которой он осознает значимость своей работы и готов принять на себя ответственность за результаты не только своего труда, но и коллег. Между тем лишь около 10% работников вполне уверены в стабильности своего положения, а 45% из них не считают свое положение устойчивым. Наблюдаемое расхождение между ожиданиями и реальностью существенно влияет на качество выполняемой работы. Очевидно, что часть работников, выбравших мотивом стабильность положения, нуждается в действенной системе мотивации. Однако возникает необходимость в поддержании интереса за счет расширения объема функций, полномочий, прав и др.[11]
Подтверждением неудовлетворенности работой персонала может служить тот факт, что 33% работников организаций с государственным участием затруднились назвать положительные изменения в их организации в последнее время. Это свидетельствует о том, что «поле» и механизм реализации мотивационных установок еще не разработаны в должной мере, а лишь продекларированы.
Тем не менее основными стимулами выступают увеличение зарплаты (59%) и усиление социальной и правовой защищенности (44%). Безусловно, оплата труда и социальное обеспечение — основные движущие стимулы качественного выполнения работы. Кроме того, достойное и дифференцированное материальное обеспечение способно быть стимулом профессионального роста. Повышение квалификации, профессиональное развитие происходят быстрее и полноценнее, когда труд отвечает интересам работника, когда вознаграждение адекватно вкладу.
Таким образом, для современного работника характерно переплетение различных мотивов, что является свидетельством влияния на персонал организации в целом и на каждого работника в отдельности целого «веера» социальных, экономических, культурных и других изменений, происходящих в российском социуме.
Мотивацию работника, безусловно, повышают материальные стимулы, прежде всего система денежного содержания, которое остается основным источником доходов и является мощным стимулом повышения результатов труда.
Денежное содержание работника, как форма заработной платы многофункционально. Можно выделить следующие основные функции денежного содержания: воспроизводственную; мотивационную; социальную; учетно-производственную.
Воспроизводственная функция денежного содержания — это возможность обеспечения воспроизводства рабочей силы.
Мотивационная функция денежного содержания— это свойство оплаты труда направлять интересы работника на достижение в соответствии с должностными инструкциями требуемых результатов труда путем обеспечения взаимосвязи размеров оплаты труда и трудового вклада.
Социальная функция денежного содержания связана с реализацией принципа социальной справедливости в обществе.
Учетно-производственная функция характеризует меру участия живого труда в процессе образования цены продукта (услуги).
Все названные функции денежного содержания представляют собой неразрывное единство, являясь частью единого целого. Каждая функция не только предполагает наличие других функций, но и содержит в себе их элементы. Например, воспроизводственная функция одновременно играет и социальную, и мотивирующую роль.
Условия выплаты премий устанавливаются руководителями и закрепляются в нормативных актах. Их размер определяется исходя из результатов деятельности работника и максимальными размерами не ограничивается.
Необходимо отметить, что частые премиальные выплаты воспринимаются работниками не как стимулы к повышению эффективности работы, а как должное, перестают выполнять свою мотивирующую функцию и становятся неотъемлемой частью денежного содержания. В то же время премии, выплачиваемые крайне редко, не осознаются работниками как постоянный стимул для напряженной, кропотливой деятельности. Поэтому важно найти «золотую середину», позволяющую им быть действенным рычагом мотивации.
Пути совершенствования системы мотивации персонала, в том числе в организациях с государственным участием, заключаются в том, чтобы правильно выстроить концепцию мотивации, позволяющую повысить эффективность работы людей. Такую концепцию предложил российский ученый, доктор социологических наук, профессор, сертифицированный консультант по управлению, автор типологической модели трудовой мотивации, концепции человеческого фактора производства, социологических шкал для измерения количественных признаков Владимир Исаакович Герчиков (см. Табл.1.)
Таблица 1.
Пять типов трудовой мотивации по В. Герчикову
Инструменталисты |
Профессионалы |
Хозяева |
Патриоты |
Люмпены* |
Для людей инструментального типа работа сама по себе не представляет никакой ценности: им нужны лишь деньги Такой человек будет работать с максимальной отдачей на любой работе, лишь бы ему хорошо платили |
Сотрудник с профессиональной мотивацией, наоборот, ценит не деньги, а содержание самой работы Он ищет возможности доказать, что способен выполнять работу, которая не каждому под силу |
Человек с хозяйской мотивацией стремится брать на себя полную ответственность за дело Он готов выполнять работу с максимальной отдачей, не настаивая на ее особой интересности или высокой оплате, но без всякого контроля со стороны. Однако, «хозяином» очень трудно управлять – он не терпит, когда им командуют |
Работник патриотического типа в первую очередь хочет быть нужным своей организации Он более всего ценит результативность общего дела и признание руководством его заслуг, нежели деньги или престижность работы |
Категория людей, которые вообще не стремятся работать и делают лишь то, за что их не накажет начальник Другое название данного типа - избегательный |