Файл: Статус нотариуса (Понятие и сущность нотариата и его место в системе правоохранительных органов Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Нотариат и его место системе правоохранительных органов РФ

В настоящее время не существует более или менее целостной концепции о роли и месте нотариата в гражданской юрисдикции и правовой системе России. Имеющиеся работы по нотариату носят в основном комментирующий характер, описывая сложившуюся систему законодательства и практику его применения [19].

Наследием советского периода развития нотариата осталось несерьезное к нему отношение. К сожалению, до сих пор в нашей стране не до конца используется потенциал института нотариата в правовой системе. Нотариат же по своей сути, по своим содержательным характеристикам способен решить значительное число проблем современного гражданского оборота. А.Д.Лакоба указывает, что «нераскрыты и непонятны полностью публично-правовые начала нотариальной деятельности» [14].

Нотариат является социально-юридическим феноменом, так как является одновременно правовым институтом и взаимосвязанной системой нотариусов и их объединений. По своему характеру и выполняемым функциям нотариат относится к числу органов государственного управления.

Доказательством этому служит то, что для совершения нотариальных действий необходим орган, обладающим определенными властными полномочиями (например, подтверждение в бесспорном порядке субъективных прав и обязанностей физических и юридических лиц, принятие охранительных мер путем наложения запрещений и ареста на имущество и др.). Кроме того, деятельность нотариата в нашей стране организована в соответствии с требованиями Основ законодательства о нотариате [2].

Основной функцией нотариата является организация юридических услуг и правовой помощи гражданам и юридическим лицам Российской Федерации. Это находит отражение в юрисдикционной, правоохранительной функции. Реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, ведет Министерство юстиции Российской Федерации [22].

Нотариат по своей деятельности связан со всеми правоохранительными органами. Однако наиболее тесная связь с судом. Это связано с тем, что оба органа осуществляют единую функцию предварительного и последующего контроля за соблюдением законности в гражданском обороте. Но в отличие от суда, который разрешает споры о праве, нотариат осуществляет юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможных нарушений, т.е. имеет предупредительный, превентивный характер [14].


Поэтому их деятельность тесно соприкасается - суд рассматривает жалобы на нотариальные действия или отказ в их совершении, нотариальные акты оспариваются в порядке искового производства в суде или арбитражном суде, при совершении некоторых действий нотариальный орган, как и суд; руководствуются нормами ГПК, принудительное взыскание по исполнительной надписи осуществляется по правилам исполнительного производства и др. В отличие от суда, который рассматривает в гражданском процессе споры о праве, нотариат выполняет функции, направленные на предупреждение гражданских нарушений в будущем. Следовательно, деятельность нотариата имеет предупредительный характер.

О.В. Романовская и Г.Б. Романовский квалифицируют нотариальные органы в качестве административных, которые имеют особый статус. Данные авторы связывают это с тем, что нотариат не выполняет управленческие функции, а решает социальные задачи [21]. Тем не менее И.В. Москаленко подчеркивает, что «нельзя отождествлять нотариат как органы, осуществляющие нотариальную деятельность, с самой нотариальной деятельностью» [15].

В.В. Ралько выделяет двойственную природу нотариальной деятельности. Нотариус – одновременно представитель гражданского общества и носитель публично-правовых полномочий. Уникальность института нотариата заключается в том, что он обладает дуалистической природой, функционируя на границе частной и публичной сфер [20].

Если охарактеризовать нотариат в целом как элементов власти, то следует нотариату присвоить статус государственного органа или государственного должностного лица.

При этом, другая точка зрения на характеристику нотариата и нотариусов как либо структурных единиц гражданского общества предполагает, что эти единицы должны быть отделены от публичной власти и не могут квалифицироваться в качестве государственных органов или соответствующих должностных лиц [16].

Наиболее ярким примером такой двойственности является вывод Н.И. Комарова: «Нотариат входит в систему правоохранительных органов государства, но в то же время является правовым органом гражданского общества, который нередко характеризуется как орган превентивного, досудебного правосудия» [12].

В Основы законодательства Российской Федерации о нотариате [2] нет упоминаний о публично-правовом или частноправовом статусе нотариата, поэтому большое значение здесь приобретает правоприменительная практика.

Т.М. Шамба, В.Н.Кокин и Н.Т. Шамба утверждают, что нотариат входит в систему правоохранительных органов. При этом в учебнике этих авторов указано, что само понятие «правоохранительные органы» достаточно неоднородно и действующим законодательством не определено [25].


А.А. Ярик наделяет нотариат правозащитными функциями. Он утверждает, что «при необходимой правовой защите в сфере гражданской юрисдикции каждый имеет право обращаться за юридической помощью к различным правоохранительным органам, в частности, такие правозащитные функции выполняет нотариат» [28].

Предупредительно-профилактическая функция нотариуса заключается в следующем. Исторически и функционально нотариальное производство связано с гражданским судопроизводством, имея много общих черт и признаков. Так, и судья, и нотариус осуществляют публично-правовые функции, закон в равной мере обеспечивает независимость и беспристрастность судьи и нотариуса при решении конкретного юридического дела. При наличии спора гражданская юрисдикция осуществляется судом, при ее отсутствии - нотариусом.

Таким образом, нотариат в Российской федерации представляет собой систему нотариальных образований, осуществляющих от имени государства правоохранительно-юрисдикционные функции в сочетании с оказанием частной юридической помощи гражданам и организациям. Нотариат можно отнести нотариат к системе правоохранительных органов, учитывая его правоохранительную деятельность и конкретные действия по обеспечению прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

Нотариусы выполняют полномочия, возложенные на них государством и от имени государства, не входя при этом в систему государственного аппарата. Рассмотрение нотариата в качестве вида звена системы государственного управления противоречит его сущности как специфического публично-правового института.

Итак, нотариат – публично-правовой, правозащитный, правоприменительный институт, обеспечивающий защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законом нотариальных действий от имени Российской Федерации.

2 Правовое регулирование деятельности нотариусов

2.1 Порядок назначения и освобождения на должность нотариуса. Ответственность нотариуса


В соответствии со ст. 2 Основ законодательства РФ о нотариате на должность нотариуса в Российской Федерации назначается, в порядке, установленном действующим законодательством: гражданин Российской федерации, получивший высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования; имеющий стаж работы по юридической специальности не менее чем пять лет; достигший возраста двадцати пяти лет, но не старше семидесяти пяти лет; прошедший стажировку; сдавший квалификационный экзамен [2].

Также в соответствии со ст.2 Основ на территории Российской Федерации не может быть нотариусом лицо:

  • имеющее гражданство иностранного государства или нескольких государств, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  • признанное недееспособным или ограниченное в дееспособности решением суда, вступившем в законную силу;
  • состоящее на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
  • осужденное к наказанию, исключающему возможность исполнения обязанностей нотариуса, по вступившему в законную силу приговору суда, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости за умышленное преступление;
  • представившего подложные документы или заведомо ложные сведения при назначении на должность;
  • ранее освобожденное от полномочий нотариуса на основании решения суда о лишении права нотариальной деятельности по основаниям, установленным Основами, в том числе в связи с неоднократным совершением дисциплинарных проступков или нарушения законодательства. За исключением случаев сложения нотариусом полномочий в связи с невозможностью исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья).

При совершении нотариальных действий нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах и занимающиеся частной практикой, обладают равными правами и несут одинаковые обязанности, а оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу. К тому же, нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты субъектв РФ, на территории которого он осуществляет нотариальную деятельность.

Ст. 12 Основ законодательства РФ о нотариате гласит, что количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой. Наделение нотариуса полномочиями производится, на основании рекомендации нотариальной палаты, Минюстом РФ или по его поручению органом юстиции субъекта Российской Федерации на конкурсной основе из числа лиц, сдавших квалификационный экзамен. Порядок проведения конкурса определяется федеральным органом юстиции (Минюстом РФ) совместно с Федеральной нотариальной палатой.


Государственные нотариусы увольняются, с занимаемой должности, в соответствии с действующим законодательством о труде РФ. Нотариусы, занимающиеся частной деятельностью, слагают полномочия по собственному желанию или освобождаются от должности на основании решения суда о лишении их права занятия нотариальной деятельностью. Основания вынесения решения о лишении права занятия нотариальной деятельностью определяются ст. 12 Основ: осуждение его за совершение умышленного преступления после вступления приговора в законную силу; ограничения дееспособности или признания недееспособным в установленном законом порядке; по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства; в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья, при наличии медицинского заключения, а также в других случаях предусмотренных законодательством РФ (см. ст.2 Основ).

В соответствии со ст.15, 16 и 17 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус имеет право совершать все предусмотренные действующим законодательством нотариальные действия в интересах граждан, юридических лиц, иных субъектов гражданско-правовых отношений, за исключением случаев, когда место совершения нотариального действия определено законом. Нотариус имеет право составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписок из них. Он также имеет право: давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий, а также истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий, в том числе содержащие персональные данные; иметь контору; нанимать и увольнять работников, открывать в банках счета, в том числе валютный; выступать в суде от собственного имени; распоряжаться поступившим доходом; иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, представлять в установленных федеральным законом случаях и порядке заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию и получать свидетельства о государственной регистрации и иные документы, выдаваемые этим органом; получать бесплатно в форме электронного документа сведения из единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, а также имеет иные права, предусмотренные действующим законодательством, в том числе законодательством субъектов РФ.