Файл: Права и обязанности прокурора в оперативно-розыскной деятельности (Общая характеристика прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью
1.1. Понятие и сущность оперативно – розыскной деятельности
2.1. Полномочия прокуроров, осуществляющих надзор за ОРД
2.2. Права и обязанности прокурора по надзору за оперативно-розыскной деятельностью
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru
Ласкина Н.В. Прокурорский надзор: Учебник. М., 2012. // СПС КонсультантПлюс.
-постановление об устранении нарушений законов, выявленных при проверке;
-предложения (требования), которые, по мнению прокурора, следовало бы принять в целях соблюдения закона об условиях содержания под стражей;
-протест на противоречащие закону приказы, распоряжения и иные акты администрации места содержания под стражей;
-представление об устранении нарушений закона и причин, им способствующих, в орган или должностному лицу уголовно-исполнительной системы[16].
2. Содержание прав и обязанностей прокуроров, осуществляющих прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью
2.1. Полномочия прокуроров, осуществляющих надзор за ОРД
В соответствии с федеральным законом далеко не все прокуроры уполномочены осуществлять прокурорский надзор за ОРД. Согласно ч. 1 ст. 21 ФЗ об ОРД прокурорский надзор за его исполнением осуществляют[17]:
-Генеральный прокурор РФ;
-уполномоченные им прокуроры.
Уполномоченный прокурор есть должностное лицо прокуратуры РФ, наделенное законодателем государственно-властными полномочиями по надзору за исполнением законов государственными органами и непосредственно уполномоченное Генеральным прокурором РФ надзирать за исполнением законов в ОРД.
Уполномочивает определенных прокуроров проводить прокурорский надзор за ОРД Генеральный прокурор РФ. Согласно его распоряжения круг соответствующих прокуроров вправе также определять:
-в Генеральной прокуратуре РФ – заместитель Генерального прокурора, курирующий вопросы Главного следственного управления, и заместитель Генерального прокурора РФ – Главный военный прокурор;
-в органах прокуратуры — прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним транспортные, военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур. Круг уполномоченных прокуроров.
Согласно нормативных требований прокурорский надзор за ОРД возлагается на прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним военных и других специализированных прокуроров, прокуроров городов, округов и районов, других территориальных, военных и иных специализированных прокуроров, а также выделенных для этой цели уполномоченных прокуроров, а в Генеральной прокуратуре РФ – на заместителей Генерального прокурора РФ, Главного военного прокурора и его заместителей, начальников управлений и отделов и их заместителей (старших помощников и помощников), старших прокуроров и прокуроров управлений (отделов) в соответствии с их функциональными обязанностями. Нормативное правовое обоснование прокурорского надзора за ОРД.
Это обоснование изложено законодателем прежде всего в ФЗ об ОРД (ст. 21 и др.) и ФЗ о прокуратуре (ст. 29 и др.)[18]. Основным документом, детализирующим практические аспекты прокурорского надзора за ОРД, является приказ Генерального прокурора РФ от 24 апреля 2000 г. № 56 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
Под полномочиями прокурора понимается совокупность прав и обязанностей по осуществлению надзорных функций, предоставленных ему Законом о прокуратуре РФ.
Полномочия прокурора возможно подразделить на три вида:
-общие;
-специальные;
-конкретные.
Например, наглядно это можно продемонстрировать на полномочиях прокурора в уголовном судопроизводстве после направления уголовного дела в суд.
По мнению В.В. Дорошкова в этом направлении общие полномочия прокурора перечислены в частях 3 и 4 статьи 37 УПК РФ[19]. Среди них: поддержание государственного обвинения, обеспечение его законности и обоснованности, отказ от осуществления уголовного преследования. Специальные полномочия прокурора содержатся в иных статьях УПК РФ, посвященных особенностям судопроизводства при проведении судебных заседаний[20].
Так, при производстве по делу в порядке новых или вновь открывшихся обстоятельств прокурор поддерживает свое заключение о возобновлении производства по уголовному делу.
Конкретными можно считать такие полномочия как заявлять отводы и ходатайства; высказывать мнения по поводу действий участников уголовного процесса и протестовать против действия другой стороны; возражать против необоснованных или представляющихся ему неправильными по другим основаниям действий председательствующего; требовать внесения в протокол судебного заседания возражений на указанные действия[21]. Таким образом, путем реализации полномочий предоставленных прокурору Законом о прокуратуре РФ (ст. ст. 20-25, 27, 28, 30, 33 и др.), и отраслевыми федеральными законами (УПК РФ, УИК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ и др.), прокурор решает поставленные перед ним задачи по выявлению, устранению, предупреждению нарушения законов и привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
Полномочия прокурора тесно переплетены с понятием «компетенция прокурора». Под которой следует понимать совокупность установленных Законом о прокуратуре РФ полномочий, прав и обязанностей органов прокуратуры или прокуроров всех уровней. Компетенция определяет место прокуратуры в системе государственных органов. Юридическое содержание понятия «компетенция прокуратуры» включает в себя такие элементы:
-предметы ведения (круг тех объектов, явлений, действий на которые распространяются полномочия прокуратуры);
-права и обязанности, полномочия прокуратуры либо прокуроров;
-ответственность;
-соответствие поставленным целям, задачам и функциям.
Таким образом, именно компетенция прокуратуры, содержание ее полномочий по реализации возложенных на нее функций являются параметрами, определяющими ее место в государственно-правовом механизме.
Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами и в то же время не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 4, пункт 2 статьи 21). Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность (пункт 1 статьи 5).
Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок; статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно, а неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влекут за собой установленную Законом ответственность (статья 6).
Из приведенных положений Конституции Российской Федерации и Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», определяющих полномочия прокуроров по надзору за исполнением законов, в том числе органами управления некоммерческих организаций, следует, что прокурорский надзор является имеющим конституционную основу самостоятельным видом государственной надзорной деятельности, который отличается от различных видов контрольной деятельности.
Деятельность прокуратуры, основанная на установленной законом компетенции, носит надведомственный, универсальный характер. Этим, в частности, она отличается и от деятельности контрольных (надзорных) органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, компетенция которых ограничена определенной сферой правовых отношений[22].
Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью (ОРД) вправе осуществлять только Генеральный прокурор и уполномоченные им прокуроры. Это положение означает то, что прокурорский надзор за деятельностью оперативно-розыскных органов (ОРО) реализуется специально назначенными прокурорами, обладающими определёнными знаниями в этой области, способными учесть при проведении проверок конспиративный характер ОРД.
Для осуществления надзора прокурор должен быть наделен соответствующими полномочиями. Тут и возникает достаточно серьёзная проблема правового закрепления возможностей прокурора при проведении проверок деятельности ОРО. Статья 30 ФЗ «О прокуратуре» относит правовое закрепление полномочий прокурора конкретно при осуществлении надзора за ОРД к уголовно-правовому законодательству и другим федеральным законам, в частности Закону об ОРД, однако ни в УПК, ни в статье 21 ФЗ «Об ОРД» они не содержатся.
Статья 21 заменила собой статью 19 Закона об ОРД в редакции 1992 года, дополнив её более полной формулировкой предмета прокурорского надзора и некоторыми другими уточнениями. Однако даже эти изменения не решили до конца тех проблемных моментов, которые нуждаются в законодательном урегулировании.
2.2. Права и обязанности прокурора по надзору за оперативно-розыскной деятельностью
Полномочия прокуроров по надзору за исполнением ФЗ об ОРД составляют круг их предмета ведения и соответствующих взаимосвязанных обязанностей и прав.
Предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, является (ст. 29 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»)[23]:
-соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
-соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
-соблюдение порядка выполнения ОРМ и проведения расследования;
-законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД;
-рассекречивании данных, полученных в ходе ОРМ; заведении и (или) прекращении дела оперативного учета;
-представлении результатов ОРД органу дознания (дознавателю), следователю или в суд;
-нормативной правовой защите оперативников и лиц, оказывающих содействие в осуществлении ОРД);
-исполнение предписаний действующего оперативно-розыскного закона (ч. 1 ст. 21 ФЗ об ОРД), включая рассмотрение жалоб на оперативно-розыскные органы (ч. 3 ст. 5)[24].
В содержание надзорной деятельности входит также применение прокурором предусмотренных законом мер реагирования на выявленные нарушения закона (внесение представления, принесение протеста, отмена незаконного постановления, возбуждение дисциплинарного производства или уголовного дела). Ограничения предмета прокурорского надзора за ОРД. Такие ограничения предусмотрены в ч. 3 ст. 21 ФЗ об ОРД. В ней изложен круг данных, которые не входят в предмет прокурорского надзора. Этими данными являются сведения о лицах:
-внедренных в организованные преступные группы;
-штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД;
-оказывающих содействие в ОРД на конфиденциальной основе.
Информация об указанных лицах представляется соответствующим прокурорам только с письменного согласия этих лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности. Кроме того, в предмет прокурорского надзора не входит проверка законности решения судьи о допустимости проведения ОРМ, влекущего ограничение конституционного права гражданина.
На прокуроров обязанности в ОРД возложены Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 30), ФЗ об ОРД, а также УПК РФ. Полномочия прокурора носят исключительный характер, установленный законодателем (ст. 30 Закона о прокуратуре), и не могут дополняться каким-либо должностным лицом, включая Генерального прокурора РФ (например, в его приказах).
Законом предусмотрены следующие обязанности прокурора в ОРД[25]:
-рассматривать жалобы (ч. 3 ст. 5 ФЗ об ОРД);
-принимать меры по восстановлению прав лиц (ч. 9 ст. 5);
-проверять порядок ОРМ (ч. 2 ст. 21);
-проверять законность решений оперативно-розыскного органа (ч. 2 ст. 21);
-обеспечивать защиту сведений, содержащихся в представляемых ему документах и материалах (см. ч. 4 ст. 21);
-проверять исполнение требований о приеме, регистрации и реализации заявлений и сообщений о преступлениях, а также об исчезновении без вести пропавших лицах (не реже одного раза в месяц).
Права прокурора в ОРД
Как и обязанности права уполномоченным прокурорам в ОРД предоставлены в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 30), ФЗ об ОРД и УПК РФ. Известны следующие права прокурора в ОРД: