Файл: Особенности кадровой стратегии кредитных организаций(Теоретические основы формирования кадровой стратегии кредитной организации).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования кадровой стратегии кредитной организации
1.1. Понятие кадровой стратегии кредитной организации
1.2 Цели и принципы кадровой стратегии банка
1.3. Основные направления кадровой стратегии банка
2. Анализ кадровой стратегии ПАО «Сбербанк России»
2.1 Формирование кадровой стратегии ПАО «Сбербанк России»
2.2 Анализ реализации кадровой стратегии ПАО «Сбербанк России»
2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию кадровой стратегии банка
Кадровая стратегия банка реализуется при активном участии и в тесном контакте с руководителями подразделений, которые осуществляют непосредственное управление персоналом в процессе выполнения своих производственных функций. Только руководитель подразделения может дать оценку профессиональных качеств и исполнительской дисциплины своих работников, оценить перспективы их роста.
Кадровая служба совместно с юридическим управлением ПАО «Сбербанк России» разрабатывает документы методического характера (например, методику подбора персонала, критерии оценки наличия требуемых компетенций персонала и др.) и типовые формы документов, используемых в кадровой работе (трудовые договоры, анкеты, приказы и т.д.).
В настоящее время Сбербанк - это место работы для более 240 тысяч человек. От профессионализма и мотивации каждого из них зависит общий успех банка в достижении поставленной цели – он должен стать одной из лучших в мире финансовых компаний. Руководство банка работает над тем, чтобы преимуществом Сбербанка как работодателя были не только достойный уровень оплаты труда, стабильность и уважение прав сотрудников, но и возможности для всестороннего развития, построения успешной карьеры и реализации себя в обществе.
Стратегические преобразования Банка во многом связаны с сотрудниками. Расширение продуктовой линейки и повышение качества обслуживания требуют новых знаний и навыков, большей эффективности и ориентированности на клиента. В Сбербанке постепенно развивается корпоративная культура, которая подталкивает людей к гармоничным изменениям - как в работе, так и в образовании, спорте и творчестве. Главное, к чему банк стремится в своей политике по отношению к сотрудникам: сформировать в Банке новую философию труда, которая стимулировала бы стремление к постоянному совершенствованию и личную заинтересованность в достижении общего успеха.
Одним из новых инструментов развития персонала в 2014 году стала программа по созданию специализированных учебных офисов банка, где в течение двух недель новички учатся обслуживанию частных клиентов под наблюдением опытных сотрудников и таким образом перенимают опыт и получают поддержку наставников в сложных ситуациях. С 2015 года подготовка сотрудников по данной программе проходит в 130 городах России.
Для обеспечения единого качества учебных программ и процессов обучения в 2015 году была внедрена процедура тренинг-аудита, позволяющая выявить зоны совершенствования программ обучения, подготовки бизнес-тренеров и повышения эффективности процессов. Банк планирует использовать этот механизм на регулярной основе как один из инструментов управления функцией обучения.
Сбербанк видит большой потенциал в развитии дистанционного обучения и продолжает развивать систему онлайн-курсов для самостоятельной подготовки сотрудников. В 2016 году прирост доли дистанционного обучения в банке по сравнению с 2015 годом составил 7,4%. В 2017 году банк планирует перевести еще 10% очного обучения в дистанционный формат, чтобы повысить его доступность и эффективность.
Банк был и остается одним из крупнейших работодателей России: по состоянию на 31 декабря 2016 года фактическая численность персонала Сбербанка составила более 245 тысяч сотрудников.
Среди основных задач 2017 года в области кадровой стратегии банком поставлены:
- завершение внедрения системы оценки персонала;
- обеспечение системы непрерывного обучения каждого сотрудника банка;
- создание инфраструктуры обучения и развития для руководителей и специалистов банка.
По итогам 2016 года Сбербанк добился следующих целей.
Во-первых, введен в промышленную эксплуатацию карьерный портал – уникальный инновационный инструмент подбора персонала с применением технологий краудстаффинга. Портал предназначен для привлечения кандидатов, оценки и подбора персонала. За 1,5 месяца портал посетили более 200 тысяч человек, зарегистрировались более 20 тысяч кандидатов.
Сейчас подбор персонала и, в частности, привлечение талантливых молодых людей - один из самых актуальных и острых вопросов для любой компании. Это связано с объективной нехваткой кандидатов, а также с особенностями нового поколения и необходимостью для работодателя понимать и учитывать эти особенности. С другой стороны, HR-рынок осознал ограниченность методов подбора. Все или почти все компании сегодня взаимодействуют с ВУЗами и агентствами.
Применение технологий краудстаффинга, в первую очередь, позволит обеспечить Сбербанк перспективными кандидатами на открытые вакансии.
Во-вторых, в центральном аппарате и Московском банке внедрен новый процесс подбора персонала на базе SAP HR. Более 800 новых сотрудников прошли процедуры отбора в автоматизированной системе – заложен фундамент для тиражирования системы по сети Банка.
Система SAP HR - это наиболее полнофункциональная и надежная система для оптимизации кадровых процессов. Она позволяет объединить в рамках одного информационного пространства все бизнес-процессы службы персонала, направленные на привлечение сотрудников, их удержание и мотивирование, донесение стратегических целей до каждого сотрудника и получение эффективной управленческой отчетности по всем направлениям управления персоналом.
Система SAP HR имеет следующие функции:
- аналитика по персоналу и планирование человеческих ресурсов, включая количественный и качественный анализ состава персонала, планирование будущих затрат по различным сценариям и формирование бюджетов;
- обеспечение и развитие кадрового потенциала, начиная с подбора ценных кадров (в т.ч. с использованием web-интерфейсов), их удержание и развитие в компании и заканчивая применением различных схем мотивации и построением карьерных лестниц с целью формирования кадрового резерва;
- административные функции, такие как расчет заработной платы, учет рабочего времени, управление компенсационными пакетами и формирование всей требуемой отчетности.
В-третьих, в банке внедрен ежегодный цикл оценки, развития и карьерного продвижения персонала. В 2016 году оценено 2392 руководителя различных блоков. Для получения обратной связи и формирования индивидуальных планов развития руководителей в практику внедрен новый инструмент оценки «360 градусов».
В-четвертых, продолжается построение системы карьерных передвижений для массовых должностей: разработаны профили более чем для 600 должностей ряда блоков. Эти профили будут использованы для построения карьерных лестниц в 2017 году. Достижение стратегических целей невозможно без вовлечения в этот процесс руководителей, поскольку именно эти люди выступают основными проводниками изменений. Помимо привлечения талантов с рынка Сбербанк активно и очень разумно и взвешенно инвестирует в уже работающих в компании руководителей. Целевая группа формируется по итогам тщательного отбора высокопотенциальных сотрудников с использованием инструментов комплексной оценки.
Принципы и основные критерии формирования персонала ПАО «Сбербанк России» устанавливает Департамент кадровой политики. Департамент кадровой политики Сбербанка России эффективным и успешно справляющимся со сложными задачами проведения в жизнь кадровой политики предприятия с применением современных форм и методов управления персоналом.
В 2013 году в банке был создан и заработал на полную мощность центр подготовки персонала массовых специальностей департамента кадровой политики. Центр был создан в соответствии с концепцией массового обучения, утвержденной Правлением Сбербанка в 2012 году. Он включает 17 учебных центров, расположенных во всех территориальных банках, в которых занято почти 400 человек.
В настоящее время порядка 62 процентов, или более 152 тысяч сотрудников банка, - это сотрудники массовых специальностей, линейный менеджмент и специалисты, занятые в процессе взаимодействия с клиентом. Для каждой группы специалистов определяется их профиль компетенций и формируется матрица обучения, на основе которой уже разрабатываются план и содержание обучающих программ. Содержание работ по формированию персонала ПАО «Сбербанк России» представлено в Приложении 1.
Перед Сбербанком сейчас стоят две очень сложные и амбициозные цели, которые делают компанию интересным местом работы для активных, целеустремленных людей.
2.2 Анализ реализации кадровой стратегии ПАО «Сбербанк России»
Подход ПАО «Сбербанк России» к отбору и поиску сотрудников состоит из семи основных задач:
- расчет потребности в сотрудниках с учетом основных целей банка;
- получение точных данных о том, какие требования к сотруднику предъявляет вакантная должность;
- принятие квалификационных требований, которые необходимы для благополучного выполнения работы;
- определение деловых и личностных качеств, требуемых для эффективного выполнения работы;
- поиск потенциальных источников восполнения персонала и выбор адекватных методов привлечения подходящих кандидатов;
- нахождение методов отбора сотрудников, позволяющих лучше всего оценить пригодность кандидатов к работе в данной должности;
- предоставление наилучших условий для адаптации новых сотрудников к работе в Сбербанке.
При формировании персонала ПАО «Сбербанк России» придерживается следующих принципов:
- исследование персонала (постоянный поиск способных сотрудников);
- подбор и оценка персонала по деловым, профессиональным и личным качествам;
- сочетание обновления и стабильности (с одной стороны - реализация намеченных стратегий банка, преемственность традиций, с другой стороны – соответствующая реакция на изменения внешней среды);
- сочетание молодых и опытных кадров (сочетание опыта и знаний с динамичностью в восприятии нового);
- сочетание и взаимное дополнение персонала (слабые стороны одного сотрудника должны дополняться сильными сторонами другого);
- сочетание при подборе персонала сотрудников, работающих в банке и кандидатов со стороны (привнесение свежих идей и подходов).
Нахождение потребности в персонале является начальной стадией процесса отбора и набора персонала, то есть процесса формирования персонала и является первым этапом в процессе вхождения нового сотрудника в компанию. Оно основывается на данных об имеющихся и запланированных рабочих местах, плане проведения организационно-технических мероприятий, штатном расписании и плане замещения вакантных должностей.
При обосновании количественного и качественного состава сотрудников в ПАО «Сбербанк России» соблюдаются существующие ограничения на финансовые ресурсы, а также учитываются внутренние и внешние факторы, такие как: уровень безработицы в стране и регионе, существующее трудовое законодательство, уровень организации труда в банке и т.п.
Определение нормативной численности персонала проводят на основе норм времени.
Норма времени (трудоемкость операции) – величина затрат рабочего времени, устанавливаемая для выполнения единицы работы работником соответствующей квалификации в определенных организационно-технических условиях.
Разработанные нормы являются инструментом для определения нормативной численности персонала подразделения Сбербанка. В расчете используются показатели общей и «технологической» трудоемкости.
После расчета плановой численности сотрудников на основе трудоемкости анализируется фактический количественный и качественный состав работников.
Проанализируем обеспеченность персоналом Новгородского отделения №8629 ПАО «Сбербанк России» (таблица 1).
Как видно из таблицы 1, Новгородское отделение №8629 ПАО «Сбербанк России» не достаточно укомплектовано трудовыми ресурсами, а только на 80,55%. При этом дефицит руководителей составляет 2,52%, а дефицит специалистов – 21,5%.
Таблица 1
Анализ обеспеченности Новгородского отделения №8629 ПАО «Сбербанк России» сотрудниками по категориям персонала в 2016 году
Вид персонала |
Необходимо по плану, чел. |
Фактическое количество, чел. |
Излишек (недостаток), чел. |
Процент обеспеченности, % |
Руководители |
318 |
310 |
-8 |
97,48 |
Специалисты |
2623 |
2059 |
-564 |
78,50 |
Всего |
2941 |
2369 |
-572 |
80,55 |
В группу руководителей входят руководители дополнительного офиса, начальники управлений в головном офисе, начальники секторов и отделов.
В группу специалистов входят кассиры, операционисты, менеджеры по продажам, консультанты по банковским продуктам и другие.
Для специалистов-новичков реализуются программы подготовки новых сотрудников на основе планов адаптации. План адаптации — комплексный процесс развития, включающий в себя 5 этапов: знакомство с должностью, очное и дистанционное обучение, стажировка, адаптация на рабочем месте, подведение итогов адаптации. Процесс адаптации новых специалистов рассчитан на 3 месяца (период испытательного срока).