Файл: Задачи оперативно-розыскной деятельности ( Понятие оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подчеркиваем, что для проведения ОРМ основания уже есть, но возбуждение уголовного дела только по признакам ст. 193 УК РФ на таком этапе будет преждевременным.

Но не следует забывать, что ОРМ могут проводиться и по признакам сопутствующих преступлений. Это дает еще больший простор для планирования ОРД и решения вопроса о своевременном возбуждении уголовного дела по различным статьям УК РФ. Причем в этом случае вопрос о возбуждении дела может быть решен многими субъектами ОРД, поскольку сопутствующие преступления относятся к разной подследственности (в соответствии со ст. 126 УПК РСФСР и МВД и ФСБ и ФСНП и ГТК РФ).

Далее, один из самых актуальных вопросов - достаточность оснований для проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан.

В соответствие со ст. 8 ч. 2 Закона проведение ОРМ, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а так же право на неприкосновенность жилища допускается только при наличии двух условий на основании судебного решения, при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно и о лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших, или о событиях (действиях), создающих угрозу, в том числе экономической безопасности РФ (ст. 8 ч. 2 п.п. 1-3 Закона).

В соответствии со ст. 126 УПК РСФСР, деяние, предусмотренное ст. 193 УК РФ относится к преступлениям, по которым предварительное следствие обязательно. Кроме того, в соответствие с действующим законодательством невозвращение валюты из-за границы во всех случаях следует признать деянием, создающим угрозу экономической безопасности государства. Аналогичными же признаками обладают практически все сопутствующие преступления.

Таким образом, при необходимости организации ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, законность их проведения полностью обеспечивается действующим законодательством. На практике же сотрудники оперативных служб, в особенности ГТК РФ, крайне редко обращаются в суд для получения санкции на проведения ОРМ по делам этой категории. Это положение вряд ли обусловлено объективными причинами. Скорее причины субъективны и вызваны недостаточной компетентностью отдельных оперативных работников, отсутствием опыта, порой безынициативностью, а так же отсутствием разработанных методик выявления этих преступлений и проведения по ним ОРМ.


Перед назначением и проведением ОРМ оперативным работникам необходимо дополнительно изучить некоторые акты судебного толкования.

Так, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда N 13 от 24.12.93 "О некоторых вопросах, связанных с применением ст. 23 и 25 Конституции РФ" судам рекомендовано незамедлительно рассматривать материалы, подтверждающие необходимость ограничения вышеуказанных конституционных прав граждан. При этом судья обязан либо вынести мотивированное постановление о разрешении провести ОРМ, либо об отказе в этом. Проведенные опросы сотрудников оперативно-розыскных подразделений показывают, что решение судьи во многом зависит от убедительности доводов оперативного работника - инициатора, от его умения грамотно изложить правовые основания для проведения ОРМ, обосновать достоверность полученных сведений как в своей устной, так и в письменной речи.

Заключение

В итоге, основными целями оперативно-розыскной деятельности являются добывание информации, выявление скрытых преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц. Одной из важнейших эффективностью целей науки Оперативно-розыскной деятельности является нахождение баланса между оперативно-розыскных мероприятий и соблюдением прав и свобод человека, режима законности.

Следует также дать определение оперативно-розыскной деятельности – это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Главными задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

-выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

-осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

-добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

Литература


1. Белкин Р.С. Очерки криминалистической тактики, ВСШ МВД РФ,1993.

2. Гребельский Д.В. Теоретические основы и организационно-правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. М., 1977

3.Доля Е.А. Использование в доказывание результатов ОРД. М.,1996

4.Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. «О безопасности»

5.Конституция Российской Федерации. М.: Юрист, 2002

6. Ларин А.М. Расследование по уголовному делу: процессуальные функции. М.,1986.

7.Ларин А.М. Уголовный процесс. М. 1997.

8. Лукашов В.А. введение в курс "Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел". Киев., 1997

9. Маркушин А.Г. ОРД- необходимость и законность, СПб.,1995

10.Пиголкин А.С. Язык закона. М. 1990

11. Ревин В.П. Открытость общества и проникновение международных преступных сообществ в Россию. Актуальные проблемы теории и практики борьбы с организованной преступностью в России. Материалы научно-практической конференции. М.: Московский институт МВД России., 1994.

12.Рушайло В.Б. Основы ОРД. СПб,2000

13. Рыжаков А.П. Уголовный процесс. М. 1999

14. Самойлов В.Г. Правовые, морально-этические основы и принципы ОРД ОВД. М.,1984

15. Самойлов В.Г. Сущность правовых основ ОРД ОВД. М., 1981

16. Сергеев В.В. О природе отношений, возникающих в процессе оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. // Труды ВШ МВД СССР, 2003

17. Сурков К.В. Принципы ОРД и их правовое обеспечение в законодательстве , регламентирующем сыск. СПб.,1993

18. Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 2002

19. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М.: 2008

20. Федеральный закон “ О судебных приставах ” от 4 июля 1997 г. № 118 - ФЗ.

21. Федеральный Закон от 12 августа 1995 «Об оперативно-розыскной деятельности».

22. Федоров А. В., Шахматов А. В. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. СПб.: 2004

23. Шумилов И.И.: Коментарий к Ф.З. ”Об ОРД ”.М., 2000

24.Шумилов А.Ю. Законы и ОРД. СПб.,2000

25. Шумилов А.Ю. Закон об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации: Комментарий. М.,Юрид. лит., 1994.