Файл: Задачи оперативно-розыскной деятельности ( Понятие оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

старости; исчезновение в результате стихийного бедствия или потери на местности (заблудился в лесу, горах, пещерах и т. п.); исчезновение в результате психического заболевания. Причинами без вести пропавших граждан могут быть также тайное лечение или вступление в брак, нежелание находиться вместе со своими близкими и т. п.

Наряду с этим Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» формулирует ряд задач, не связанных непосредственно с уголовным процессом. Одна из них, достаточно глобальная, состоит в добывании информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. Эта задача может решаться органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, лишь при условии, если имеется информация о возможном возникновении таких событий или действий и имеет предупредительный характер.

3.2. Второстепенные задачи ОРД

Другие задачи, не связанные с уголовным процессом, вытекают из п.п. 1—6 ч. 2 ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Их особенность заключается в том, что принятие на основании данных, полученных оперативно-розыскным путем, соответствующих решений затрагивает право граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37 Конституции). Поэтому такие данные должны быть всесторонне проверены, с тем чтобы в конечном итоге они были достоверными.

Эти задачи являются побочными, второстепенными по отношению к основным задачам оперативно-розыскной деятельности. Они могут решаться лишь по инициативе соответствующих должностных лиц, а не органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Оперативно-розыскная тактика направлена на решение актуальных задач борьбы с преступностью, в первую очередь с ее организованными формами.

К таким задачам можно отнести:

-изучение практики организации преступных групп. В частности, как и кем, подыскиваются члены этого формирования, как распределяются между ними роли, функции, как оформляется членство в группах (устное или письменное закрепление в форме клятвы, договора), как организуется единая психологическая установка членов сообщества на совершение преступления;

-получение сведений о том, как финансируется преступная труппа;

-определение способов разработки общей стратегии и тактики деятельности как одной отдельно взятой организованной преступной группы, так и совокупности подобных групп на определенной территории или в криминальной отрасли (распространение наркотиков, оружия, проституции и т.п.);


-изучение практики отдачи указаний о совершении преступлений и форм отчета исполнителей. Как правило, лидер, организатор преступной деятельности в группе, имеющей трехзвенную систему, лично не отдает указаний. Эту функцию выполняет так называемый " изолирующий слой ", состоящий из лично преданных лидеру членов группы, не участвующих в непосредственных преступных акциях;

-изучение способов дальнейшего пополнения организованной преступной группы новыми членами. Это могут быть мероприятия в уголовной среде, в спортивных секциях, в расформируемых войсковых частях, в молодежной среде. Как известно, представители именно этих категорий в основном пополняют число "боевиков". Кроме того, лидеры преступной деятельности нередко организуют целые школы " боевиков ", легендируют их существование под военно-патриотические, спортивные центры и обучают профессиональной преступной деятельности;

-определение того, какова схема воспроизводства преступной деятельности. В частности, отыскание форм и способов легализации преступных доходов. Лишение организованной преступности финансовой поддержки — одна из важнейших задач, стоящих перед правоохранительными органами в целом.

Решение перечисленного комплекса задач позволит активизировать борьбу с лидерами (организаторами) преступной деятельности в регионе. Эти задачи ранее перед оперативными подразделениями также ставились и касались изучения деятельности какой-либо одной конкретной группы, что явилось одной из причин явного провала в изобличении лидеров (организаторов) преступной деятельности. Так, в ряде регионов России в 1997 году к уголовной ответственности не привлечено ни одного лидера организованной преступности.

Своеобразные задачи должны решаться оперативными подразделениями и в случае изобличения так называемых " воров в законе старой гвардии ", не купивших это звание на воровской сходке, а коронованных " в зоне ", в местах лишения свободы, в соответствии со старыми воровскими традициями.

Поэтому целесообразно дополнить к перечисленным задачам следующие, позволяющие идентифицировать именно " вора в законе старой гвардии ":

-установление источников доходов проверяемого лица. " Вор в законе ", как правило, легальных заработков не имеет;

-определение степени авторитетности " вора в законе " среди других лидеров преступного мире в регионе. Он, по крайней мере, должен быть признанным другими лидерами в регионе;

-контролирование фактов оказания материальной помощи криминальным формированиям со стороны проверяемого. Последний, согласно " воровскому кодексу ", обязан помогать осужденным и их семьям;


-исследование психологических качеств данного лица, в частности наличие организаторских способностей, знание воровских законов и преданность воровским идеалам, отсутствие сведений компрометирующего характера об измене этим лицом '' воровским идеалам " и т.п.

Выполнение этих задач необходимо при выявлении, раскрытии и расследовании проявлений организованной преступности.

4. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности

Согласно ст. 4 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» правовую основу ОРД составляют Конституция РФ, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», другие федеральные законы иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Условно всю правовую основу ОРД можно разделить на четыре раздела.

1) Конституционный раздел является ведущим регулятором отношений, возникающих в сфере ОРД. К нему относятся нормы, закрепленные Конституцией РФ, решения Конституционного Суда РФ по вопросам конституционных норм;

2) Международные правовые акты. К ним относятся акты общего характера, ратифицированные, РФ или акты, к которым РФ присоединилась.

К числу международных правовых актов, регламентирующих наиболее важные отношения в сфере ОРД, относятся:

а) Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;

б) Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1966 г.;

в) Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы 4 ноября 1950 г.;

г) Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам, принятая Советом Европы 20 апреля 1959 г., и др.

На основе международных договоров действуют Национальное центральное бюро Интерпола в России, Антитеррористический центр государств-участников СНГ, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств-участников СНГ, являющихся международными субъектами ОРД.

3) Законодательный раздел. В него входят:

а) ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;

б) Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ;

в) УПК РФ (устанавливает базовые положения осуществления ОРД);

г) Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ;


д) Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I «О милиции»;

е) Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации»;

ж) иные федеральные законы, содержащие нормы, регулирующие ОРД.

4) Подзаконный раздел. К нему относятся Указы Президента РФ, акты Правительства РФ, решения Верховного Суда РФ и акты Генеральной прокуратуры РФ, а также межведомственные и ведомственные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.

Органы, осуществляющие ОРД, издают нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.

5. Конституционные принципы Законности Оперативно розыскной деятельности

Согласно ст. 3 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» ОРД основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. При этом принцип законности является основным. Его смысл заключается в том, что только загон определяет точное и безусловное соблюдение всеми органами и должностными лицами Конституции РФ, УК, УПК, УИК, ТК, ФЗ об

ОРД, иных законов и нормативных правовых актов, имеющих отношение к обеспечению безопасности личности, общества и государства, охране правопорядка и борьбе с преступностью, ведомственных нормативных правовых актов субъектов ОРД, регламентирующих вопрос организации и тактики приведения ОРМ.

Статьей 2 Конституции РФ предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Суть данной статьи заключается в том, что права и свободы человека возникают и существуют не по воле государства. В качестве основы прав и свобод выступает человеческое достоинство. На этом основан и принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод также распространяется и на лиц, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления и ставших в связи с этим объектами ОРД.

На основании ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, закон устанавливает границы пользования правами и свободами. Нарушение таких границ ведет к нарушению прав и свобод других лиц. На основании судебного решения и при соблюдении определенных условий ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» дает возможность ограничения у таких лиц права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и на неприкосновенность жилища.


Статьей 21 Конституции РФ установлено, что достоинство личности охраняется государством и ничто не может быть основанием для его умаления.

Согласно ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Данная норма направлена на защиту граждан, которые могут пострадать от незаконных действий органов государственной власти и их должностных лиц. В то же время данная норма способствует укреплению законности в деятельности органов государственной власти.

2. Оперативно-розыскное мероприятие «Оперативный эксперимент»: понятие, основания и условия проведения

6. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий

В соответствии со ст. 7 ч. 2 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее, в настоящей главе - Закон "Об ОРД" или Закон) на данном этапе основными основаниями для принятия решения о проведении ОРМ (заведение дела оперативного учета) для органов - субъектов ОРД, являются ставшие известные им сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного невозвращения, а так же о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, событиях или действиях, создающей угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

Итак, очевидно, что в соответствие с указанными основаниями Закон дает право проводить ОРМ не только после того, как валютная выручка не вернулась в предельный срок, но и до его истечения, то есть до окончания состава преступления, предусмотренного ст. 193 УК РФ. То есть основания возникают уже на стадии совершения преступниками действий, непосредственно направленных на невозвращение (покушение на преступление, ст. 30 ч. 3 УК РФ). С позиции объективной стороны состава преступления таким действием может быть, например, уже сам факт перемещения товара за границу в режиме экспорта.

Несмотря на уголовную ненаказуемость приготовления к невозвращению, основания к проведению ОРМ имеются уже и при сговоре на невозвращение, при приискании средств, соучастников преступления, создании условий для сокрытия валютной выручки за границей (приготовление к преступлению - ст. 30 ч. 1 УК РФ). Таким этапом, как уже отмечалось, может быть этап подписания руководителем контракта, или даже период первоначальных согласований его условий, когда, например, руководители-партнеры по фиктивной импортной сделке уже планируют перевод денег по предоплате за границу, якобы за ввоз товара, а реально - для вывоза капитала за рубеж, перевода валюты в офшорную зону.