Файл: Права и обязанности прокурора в оперативно-розыскной деятельности (Общая характеристика прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Общая характеристика прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью

1.1. Понятие и сущность оперативно – розыскной деятельности

1.2. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью: предмет, процедура и порядок представления документов

2. Содержание прав и обязанностей прокуроров, осуществляющих прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью

2.1. Полномочия прокуроров, осуществляющих надзор за ОРД

2.2. Права и обязанности прокурора по надзору за оперативно-розыскной деятельностью

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// http://www.consultant.ru

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2018)// http://www.consultant.ru

Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ (последняя редакция) // http://www.consultant.ru

Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 (последняя редакция) / http://www.consultant.ru

Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru

Абдулин Р. С. Прокурорский надзор в Российской Федерации : учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2016.

Воронин С. А. Надзорная функция прокуратуры (теоретический аспект) // Административное и муниципальное право. 2016. № 5.

Гущин А.Н. Проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам: дисс. … канд. юрид. наук. Саратов. 2002.

Дорошков В. В. Общие и специальные полномочия прокурора в уголовном процессе // Мировой судья. 2015. № 11.

Дубоносов, Е. С Основы оперативно-розыскной деятельности : учеб. пособие / Е. С. Дубоносов ; под ред. проф. Г. К. Синилова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2011.

Железняк Н.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: конспективные ответы на традиционные вопросы. Красноярск, 2002.

Захарцев С.И., Пахунов А.М. Организация прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью// Российский следователь. 2012. № 9.

Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе [Текст]: учебно-методическое пособие / Т.В. Астишина, Г.П. Афонькин, А.В. Кузьмин, Е.В. Маркелова. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2016.

Капканов В.И. Проблемы осуществления надзора за оперативно-розыскной деятельностью. // Адвокат. 2009. № 6.

Комментарий к Федеральному закону от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (постатейный) (Белянинова Ю. В., Кузьмин В. А.) (под ред. Н. С. Мановой) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)

Кондратьев М.В., Драпезо Р.Г. Об актуальности оперативно-розыскной деятельности на современном этапе развития государства // Вестник Кемеровского Государственного Университета. 2015. № 2.

Ласкина Н.В. Прокурорский надзор: Учебник. М., 2012. // СПС КонсультантПлюс.

Легостаев В.П. ОРД как вид правоохранительной деятельности и ее признаки. // Вестник академии знаний. 2013.№1.

Макарский М.В. Понятие, сущность, цели, задачи оперативно-розыскной деятельности и история ее правового регулирования // Ростовский научный журнал. 2018. №1. С. 228.

Маркушин А.Г. Оперативно – розыскная деятельность: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: изд-во Юрайт. 2016.

Мешков М.В. Термин «оперативно-розыскная деятельность» как лингвистическая конструкция и правовое понятие // Оперативник (сыщик). 2016. №3.

Можаров А.В. К вопросу о сущности и научном определении термина «Оперативно-розыскная деятельность» //За права военнослужащих. 2007.

Оперативно - розыскная энциклопедия /авт.- сост. проф. А..Ю. Шумилов – М.: Изд-ль Шумилова И.И., 2004 -364с.

Хатуаева В.В., Заряев В.А. Доктринальные проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам // Современное право. 2017. № 9.

Чечетин, А.Е. Основы оперативно-розыскной деятельности : учебное пособие. - 3-е изд., доп. и перераб./ .Под ред. А.Е. Чечетина, - Барнаул: Барнаул. юридический институт МВД России, 2007.

Шамардин, А.А. К вопросу об использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании / Труды Оренбургского института (филиала) МГЮА (выпуск 9). – Оренбург, 2008.

Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность и права и свободы человека и гражданина // Шумилов А.Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности. 3-е изд., доп. и перераб. М., 2008. С. 41–47.

В соответствии со ст.2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью[9].

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Защита жизни человека от преступных посягательств с помощью оперативно – розыскных средств и методов наполняет конституционное положение о том, что каждый имеет право на жизнь, реальным содержанием.

Вместе с этим, признанные и гарантированные в главе 2 Конституции права и свободы человека и гражданина непосредственно поставлены государством под охрану от преступных посягательств. В частности, таким охранным средством является осуществление ОРД в необходимых и допустимых законом случаях.

Большое внимание уделяется цели обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов общества и государства от внутренних и внешних угроз. Если иметь в виду субъекты, осуществляющие ОРД, с присущими им целями, задачами и функциями, то нетрудно, хотя бы в первом приближении, представить содержание понятия безопасности. В целом национальная безопасность – это конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность, материальные и духовные ценности, экономическая безопасность и т.д.

Следует уделить внимание тому, что назначение ОРД наглядно проявляется в ходе достижения цели уголовного процесса. Именно с этих позиций следует рассматривать наделение оперативно – розыскных органов процессуальными функциями органов дознания.

В ст. 40 УПК РФ указано, что к органам дознания относятся, прежде всего, ОВД и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы), а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению ОРД[10]. При таком подходе их оперативно-розыскной статус усиливается сочетанием с процессуальным статусом, что придает системный характер в решении задач борьбы с преступностью. В связи с этим, многие авторы, рассматривают основное назначение ОРД как средства обеспечения предварительного расследования, акцентируя внимание на том, что данная деятельность обслуживает уголовный процесс[11].


1.2. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью: предмет, процедура и порядок представления документов

Прокурорский надзор за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, является одной из гарантий, обеспечивающих точное и единообразное исполнение законов на территории Российской Федерации.

Следует отметить, что это весьма специфический вид деятельности органов прокуратуры, поскольку его осуществляет строго очерченный законом круг субъектов − уполномоченные прокуроры, а объект и предмет надзора отнесены законом к разряду государственной тайны. Правовой основой определения предмета прокурорского надзора в сфере ОРД являются законодательные, межведомственные и ведомственные нормативные правовые акты, к которым, прежде всего, следует отнести Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (закон об ОРД) и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (закон о Прокуратуре).

В законодательстве и подзаконных нормативных правовых актах используется несколько понятий, имеющих значение для уяснения предмета прокурорского надзора:

-надзор за оперативно-розыскной деятельностью (название статьи 21 закона об ОРД);

-надзор за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»;

-надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (ст. 30 закона о Прокуратуре)[12].

Согласно статье 1 Закона о прокуратуре - прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Именно надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов выступает базовой посылкой при определении предмета прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью. Поэтому, говоря о прокурорском надзоре за оперативно-розыскной деятельностью, мы имеем ввиду, прежде всего, надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением закона об ОРД и других законов, регламентирующих данный вид деятельности.

Таким образом, надзор за оперативно-розыскной деятельностью является лишь видом надзора за исполнением законов.

Прокурорские работники, осуществляя надзор за оперативно-розыскной деятельностью, склонны расширительно понимать термин «закон». Это просматривается даже в учебниках по прокурорскому надзору. Так, Н.В. Ласкина в учебнике «Прокурорский надзор» высказывает парадоксальную мысль: «Под термином "законы" в ч. 2 ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре РФ" понимаются: Конституция РФ, федеральные 3 конституционные законы, федеральные законы, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ, нормативные акты министерств и ведомств, нормативно-правовые акты, издаваемые представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов РФ, нормативные акты органов местного самоуправления»[13]. Непозволительно вольное толкование в учебном издании части 2 статьи 1 закона о Прокуратуре способно изначально неправильно ориентировать студентов – будущих юристов в части предмета надзора и полномочий прокурора.


Под законом применительно к прокурорскому надзору за оперативно-розыскной деятельностью следует понимать федеральные конституционные и федеральные законы. Иное противоречило бы пункту «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, надзор за исполнением ведомственных нормативных правовых актов МВД России в предмет прокурорского надзора не входит. Этот вывод касается формально юридической стороны прокурорского надзора за ОРД.

Прокуроры считают вправе в представлениях и протестах давать оценку количеству и содержанию версий, выдвигаемых по делам оперативного учета, высказывать суждения о полноте планирования, требовать проведения конкретных мероприятий. Между тем, эти компоненты являются составляющими организации и тактики оперативно-розыскной деятельности, определение которым дано в Наставлении об организации и тактике оперативнорозыскной деятельности органов внутренних дел, утвержденном приказом МВД России. Здесь же определено, что планирование является элементом организации (п.8).

Таким образом, вопросы планирования, выдвижения версий, исполнения пунктов плана и др. не могут быть предметом прокурорского надзора. Не входят в предмет прокурорского надзора и вопросы работы с лицами, оказывающими в соответствие со ст. 17 закона об ОРД содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Согласно ч. 3 ст. 21 закона об ОРД сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

Под сведениями о данных лицах следует понимать любые оперативнослужебные документы (учетно-регистрационная документация, сообщения, записки, дела и др.), посредством анализа которых можно раскрыть установочные данные лиц, оказывающих конфиденциально содействие полиции.

Таким образом, определяя предмет прокурорского надзора, следует вывод, что: надзор за оперативно-розыскной деятельностью является видом надзора за исполнением законов. В предмет прокурорского за оперативно-розыскной деятельностью не входит проверка соблюдения требований ведомственных нормативных правовых актов: это предмет ведомственного контроля.

Организация, тактика, методы и средства осуществления оперативно-розыскной деятельности, в предмет прокурорского надзора не входят.


Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются прокурорам только с письменного согласия указанных лиц.

Переходя к рассмотрению процедуры прокурорской проверки, следует заметить, что этот вопрос до недавнего времени не был достаточно четко урегулирован. Прокуроры произвольно, без всяких оснований и поводов истребовали (впрочем, и продолжают истребовать) оперативно-служебные документы, проводили надзорные проверки, направляли требования и т.п.

Согласно ст. 21 закона об ОРД по требованию прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представляют им оперативно-служебные документы, включающие в себя[14]:

-дела оперативного учета;

-материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств;

-учетно-регистрационную документацию;

-ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Применительно к надзору за оперативно-розыскной деятельностью перечень оперативно-служебных документов, представляемых прокурору, носит исчерпывающий характер.

Прокурору представляются лишь те документы, которые отражают сведения, входящие в предмет проверки. Казалось бы, именно они имеют правовое значение, «интересны» для прокурора и должны им изучаться. Но делопроизводство в сфере оперативно-розыскной деятельности построено таким образом, что такие документы находятся в делах вместе с теми, которые содержат сведения, не входящие в предмет надзора.

Речь идет, прежде всего, о делах оперативного учета, которые заводятся в целях собирания и систематизации сведений, проверки и оценки результатов оперативно-розыскной деятельности, а также принятия на их основе соответствующих решений органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (ст. 10 закона об ОРД)[15]. В них концентрируются, в том числе, и сведения, не входящие не только в предмет проверки, но и в предмет прокурорского надзора. Это планы, отчеты, справки, сводки и т.п.

В заключении отметим, что правовые средства прокурорского надзора - это понятие, которое находится в тесной связи с такими понятиями как «полномочия» и «компетенция» прокурора, поскольку полномочия и компетенция прокурора реализуются, прежде всего, посредством закреплённых в законодательстве действий и правовых актов, которые и именуются «правовыми средствами прокурорского надзора».


В применении этих средств, в выявлении правонарушений и состоит суть прокурорского надзора. Последнее означает то, что правовые средства прокурорского надзора, предоставленные прокурору Законом о прокуратуре РФ по своему содержанию могут быть разделены на средства выявления правонарушений и средства устранения и предупреждения правонарушений, которые реализуются посредством применения установленных законодательством средств прокурорского реагирования.

Таким образом, понятие «правовые средства прокурорского надзора» включает в себя еще одно понятие «средства прокурорского реагирования».

Средства прокурорского реагирования – это предусмотренные законодательством письменные или устные акты прокурорского надзора, совершаемые прокурором в установленном законом порядке, направленные на устранение выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, привлечение виновных лиц к ответственности. В качестве примера можно привести следующее.

Одним из основных средств прокурорского надзора является проверка исполнения законов в местах содержания под стражей. Она проводится в целях выявления правонарушений как со стороны администрации, так и со стороны лиц, содержащихся под стражей.

В ходе проверки прокурор:

- устанавливает исполнение законов сотрудниками, а также должностными лицами в связи с заявлениями, жалобами и иными сведениями о правонарушениях;

- истребует для проверки соответствия закону приказы, распоряжения, инструкции и иные акты, информацию о принимаемых мерах по обеспечению законности;

- проверяет законность, и справедливость применения администрацией мер дисциплинарного воздействия за нарушения установленного порядка содержания;

- истребует от должностных лиц и граждан устные и письменные объяснения по поводу нарушения закона.

Помимо того, прокурор обязан проверить обоснованность применения к лицам, содержащимся под стражей, дисциплинарных мер воздействия, а также мер безопасности и оружия;

-законности и своевременности освобождения их из-под стражи в связи с изменением меры пресечения на более мягкую, истечением сроков содержания под стражей, прекращением уголовного дела.

В то же время в случае выявления каких-либо нарушений закона прокурор имеет право отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, немедленно освобождать их своим постановлением из карцера, одиночной камеры. При этом основными правовыми средствами реагирования прокурора на нарушения законности являются: