Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Теоретические основы управления организационными конфликтами).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формы, позволяющие управлять конфликтами:

1)Выступления коллектива на собраниях;

2)Послание в прессу, на радио и телевидение;

3)Послание вышестоящему руководству;

4)Послание с целью получения поддержки к народным депутатам, партиям;

5)Предъявление всех требований через профсоюзный комитет организации;

6)Запрос в комиссию по трудовым спорам;

7)Создание пикетов, забастовки, демонстрации, локаутов.

Для организации эффективной работы с конфликтами важно знать, что существуют определенные методы для их разрешения (рис. 1).

Рис. 1. Основные методы разрешения конфликтов в организации

В зависимости от специфики каждой конфликтной ситуации следует придерживаться определенной стратегии.

Сегодня принято выделять два основных метода к разрешению конфликтов:

1. Обход конфликта;

2. Непосредственное разрешение конфликта.

Каждый из этих подходов подразумевает свои пути разрешения конфликтных ситуаций. Ознакомимся с ними.

Первый метод – обход конфликта – включает в себя:

1)Уход от конфликта (заключается в побуждении участников конфронтации к реализации поставленных перед ними конкретных задач или же участникам конфликта дается возможность осознать, что их упорство является бесперспективным посредством принятия устрашающих мер);

2)Изоляцию (одного из оппонентов /или сразу обоих/ следует изолировать, например, посредством перевода в другой отдел или ему предоставляется отпуск);

3)Лишение возможностей (участников конфликтной ситуации следует лишить средств власти, необходимых ему для достижения собственных интересов в противодействии);

4)Вытеснение (при выборе данного пути разрешения конфликта авторитетным представителям или самим участникам конфликта следует принять позицию игнорирования, отрицания либо замалчивания проблемы, что иногда приводит к тому, что ситуация, провоцирующая конфликт, проходит сама собой);

5)Изменение направления (следует изменить направленность конфликта, посредством переведения его, например, на решение общих задач);

6)Сосуществование (следует дать понять участникам конфликта, что у них могут быть общие цели, таким образом принуждая их к необходимости отказаться от конфликтного противостояния).

Второй метод для выхода из конфликтных ситуаций – разрешение трудовых конфликтов – подразумевает:

1)Силовое разрешение конфликта (применяется в случае, когда целью является победа интересов одной из сторон конфликта путем подавления интересов другой конфликтной стороны посредством следующих методов: понижение в должности, подрыв репутации, увольнение, осуществление препятствий в дальнейшем карьерном росте и повышении материальных благ и т.д.);


2)Посредническое разрешение конфликта (осуществляется путем привлечения третьей стороны в лице человека, пользующегося доверием как у одной, так и у другой стороны, который либо способствует проведению переговоров между сторонами, либо действует путем убеждения, либо, используя свой авторитет у сторон, примиряет их);

3)Разрешение конфликта посредством проведения переговоров (реализуется посредством разработки определенных правил и взаимных уступок с целью достижения компромиссных решений, удовлетворяющих все стороны, принимающие участие в конфликтной ситуации);

4)Разрешение конфликта по приговору (достигается путем привлечения, например, всего коллектива или незаинтересованного лица, которые принимают определенные решения путем голосования или жребия по разрешению конфликтной ситуации);

5)Совместное разрешение конфликта путем решения общей проблемы (подразумевает наличие у конфликтующих сторон желания прийти к разрешению конфликтной ситуации, в результате чего они на основе равноправия и взаимного уважения стремятся разработать общее решение).

Обратимся также к рассмотрению пошагового метода направленного на разрешение трудовых конфликтных ситуаций в организации (рис. 2).

Рис. 2. Пошаговый метод разрешения конфликтных ситуаций в организации

Урегулирование трудового конфликта отличается от разрешения тем, что в уничтожении разногласий между сторонами участие принимает и третья сторона, как с согласия противоборствующих сторон (например, если обратились конфликтующие трудящихся к своему начальнику для разрешения спора), так и без их согласия (руководство вмешивается в конфликт между трудящимися).

На практике почти не всегда при завершении конфликта разрешается противоречие, которое лежит в его основе. При исследовании трудовых конфликтов между руководителями и подчиненными были получены данные, показывающие, что около 63% конфликтов регулируется или разрешается. Более чем в каждом четвертом конфликте противоречие не могут разрешить или совсем обостряется. Это происходит тогда, когда трудовой конфликт постепенно угасает (7%), перерастает в другое противоборство (16%) или же устраняется административным, организационным способом (18%) (рис. 3).

Рис. 3. Формы завершения конфликта

Завершение конфликта – это деятельность субъектов конфликта, которая основывается на стремлении разрешить трудовой конфликт и проблему, приведшую к нему.

Базовые формы завершения конфликта: разрешение; угасание; урегулирование; устранение; завершение (перерастание в другой трудовой конфликт).


Таким образом, конфликт в организации может возникнуть внутри коллектива и вне его (конфликт с внешней стороной).

Для решения конфликта нужно провести диагностику конфликта и выбрать метод его разрешения, который зависит от типа конфликта.

Для корпорации наиболее выгодно не допускать конфликтов, а для этого необходимо исследовать состояние уровня конфликтности в организации. В заключение нужно добавить, что процесс управления конфликтами зависит от различных факторов, некоторые из которых плохо поддаются внешнему воздействию.

Глава 2. Исследование процесса управления конфликтами на примере АО «Альфа-Банк»

Анализ социально-экономических показателей банка

Численность персонала рассматриваемого филиала компании нестабильна. На данный момент в рассматриваемом отделении банка работает 35 человек. Весь персонал можно условно разделить на сотрудников,  которые работают длительный срок (около 5 лет и более) и на новых сотрудников, которые в компании зачастую не задерживаются, что существенно влияет на деятельность работников и психологический климат компании.

Из данных об образовании (Таблица 1) видно, что все сотрудники имеют образование, большинство - высшее. Это характеризует персонал, как компетентный и грамотный в своем деле. Кроме того, наличие образования не ниже среднего профессионального – одно из основных требований при приеме на работу в компанию.

Таблица 1

Уровень образования сотрудников АО «Альфа-Банк»

Образование

Количество сотрудников

В процентном соотношении

Высшее

30

85 %

Неоконченное высшее

1

2 %

Среднее профессиональное

3

8 %

Начальное профессиональное

2

5 %

Итого:

35

100 %

Анализируя возрастной состав персонала (Таблица 2) можно сделать вывод, что работа в банковской сфере чаще привлекает молодых специалистов.

Основную долю в общей численности персонала компании составляет исполнительный персонал (административный персонал, операторы, консультанты).


Таблица 2

Возрастной состав сотрудников АО «Альфа-Банк»

Возраст сотрудников

Количество сотрудников

В процентном соотношении

старше 60 лет

0

0 %

от 51 до 60 лет

0

0 %

от 41 до 50 лет

5

14 %

от 31 до 40 лет

9

26 %

от 20 до 30 лет

21

60 %

Итого:

35

100%

В компании АО «Альфа-Банк» присутствует высокая текучесть кадров (к примеру, число принятых сотрудников за 2014 год составляет 15 человек, число уволенных по собственному желанию и по инициативе работодателя составляет 13 человек). Высокий показатель текучести кадров требует особых мер со стороны руководства и кадровой службы, так как временные и материальные затраты на подбор и обучение новых сотрудников не выгодны компании. Среди уволенных сотрудников преобладает исполнительный персонал, от деятельности которого зависит деятельность всей компании.

Уровень квалификации сотрудников компании проверяется каждые полгода посредством разработки и проведения руководством различных видов тестирований в области информационных технологий.

Эффективность использования кадров на предприятии характеризуется показателями производительности труда.

Главная цель и идея деятельности компании - это непрерывное развитее персонала как основного источника доходов. На протяжении всей жизнедеятельности АО «Альфа-Банк» руководство проводит разливные тренинги, и курсы повышения квалификации, так как компания заинтересована в широкопрофильных и взаимозаменяемых специалистах. Именно кадровый потенциал является основным ресурсом компании. Однако ожидаемый результат можно достичь при условии, что каждый сотрудник, нацелен на достижение наибольших результатов, имеет соответствующую мотивацию.

Деятельность по управлению персоналом организации осуществляю менеджер по персоналу, а так же директор компании.

В связи с высокими показателями текучести кадров на данном этапе развития компании деятельность по управлению персоналом в основном ограничивается процессами поиска, подбора, найма, обучения новых сотрудников, их высвобождения.

Поиск, подбор и найм сотрудников осуществляет менеджер по персоналу при помощи размещения объявлений о вакансиях на соответствующих сайтах (rabota.ru; 59.ru; hh.ru; job.ru и тому подобные).


Так как в организации остро стоит вопрос поиска необходимых сотрудников, поиск сотрудников и проведение собеседований производятся постоянно.

Напряжение, связанное с нестабильностью персонала компании существенно влияет на социально-психологический климат компании и на деятельность руководителей структурных подразделений.

Управлением профессиональным развитием персонала занимается непосредственно директор филиала АО «Альфа-Банк». Директор организует тренинги, лекции, семинары и тестирования в области информационных технологий. А так же руководителем компании, в целях повышения квалификации, было принято решение об организации проведения курсов иностранного языка в рабочие часы, оплачиваемые компанией.

Оценка влияния организационных конфликтов на эффективность деятельности банка

Основным экономическим методом управления персоналом в ресторане является мотивационный метод.

В АО «Альфа-Банк» применяются как материальные методы мотивации, так и нематериальные.

Общая система мотивации «АРИСТОКРАТ»

Методы мотивации труда работников ресторана

Материальные методы (сформированная система оплаты труда, система премий и бонусов)

Нематериальные методы в аспекте социального пакета

Рис.4. Общая система мотивации в АО «Альфа-Банк»

Основным мотивационным фактором, как правило, является заработная плата. Для того, чтобы оценить эффективность используемых методов управления трудовыми ресурсами, будем ориентироваться на заработную плату.

На эффективность системы мотивации современных предприятий значительное влияние оказывает сформированный морально-психологический климат в коллективе, поэтому далее необходимо определить оценку его в АО «Альфа-Банк».

Для того, чтобы определить состояние морально-психологического климата в коллективе в коллективе АО «Альфа-Банк» руководством было принято решение провести анкетирование.

Основная цель первого опроса – выявление психологического климата АО «Альфа-Банк».

Ответы на основные вопросы представим в Таблице 3 Приложения 1.

На Рисунке 5 представлены данные социологического опроса в компании.

Рис.5 Результаты социологического опроса мнения сотрудников относительно стиля управления в АО «Альфа-Банк»

Для определения особенностей удовлетворенности материальным стимулированием был проведен социологический опрос №2 среди сотрудников АО «Альфа-Банк».