Файл: Особенности кадровой стратегии кредитных организаций(Теоретические основы формирования кадровой стратегии кредитной организации).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования кадровой стратегии кредитной организации
1.1. Понятие кадровой стратегии кредитной организации
1.2 Цели и принципы кадровой стратегии банка
1.3. Основные направления кадровой стратегии банка
2. Анализ кадровой стратегии ПАО «Сбербанк России»
2.1 Формирование кадровой стратегии ПАО «Сбербанк России»
2.2 Анализ реализации кадровой стратегии ПАО «Сбербанк России»
2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию кадровой стратегии банка
Ключевым элементом системы профессионального развития в Банке должна стать система дистанционного обучения, использующая интернет- и социальные технологии и доступная круглосуточно с любого компьютера или мобильного устройства
У сотрудников должна появиться возможность проактивного управления собственной карьерой и профессиональным развитием, в том числе через автоматизированные ресурсы
Рис. 3. Направления совершенствования кадровой стратегии ПАО «Сбербанк России»
Рассмотрим первое направление – создание системы подбора и профессиональной ориентации молодежи на работу в банке. Для этого предлагаются следующие мероприятия:
- при размещении актуальных вакансий, кроме стандартных методов (сайт банка, hh.ru), нужно использовать и наиболее актуальные для студенческой аудитории интернет - площадки, такие как facebook и ВКонтакте, вести активную деятельность в СМИ;
- использовать такие методы привлечения, как: олимпиады, кейсы и мастер -классы, куда достаточно привлекать руководителей среднего звена, которые работают в банке;
- выстроить систему в цепочке взаимодействия «Банк – ВУЗ – Студент», чтобы каждый из этой цепочки получил результат и выгоду;
- одно из самых основных слабых мест ПАО «Сбербанк России» при работе с молодыми специалистами – это консервативность, которая идет в разрез с ценностями молодежи. Безусловно, сотрудникам банка нельзя предложить гибкий график работы и свободную форму одежды, однако, всегда можно найти способы, как заинтересовать молодежь.
На первом месте, конечно, стоит интерес к работе, именно в ПАО «Сбербанк России» – его надо формировать. Но нужно не забывать о главном – возможность самореализации для молодых специалистов: можно назначить их руководителями проекта в рамках отдела, например, небольшой проект в социальных сетях, организация мероприятия и т.д. Представители этого поколения очень хорошо работают в системе дедлайнов (крайний срок, к которому должна быть выполнена задача), поэтому если они не укладываются в сроки, то должны нести за это ответственность.
- ярмарки вакансий и дни карьеры – мероприятия, направленные на повышение интереса молодых специалистов к банку. Это обучающие семинары, лекции для студентов, конкурсы или кейс-методы.
Таким образом, предложенные мероприятия по совершенствованию кадровой стратегии ПАО «Сбербанк России» буду способствовать росту эффективности банковского дела.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПАО «Сбербанк России» - это более 230 тысяч человек сотрудников в 22 странах присутствия. За последние 5 лет в Сбербанке была создана современная кадровая стратегия, в то время как коллектив Банка существенно изменился как по своему составу, так и по основным характеристикам: был систематизирован цикл управления персоналом:
- в основу подбора и карьерного развития сотрудников вошла оценка нужных Банку компетенций, была построена система управления эффективностью деятельности (управление по целям), автоматизирован ряд критичных процессов управления персоналом;
- была реорганизована система массового обучения: под потребности бизнеса разработаны централизованные программы массового обучения в единых стандартах, унифицирована деятельность учебных центров в регионах, создан Корпоративный университет. За несколько лет удалось запустить ряд инновационных проектов, не имеющих аналогов на рынке: например, «Карьерный портал» или «Виртуальная школа Сбербанка»;
- был в значительно степени обновлен состав руководителей Банка как в центральном аппарате, так и в территориальных подразделениях. Произошло существенное омоложение коллектива. Сегодня уже более 33% сотрудников Банка (и около половины сотрудников, работающих с клиентами) моложе 1983 года рождения (так называемое поколение Y).
Анализ показал, что Новгородское отделение №8629 ПАО «Сбербанк России» не достаточно укомплектовано трудовыми ресурсами, а только на 80,55%. При этом дефицит руководителей составляет 2,52%, а дефицит специалистов – 21,5%.
Исследование показало, что основными проблемами реализации кадровой стратегии ПАО «Сбербанк России» являются следующие:
- уровень компетенций и знаний как рядовых сотрудников, так и руководителей Банка находится на недостаточно высоком уровне;
- в целом по Банку наблюдается рост текучести. В отдельных сегментах текучесть персонала выросла за последние несколько лет с 10 до 25% в год;
- построенные процессы управления персоналом требуют дальнейшего совершенствования, а также интеграции между собой.
Поэтому основными направлениями совершенствования кадровой стратегии являются:
- создание системы подбора и профессиональной ориентации молодежи на работу в Банке, налаживание взаимодействия с вузами и прочими учебными заведениями для эффективного удовлетворения растущих потребностей бизнеса;
- ключевым элементом системы профессионального развития в Банке должна стать система дистанционного обучения, использующая интернет- и социальные технологии и доступная круглосуточно с любого компьютера или мобильного устройства;
- у сотрудников должна появиться возможность проактивного управления собственной карьерой и профессиональным развитием, в том числе через автоматизированные ресурсы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Алавердов А.Р. Организация управления персоналом современного российского банка. - М.: Издательская группа «БДЦ–пресс», 2014. – 364 с.
- Андреев А.Ф., Гришина Н.В., Лопатина С.Г. Основы кадрового менеджмента. - М.: Юрайт, 2014. – 457 с.
- Аширов Д.А. Управление персоналом. - М.: Высшее образование и наука, 2013. – 483 с.
- Бизюкова И.В. Кадры управления: подбор и оценка. - М.: Экономика, 2014. – 492 с.
- Гаврилов А.А. Исследование особенностей управления персоналом в банках // Общество: политика, экономика, право. - 2014. - №3. – С.42-45.
- Глазов М.М. Управление персоналом: анализ и диагностика. - СПб.: ООО «Андреевский издательский дом», 2013. – 462 с.
- Далецкая А.С., Синявец Т.Д. Подбор персонала в банке: процессный подход // Вестник Омского университета. - 2016. - № 1. – С.124-127.
- Зайченко А.Е., Вукович Г.Г. Социальная и экономическая эффективность управления персоналом в банках // Успехи современного естествознания. - 2015. - №1. – С.51-54.
- Королевский М.И. Поиск и отбор персонала. - М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2013. – 255 с.
- Крупина Н.Н., Нарыжная С.В., Лемзякова Т.А. Оценка деятельности – ключевой вопрос кадровой политики банка // Деньги и кредит. - 2016. - № 1. – С.31-34.
- Кутушева Т.Г., Вукович Г.Г. Задачи управления персоналом банка в РФ // Успехи современного естествознания. - 2017. - №1. – С.45-48.
- Лаврушин О.И. Банковский менеджмент. - М: Кнорус, 2015. – 359 с.
- Найда А.М. Интенсивность труда и эффективность использования трудовых ресурсов. - М.: Академия управления ТИСБИ, 2013. – 407 с.
- Никитина Т.В. Банковский менеджмент. - СПб.: Питер, 2014. – 351 с.
- Никонова И. А. Стратегия и стоимость коммерческого банка. - М.: Алыгина Бизнес-букс, 2015. – 243 с.
- Одегов Ю.Г., Никонова Т.В., Безделов Т.А. Банковский менеджмент: управление персоналом. - М.: Финансы и статистика, 2015. – 367 с.
- Петренко Е.А. Система управления персоналом в коммерческих банках //Управление развитием персонала. - 2016.- № 2. – С.52-55.
- Плотников Г.В., Путренок Е.Л. Управление персоналом коммерческого банка как элемент системы сбалансированных показателей // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. - 2016. - № 3. – С.46-50.
- Половинко В.С. Управление персоналом: системный подход и его реализация. – М.: Информ - Знание, 2012. – 182 с.
- Самоукина Н.В. Управление банками России: цели, методы, программы // Банковские технологии. - 2016. - № 1. – С.27-31.
- Ситнин А.В. и др. Управление банком. Организационные структуры, персонал, внутренние коммуникации. - М., 2014. – 264 с.
- Старобинский Э. Проблемы управления персоналом банка // Управление персоналом. - 2015. - № 12. – С.34-39.
- Терехова Н.С., Вукович Г.Г. Важнейшие направления деятельности служб управления персоналом банка // Успехи современного естествознания. - 2017. - №1. – С.39-43.
- Шаулова Ю.Р., Вукович Г.Г. Персонал банка как важнейший его капитал // Успехи современного естествознания. - 2015. - № 3. – С.48-51.
- Щвец О., Щвец В. Мониторинг потребности в персонале и трудового потенциала банка // Успехи современного естествознания. - 2016. - №5. – С.36-40.
Приложение 1
Содержание работ ПАО «Сбербанк России» по направлению «Формирование персонала»
№ |
Формы работы |
Ответственные |
1. |
Текущее и перспективное изучение потребностей Банка в персонале |
|
- разработка планов развития подразделений Банка с обоснованием увеличения штатной численности; |
Начальники Управлений и Служб |
|
- анализ укомплектованности подразделений персоналом, обладающим профессиональными умениями и навыками, соответствующими должностным требованиям; |
Управление по работе с кадрами совместно с линейными |
|
- разработка рекомендаций по оптимизации численности сотрудников на основе показателей экономической целесообразности |
||
2. |
Разработка требований к сотрудникам Банка: |
|
- составление профессиограмм (описание психологических и профессиональных требований к основным банковским специальностям, перечень функций, выполняемых в рамках той или иной должности, с указанием их относительной значимости); |
Управление по работе с кадрами совместно с начальниками Управлений и Служб |
|
- подбор комплекса психологических тестов по основным банковским |
||
3 |
Мониторинг рынка специалистов и уровней оплаты труда |
|
- анализ изменения уровня оплаты и условий труда банковских специалистов на рынке и разработка рекомендаций по оптимизации заработной платы сотрудников; |
Управление по работе с кадрами |
|
- создание и ведение базы резюме специалистов в соответствии со штатным расписанием и структурой Банка; |
Управление по работе с кадрами |
|
- создание автоматизированной системы, поддерживающей банк данных о кандидатах с возможностью выборки по факторным запросам |
Управление по работе с кадрами |
|
4. |
Подбор персонала |
|
Поиск специалистов вне Банка по текущим заявкам и на перспективу в - использование собственной базы данных; - реклама о наборе в СМИ, в том числе на сайте в Интернете; - установление рабочих контактов с вузами; - организация стажировок выпускников вузов с целью последующего отбора |
Управление по работе с кадрами |
|
- первичный отбор кандидатов на работу на конкурсной основе с учетом их профессиональных качеств и психологических особенностей |
Управление по работе с кадрами |
|
4.1. |
Психологическая и профессиональная оценка кандидатов |
|
- комплексное профессиональное и психологическое тестирование кандидатов на работу и работающих сотрудников (определение личностных особенностей, оценка уровня интеллекта); |
Отдел развития |
|
- представление руководителям результатов тестирования и рекомендаций по методам построения эффективных взаимодействий с сотрудником |
||
4.2. |
Адаптация новых сотрудников |
|
Подготовка брошюры "Введение в корпоративную культуру"для сотрудников с отражением следующих моментов: - история Банка; - требования к сотрудникам; - рекомендации по повышению эффективности работы и т.п. |
Управление по работе с кадрами совместно с Управлением |
|
- разработка методических материалов по адаптации сотрудников для руководителей |
Управление по работе с кадрами |
|
- консультации руководителей по вопросам адаптации персонала |
||
- оценка прохождения сотрудниками испытательного срока |
Совместно с руководителями подразделений |