Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Конфликт как важнейшая научная категория).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. КОНФЛИКТ КАК ВАЖНЕЙШАЯ НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ

1.1 Понятие и сущность конфликта

1.2 Классификация конфликтов

1.3 Вертикальный конфликт как одна из разновидностей конфликта

ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В ОРГАНИЗАЦИИ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ

2.1. Организация как объект изучения конфликтологии

2.2. Роль руководителя в управлении персоналом организации

2.3. Проблемы урегулирования конфликтов в организации

ГЛАВА 3. ВЕРТИКАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

3.1 Основные виды конфликтов в организациях общественного питания и причины их возникновения

3.2. Наличие и частота возникновения вертикальных конфликтов в организациях общественного питания

3.3 Особенности решения персоналом вертикальных конфликтов в организациях общественного питания

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Конфликтное взаимодействие – вторая составляющая конфликта – это поведение людей, вовлеченных в противостоянии. К сожалению, весьма распространенна отечественная модель конфликтного взаимодействия: одно лицо нападает на другое. При этом все забывают о причине конфликта, которая, когда страсти улягутся, продолжает «иметь место». Умение выделять объект конфликта, точно и четко определять его причину – одна из важнейших профессиональных качеств менеджера специалиста сферы обслуживания.

Например, если партнеры недовольны размером скидок, предоставляемых им, то можно предположить, что такое положение вещей сложилось в результате предоставления другим партнерам значительных преимущества без особых на то оснований.

Очевидно, что организация и осуществление рационального урегулирования конфликтов представляет собой процесс эффективного использования накопленных знаний об их природе и генезисе, что подтверждает важность формирования конфликтологической культуры.

Любой конфликт – это объективизирование противоречий, он помогает выявить суть разногласий, осветить общественное мнение, социальные установки. При правильном подходе и управлении конфликт может стать источником развития личности, способом сплотить коллектив, помогает снять психологическое напряжение в группе. То, как поведет себя руководитель в сложной ситуации, всегда было и остается объектом пристального внимания сотрудников.

Он может завоевать безграничное доверие и уважение своих подчиненных, а может потерять не только часть коллектива, но и свою личность. Итак, конфликт неплохой и нехороший, важно, как мы им управляем и решаем его, а именно – на каком уровне развита наша конфликтологическая культура[23].

Значимым для описания категории конфликтологической культуры специалиста выступает содержание профессионально важных качеств специалиста, определяющих конструктивную профессиональную деятельность в конфликтогенной профессиональной среде.

Поиск подобных характеристик связан, по нашему мнению, с субъективными факторами конфликтного взаимодействия, влияющими на структурные элементы конфликта (объект конфликта, оппонентов конфликта, инцидент, результат конфликта) и динамические (причины конфликта, условия развития конфликта, условия управления конфликтом, условия разрешения конфликта) характеристики конфликта.

Но конфликты, возникающие в процессе управленческой деятельности, решить без специальных знаний удается не всегда. Часто противоречия и недоразумения обостряются, порождая высокий потенциал конфликтогенности личности и среды, вызывая неадекватное поведение, снижая эффективность профессиональной деятельности.


ГЛАВА 3. ВЕРТИКАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

3.1 Основные виды конфликтов в организациях общественного питания и причины их возникновения

Одним из важных направлений обеспечения эффективного функционирования организаций является профилактика и преодоление конфликтов. Анализ литературы показывает, что психологическая проблема конфликтов нашла определенное отражение в работах зарубежных авторов.

Отдельные аспекты этой проблемы проанализированы в исследованиях российских, белорусских и украинских ученых. Важные аспекты анализа этой проблемы отражены в публикациях, касающихся профилактики и преодоления конфликтов в сфере политики, дипломатии, производства, бизнеса, образования.

Что касается сферы торговли, в частности деятельности отечественных организаций общественного питания, то она не выступала ранее предметом исследования. Социальная значимость и недостаточная разработанность проблемы обусловили постановку нами таких задач исследования:

1. Проанализировать наличие и частоту возникновения конфликтов в организациях общественного питания.

2. Выявить основные виды конфликтов в организациях общественного питания и причины их возникновения.

3. Исследовать особенности решения персоналом конфликтов в организациях общественного питания и потребность персонала в психологической помощи.

Экспериментальная работа проводилась в организациях общественного питания г. Казань. Исследованием было охвачено 180 человек (бармены-кассиры, работники зала, менеджеры и администраторы, грузчики, охранники, гости заведения, официанты).

Для проведения исследования использовался метод опроса, реализованный в форме анкетирования и проведения выборочного интервью. В частности, анкета включала набор вопросов, каждый из которых было логично связано с основными задачами эмпирического исследования.


Анкета состояла из открытых и закрытых вопросов, которые были направлены на определение различных аспектов организационных конфликтов. Для обработки полученных с помощью анкеты ответов на открытые вопросы респондентов использовался метод контент-анализа.

Что касается наличия конфликтов в организациях общественного питания, то в процессе исследования установлено, что подавляющее большинство (92,8%) опрошенных указали на наличие конфликтов в работе организаций общественного питания. Только 7,2% респондентов отметили, что им «трудно ответить». И практически никто из опрошенных (0,0%) не указал на полное отсутствие конфликтов.

Что касается частоты конфликтов в организациях общественного питания, то зафиксировано подобная «картина» – 32,8% опрошенных указали на то, что конфликты происходят часто, 60,0% ответили, что конфликты возникают «скорее часто, чем редко». Только 7,2% опрошенных отметили, что им «трудно ответить». И никто из опрошенных (0,0%) не сказал, что конфликты в организациях общественного питания происходят «редко».

3.2. Наличие и частота возникновения вертикальных конфликтов в организациях общественного питания

Если внимательно проанализировать конфликтные ситуации в организациях общественного питания по видам конфликтов, то чаще всего «горизонтальные конфликты» возникают между работниками крупных торговых организаций и их клиентами (72,8%). Также «горизонтальные» организационные конфликты касаются взаимоотношений между работниками различных звеньев и работниками одного звена (26,1% и 20,0%).

Если рассмотреть ситуацию по «вертикальным» организационным конфликтам, то, по результатам опроса, конфликты между администрацией и руководителями подразделений организаций общественного питания, а также между работниками и администрацией возникают довольно редко (соответственно 12,2% и 2,2%).

Последние результаты, по нашему мнению, вызывают некоторые сомнения, поскольку, как мы выяснили в процессе дополнительных бесед с работниками, одной из причин частого увольнения работников в организациях общественного питания является именно конфликты с руководством. Такое расхождение можно объяснить опасением работников возможных «репрессионных» действий со стороны руководства.


Причины возникновения конфликтов в организациях общественного питания анализировались нами в трех направлениях в соответствии с тремя основными видами конфликтов (конфликты с клиентами, с коллегами и с администрацией и руководителями подразделений) (см. табл. 1).

Таблица 1. Причини конфликтов в организациях общественного питания

Причины конфликтов в организациях общественного питания (в % от общего числа опрошенных)

%

Причины

Да

Нет

Конфликты с клиентами (гостями)

«Безосновательные претензии клиентов (гостей)»

76,1

23,9

«Медлительность (нерасторопность) клиентов (гостей)»

41,1

58,9

«Неуважение со стороны клиентов (гостей)»

21,7

78,3

«Лишние вопросы клиентов (гостей)»

12,2

87,7

«Чрезмерная вежливость персонала»

5,0

95,0

Конфликты с коллегами

«Чрезмерный контроль со стороны коллег»

66,1

33,9

«Медлительность коллег и их нерасторопность»

42,2

57,8

«Незнание коллегами своей работы»

35,6

64,4

«Чрезмерная инициативность коллег»

2,2

97,8

«Целеустремленность, настойчивость коллег»

1,7

98,3

Конфликты с администрацией и руководителями подразделений

«Необъективная оценка труда и низкая заработная плата»

83,3

16,7

««Крайности кадровой политики руководства»

17,2

82,8

«Плохое обустройство рабочего места»

16,1

83,9

«Ненормированный рабочий день»

9,4

90,6

«Инициатива и предложения опрашиваемого»

Что касается причин возникновения конфликтов с клиентами, то из полученных нами данных видно, что чаще всего (76,1%) в отношениях между клиентами и работниками организаций общественного питания конфликты возникают из-за «необоснованных претензии клиентов».


Это могут быть претензии по качеству продукта, срока реализации блюд или обслуживания и т.д.. 41,1% работников указывают на «медлительность клиентов» как одну из основных причин возникновения конфликтов.

Скорее всего, можно говорить о том, что при обслуживании векторы мотивов у клиентов и работников организаций общественного питания противоположно направленные – первые заинтересованы в качественном обслуживании, внимании к ним со стороны персонала и выбор осуществляют тщательно, а целью второй является обслуживание как можно большего количества гостей, потому что от этого зависит заработная плата (чаевые).

Примерно четверть (21,7%) от общего количества опрошенных говорят о том, что причинами конфликтов между персоналом организаций общественного питания и клиентами является «неуважение гостей заведения». Это может выражаться в пренебрежительном отношении к работникам, хамству, «перетягиванием одеяла на себя», когда клиент, не обращая внимания на то, что работник обслуживает другого гостя, пытается различными способами привлечь его внимание на себя и т.д..

12,2% работников организаций общественного питания считают, что «лишние» вопросы клиентов» также становятся причиной конфликтов. И 5,0% работников организаций общественного питания указывают на свою «чрезмерную вежливость» как причину конфликта. Но, как известно, большинство программ для подготовки персонала организаций общественного питания к работе с клиентами построены на принципах западной торговли и нацелены на увеличение количества продаж.

Это выражается в постоянном «сопровождении» клиента и, при малейшем его заинтересованности, осуществлении психологического воздействия на него с целью совершения продажи товара (блюда). Можно допустить, что такие действия не дают клиенту возможность сориентироваться и осуществить свой собственный выбор, а это может стать причиной раздражения, а потом и конфликта.

Относительно конфликтов между работниками организаций общественного питания, то чаще всего (66,1%) причиной таких конфликтов является «чрезмерный контроль со стороны коллег». 42,2% от общего количества опрошенных указывают на возникновение конфликтов из-за «медлительности и нерасторопности коллег». Также довольно часто, в 35,6% опрошенных, конфликты между работниками возникают из-за «незнания коллегами своего дела».

Особенно часто такие конфликты могут возникать между работниками с небольшим стажем работы в организации и теми, кто проработал в ней дольше. Конфликты по причине «чрезмерной инициативности коллег» и «целеустремленности, настойчивости опрашиваемого» возникают очень редко (2,2% и 1,7% от общего количества опрошенных соответственно).