Файл: Права и обязанности прокурора в оперативно-розыскной деятельности (Общая характеристика прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью
1.1. Понятие и сущность оперативно – розыскной деятельности
2.1. Полномочия прокуроров, осуществляющих надзор за ОРД
2.2. Права и обязанности прокурора по надзору за оперативно-розыскной деятельностью
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru
Ласкина Н.В. Прокурорский надзор: Учебник. М., 2012. // СПС КонсультантПлюс.
В соответствии со ст.2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью[9].
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Защита жизни человека от преступных посягательств с помощью оперативно – розыскных средств и методов наполняет конституционное положение о том, что каждый имеет право на жизнь, реальным содержанием.
Вместе с этим, признанные и гарантированные в главе 2 Конституции права и свободы человека и гражданина непосредственно поставлены государством под охрану от преступных посягательств. В частности, таким охранным средством является осуществление ОРД в необходимых и допустимых законом случаях.
Большое внимание уделяется цели обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов общества и государства от внутренних и внешних угроз. Если иметь в виду субъекты, осуществляющие ОРД, с присущими им целями, задачами и функциями, то нетрудно, хотя бы в первом приближении, представить содержание понятия безопасности. В целом национальная безопасность – это конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность, материальные и духовные ценности, экономическая безопасность и т.д.
Следует уделить внимание тому, что назначение ОРД наглядно проявляется в ходе достижения цели уголовного процесса. Именно с этих позиций следует рассматривать наделение оперативно – розыскных органов процессуальными функциями органов дознания.
В ст. 40 УПК РФ указано, что к органам дознания относятся, прежде всего, ОВД и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы), а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению ОРД[10]. При таком подходе их оперативно-розыскной статус усиливается сочетанием с процессуальным статусом, что придает системный характер в решении задач борьбы с преступностью. В связи с этим, многие авторы, рассматривают основное назначение ОРД как средства обеспечения предварительного расследования, акцентируя внимание на том, что данная деятельность обслуживает уголовный процесс[11].
1.2. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью: предмет, процедура и порядок представления документов
Прокурорский надзор за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, является одной из гарантий, обеспечивающих точное и единообразное исполнение законов на территории Российской Федерации.
Следует отметить, что это весьма специфический вид деятельности органов прокуратуры, поскольку его осуществляет строго очерченный законом круг субъектов − уполномоченные прокуроры, а объект и предмет надзора отнесены законом к разряду государственной тайны. Правовой основой определения предмета прокурорского надзора в сфере ОРД являются законодательные, межведомственные и ведомственные нормативные правовые акты, к которым, прежде всего, следует отнести Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (закон об ОРД) и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (закон о Прокуратуре).
В законодательстве и подзаконных нормативных правовых актах используется несколько понятий, имеющих значение для уяснения предмета прокурорского надзора:
-надзор за оперативно-розыскной деятельностью (название статьи 21 закона об ОРД);
-надзор за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»;
-надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (ст. 30 закона о Прокуратуре)[12].
Согласно статье 1 Закона о прокуратуре - прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Именно надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов выступает базовой посылкой при определении предмета прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью. Поэтому, говоря о прокурорском надзоре за оперативно-розыскной деятельностью, мы имеем ввиду, прежде всего, надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением закона об ОРД и других законов, регламентирующих данный вид деятельности.
Таким образом, надзор за оперативно-розыскной деятельностью является лишь видом надзора за исполнением законов.
Прокурорские работники, осуществляя надзор за оперативно-розыскной деятельностью, склонны расширительно понимать термин «закон». Это просматривается даже в учебниках по прокурорскому надзору. Так, Н.В. Ласкина в учебнике «Прокурорский надзор» высказывает парадоксальную мысль: «Под термином "законы" в ч. 2 ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре РФ" понимаются: Конституция РФ, федеральные 3 конституционные законы, федеральные законы, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ, нормативные акты министерств и ведомств, нормативно-правовые акты, издаваемые представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов РФ, нормативные акты органов местного самоуправления»[13]. Непозволительно вольное толкование в учебном издании части 2 статьи 1 закона о Прокуратуре способно изначально неправильно ориентировать студентов – будущих юристов в части предмета надзора и полномочий прокурора.
Под законом применительно к прокурорскому надзору за оперативно-розыскной деятельностью следует понимать федеральные конституционные и федеральные законы. Иное противоречило бы пункту «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, надзор за исполнением ведомственных нормативных правовых актов МВД России в предмет прокурорского надзора не входит. Этот вывод касается формально юридической стороны прокурорского надзора за ОРД.
Прокуроры считают вправе в представлениях и протестах давать оценку количеству и содержанию версий, выдвигаемых по делам оперативного учета, высказывать суждения о полноте планирования, требовать проведения конкретных мероприятий. Между тем, эти компоненты являются составляющими организации и тактики оперативно-розыскной деятельности, определение которым дано в Наставлении об организации и тактике оперативнорозыскной деятельности органов внутренних дел, утвержденном приказом МВД России. Здесь же определено, что планирование является элементом организации (п.8).
Таким образом, вопросы планирования, выдвижения версий, исполнения пунктов плана и др. не могут быть предметом прокурорского надзора. Не входят в предмет прокурорского надзора и вопросы работы с лицами, оказывающими в соответствие со ст. 17 закона об ОРД содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
Согласно ч. 3 ст. 21 закона об ОРД сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.
Под сведениями о данных лицах следует понимать любые оперативнослужебные документы (учетно-регистрационная документация, сообщения, записки, дела и др.), посредством анализа которых можно раскрыть установочные данные лиц, оказывающих конфиденциально содействие полиции.
Таким образом, определяя предмет прокурорского надзора, следует вывод, что: надзор за оперативно-розыскной деятельностью является видом надзора за исполнением законов. В предмет прокурорского за оперативно-розыскной деятельностью не входит проверка соблюдения требований ведомственных нормативных правовых актов: это предмет ведомственного контроля.
Организация, тактика, методы и средства осуществления оперативно-розыскной деятельности, в предмет прокурорского надзора не входят.
Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются прокурорам только с письменного согласия указанных лиц.
Переходя к рассмотрению процедуры прокурорской проверки, следует заметить, что этот вопрос до недавнего времени не был достаточно четко урегулирован. Прокуроры произвольно, без всяких оснований и поводов истребовали (впрочем, и продолжают истребовать) оперативно-служебные документы, проводили надзорные проверки, направляли требования и т.п.
Согласно ст. 21 закона об ОРД по требованию прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представляют им оперативно-служебные документы, включающие в себя[14]:
-дела оперативного учета;
-материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств;
-учетно-регистрационную документацию;
-ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Применительно к надзору за оперативно-розыскной деятельностью перечень оперативно-служебных документов, представляемых прокурору, носит исчерпывающий характер.
Прокурору представляются лишь те документы, которые отражают сведения, входящие в предмет проверки. Казалось бы, именно они имеют правовое значение, «интересны» для прокурора и должны им изучаться. Но делопроизводство в сфере оперативно-розыскной деятельности построено таким образом, что такие документы находятся в делах вместе с теми, которые содержат сведения, не входящие в предмет надзора.
Речь идет, прежде всего, о делах оперативного учета, которые заводятся в целях собирания и систематизации сведений, проверки и оценки результатов оперативно-розыскной деятельности, а также принятия на их основе соответствующих решений органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (ст. 10 закона об ОРД)[15]. В них концентрируются, в том числе, и сведения, не входящие не только в предмет проверки, но и в предмет прокурорского надзора. Это планы, отчеты, справки, сводки и т.п.
В заключении отметим, что правовые средства прокурорского надзора - это понятие, которое находится в тесной связи с такими понятиями как «полномочия» и «компетенция» прокурора, поскольку полномочия и компетенция прокурора реализуются, прежде всего, посредством закреплённых в законодательстве действий и правовых актов, которые и именуются «правовыми средствами прокурорского надзора».
В применении этих средств, в выявлении правонарушений и состоит суть прокурорского надзора. Последнее означает то, что правовые средства прокурорского надзора, предоставленные прокурору Законом о прокуратуре РФ по своему содержанию могут быть разделены на средства выявления правонарушений и средства устранения и предупреждения правонарушений, которые реализуются посредством применения установленных законодательством средств прокурорского реагирования.
Таким образом, понятие «правовые средства прокурорского надзора» включает в себя еще одно понятие «средства прокурорского реагирования».
Средства прокурорского реагирования – это предусмотренные законодательством письменные или устные акты прокурорского надзора, совершаемые прокурором в установленном законом порядке, направленные на устранение выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, привлечение виновных лиц к ответственности. В качестве примера можно привести следующее.
Одним из основных средств прокурорского надзора является проверка исполнения законов в местах содержания под стражей. Она проводится в целях выявления правонарушений как со стороны администрации, так и со стороны лиц, содержащихся под стражей.
В ходе проверки прокурор:
- устанавливает исполнение законов сотрудниками, а также должностными лицами в связи с заявлениями, жалобами и иными сведениями о правонарушениях;
- истребует для проверки соответствия закону приказы, распоряжения, инструкции и иные акты, информацию о принимаемых мерах по обеспечению законности;
- проверяет законность, и справедливость применения администрацией мер дисциплинарного воздействия за нарушения установленного порядка содержания;
- истребует от должностных лиц и граждан устные и письменные объяснения по поводу нарушения закона.
Помимо того, прокурор обязан проверить обоснованность применения к лицам, содержащимся под стражей, дисциплинарных мер воздействия, а также мер безопасности и оружия;
-законности и своевременности освобождения их из-под стражи в связи с изменением меры пресечения на более мягкую, истечением сроков содержания под стражей, прекращением уголовного дела.
В то же время в случае выявления каких-либо нарушений закона прокурор имеет право отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, немедленно освобождать их своим постановлением из карцера, одиночной камеры. При этом основными правовыми средствами реагирования прокурора на нарушения законности являются: